|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика жанрово-стилевых особенностей русской литературы первой трети ХХ вПоэзия. Новые жанровые дефиниции. Циклизация (на примере поэзии А. Блока), ролевая лирика А. Ахматовой, М. Цветаевой. Фрагментарно-ассоциативный принцип изображения и восприятия образа в лирике О. Мандельштама. Реалистическая стилевая традиция в лирике И. Бунина. Второе рождение жанра элегии (на примере поэзии С. Есенина). Проза. Отказ от прежних жанровых форм и новые жанрово-стилевые тенденции. Ведущая роль рассказа и «романа малой формы» (от «Огненного ангела» В. Брюсова до «Мы» Е. Замятина). Фрагментарность крупных форм, отказ от единого героя («Россия, кровью умытая» А. Веселого). Возрождение интереса к романной форме с середины 1920-х гг. («Разгром» А. Фадеева, романы К. Федина и Л. Леонова), эпический размах первых книг «Тихого Дона» М. Шолохова. Своеобразие произведений А. Платонова. Драматургия. Многообразие жанрово-стилевых тенденций. Устойчивость реалистических тенденций (М. Горький, А. Найденов, К. Тренев, М. Булгаков) и их индивидуальное своеобразие. Модернистская драма. Зрелищность и массовость футуристических постановок в первые годы советской власти.
Модернизм — новый тип художественного сознания. Восстановление в наши дни объективности по отношению к искусству модернизма. Модернистская идея самодостаточности искусства, творящего свою особую реальность. Художественная картина мира, основанная не на линейной последовательности изображаемого, а на принципе «разбитого зеркала». Новая роль писателя, его взгляд на традицию. Антиномичность модернистской и реалистической позиций в отношении к слову. Культ поэтического слова в модернизме, игра со словом. Основные течения: символизм, акмеизм, футуризм, их краткая характеристика. Модернизм и неореализм. Специфика воплощения социальной проблематики в модернистском и неореалистическом творчестве.
Судьбы реализма на рубеже XIX-ХХ вв. Диалог с классической традицией. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко. Основные тенденции развития творчества реалистов. Писатели круга «Среды» и «Знания» – И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев, Б. Зайцев и др. Основные проблемы, мотивы и образы творчества реалистов рубежа XIX–XX вв. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей. Новое понимание отношений личности и среды, характеров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа, его поискам социальных и духовных истин. Социалистические тенденции в творчестве М. Горького и А. Серафимовича. Идея активного действенного отношения человека к жизни, ее преобразования на социалистических началах. Отход от традиционных форм психологизма. Трансформация представлений о человеческой природе, роли подсознательного в жизни личности. Соотношение национального, социального, общечеловеческого. Активизация в реализме лирического, субъективного начала. Проявление импрессионистических тенденций в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистических – в прозе Л. Андреева. Поиски человеком из народа социальных и духовных истин. Взаимодействие реализма и модернизма в литературе рубежа веков.
Реализм в русской литературе рубежа XIX–ХХ вв. Продолжение лучших традиций и творческих исканий писателей XIX в. в прозе рубежа веков. Александр Куприн (1870-1938) и традиции русского реализма XIX в. (Л. Толстой, И. Тургенев). Проза писателя 1990-х гг. Проблема взаимодействия человека и среды. Социально-психологическая повесть «Молох»: символика названия, особенности конфликта, образной системы (Бобров, Нина Зиненко, Квашнин). Повесть «Олеся»: концепция «естественного человека», интерес к тайнам психики, изображение любви как реализации природной красоты и силы, нравственная высота героини, функции картин природы. Творчество А. Куприна 1900-х гг. Повесть «Поединок»: разоблачение пошлости и губительной власти армейской среды над человеком. Нравственные искания Юрия Ромашова в поединке со средой и самим собой. Тема пробуждения общественного сознания человека. Противоречивость авторской позиции. Романтические тенденции реализма Куприна. Гуманистические идеалы писателя в произведениях о любви («Суламифь», «Гранатовый браслет»).
Русский символизм: общая характеристика. Философские и эстетические истоки символизма (идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Соловьева). Связь русского и западноевропейского символизма. Литературные манифесты символистов: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д. Мережковского, «Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонта, «Ключи тайн» В. Брюсова. «Старшие» символисты: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт. Понятие о символе. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Две концепции искусства в символизме 1990-х гг. XIX в.: символизм как категория мировоззренческая (Д. Мережковский) и литературная школа (В. Брюсов). Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности. Основные издательства символистов. Творчество младосимволистов (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов). Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения младших символистов идей и творчества В. Соловьева. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир. Проблемы народных судеб, взаимоотношения народа и интеллигенции, интеллигенции и революции. Символизм как явление неоромантизма 1900-х гг.
Проза символизма. Оценка прозы символизма в современном литературоведении. Философско-религиозное содержание трилогии Дмитрия Мережковского (1865-1941) «Христос и Антихрист» (образы Юлиана Отступника, Леонардо да Винчи, Петра Первого). Роман Федора Сологуба (1863-1927) «Мелкий бес». Осмысление традиций русского реализма XIX в. (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов). Интертекстуальность, автореминисцентность и признаки символистского романа. Демонизация быта. Образ Передонова. Образ-символ Недотыкомки. Линия Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова — попытка воскрешения дионисийской красоты и полноты жизни. Последовательное разрушение в мире передоновщины начал добра, красоты, истины. Тема безумия и самоуничтожения. Роман Валерия Брюсова (1873-1924) «Огненный ангел». Роман Андрея Белого (1880-1934) «Петербург». Продолжение и развитие классического мифа о Петербурге (Пушкин — Гоголь — Достоевский). Тема первой русской революции и своеобразие ее художественного осмысления. Особенности образной системы (отец и сын Аблеуховы, Софья Лихутина, Липпанченко и др.), структура и стилистика романа. Система символов (Петербург, туман, тень, маска и др.). Значение прозы символистов в русской литературе ХХ в.
Акмеизм: идейно-творческие принципы. Возникновение акмеизма. Основные имена. Эстетические манифесты: «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева, «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого. Отказ от символического двоемирия, возвращение поэтическому слову его предметного значения, установка на «вещное» восприятие мира. Николай Гумилев (1886-1921) как основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сб. «Путь конквистадоров», «Романтические цветы». Книги стихов «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан». Сборник «Огненный столп» как итог творческих исканий поэта. Ролевая лирика. Усиление эпического и философского начал в поэзии. Мотивы странствования, возвращения, покорения пространств. Философия времени, памяти, творчества.
Русский футуризм: основные группировки, идейно-творческие принципы. Футуризм как одно из течений русского литературного авангарда начала ХХ в. Основные группировки:
Эстетические программы футуристов: «Пощечина общественному вкусу» (1912), сборники «Садок судей» (1910), «Дохлая луна» (1913). Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Устремленность русского футуризма к национальной специфике словесного искусства. Разрушение системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык «был частью природы» (В. Хлебников). Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с ее динамикой, безличностью. Словесное экспериментаторство. Концепция словотворчества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |