|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Арифметические операции и выраженияНад переменными целого типа можно выполнять арифметические операции. С операцией сложения и умножения вы уже познакомились. Следующий пример демонстрирует использование других арифметических операций с целочисленными переменными. Пример 3. Операции с целочисленными переменны ми program Cel_operac; var A,b,c:integer; Begin a:=13; {a и b – исходные данные} b:=5; c:= a - b; {вычитание} writeln('a-b=',c); {вывод на экран монитора результата вычитания} c:=a * b; {умножение } writeln('a*b=',c); {вывод на экран монитора результата умножения} c:=a div b; {деление нацело (вычисление целой части от деления а на b)} writeln('a div b=',c); {вывод на экран монитора частного от деления нацело а на b} c:=a mod b; {вычисление остатка от деления а на b} Writeln ('a mod b=',c); {вывод на экран монитора результата – остатка от деления а на b} end. В результате выполнения программы на экране монитора в «окне вывода» появится следующая информация о выполнении арифметических операций: a-b=8 a*b=65 a div b=2 a mod b=3 Многие вычисления с целочисленными переменными выполняются с помощью вызова встроенных в язык программирования арифметических функций. Такие функции называются стандартными. Рассмотрим некоторые из них. Пример 4. Демонстрация стандартных арифметических функций с целочисленными переменными program func_int; var A,b,c:integer; Begin a:=-9; {исходные данные} b:= abs(a); {функция abs(a) вычисляет абсолютное значение переменной a, то есть модуль a и присваивает его значение переменной b)} writeln('b=’,b); {вывод на экран монитора значения переменной b – результат вычисления абсолютного значения переменной a} c:= sqr(b); {функция sqr(b) возводит в квадрат значение переменной b и присваивает его переменной c} writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения переменной c - результат возведения в квадрат переменной b} end. Результат выполнения программы: b=9 c=81 3.3.2 Работа с переменными вещественного типа Над переменными вещественного типа (также как и над переменными целого типа) можно производить арифметические операции и применять к ним стандартные арифметические функции. Но эти переменные имеют свои особенности. Следующие примеры демонстрирует использование арифметических операций и встроенных стандартных арифметических функций с переменными вещественного типа. Пример 5. Операции с вещественными переменными Program real_operac; Var a,b,c: real; {описание вещественных переменных} Begin a:= 15.5; {присваивание значения переменной a } b:= 3.2; {присваивание значения переменной b } c:=a + b; writeln ('a+b=',c); c:=a - b; writeln ('a-b=',c); c:=a * b; writeln ('a*b=',c); c:=a / b; {/ - операция деления} writeln ('a:b=',c); end. Результат выполнения программы: a+b=18.7 a-b=12.3 a*b=49.6 a:b=4.84375 Важно помнить: В десятичных дробях на языке программирования целая часть числа отделяется от дробной части точкой. Пример 6. Демонстрация стандартных арифметических функций с вещественными переменными Program func_real; Var a,b: real; {описание переменных} Begin a:=4.0; b:= sqr(a); {функция sqr возводит в квадрат число а и полученное значение присваивает вещественной переменной b } writeln ('a*a=',b); {вывод значения переменной b } b:= abs(-a); {присваивание переменной b значения модуля а } writeln ('|-a|=',b); {вывод на экран монитора значения переменной b } end. Результат выполнения программы: a*a=16 |-a|=4 Важно помнить: аргументы функции всегда пишутся в скобках. В качестве аргументов могут быть выражения, например: abs (b*b-4*a*c). Запись математических выражений в Паскале имеет свои синтаксические правила и приоритеты вычислений. Например, нельзя писать выражения в виде обыкновенных дробей («многоэтажные» записи запрещены). Запись 4ас Паскаль тоже не понимает, операцию умножения опускать нельзя: следует писать 4*а*с. Выполнение каждой операции в выражениях происходит с учетом ее приоритета. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |