|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура начала ХХ векаКрупнейшие достижения начала века в области естественных наук связаны с именами физика П.Н. Лебедева (экспериментально доказал существование давления света, заложив основы разработки теории относительности, квантовой теории и астрофизики), физиолога И.П. Павлова (создал учение об условных рефлексах, первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии), основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского, И.И. Мечникова (удостоен Нобелевской премии в 1908 г. за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний), ученого-энциклопедиста В.И. Вернадского (заложил основы новых наук — биохимии, биогеохимии, радиогеологии). Значительный вклад в развитие философской мысли внесли Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, П.Б. Струве. В 1909 г. вышел в свет сборник их статей - «Вехи», в котором они размышляли о возможности и необходимости революции в России и о роли в ней русской интеллигенции. Завершили работу над своими курсами лекций крупнейшие историки начала века: В.О. Ключевский («Курс русской истории»), П.Н. Милюков («Очерки по истории руссойкультуры»), С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский. Популярные издательства А.С. Суворина и И.Д. Сытина выпускали учебную, художественную и научно-популярную литературу по доступным ценам. Кризисные явления заметно проявляются в русской литературе, в которой, как и в духовной культуре вообще, господствует декаданс (настроение общего упадка и уныния). Мастера реалистического направления – И.А. Бунин, А.И. Куприн, А. М. Горький – создают великолепные по форме произведения, которые, однако, становятся все более мрачными и тревожными по содержанию. В конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, враждебные реализму, – символизм (Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З. Гиппиус) и акмеизм (А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилев) и т.д. Поэты и прозаики этих направлений стремились уйти в своих произведениях от беспросветной реальности к абстрактным символам или экзотике дальних стран. Новации в театральном искусстве связаны с открытием в 1898 г. Московского Художественного театра, созданного по инициативе К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Здесь впервые осуществилась на практике система режиссуры Станиславского. С 1907 г. русские театральные сезоны в Париже начал организовывать С.П. Дягилев, ставший одним из популяризаторов русского балетного искусства. Выдающимися мастерами оперного искусства были Ф.И. Шаляпин и Л.И. Собинов. В эти годы берет свое начало русский кинематограф. Первым русским кинопредпринимателем был А. А. Ханжонков, первыми игровыми отечественными кинофильмами — «Пиковая дама» и «Отец Сергий» режиссера Я. А. Протазанова. С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется в русской живописи – в полотнах В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля («Демон», «Пан»). Движение передвижников в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства». Его члены (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст), отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали стремиться к «чистой красоте» – совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть мирискусников вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. «Союз русских художников» (И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов).
Билет 36. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |