|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ускорен процесс смены правящих элитКризис боярской знати: - подрыв экономической силы – разорение, экономический упадок во время Смуты, - потеряли политический вес и авторитет как правящий слой, так как «показали себя не лучшим образом» во время Смуты – грызня, отдали государство полякам, - это свидетельствовало о нравственном разложении Усиление дворянства 6) Усиливаются «демократические» черты в управлении: - проводятся земские собрания А. П. Щапов называл это время временем "народосоветия": "По всей земле на площадях главных областных городов собирались земские люди, горожане и волостные крестьяне со всего уезда и думали думу земскую об интересах своей области. Повсюду гнались гонцы, шли ходоки и приставы с областными отписками с вестью, что где делалось, что думала и предпринимала та или другая область». - роль Земских соборов возрастает – выбирают царя – придают власти легитимный характер (выбирали всех царей, в том числе и Владислава – польского королевича, и Михаила Романова) - Вторым народным ополчением было сформировано временное правительство страны - Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Дмитрий Пожарский, землями, казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалованья войску - Кузьма Минин. Были образованы и правительственные учреждения - приказы. 7) Впервые появляются идеи об ограничении монархической власти – не у декабристов, а гораздо раньше - на рубеже XVI-XVII веков. По сообщению М. Татищева, в 1598 году, не желая повторения кровавых репрессий Грозного, бояре потребовали, чтобы новый царь Борис "государству по предписанной грамоте крест целовал". Годунов крест целовать не стал, вместо этого он поднял над головой рубаху в знак того, что готов поделиться с народом всем, что у него есть. При поддержке дворян и населения столицы ему удалось сломить сопротивление знати и без крови и насилия преодолеть кризис междуцарствия, став первым выборным царем. В этом была его сила и его слабость. Добиться ограничения царской власти удалось спустя семь лет, при избрании на царство Василия Шуйского, в 1606 году. Вступая на престол, Шуйский произнес клятву народу и дал обещание никого не наказывать без боярского суда, карать только лично виноватого и не выносить приговора на основании доноса. Однако это ограничение царской власти было односторонним. Следующим этапом "конституционных исканий" был так называемый "тушинский проект"Михаила Салтыкова, определявший способ государственного управления. В начале 1610 года был составлен проект договора об условиях передачи московского престола 15-летнему сыну Сигизмунда III Владиславу. Его можно считать прообразом первой русской конституции. Там впервые в истории русской политической мысли была выражена идея гарантии прав личности. Никто не должен был быть наказан без суда, и наказание не могло распространиться на членов семей и их родственников. Впервые русские люди получали право свободного выезда за границу. Договор гарантировал неприкосновенность православия, но разрешал исповедовать и другие религии, запрещал притеснения за веру. Царская власть ограничивалась Боярской думой и Земским собором. При этом собор наделялся законодательной инициативой, а дума обладала законодательной и судебной властью. Попытки ограничения наследственной деспотической власти проистекали из враждебных друг другу лагерей, жестоко споривших между собой о том, в чью пользу будет проведено ограничение. 8) В начале XVII века русский народ в основной своей массе никак не воспринимал предлагавшуюся ему реформаторами конституцию, идеи законности и права. Широкие народные массы поддерживали неограниченную власть монарха, не просто чуждались их, но и отвергали подобные посягательства на самодержавную власть, усматривая в этом угрозу для себя, считали, что "не государь народу, а только народ государю дает клятву". Очевидец событий польский военачальник С. Маскевич в своем "Дневнике" писал, что в беседах с москвичами поляки хвалили свою вольность и советовали москвичам соединиться с ними, чтобы обрести свободу. На это москвичи отвечали: "Вам дорога ваша воля, нам неволя. У вас не воля, а своеволие: сильный грабит слабого, может отнять у него имение и самую жизнь. Искать же правосудия по вашим законам долго: дело завертится на несколько лет. У нас, напротив того, самый сильный боярин не властен обидеть последнего простолюдина: по первой жалобе царь творит суд и расправу. Если же сам государь поступит не- правосудно, его власть: как Бог он карает и милует. Нам легче принять обиду от царя, чем от своего брата, ибо он владыка всего света". 9) Угроза потери национальной государственной независимости (интервенция). Иностранное влияние в государственном управлении. Официальное, легальное занятие поляками царского престола – пригласили бояре - предательство. Февраль 1610 г. - от имени тушинской Боярской думы с польским королем Сигизмундом III заключен договор о приглашении на русский престол польского королевича Владислава (прообраз первой российской конституции). Август 1610 г. - Договор подтвержден «Семибоярщиной» - Владислав избран Земским собором на царство. 10) Подъем национального самосознания, укрепление чувства единства, борьба за возрождение национальной государственности. Примеры чести, благородства. В декабре 2004 года Дума утвердила праздничный календарь - 4 ноября - новый праздник — День народного единства. Историк С. М. Соловьев: «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли и свеяли много слоев, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться». На защиту страны выступила «земля» - весь народ. По словам Соловьева, свершилось «внутреннее очищение, выздоровление Московского государства; чистое отделилось от нечистого, здоровое от зараженного, и очищение государства от врагов внешних было уже легко». 11) Изменение самих представлений о государстве как в массовом сознании, так и в сознании политической элиты. До Смуты "государь" и "государство" были единым понятием. После Смуты понятие "государство - государь" сменилось понятием "государство - народ". Переход от вотчинного к государственному сознанию – государственные, общественные интересы, а не лично государя. Возрастает роль земского начала в управлении. Это позволило сословно-представительной монархии пережить свой расцвет после окончания Смуты. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |