|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура России в XIX вНеобычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. В общественные процессы втягивались новые социальные слои. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и, в связи с этим, имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г., связанный с ней мощный всплеск патриотизма. Для художественной культуры первой половины XIX в. по сравнению с предшествующим временем характерны были быстрая смена идейно-художественных направлений и одновременное существование разных художественных стилей (романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм). Ведущим направлением художественной культуры первых десятилетий XIX в. был романтизм. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждению сильной, свободной личности. В русской литературе возникновение романтизма неразрывно связано с именем В.А. Жуковского. Его баллады («Людмила», «Светлана» и др.) пробудили интерес образованной части общества к народному фольклору и праздникам. Ранние произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова - «Руслан и Людмила», «Медный всадник», «Мцыри», «Демон» - также написаны в романтическом ключе. Однако наиболее ярко русский романтизм проявился в живописи (О.А. Кипренский, А.О. Орловский, С.Ф. Щедрин и др.). Герои портретов О. Кипренского словно являются отсветом идеального мира (Е.П. Ростопчина, Е.С. Авдулина, А.С. Пушкин, Давыдов и др.). Портрет А.С. Пушкина, написанный по инициативе А.А. Дельвига, - одно из лучших изображений великого поэта, озарившего своим именем целую эпоху в жизни России. С романтизмом тесно переплетается искусство В.А. Тропинина, «последнего сына XVIII столетия». В творчестве этого крепостного мастера, получившего «вольную» лишь в 1823 г., своеобразно отразилось неприязненное отношение ко всему официальному, «мундирному». Он создал особый канон, типологическую общность целого ряда портретов, так называемый «халатный портрет». Многие его модели изображены одетыми в домашнее платье, ставшее своего рода символом - «свободная одежда свободного человека» (портреты А.С.Пушкина, Н.А. Майкова, «Гитарист» и др.). На рубеже 1820-1830 гг. русское искусство меняется. Выстрелы на Сенатской площади возвестили о конце целой эпохи. Оптимистическое чувство совершенства мира уходит в прошлое. Творчество К.П. Брюллова, одного из самых блестящих живописце XIX столетия, нельзя уместить в романтические рамки, хотя к этому направлению в искусстве он имеет самое непосредственное отношение. В первой половине XIX в. имя К.Брюллова не сходило с уст современников. Ему подражали, от него ждали неслыханных свершений, а прибывшую из Италии большую картину «Последний день Помпеи» восприняли как чудо. Картины художника, написанные в Италии в начале 30-х гг., полны солнца, радости, являются гимнами во славу красоты человека («Итальянский полдень», «Вирсавия», «Всадница», портреты Ю.П. Самойловой). В 1835 г. Брюллов возвратился в Россию, где был восторженно встречен художественными кругами. Однако «российский период» его творчества неразрывно связан с неприятием николаевского прессинга на общественную жизнь и апатией, что нашло отражение в портретах усталых, погруженных в свои грустные размышления людей («Портрет писателя А.Н.Струговщикова», «Автопортрет». Центральной фигурой в живописи середины XIX в., несомненно, был А.А.Иванов, который окончил Академию художеств с двумя золотыми медалями и был послан на стажировку в Италию. Основной темой творчества художника стала вера в нравственное самосовершенствование человека под влиянием христианских ценностей. 20 лет упорной работы посвятил он созданию главного труда своей жизни - огромной картине «Явление Христа народу». С 40-х гг. XIX в. в русском искусстве, как и литературе, все более распространяется реалистическое направление, с грустной иронией показывающее жизнь «маленьких людей» - мелких чиновников, провинциальных офицеров, старых дев и молодых вдов, молоденьких девушек, насильно выдаваемых замуж за стариков, и промотавших свои состояния небогатых дворян, ищущих богатых невест (П.А. Федотов). Для отечественной литературы первая четверть XIX в. действительно стала «золотым веком». Рядом с А.С. Пушкиным жила и творила целая плеяда замечательных (ныне почти забытых молодым поколением) поэтов - П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, А.В. Кольцов и др. Младшим современником А.С.Пушкина, развившем тему «лишнего человека» в николаевской России, был М.Ю. Лермонтов, чрезвычайно одаренный и рано погибший. Несмотря на дворянское происхождение подавляющего большинства писателей, отличительной чертой русской литературы является ее ярко выраженная социальность, сопричастность общественной жизни. «Повести И. Белкина» А.С. Пушкина, «Шинель» и «Нос» Н.В. Гоголя, «Записки охотника» И.С. Тургенева, стихи Н.А. Некрасова, ранняя проза Ф.М. Достоевского и другие произведения русских писателей привлекали внимание читателей к теме «маленького человека» с его нелегкой житейской судьбой. Неизвестный ранее мир русского купечества открыл читателям и театральным зрителям А.Н. Островский. Центром театральной культуры в Петербурге был Александрийский, а в Москве Малый театры. Драматургия А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и особенно А.Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М.С. Щепкин, долгое время остававшийся крепостным. Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народности и демократизма, также испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин»). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский. Постановка наиболее известной его оперы «Аскольдова могила», созданной по либретто М.Н. Загоскина, состоялась в 1835 г. В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М.И. Глинке. С его именем связанно возникновение русской национальной школы в музыке. Ярким событием в культурной жизни России была постановка его оперы «Жизнь за царя». Вторую оперу М.И.Глинки «Руслан и Людмила», основанную на народных мелодиях и фольклоре, великосветская публика, воспитанная на итальянских традициях, встретила сухо, окрестив ее «кучерской музыкой». В архитектуре в первой половине XIX в. господствовал классицизм Градостроительство в Петербурге в этот период неразрывно связано с именем К.И. Росси. С его творчеством связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. В стиле позднего классицизма (ампира) по проекту Росси были построены здание Сената и Синода, Александрийский театр, Михайловский дворец (ныне - Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый зодчий перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади. В 1819 г. Александр I поручил архитектору реконструировать архитектурный ансамбль Дворцовой площади. К.Росси блестяще справился с поставленной задачей, объединив в единый ансамбль здания Зимнего дворца и Адмиралтейство, принадлежащие разным архитектурным стилям. Дворцовая площадь получила единый парадный фронт застройки и приобрела четкое очертание. Последним шедевром зодчего явился Театральный ансамбль, в центре которого находится Александрийский театр. Для московского классицизма, в отличие от Петербурга, характерны отдельные здания, поскольку трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоениями разных эпох. Даже пожар 1812 г. не смог нивелировать традиционное разностилье московских улиц и живописную хаотичность застройки. В Москве работали знаменитые архитекторы классицизма О.И. Бове и Д.И. Жилярди. Первая четверть XIX в. характеризуется как время поисков новых форм обучения молодежи. Параллельно с реформированием системы государственного управления, правительство Александра I осуществило важные преобразования в сфере народного образования. Создание в разных городах России университетских центров положительно повлияло на развитие науки. Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н.И.Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии. Это открытие ученого создало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики. Развитию технической мысли способствовал быстрый рост промышленности. В области электротехники физик, академик Петербургской академии наук В.В. Петров, продемонстрировав в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавления металлов. П.Л. Шиллинг в 1832 г. сконструировал в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С. Якоби успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П.П. Аносов, открытия которого положили начало металлургии высококачественной литой стали и позволили возродить утерянный секрет изготовления булата. В 30-е гг. на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е.А и М.Е. Черепановыми (отец и сын) была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского университета Н.Н. Зинина и A.M. Бутлерова связано создание русской химической школы, давшей науке многих талантливых исследователей. Русская наука первой половины XIX в. достигла значительных успехов в развитии медицины, в частности, в хирургии. Н.И. Пирогов, профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил эфирный наркоз при операции на поле боя, а также предложил использовать неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н.И. Пирогова «Топографическая анатомия» получил мировую известность. Важным событием не только в исторической науке, но и в общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, вышедшие в свет в 1818г. Отмена крепостного права в России вызвала «цепную реакцию реформ», затронувших многие стороны жизни общества. Большие изменения произошли и в культуре России, которые кратко и емко можно охарактеризовать словом «демократизация». Прежде всего эти тенденции коснулись системы народного образования в стране. Сеть начальных школ, делившихся на земские, церковно-приходские и народные училища Министерства народного образования, постепенно росла, что существенно повысило грамотность населения Центральной России (если в 1860 г. она составляла 6%, то в 1897 г. - 21%). Значительную роль в распространении образования сыграли различные общественные организации (народные дома, воскресные школы для рабочих, различные общества), а также земства, библиотеки и культурно-просветительская работа более 80 музеев, созданных в стране. Развитие грамотности было бы невозможно без массового издания книг, журналов и газет (к концу века в стране издавалось 105 ежедневных газет). Издательства И.Д.Сытина, А.С.Суворина, товарищество «Посредник» издавали много книг по низким ценам, ориентированных на широкого читателя. Процессы, происходящие в сфере образования, во многом были связаны с тем обстоятельством, что социальная база формирования интеллигенции значительно расширилась за счет притока в нее выходцев из непривилегированных сословий, в том числе и крестьян (к концу века в России обучались около 30 тыс. студентов и 180 тыс. юношей проходили курс обучения в мужских средних учебных заведениях). Интенсивно развивалось женское образование (75 тыс. девушек являлись ученицами гимназий и епархиальных училищ и студентками женских курсов и институтов). Быстрыми темпами шло развитие науки. Во второй половине XIX в. ряд научных открытий получили мировое признание. Изменилось само место науки в обществе: под влиянием потребностей развития промышленности она стала активно отвечать на запросы производства. Это обстоятельство вызвало быстрый рост не только фундаментальных, но и прикладных научных исследований. Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-химиков Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова. Составленная Д.И. Менделеевым на основе открытия им периодического закона химических элементов таблица позволила ему описать еще неизвестные науке элементы, существование которых подтвердили дальнейшие открытия ученых в XX в. Академик A.M. Бутлеров создал теорию химического строения, ставшую фундаментом современной органической химии. Мировое шачение имели научные исследования физика А.Г. Столетова в области электричества и магнетизма, изобретение дуговой лампы инженером П.Н. Яблочковым, электрической лампы накаливания электротехником А.Н. Лодыгиным, радио - профессором А.С. Поповым и др. В пореформенной России создались реальные возможности для развития естественных наук, более того, отечественные ученые (К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, Н.В. Склифософский и др.) во многом опередили развитие мировой науки. Физиолог И.М. Сеченов - основоположник русской физиологической школы, исследовал рефлексы головного мозга. Микробиолог И.И. Мечников за разработку теории фагоцитоза в 1908 г. был удостоен Нобелевской премии. В области литературы, живописи и музыкального искусства также произошли эпохальные события, обогатившие не только русскую, но и мировую культуру. Изобразительное искусство и архитектура переживали острый кризис, вызванный усталостью от классицизма (в живописи - академизма), стиля, господствовавшего в культуре России в первой половине XIX в. Современников стало угнетать однообразие зданий с колоннами. «Неужели все то, что встречается в природе, должно быть непременно только колонна, купол и арка?» - риторически спрашивал Н.В. Гоголь. В середине - второй половине XIX в. все большее распространение получает новый стиль - эклектика, от греческого «эклего» (выбор). Для него характерны соединение элементов различных стилей (древнерусского, готики, классицизма) в одном произведении или ансамбле. Родоначальником официально признанного «русско-византийского стиля» - направления в эклектике, сумевшего наиболее полно выразить идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада - «православие, самодержавие, народность», - стал архитектор К.А. Тон (1794-1881), создатель храма Христа Спасителя в Москве. Принципы демократизации культуры ярко проявились и в живописи. К середине XIX в. петербургская Академия художеств формально оставалась центром художественной жизни страны. За сто лет своего существования, вырастив целую плеяду замечательных художников, она превратилась в достаточно консервативное учреждение с устаревшими нормами эстетики и методами преподавания, требующими подражания классическим образцам и не допускающими свободы творчества. В ноябре 1863 г. в знак протеста против административного диктата руководства Академии художеств 14 ее выпускников во главе с И.Н. Крамским отказались писать дипломную работу на заданную тему из скандинавского эпоса. Они потребовали свободы в выборе темы, что давало художникам возможность не только проявить свою творческую индивидуальность, но и отражать повседневную жизнь различных сословий страны. Совет академии отказал выпускникам в их просьбе, расценив ее как бунт против академических порядков, и исключил молодых людей из учебного заведения. Число сторонников нового реалистического направления быстро росло. Первая же выставка передвижников в 1871 г. стала началом успешного сотрудничества художников с московским коллекционером П.М. Третьяковым. Он приобрел для своей коллекции картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н. Ге, а также «Майскую ночь» И.Н. Крамского и статую «Царь Иоанн Грозный» М.М. Антокольского, и до конца своей жизни оказывал передвижникам содействие. Передвижники работали в различных жанрах живописи: портретной, жанровой, пейзажной, исторической. В состав Товарищества в разные годы входили A.M. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.М. Максимов, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко. В выставках передвижников принимали участие скульптор М.М. Антокольский, художники В.В. Верещагин, К.А. Коровин. Членами Товарищества являлись также известные украинские, армянские, латышские, мордовские, эстонские художники: К.К. Костанди, П.А. Левченко, В.Я. Суреньянц, К.Ф. Гун, Е. Дюккер. Новая эстетика, провозглашенная передвижниками - «Искусство должно быть книгой, понятной неграмотному народу», - повлияла на демократизацию культуры и вызвала сходные процессы в музыке. Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная школа, основателем которой был М.И.Глинка. Организатором нового творческого объединения композиторов, получившего название «Могучая кучка», стал М.А. Балакирев. В объединение вошли А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. Композиторы «Могучей кучки» вывели на сцену мощные хоры певцов, создав русскую национальную оперу («Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Царская невеста» и «Псковитянка» Римского-Корсакова), проделали огромную работу по собиранию и обработке русских народных песен. Оперные шедевры композиторов «Могучей кучки», как и музыкальные произведения П.И. Чайковского, вошли в сокровищницу мировой культуры. Вторая половина XIX в. стала переломной и для русского театра. Потеснив западноевропейских авторов, в репертуаре театров прочное место заняли пьесы А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, позднее А.П. Чехова и М. Горького. Несмотря на демократизацию репертуара столичных и провинциальных театров, среди московской творческой интеллигенции созрело желание иметь независимый от правительственной опеки театр. В октябре 1898 г. стараниями К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (на средства мецената СТ. Морозова) открывает свои двери новый Московский Художественный театр (МХТ). В русской литературе на первый план выдвигается тема личности в условиях пореформенной России, соотношение «человеческого в человеке». Романы Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот»), Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), произведения Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Соборяне», «Леди Макбет Мценского уезда»), рассказы А.П. Чехова и других русских писателей второй половины XIX в. следовали лучшим гуманистическим традициям не только национальной, но и мировой культуры. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие социальные и политические последствия промышленного переворота вы можете назвать? 2. Перечислите главных соперников Англии в борьбе за колонии в Азии и Африке. 3. Перечислите основные причины франко-прусской войны и ее последствия. 4. Какие требования выдвигались либералами в середине и в конце ХIХв.? Сравните реформаторские замыслы М.М. Сперанского и Екатерины II. Что между ними общего, в чем заключались отличия? 5. Чем объяснить колебания правительства во внешней политике России в начале царствования Александра I? 6. Почему война 1812 г. носит название «отечественной»? Какими факторами определяется характер войны? 7. Какие цели ставили перед собой декабристы? Перечислите основные программные положения «Конституции» Н. Муравьева и «Русской Правды» П. Пестеля (государственное устройство,форма правления, крестьянский и национальный вопросы). 8. Почему комитеты, разрабатывавшие проекты отмены крепост 9. Раскройте содержание понятия «восточный вопрос во внешней 10. Определите по карте территории, вошедшие в состав Российской империи в первой половине XIX в., а также районы военных действий, раскройте особенности вхождения различных регионов Кавказа в состав России. 11. Что общего было в воззрениях западников и славянофилов, а в чем они были непримиримы? 12. Перечислите основные положения «теории официальной народности». Кто участвовал в ее разработке? 13. Поясните суть фразы: «Александр И, опираясь на либеральную бюрократию, провел реформы, своего рода «революцию сверху». Чем «революция сверху» отличается от народной революции? 14. Определите прогрессивные черты крестьянской, земской, городской, судебной, военной реформ. 15. Определите социальные корни идеологии народничества. 16. Чем вызвана политическая изоляция России после Берлинского конгресса 1878 г.? 17. Перечислите основные пункты программы промышленной модернизации страны, разработанной СЮ. Витте 18. В чем проявились черты демократизации культуры России после реформ Александра II? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |