|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение Соборного уложения: двоякоеОно являлось, во-первых, своеобразным ответом на общественные нужды того времени, шло навстречу требованиям населения в части ликвидации привилегий духовных и светских феодалов. Во-вторых, оно отвечало нуждам усиливавшегося самодержавия. Укрепляя правовые основы государственного строительства и управления, центральное правительство тем самым подготавливало почву для проведения самостоятельной политики, свободной от сословных влияний и капризов придворных кругов. В дальнейшем законодательная деятельность правительства не только не ослабла, но и постоянно нарастала, что свидетельствовало о быстром росте государства и усложнении государственных задач. Новые законодательные акты принимались в развитие положений Соборного уложения и носили название Новоуказных статей. За время правления царя Алексея Михайловича их число достигает более 600. К наиболее важным законоположениям, имевшим характер самостоятельных постановлений, относились следующие: 1) Указ о таможенных пошлинах с товаров 1653 г.и примыкавшая к нему Уставная грамота 1654 г., возникшие из челобитных торговых людей и отражавшие стремление властей упростить и унифицировать взимание таможенных и торговые пошлин в государстве; 2) Новоторговый устав 1667 г., который имел целью повышение статуса российского торгового капитала (документ состоял из 101 статьи, в нем подробно устанавливались правила торговли русских купцов с другими государствами и торговли иностранцев в Московском государстве, предусматривались меры, обеспечивающие защиту торговых людей от судебной волокиты и злоупотреблений администрации); 3) так называемые «Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах» 1669г. представляющие собой переработку и дополнение статей Уложения уголовного характера, и ряд других. 2) Отмирает институт Земских соборов. Как только власть укрепилась и начала постепенно эмансипироваться от влияния на нее со стороны сословий, она перестает пользоваться помощью Земских соборов. Во второй половине ХVII в. перестают созываться Земские соборы. Последний Земский собор полного состава состоялся в 1653 г. Впоследствии цари ограничивались проведением государственных совещаний с представителями отдельных сословий по различным вопросам. В исторической литературе их иногда также называют Земскими соборами. Но с 80-х гг. XVII в. и эти урезанные Земские соборы тоже пере стают созываться. В исторической литературе существует мнение, согласно которому основным виновником в перемене правительственного взгляда на Земские соборы был патриарх Никон, отрицательно отнесшийся к принятому Земским собором 1648—1649 гг. Соборному уложению и даже называвшего этот документ «проклятой книгой», противозаконно установленной вопреки царским намерениям земскими представителями. Поводом для прекращения деятельности соборов стали участившиеся с конца 1640-х гг. предложения с мест о созыве Земских соборов по желанию населения («по челобитным»), что, по мнению правительства, представляло прямую угрозу царскому самодержавию. В этих условиях патриарху Никону не составляло труда склонить царя отказаться от практики созыва Земских соборов, «умаляющих достоинство царское». Во второй половине XVII в. деятельность Земских coборов постепенно затухает. Одним из последних был Земский собор 1653 г., созванный в связи с решением вопроса о присоединении Украины к России и имевший характер общесословного совещания. Хотя и в последующий период власть нередко совещалась с представителями отдельных сословий, они уже не имели ничего общего с сословным представительством в его прежнем значении и их роль в основном была чисто формальной. В 1681—1682 гг., в конце правления царя Федора Алексеевича был созван Земский собор, принявший важное решение об отмене местничества. Однако на этом, собственно, и заканчивается история сословно-представительных органов в России. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |