|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Импульсно-кодовая модуляцияПреобразование аналогового сигнала в цифровую форму представляет собой комплекс операций, наиболее существенными из которых являются дискретизация, квантование и непосредственно кодирование. Дискретизация — замена непрерывного аналогового ТВ сигнала u(t) последовательностью отдельных во времени отсчетов этого сигнала. Наиболее распространена равномерная дискретизация, имеющая постоянный период, основанная на теореме Котельникова-Найквиста. Согласно этой теореме любой непрерывный сигнал u(t), имеющий ограниченный спектр частот (рис. 1.1,а), может быть представлен значениями этого сигнала u(tn), взятыми в дискретные моменты времени (отсчеты) tn = nТ (рис. 1.1,б). где n = 1,2,3,... — целые числа; Т — период или интервал дискретизации, выбранный из условия теоремы Котельникова-Найквиста: Т ≤ 0,5/fгр. Здесь fгр — максимальная частота спектра исходного сигнала u(t). Величина, обратная периоду дискретизации, называется частотой дискретизации. Минимально допустимая частота дискретизации fд = 2fгр. Рис. 1.1.Преобразование сигнала из аналоговой формы в цифровую Аналитическое выражение теоремы Котельникова-Найквиста имеет вид (1.1) Предполагается, что отсчеты u(nТ) являются δ-импульсами (бесконечно короткими). Для восстановления исходного аналогового сигнала u(t) из последовательности отсчетов u(nТ) последние необходимо в соответствии с (1.1) пропустить через идеальный фильтр нижних частот (ФНЧ) со срезом на частоте fгр. Множитель [sin 2π (t - nТ)])⁄([2π (t - nТ)] представляет собой реакцию такого фильтра на единичный импульс u(nТ). Из теоремы следует, что для точного восстановления исходного сигнала необходимо наличие бесконечно большого числа отсчетов. На практике же сигнал, всегда имеющий конечную длительность, описывается конечным числом отсчетов. Несмотря на несоответствие условиям теоремы, такой способ восстановления сигнала широко используется в цифровом телевидении, и точность восстановления при соблюдении определенных требований оказывается достаточной. За процессом дискретизации при преобразовании аналогового сигнала в цифровую форму следует процесс квантования. Квантование (этот термин заимствован из атомной физики) заключается в замене полученных после дискретизации мгновенных значений отсчетов ближайшими значениями из набора отдельных фиксированных уровней (рис. 1.1,в). Квантование также представляет собой дискретизацию ТВ сигнала, но осуществляемую не во времени, а по уровню сигнала и(t). Для устранения путаницы между этими понятиями и введена разная терминология. Фиксированные уровни, к которым «привязываются» отсчеты, называют уровнями квантования. Разбивая динамический диапазон изменения сигнала u(t) уровнями квантования на отдельные области значений, называемые шагами квантования, образуют шкалу квантования. Последняя может быть как линейной, так и нелинейной, в зависимости от условий преобразования. Округление отсчета до одного из двух ближайших уровней (верхнего или нижнего) определяется положением порогов квантования (рис. 1.1,в). Возможность восстановления в зрительном аппарате человека исходного изображения по его квантованному приближению (в теореме эта операция не предусматривается) вытекает из ограниченности контрастной (и цветовой) чувствительности зрительной системы. Строго говоря, дискретизированный и квантованный сигнал (nТ) уже является цифровым. Действительно, если амплитуда импульсов дискретизированного сигнала u(nТ) может принимать любые произвольные значения в пределах исходного динамического диапазона сигнала u(t), то операция квантования привела к замене всех возможных значений амплитуды сигнала ограниченным числом значений, равным числу уровней квантования. Таким образом, квантованная выборка сигнала выражается некоторым числом в системе счисления с основанием m, где m — число уровней квантования. По цифровой сигнал в такой форме по помехозащищенности мало выигрывает по сравнению с аналоговым, особенно при большом m. Дня увеличения помехозащищенности сигнала его лучше всего преобразовать в двоичную форму, т.е. каждое значение уровня сигнала написать в двоичной системе счисления. При этом номер (значение урони я) будет преобразован в кодовую комбинацию символов 0 или 1 (рис. 1.1,г). В этом и состоит третья, заключительная операция но преобразованию аналогового сигнала u(t) в цифровой, называемая операцией кодирования. Кодирование представляет собой преобразование квантованного значения отсчета (nТ) в соответствующую ему кодовую комбинацию символов (nТ). Наиболее распространенный способ кодирования ТВ сигнала — представление его дискретных и проквантованных отсчетов в натуральном двоичном коде. Этот способ получил название импулъсно-кодовой модуляции (ИКМ). На рис. 1.1,г показан результат преобразования фрагмента исходного сигнала u(t) в последовательность комбинаций двоичного трехразрядного кода. Часто всю совокупность перечисленных операций — дискретизации, квантования и кодирования для краткости называют кодированием телевизионного сигнала. Это имеет определенные технические основания, поскольку все эти три операции выполняются одним техническим устройством — аналого-цифровым преобразователем (АЦП). Обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый производится в устройстве, называемом цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП). Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи — непременные блоки любых цифровых систем передачи, хранения и обработки изображений. Исследования ИКМ в телевидении начались сравнительно давно. Первые предложения относятся еще к 30-м годам. Но только недавно этот метод стал применяться в вещательном телевидении. Причина столь длительного внедрения объясняется жесткими требованиями к быстродействию устройств преобразования и передачи цифрового сигнала. Чтобы пояснить это, оценим скорость передачи цифрового потока ИКМ сигнала по каналу связи. При непосредственном кодировании телевизионного сигнала методом ИКМ кодовые комбинации создаются с частотой, равной частоте отсчетов, т.е. частоте дискретизации. Каждая кодовая комбинация соответствует определенному отсчету и содержит некоторое число А; двоичных символов (битов). Скоростью цифрового потока с называется число передаваемых двоичных знаков в единицу времени. За единицу скорости принимается 1 бит в секунду. Таким образом, скорость передачи ТВ сигнала в цифровой форме равна произведению частоты дискретизации и числа двоичных символов k в одном дискретном отсчете: с = (1.2) Для количественной оценки скорости передачи ИКМ сигнала необходимо обосновать выбор k и . Число двоичных символов k в кодовой комбинации одного отсчета связано с числом уровней квантования m исходного сигнала соотношением k = (1.3) Выбор числа уровней квантования определяется требованием к минимизации ошибок (ошибок квантования), возникающих из-за замены истинных значений отсчетов сигнала их квантованными (приближенными) значениями. Ошибки квантования носят случайный характер. Поэтому искажения, вызываемые этими ошибками, часто называют шумами квантования. На изображении они могут проявляться по-разному, в зависимости от свойства кодируемого сигнала. Если собственные шумы аналогового сигнала невелики по сравнению с шагом квантования, то шумы квантования проявляются на изображении в виде ложных контуров. Такие искажения хорошо заметны при «грубом» квантовании, когда число уровней квантования недостаточно. В этом случае плавные яркостные переходы превращаются в ступенчатые. Наиболее заметны ложные контуры на изображениях с крупными планами. Этот эффект усугубляется на подвижных изображениях. Эксперименты показывают, что ложные контуры перестают восприниматься, если число уровней квантования превышает 100-200, т.е. шум квантования не превышает 0,5...1 % размаха сигнала. Эти данные хорошо согласуются с понятиями о контрастной чувствительности зрения. Если собственные шумы аналогового сигнала достаточно велики и превышают шаг квантования, то искажения квантования проявляются уже не как ложные контуры, а как шумы, равномерно распределенные по спектру. Флуктуационные помехи исходного сигнала как бы подчеркиваются, изображение в целом начинает казаться более зашумленным. Недостаточное число уровней квантования особенно неприятно сказывается на цветных изображениях. Шумы квантования проявляются в виде цветных узоров, особенно заметных на таких сюжетах, как лицо крупным планом, на плавных перепадах яркости и пр. В настоящее время рекомендуется использование линейной десятиразрядной шкалы квантования, предусматривающей квантование соответственно на 1024 уровня. Хотя еще несколько лет назад считалось вполне удовлетворительным квантование на 256 уровней (восьмиразрядной шкалой). На рис. 1.2 приведены диаграммы, дающие представление о соответствии между аналоговым сигналом яркости Еу и уровнями квантования для восьми- и десятиразрядной шкалы. В восьмиразрядной шкале сигналу отводится 220 уровней квантования (с 16-го, соответствующего уровню черного, по 235-й, соответствующий белому). В десятиразрядной шкале яркостный сигнал квантуется на 877 уровней (64-й соответствует уровню черного, а 940-й - уровню белого). Из неиспользуемых уровней одна часть резервируется для цифровых синхронизирующих сигналов, другая - представляет собой рабочий запас на возможные в процессе преобразования аналогового сигнала превышения им допустимого диапазона значений. Подобные случаи для аналоговой техники весьма вероятны, а связанные с этим перегрузки аналогово-цифровых преобразователей приводили бы к заметным неустранимым искажениям в изображении. Рис. 1.2.Соответствие размаха яркостного аналогового сигнала шкале квантования: а — восьмиразрядная шкала; б — десятиразрядная шкала Рассмотрим теперь факторы, определяющие выбор частоты дискретизации. Дискретизация — первая операция из всего комплекса преобразований аналогового сигнала в цифровой. Исходный сигнал и(^ после дискретизации можно представить в виде суммы: (1.4) где — дельта-функция; Т — период дискретизации. Если (5.4) подвергнуть преобразованию Фурье, то (1.5) где S(f) и S() — спектры исходной и дискретизированной функций соответственно. Из (1.5) следует, что спектр дискретизированного сигнала представляет собой сумму исходного спектра (n = 0) и «побочных» или дополнительных спектров того же вида, но сдвинутых один относительно другого на , 2 ,...и т.д. (рис. 1.3). Из рисунка видно, что с помощью идеального фильтра нижних частот (ФНЧ) с частотой среза /Фнч можно выделить спектр исходного сигнала, если выполняются условия: ≥ 2 ; 2) ≤ - . Рис. 1.3. Спектр сигнала после дискретизации Если же частота отсчетов выбрана из условия < 2 , то после дискретизации побочные спектры будут перекрывать основной (рис. 1.4), и восстановить исходный сигнал без помех невозможно. Рис. 1.4. Перекрытие спектров при < 2 Таким образом, при полосе частот яркостного сигнала, равной 6 МГц, частота дискретизации должна быть выбрана не менее 12 МГц. Учитывая невозможность создания фильтра нижних частот с прямоугольной АЧХ, эта цифра должна быть несколько увеличена. На выбор частоты дискретизации влияют также следующие обстоятельства. Изображение, подвергнутое кодированию, представляет собой совокупность отсчетов (пикселей), структура которых за-висит от частоты дискретизации. Лучшие результаты достигаются при фиксированной относительно телевизионного растра структуре отсчетов, расположенных в узлах прямоугольной решетки — так называемая ортогональная структура дискретизации (рис. 1.5). Для этого необходимо, чтобы частота дискретизации была кратной частоте строк. Кроме того, желательно удовлетворение этому требованию одновременно для двух мировых стандартов разложения: 625/50 и 525/60. Одним из вариантов, отвечающих этим условиям, является частота 13,5 МГц. В этом случае видимая часть строки изображения для обоих стандартов состоит из 720 пикселей, что примерно соответствует разрешению аналогового вещательного телевидения. Для более высокого формата разрешения частота дискретизации должна быть пропорционально увеличена. Рис. 1.5. Ортогональная структура дискретизации Приняв во внимание параметры квантования и дискретизации аналогового телевизионного сигнала, оценим скорость цифрового потока яркостного сигнала для k = 10 и = 13.5 МГц:
с = 10 · 13,5 = 135 Мбит/с.
А если учесть, что кроме сигнала яркости должна быть передана, информация о цвете, то общий цифровой поток, формируемый по методу ИКМ, удвоится' и будет равен 270 Мбит/с. Столь высоким (быстродействием должны обладать как устройства преобразования ТВ сигнала, так и каналы связи. Очевидно, нельзя считать экономически целесообразной передачу такого большого цифрового потока по каналам связи. Важной задачей для построения более экономичных ТВ систем является сжатие или компрессия ТВ сообщения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |