|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политический кризисТема 5: Кризис российской государственности в период Смутного времени. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного управления в XVII веке 1. Российская государственность в Смутное время: кризис и его преодоление. 2. Государственное управление в первой половине XVII века. Расцвет сословно-представительной монархии. 3. Становление абсолютизма и особенности государственного управления во второй половине XVII в. 4. Формирование государственной службы в России. Полицеистика. 1. Российская государственность в Смутное время: 2. кризис и его преодоление В истории России семнадцатый век – переходный от средневековой Руси к Новому времени: Переходный – всегда сложный: - острейшие противоречия, потрясения во всех сферах жизни общества, особенно в духовной – кризис нравственных основ - распад и восстановление государственности - напряженный поиск новых форм общественного и политического бытия, небывалый национальный подъем, заложивший основы национального возрождения - расцвет и политический финал сословно-представительной монархии и формирование абсолютизма. События конца ХVI - начала ХVII в. вошли в историю России под названием Смутного времени, или Смуты. Современники называли его «великим московским разорением», годами лихолетья. Некоторые исследователи считают возможным говорить об этом времени как о первом опыте гражданской войны в России, расколовшей страну на враждующие стороны и не оставившей никого в стороне от борьбы. Н. А. Бердяев видел в Смуте подтверждение необоснованности национально-религиозного мессианства русского государства, его претензии стать «Третьим Римом». В целом - был глубокий кризис общества и государства, испытание для российской государственности, поставившее под вопрос национальную независимость русского государства. А. Причины Глубочайший кризис поразил все области жизни страны, В целом – многочисленные противоречия, принявшие системный характер: политические, сословные, национальные и др. Политический кризис 1) противоречивость и несформированность новой системы государственного управления, ломка политических устоев, (борьба бояр, новой элиты за власть, формальный характер Земских соборов, слабость местного управления) 2) династический кризис (и непосредственный повод к началу Смуты) → выборный характер власти → десакрализация царской власти → перелом в общественном сознании → вторжение народных масс в политику → отказ повиноваться правительству → смута, бунт. Династический кризис В 1581 г. Иван Грозный в припадке гнева избил своего старшего сына и наследника Ивана, вскоре после этого кончавшегося. В 1584 г., после смерти Ивана IV, престол занял его средний сын Федор, болезненный и безвольный человек. В 1598 г. Федор умер, не оставив наследника. Еще ранее, в 1591 г., в Угличе при не до конца выясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана IV - царевич Дмитрий. Династия Рюриковичей прервалась. Старая династия воспринималась как вечная и тут эта вечность вдруг пресеклась. Смерть Федора Ивановича, означавшая прекращение династии, воспринималась современниками как событие чрезвычайное, как "пресечение многоплодного царского корени", как гибель "дерева, посаженного рукой всещедрого превечного Бога". Русские люди воспринимали себя сиротами, а государство - вдовой или домом, оставленным хозяином: "И бысть плач и рыдание веле в людех, и колебашася людие семо и овамо, аки овца не имеюще пастыря". Монархия – не только форма правления – монархическое сознание народа, мировоззрение, воплощенное в жизни каждой семьи. Выборный характер власти. Еще при жизни Федора Ивановича всю реальную власть сосредоточил в своих руках его шурин боярин Борис Годунов, который после смерти бездетного Федора был избран царем на Земском соборе 1598 года. Именно тогда в связи с прекращением династии был впервые нарушен традиционный порядок передачи власти по наследству. Прекращение династии стало катастрофой для государства, построенного на началах вотчинной монархии. Царь стал выборным, причем он был избран не узким кругом высших лиц государства, а Земским собором, включавшим в себя представителей от дворянства, духовенства и посадского населения. Десакрализация власти. Царская власть в одночасье утратила священный ореол. Отсюда такая вера во всяких лжецарей – лишь бы царская кровь. Русским людям было легче поверить в чудесное спасение царевича Дмитрия, чем принять избранного государя. Поэтому с такой легкостью общество принимало самозванцев, которые на время стали для него суррогатом "природного государя". Те, кто последовательно шел за всеми самозванцами, воспринимали их как одно вполне реальное лицо. Разочаровавшись в отечественных искателях престола, "государского сына" стали искать за границей - в Польше и Швеции. Осознание этого факта произвело переворот в общественном сознании. Русский народ глубоко монархичен, не готов принять выборного царя. Раз царская власть не от Бога и царя можно выбирать, значит, его можно и свергать. Воспринималось в народе как бесчестье власти, явная неправда – убийство царевича Дмитрия – шла весть, обсуждали все + прелесть, соблазн властвования! Перефразируя известную фразу одного из булгаковских героев о том, что "разруха не в клозетах, а в головах", можно сказать, что "нестроение" Русского государства началось в головах людей. Произошло яростное вторжение народа в политику. Именно тогда давно назревавший кризис превратился в "великую разруху". 3) Борис Годунов «не устраивал» никого как царь Хотя новый царь показал себя энергичным и способным государственным деятелем. Он стремился к достижению компромисса с различными слоями феодального класса. Особенно успешной была его внешняя политика: при нем были заключены мирный договор с Крымским ханством и перемирие с Польшей, установлены дружественные отношения с Англией. - Почему? - десакрализация царской власти - Борис Годунов не являлся, с точки зрения современников, «природным царем», а сам факт его избрания на царство, скорее не укреплял, а ослаблял самодержавие. В 1598 году русское общество не было готово к появлению на престоле выборного царя. На Руси таких государей считали второсортными. Его легитимность была немногим выше легитимности самозванцев. - Знать, стремившаяся к ограничению власти монарха в свою пользу, видела в нем выскочку, узурпатора, «рабоцаря». - Крестьянство, связывало с именем Бориса Годунова отмену права перехода в Юрьев день - казачество недовольно наступлением на свои вольности - посадские люди недовольны распространением крепостнических порядков на города увеличением государева тягла Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |