|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура второй половины XIX вОснову среднего образования по-прежнему составляли гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в университет давали только гимназии. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские) курсы, положившие начало высшему женскому образованию. Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся ученых. В области математики продолжали свои работы П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, С.В. Ковалевская (первая в мире женщина-профессор математики). В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Крупные научные открытия были сделаны в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением научной деятельности А.С. Попова было изучение электромагнитных явлений, ее итогом стало изобретение радио. Большое значение для становления авиастроения и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных аппаратов (самолетов) были произведены А.Ф. Можайским. Биологические науки в этот период развивались под влиянием эволюционного учения. Работы И.И. Мечникова по эволюционной эмбриологии, патологии и иммунологии были признаны учеными всего мира. У истоков отечественной физиологической школы стоял И.М. Сеченов. Одним из направлений его научной деятельности было изучение психики человека. И.П. Павлов осуществил широкие экспериментальные исследования в области высшей нервной деятельности и сформулировал основные положения теории условных рефлексов. Развитие агрономической науки связано с именами В.В. Докучаева (основоположник современного почвоведения) и К.А. Тимирязева (исследователя физиологии растений). Появляются новые обобщающие труды по русской истории: 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева и «Курс русской истории» его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки как С.Ф. Платонов и М.Н. Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по всеобщей истории. Русские географы и путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты. Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П. Семенов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого океана. Основным процессом, происходящим в российской литературе и искусстве этого периода стала демократизация. Художественная культура приобретает более простой, общедоступный характер. Вторая половина XIX в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Е. Салтыкова-Щедрина, А.А. Фета и многих других оказало огромное влияние на русскую и мировую литературу. В живописи, как и литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов – И.Н. Крамской (портрет Л.Н. Толстого), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), В.И. Суриков («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком»), выступавших против «академизма» в изобразительном искусстве. По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермак», «Нестор-летописец», «Иван Грозный». По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник «Тысячелетие России». Микешин являлся также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову – в Пятигорске). Использованием народных мотивов отличалось в эти годы музыкальное искусство. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А.С. Даргомыжского («Русалка»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов»), Н.А. Римского-Корсакова («Царская невеста»), А.П. Бородина («Князь Игорь»), составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка». Наиболее популярным в эти годы было творчество П.И.Чайковского, создавшего выдающиеся оперные («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балетные («Лебединое озеро», «Щелкунчик») и симфонические (1-й Концерт для фортепиано с оркестром) произведения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика (совмещение в одном произведении признаков разных стилей). Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Примерами данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев). Для самых широких слоев русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актерском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актеры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |