|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и сущность государства и праваОтвет: Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства. В современной отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах. Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью. Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле). Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения. Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый. Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии». Отдельно взятые, классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый, например: с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Или сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических - классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциальной одновременно. Государство характеризуется следующими признаками: 1. Публичная политическая власть – нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Ей нередко придают первостепенное значение, называя аппарат управления вместе с аппаратом принуждения – армия, милиция, разведка, контрразведка, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, колоний и т.п.) 2. Административное деление – это система территориальных регионов, в рамках которых образуются и функционируют местные органы государственной власти, управления, судебные и другие органы. Административно-территориальные единицы – это структурные части (элементы) административно - территориального устройства, которые не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Единицами административно - территориального устройства являются: район, город, район города. Принято выделять следующие признаки административно – территориального устройства: 1)социально-экономический (учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также специфики традиционной занятости населения); 2)географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности); 3)демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц); 4)исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта). Т.о. вся территория государства разбивается на ряд административно – территориальных единиц. В разных странах они называются по разному: округа, края, дистрикты, графства, районы и т.п. Но назначения их и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.3. государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций) и независимость ее на международной арене.Структурные элементы государственного суверенитета:1)самостоятельность и независимость государственной власти;2)верховенство государственной власти на всей территории государства;3)территориальная целостность.Существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом – когда суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, диктующих ему свою волю. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным (на правах победителей) и добровольным (объединения в федерации, по взаимной договоренности).Суверенитет народа – его полновластие, или верховенство, в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития экономики и политики и т.п.Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.4. законодательство – один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти, один из основных методов осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.Сущность государства – это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства дает характеристику кому принадлежит власть, в чьих интересах осуществляется. Современное понимание сущности государства – взаимосвязь двух элементов: общечеловеческого фактора и классовой сущности.В теории государства и права выделяется два подхода, характеризующих суть (тип) государства:1. формационный подход.Определяется характеристикой общественно-экономических отношений, присущих государству того или иного типа.Тип государства – это взятые в единстве наиболее существенные признаки, характерные для множества различных государств и раскрывающие его сущность и экономическую основу.Формационный подход выделяет 4 типа государств: 1)рабовладельческое; 2)феодальное; 3)буржуазное; 4)социалистическое. 2. Цивилизационный подход.Цивилизация – замкнутое состояние общества, обладающее специфическими признаками, отражающими тип культуры, язык, историю, традиции, систему ценностей.Цивилизационный подход выделяет следующие государства:- древневосточные государства (Египет, Месопотамия); - древнеафинское государство (как демократическое);– древнеарийское;- современные государства.Теория выделяет цивилизации:- Древние;- Средневековые;- Новые;- Новейшие. Им соответствуют типы государств:- ранние;- классовые;- политические;- правовые.Выделяются также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.Социальное назначение государства и его функции: Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях- Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:· консервативная,· либеральная,· социал-демократическая и· коммунистическая концепция социального назначения государства.Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.Задачи государства на современном этапе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства.2. обеспечение безопасности и укрепление государства.3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные). Право – это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля экономически господствующего класса или всего общества. Право состоит из юридических норм, то есть общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением. Эти нормы образуют систему, или совокупную связь между собой. Всевозможные нормы права, различаясь между собой, самим своим различием указывают на единство. Они различаются между собой в зависимости от того, к какой отрасли права относятся, в каком правовом акте государства изложены, каким органом изданы и т. д. Но различающиеся нормы права тождественны в том же, в чем они различаются. Они обладают юридической силой, всегда воплощаются в соответствующем нормативно-правовом акте и, наконец, являются общеобязательными правилами поведения. Но это тождество лишь внешнее, то есть то, что лежит на поверхности явления и бросается в глаза. Внутренней общностью, связывающей их в единство, является государственная воля экономически господствующего класса или всего общества, которая представлена, выражена в системе норм права. Эта воля и образует сущность права. Поэтому недопустимо сводить право к системе юридических норм, ибо это субстрат, а не сущность права. Такое явление в науке объясняется тем, что право предстает непосредственно перед исследователем в виде системы юридических норм. И за этой его «осязаемой реальностью» скрывается указанная воля, которая не так видна, как нормы права. Вот и складывается обманчивая видимость, что определение понятия права может быть сформулировано как система общеобязательных правил поведения. Таким образом, государственная воля образует сущность права, которая на поверхности явлений представлена в виде системы юридических норм. Однако не всегда нормы права являются выражением и воплощением этой воли. Такое противоречие обусловлено разнообразными обстоятельствами (перипетиями политического противоборства, несовершенством нормотворческого процесса, социальными потрясениями, компромиссными ситуациями между различными силами, слоями населения и т. п.). В теории же предполагается, что нормы права содействуют собственной сущности, то есть государственной воле соответствующего класса или общества в целом. Там, где нет такого соответствия, от юридических норм отвлекаются, как абстрагируются от плохих произведений искусства, когда ведут речь о шедеврах.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |