|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РеформыАлексей Михайлович с целью ликвидации социальной напряженности и упорядочивания управления государством предпринимают реформу законодательства. В 1649 году обнародовали Соборное уложение, новый законодательный кодекс, закрепивший статус, обязанности и привилегии основных сословий, усилившее вес и роль служивших слоев. Белые слободы церкви и бояр были ликвидированы, но крестьяне прикреплялись к земле, Урочные лета были отменены, помещики получили право сыска беглых крестьян и возврата их без срока давности.
Билет 17. Народные движения середины и второй половины ХVII в. Раскол в Русской Православной Церкви.Восстание Степана Разина XVII столетие вошло в историю как «бунташное время», период резкого обострения классовой борьбы. Причины роста народных выступлений. Усиление крепостного гнёта, рост повинностей. Введение бессрочного сыска беглых крестьян. Рост налогов на нужды армии из-за многочисленных войн. Злоупотребления власти, алчность чиновников. Конфликт «белых» и «чёрных» слобод. В городах существовали «чёрные» слободы, жители которых несли государственное тягло, и «белые» слободы, принадлежавшие местным феодалам, не несшие государственного тягла. Многие тяглецы из «чёрных слобод» уходили в «белые» слободы, а их доля налогов распределялась среди оставшихся. «Белые» слободы были ликвидированы Соборным Уложением 1649 г. Всё население стало тяглым. «Соляной бунт» 1648 г. Глава правительства боярин Б.И. Морозов решил пополнить пустующую государственную казну заменой прямых налогов (очень разорительных) косвенными. В 1646 г. правительство обложило дополнительной пошлиной соль, увеличив её цену в 7 раз. В 1648 г. в Москве вспыхнул бунт. Народ пытался подать царю Алексею Михайловичу челобитную, но стрельцы разогнали толпу. Народ растерзал наиболее ненавистных чиновников – главу Земского приказа Л. Плещеева, главу Пушкарского приказа П. Траханиотова, автора соляного налога дьяка Н. Чистóго и купца В. Шорина. Восставшие потребовали выдать на расправу Б. Морозова, но царь «отмолил» своего воспитателя и отправил его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Бунт привёл к экстренному созыву Земского собора. «Хлебные бунты» вспыхнули в 1650 г. в г. Устюге Великом, Пскове, Новгороде, Курске из-за резкого подорожания хлеба. Причина: русские хлебные запасы были вывезены в Швецию в счёт уплаты долгов. «Медный бунт» 1662 г. В XVII в. выросли налоги на нужды армии из-за войн со Швецией и с Польшей. Стремясь выйти из финансового кризиса, правительство с 1654 г.увеличило выпуск медных денег. Доверием медные деньги не пользовались, их часто подделывали. Серебряные деньги исчезли, а государство налоги принимало только ими. Началась инфляция, медные деньги обесценились. В 1662г. вспыхнул «Медный бунт». Вызванные царём стрельцы погнали толпу к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены. Мятежников, виновных в «заговоре и скопе», четвертовали и повесили. В отличие от Соляного, Медный бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось использовать стрельцов против народа. Чеканку медных денег прекратили. Церковная реформа 1653 г. Раскол Русской Православной Церкви. 1. Причиныреформы: 1. В богослужебных книгах за века накопились разночтения. Требовалась их унификация (единообразие). 2. Разногласия в церковных обрядах также требовали унификации. 3. Низкий уровень грамотности и не слишком высоконравственное поведение церковнослужителей, что стало предметом сатиры XVII в. Соборное Уложение 1649 г. ограничило рост церковного землевладения и урезало иммунитетные права монастырей. В 40-е гг. XVII в. в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифáтьевым. Члены кружка Никон, Иван Неронов, Фёдор Ртищев,Аввакýм Петров и др. стремились поднять нравственность священников, противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь. Их поддержал царь Алексей Михайлович. Однако разногласия возникли при выборе образцов, по которым надлежало производить исправления церковных книг. Аввакум считал, что за основу нужно взять древнерусские книги. Никон был за греческие (византийские) оригиналы, что соответствовало концепции «Москва – третий Рим». Никон (вмиру мордвин Никита Ми́нов) (1605–1681) прославился аскетизмом и подвижничеством, жил в скиту на Белом море. Никон, обладая непреклонным характером, имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особенным) другом». Став в 1652 г. патриархом, Никон с 1653 г. приступил к реформе. Против «никониан» выступили Аввакум Петров (1621/1622–1682 гг.) ,Иван Неронов (1591–1670 гг.), боярыня Феодосия Морозова и её сестра княгиня Евдокия Урусова. Они были сосланы и умерли в земляной тюрьме в г. Боровске. На церковных соборах 1654, 1656, 1658 гг. противники реформы были обвинены в расколе, отлучены от церкви и преданы проклятию. Церковный собор 1666–1667 гг. обязал сжигать «раскольников». И. Неронов на этом соборе раскаялся и был прощён. Лидер раскола протопóп Аввакýм Петров (Петрович), бывший старший священник г. Юрьевец-Повольский (ныне в Ивановской обл.), талантливый публицист и проповедник, 15 лет провёл в ссылке в земляной тюрьме в г. Пустозёрске, где создал своё знаменитое «Житие». Аввакум в 1682 г. написал резкое письмо царю Фёдору Алексеевичу и был сожжён Обряды никониан и старообрядцев
Соловецкое восстание («сидение») 1668–1676 гг. В Соловецком монастыре отбывали ссылку более 100 противников никоновской реформы, а также сподвижники Степана Разина, крестьяне, посадские люди. Они захватили власть в монастыре. Карательное войско (1 тыс. чел.) во главе со стрелецким сотником Чадуевым осадило монастырь. Оборону монастыря возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло не только религиозную, но и социальную окраску. Защищая старую веру, народ выражал протест и против социальной эксплуатации. После 8 лет осады монах-перебежчик Феоктист указал стрельцам тайный проход в стене. Монастырь был взят, его защитники перебиты. Из 500 человек в живых осталось 60. Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона. Патриарх Никон подчёркивал превосходство духовной власти над светской: «священство выше царства», поскольку патриарх представляет Бога, а светская власть – от Бога. Это привело к конфликту. В 1658 г. царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Никон заявил, что не желает быть патриархом в Москве, и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Церковный собор 1666–1667 г. поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никона сослали вначале в Ферапонтов, а затем – в Кирилло-Белозерский монастырь. Церковная власть подчинилась царю. Восстание Степана Разина (1670 – 1671 гг.) .Причины: -закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.; -избыток на Дону беглых крестьян; - недовольство народов Поволжья государственным гнётом. Крымское ханство перегородило р. Дон цепями, донские казаки лишились выхода в Азовское море, «походы за зипунами» в этом направлении прекратились. В 1666 г. казачий атаман Василий Ус с отрядом направился на Москву, грабя вотчины и поместья. Ус дошёл до Тулы, но отступил на Дон перед царской армией. Казачий атаман, уроженец станицы Зимовейской Степан Разин (ок. 1630–1671) в 1667–1669гг. совершил дерзкий поход «за зипунами» в Персию, опустошил побережье Каспийского моря, разбил персидские армию и флот. Затем Разин захватил Яицкий городок, разграбил караван судов царя, патриарха и купца В. Шорина. Весной 1670 г. Разин напал на русские земли. К нему примкнул Василий Ус. Разин рассылал «прелестные письма» (агитационные послания) с призывом к походу на бояр и дворян. Для привлечения народа Разин распустил ложный слух о том, что в его войске находятся царевич «Алексей Алексеевич» (сын царя, уже умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Главной целью похода была Москва, маршрутом – Волга. Повстанцы взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск. Уничтожая бояр и дворян, они вводили казацкое самоуправление. Для подавления восстания царь направил 60-тысячное войско воевод Ю. Долгорукого и Ю. Барятинского. Они сурово карали восставших, повсюду стояли виселицы с повешенными. В октябре 1670 г. под Симбирском разинцы потерпели поражение. Раненый атаман бежал на Дон, в Кагальницкий городок. Однако домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, выдали Разина. После жестоких пыток летом 1671 г. его четвертовали в Москве. Фрол Разин, увидев муки брата, в ужасе выкрикнул «Слово и дело государево!». Его увели из-под топора палача, пытали, выясняя, где спрятаны награбленные сокровища, и казнили пять лет спустя в 1676 г. Причины поражения Степана Разина: -царистский характер восстания. Крестьяне верили в возможность улучшения жизни при новом «добром царе» (наивный монархизм);-стихийность, разрозненность и локальность движения; -слабое вооружение и плохая организованность повстанцев. Таким образом, народные движения XVII в., с одной стороны, играли роль ограничителя эксплуатации феодалов. Но, с другой стороны, подавление этих восстаний приводило к укреплению государственного аппарата, ужесточению законодательства.Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа Степана Разина неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию государства Билет 18.Культура В начале XVI века в России резко возрастает интерес к чтению. Стремясь удовлетворить этот интерес и направить его в нужное русло, митрополит Макарий создает «Великие Четьи Минеи». «Четьи» – книги, предназначенные не для церковной службы, а для чтения. «Минеи» – сборники произведений, распределенных для ежедневного чтения. Выдающимся памятником литературы XVI века стал «Домострой» Сильвестра. Важным достижением стало начало книгопечатания. Первая типография была открыта около 1553 года, но имя печатника не известно. В 1563 – 64 годах работает типография Ивана Федорова, которого и принято считать первопечатником. Первая печатная книга на Руси – «Апостол». Одной из основных тенденций в развитии культуры XVI века стало обмирщение или секуляризация, т.е. усиление в культуре светских начал. Одним из проявлений этого процесса становится возникновение русской публицистики. Конец XV-начало XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение жидовствующих, направленное против официальной церкви. В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировались два течения: нестяжательство, вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Бассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием; и иосифлянство во главе Иосифом Волоцким, выступавшие за материально сильную церковь. Нестяжатели были осуждены Стоглавым собором как еретики. Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее Возвышения: стал белокаменный Кремль (1367 г.). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй пол. XV-начале XVI в. Итальянскими мастерами П. А. Солари и А. Фиораванти возводятся новые кирпичные стены Кремля – из красного кирпича, длинной более 2 км, с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор, мастера Солари и Руффо вместе с псковскими строителями возводят Благовещенский собор. Таким образом, складывается ансамбль Грановитой палаты. Наиболее ярким признаком архитектурных памятников XVI века является шатровый стиль. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана IV. Вершиной же русского зодчества XVI в., является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого). Построен мастерами Бармой и Постником. В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название строгановской школы.
Культура XVII века XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.). Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы. В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением. При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты». Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона,«Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича. Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола. Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира. Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям. Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике»), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче»), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная»). Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу.
Билет 19. Петровская модернизация:сущность и значение. Петр I Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |