|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начало формирования государственной службы в России9) Начинается процесс формирования органов полиции в системе государственного управления и становление полицейского права. В России направление полицеистики в государственно-управленческой мысли было представлено трудами Ю. Крижанича, автора известного политического трактата «Политичны думы, или Разговоры о владетельству» (1663 г.), обосновавшего принципы «науки об управлении народом», и И. Т. Посошкова, написавшего не менее известный труд — «Книгу о скупости и богатстве» (1726 г.). 10) Получает развитие общественно-политическая мысль в сфере государственного управления. Усиливается влияние западных идей и ценностей в среде прогрессивного, просвещенного русского общества, осознается необходимость и важность использования европейского опыта (научные и практические знания). Начинается процесс секуляризации, обмирщения культуры, в элитарном общественном ее сознании зарождаются и усиливаются идеи десакрализации и рационализации государственной власти. В целом сохраняются традиционные русские ценности и идеалы и противостояние «чуждому Западу». Смута – политическая мысль: Упрощенную схему Смуты можно представить в следующем виде: прекращение династии - новый порядок передачи власти - перелом в общественном сознании - "выброс" масс в политику - отказ от повиновения центральному правительству - "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Не случайно в получившем широкое распространение в русской литературе XVII -начала XVIII века политическом трактате "О причинах гибели царств" было сказано: "Для сохранения и целостности государств необходимо, чтобы не изменялись законы или судебники и государственные постановления, но как можно бережнее хранились, ибо изменение древних и старых обычаев ведет к переменам в государстве. А если уже необходимо изменить какой-либо из обычае; страны, то следует это делать не наспех, а постепенно, чтобы от неожиданных перемен не смутились сердца подданных и чтобы вслед за тем не пришло ъ смятение государство, ибо всякое новое несет государству больше потерь, чем прибыли". В XVII-XIX веках в истории Росси;: еще не раз бывали случаи, когда изменение существующего порядка передачи верховной власти в стране ставило ее на грань серьезного кризиса. И, может быть, память о страшных годах Смуты заставляла искать выход из него, не преступая грань, за которой начиналась большая кровь и гражданская война. 4. Формирование государственной службы в России. Полицеистика. Во второй половине XVII в. закладываются основы для формирования в России государственной гражданской службы как особого вида профессиональной деятельности: 1) 1682 г. – отмена местничества – «демократизация» управления, расширяются возможности участия широких слоев общества в управлении, доступа к государственной службе 2) Создаются условия для руководящей роли дворянства в государственном управлении 3) Юридически закрепляется приказное начало в системе государственного управления, что создавало правовую основу для дальнейшего развития государственной бюрократии (см. особенности приказной системы, например, усложнение структуры приказов) 4) Наряду с coxpанившимися традициями вассальной (преимущественно военной) службы царю растет значение службы как «приказной работы», связанной с выполнением профессиональных обязанностей в государственных учреждениях 5) Укрепление государственного сознания, формируется «современный» взгляд на государственную службу и государственное управление в целом, основанный на принципе общественной пользы, государственного интереса. Но! Наша специфика – фактически этот взгляд продолжает уживаться со старым вотчинным сознанием в силу огромных злоупотреблений государственной властью. Древняя Русь – управление = личная администрация князя, управление носит личный характер – решает дела князя в его интересах. Затем вотчинное сознание – государство = вотчина. Постепенно начинает меняться взгляд на государственную службу, что нашло выражение сначала в сближении, а затем и слиянии (уже при Петре I) понятий «государь» и «государство». Характерно, что уже в Соборном уложении вполне определенно была сформулирована установка на приоритет государственных интересов и необходимость соблюдения, говоря современным языком, принципа беспристрастности в деятельности приказной бюрократии («делати государевы дела, не стыдяся лица сильных»), т. е. тех принципов, которые составляют основу современной государственной службы. Установка на служение «общему благу», службу Отечеству и государству со временем становится основополагающим принципом и основной задачей государственного управления. Этой задаче должна была подчиняться и деятельность приказных служб. 5) Начинает утверждаться принцип комплектования кадров государственных служащих на основе профессиональной (служебной) пригодности. Отмена местничества в 1682 г. – не по знатности происхождения, а по знаниям и способностям. 6) Начинается процесс формирования органов полиции в системе государственного управления и становление полицейского права. Эта тенденция была свойственна большинству европейских государств того времени, приобретавших форму абсолютной монархий. В научной литературе эти новые явления в системе государственной власти и управления обозначаются термином «полицеистика» и связываются с изменением и расширением функций государства в Новое время: в отличие от прежних преимущественно охранительных задач, направленных на обеспечение внешней безопасности, государственная власть сосредотачивается на внутреннем управлении. В целом полицеистика означала переход к правовому регулированию государственного управления, следствием которого было появление во второй половине XVII в. во многих странах Европы-Франции, Пруссии, Австрии) и в России сводов полицейского законодательства. В более узком, прикладном значении полицеистика отождествлялась со всем внутренним (полицейским) управлением в государстве. Своеобразие заключалось в том, что в условиях относительной слабости государственных институтов сформировавшиеся в Европе централизованные государства, стремясь поставить под контроль различные сферы жизни общества, вынуждены были искать опору в развитии полицейского аппарата. При простоте управления, характерной для большинства государств того времени, именно полицейская деятельность должна была компенсировать слабость институциональных оснований государственной политики, а сама полиция отождествлялась не столько с конкретным учреждением, сколько с более широкой функцией государственного управления. Целью полицейской деятельности являлось обеспечение государственной безопасности и благосостояния общества, и поэтому в юридической практике того времени она обозначалась терминами «благочиние» (охрана спокойствия и безопасности в государстве) и «благоустройство» (обеспечение развития народа, его обогащение, умножение, образование, культурный рост). В то же время в условиях нарождающегося абсолютизма, стремившегося выступать по отношению к обществу в роли опекуна, блюстителя общественного порядка и охранителя нравов, функции полиции приобретали неограниченный характер: полиция не только за всем наблюдала, но и беспрепятственно вмешивалась во все сферы жизнедеятельности общества. С целью создания правовой основы для полицейской деятельности государства в большинстве европейских стран была проведена реформа полиции, появились первые полицейские кодексы как законы о благоустройстве и благочинии. В Pоссии значение подобного кодекса имел изданный в 1649 г. при Алексее Михайловиче «Наказ о градском благочинии», устанавливавший нормы, направленные на охрану общественного порядка в столице. Тем самым было положено начало формированию полицейского права в России. Позже, при Петре I учреждаются первые полицейские должности и полицейские учреждении, параллельно с этим, первоначально в западных странах, появляются первые научные труды по полицейскому (государственному) праву, возникает наука о полиции (т. е. о государственном управлении). В России направление полицеистики в государственно-управленческой мысли было представлено трудами Ю. Крижанича, автора известного политического трактата «Политичны думы, или Разговоры о владетельству» (1663 г.), обосновавшего принципы «науки об управлении народом», и И. Т. Посошкова, написавшего не менее известный труд — «Книгу о скупости и богатстве» (1726 г.).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |