АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование методов и приемов ПР в военной сфере

Читайте также:
  1. I. Формирование системы военной психологии в России.
  2. III. Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере.
  3. А) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ВИДА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  4. А) совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.
  5. Административная ответственность за нарушения прав на использование информацией
  6. Аналитические методы при принятии УР, основные аналитические процедуры, признаки классификации методов анализа, классификация по функциональному признаку.
  7. Атмосферные процессы в тропосфере.
  8. Бактериофаги. Получение, титрование, использование.
  9. Важнейшие принципы реализации тренинговых методов
  10. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
  11. Виды прогнозов и методов прогнозирования
  12. Возможные ошибки психолога при использовании мета-методов на тренинге

1. Вооруженные силы впервые начали осуществлять контакты с общественностью и прессой еще в период Гражданской вой­ны в США. Но, по мнению ряда теоретиков СО (С. Блэк, И. Яковлев, Г. Почепцов), именно в годы двух мировых войн «властные PR» получили наибольшее развитие. Действительно, наиболее активная информационная деятельность и наиболее виртуозные приемы и мето­ды коммуникационного воздействия первой половины XXв. были реа­лизованы именно в годы Первой и Второй мировых войн.

Так, при президенте США В. Вильсоне был создан в 1917 г. Комитет общественной информации во главе с бывшим журналистом Д. Крилем. В его задачу входила мобилизация общественного мнения в поддержку правительства США, объявившего войну Германии. Коми­ тет использовал самые разные формы работы: от распространения пе­чатных материалов и демонстрации кинофильмов до привлечения волонтеров для участия в различных мероприятиях. Примечательно, что в том же 1917 г. правительство США приняло так называемый «Акт о шпионаже», на основании которого государство фактически ввело цен­зуру: по соображениям государственной безопасности любая информа­ция могла быть запрещена для публичного обнародования в прессе.

В годы Второй мировой войны аналогичная структура была создана в ад­министрации президента Ф. Д. Рузвельта — в 1939 г. появилась комиссия по пропаганде, курировавшаяся лично президентом (многое позаимство­вавшим из пропагандистского опыта нацистской Германии), а в 1942 г. — Комитет военной информации. К информационной деятельности прави­тельства был привлечен один из основоположников американской тео­рии коммуникации Г., ставший директором по ис­следованию коммуникаций. В Великобритании в годы Второй мировой войны не менее эффективно действовал упомянутый ранее Д. Грирсон, занимавшийся разработкой и реализацией методов пропаганды среди населения Великобритании и Британской империи. Совершенно осо­бое место в истории «военных PR» занимает опыт нацистской Герма­нии.

2. СО, осуществлявшиеся самими военными ведомствами, наиболее активно развивались отнюдь не в период великих войн. Так, например, в 1907 г. в Чикаго было создано бюро по организации паблисити для американской морской пехоты. После окончания Второй мировой вой­ны «военные PR» стали широко использоваться в разного рода локаль­ных конфликтах.

Первенство и здесь традиционно держали Соединен­ные Штаты. Г. Мехлер красочно описал кампанию спецслужб США по свержению антиамерикански настроенного президента Гватемалы X. Арбенса Гусмана (1954). Спецслужбы использо­вали самый широкий спектр средств информационного воздействия: от распространения слухов и создания фиктивных «оппозиционных» СМИ и партий в самой Гватемале до инсценировки прямого военного вторжения американских вооруженных сил в Гватемалу.

Если в Гватемале американские военные коммуникаторы сумели добиться столь быстрого успеха, то гораздо меньше им повезло во вре­мя войны в Корее. Так, для деморализации корейских и сражавшихся на их стороне китайских солдат американские войска распространяли листовки с изображением советских солдат, насиловавших вьетнамс­ких и китайских женщин. Подобные листовки оказались весьма эффективным средством психологического воздействия в годы Второй мировой войны, но в Корее произвели прямо про­тивоположный эффект: корейцы и китайцы еще враждебнее стали от­носиться к американцам, видя в распространяемых ими изображени­ях подтверждение своего представления о распущенности последних. Так как американцы не учли межкультурных различий народов Запа­да и Восточной Азии, то они и получили негативные последствия вме­сто ожидаемых позитивных.

Этот отрицательный опыт мало чему научил американских воен­ных специалистов. Свидетельство тому — их абсолютно беспомощная информационная политика в Ираке во время операции «Буря в пус­тыне» (1991), когда даже само руководство группировки войск в Пер­сидском заливе вынуждено было признать, что информационное обес­печение было откровенно слабым и это повлияло на эффективность боевых действий в целом. Только один аспект информационной вой­ны был оценен достаточно высоко — психологическое воздействие на войска противника и местное население: было распространено 29 млн листовок, и 70% иракских военнопленных (из 70 тыс.) заявили, что именно их содержание способствовало принятию решения о сдаче в плен.

3. В результате в 1990-е гг. в западных вооруженных силах проводится серьезная реорганизация подразделений по психологическим операци­ям и информационному обеспечению. Это стало необходимо, посколь­ку официально вооруженные силы сокращаются и финансирование на их развитие — тоже, поэтому приходилось больше внимания уделять качественным улучшениям. Так, в войсках НАТО появились подраз­деления пропаганды, экипированные и аудиовизуальными средствами и даже легкими типографиями (производительностью 500 тыс. листо­вок в сутки), а также звуковещательными станциями. В армии США также начала осуществляться подготовка специалистов по созданию ра­дио- и телепрограмм, рассчитанных на иностранную аудиторию.

Были выделены следующие направления подготовки специалистов:

- разработ­ка методов ведения психологической войны,

- работа с гражданским на­селением,

- работа в различных регионах мира с учетом их специфики.

Для обучения этих и других специалистов в области информационного обеспечения в ряде военных заведений появились специальные учеб­ные курсы, а также была создана школа специальных методов войны им. Дж. Ф. Кеннеди.

Подобные примеры лишний раз убеждают в том, что стимулом разви­тия СО во все времена служили конфликты, которые необходимо было улаживать путем переговоров, изменения мнения и настроений проти­воположной стороны, пропаганды своих собственных позиций, увязы­вая их с некими общечеловеческими ценностями.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)