|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление)Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще - ощущение. Оно является единственным внешним каналом, по которому человек получает информацию о мире. В ощущениях каждый из органов чувств специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах т. д.). Восприятие (вторая форма чувственного познания) - отражение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее. Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т. е- функционирует представление. Это наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи. 89. Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). Основные формы рационального мышления - понятие, суждение и умозаключение. Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов ("молекула", "человек") или в словосочетаниях, обозначающих классы объектов ("элементарные частицы", "общественные отношения"). Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" отмечал, что, например, понятия числа и фигуры возникли в голове не из чистого мышления, а заимствованы из внешнего мира. Понятия аккумулируют итоги многовекового практического опыта человечества, они объективны по содержанию и источнику. Впрочем, ряд философов, отдавая дань эмпиризму, отказывают в объективности абстрактным понятиям, например таким, как "народ", "эксплуатация", так как эти понятия, в отличие от житейских ("дом", "дерево"), не могут быть наглядно представлены. Понятиям присуща, определенность, отражающая относительную устойчивость, и гибкость, выражающая подвижность, изменчивость мира и его фрагментов. Расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем свойства и признаки предмета, например: "трава зеленая", "метафизика отрицает противоречие как источник развития". Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Например, вывод о том, что Земля имеет форму шара, в древности был сделан с помощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска; Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска; следовательно, она круглая. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |