|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие политики и властиПолитика — слово греческое и означает искусство управлять страной. Это деятельность общественных классов, партий, группировок, направленная на осуществление их интересов и целей. Старые "учреждения", существовавшие в родовой общине, были не в состоянии регулировать эти новые политические отношения. Необходима была иная совокупность организаций и учреждений, регулирующих жизнь общества, а именно, политическая организация общества. Политическая организация общества представляет собой систему учреждений, выражающих и защищающих интересы классов и наций данного общества. В нее входят государство, политические партии, различного рода общественные организации (религиозные, молодежные, природоохранные, профсоюзы и др.), с помощью которых осуществляется управление страной. Важнейшая и самая запутанная философская проблема политики — проблема власти. Власть выступает в качестве средства осуществления политики и в то же время составляет ее первооснову. Она символизирует установление отношений господства и подчинения, т.е. отношений зависимости между ними. В широком смысле власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Различают экономическую, политическую, государственную, семейную и другие виды власти. Наиболее важной является политическая власть — это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и в правовых нормах. Она проявляется в социальном господстве и руководстве теми или иными классами. Качественные особенности политики — универсальность, всеобъемлющий характер, стремление воздействовать на все стороны жизни общества. Но политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые закрепляются в форме тех или иных политических организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде политической идеологии. 1 08.Государство как социальный институт. Основным институтом политической системы является государство. Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство кроме того представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками: 1 обязательным наличием социальной основы правящих сил;2наличием специального аппарата власти;3наличием государственной территории;4суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;5 исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.Философов, пожалуй, более, чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора. Политическая деятельность социальных институтов и политических лидеров отражается в политическом сознании, которое имеет сложную структуру, множество противоречий и поэтому динамично трансформируется. Для политического сознания в целом характерна та же структура, что и для общественного сознания, на чем мы подробнее остановимся в следующем параграфе. Определение политики. Юридическая и легистская трактовка права. Философия права. Взаимосвязь права и политики. 109.Понятие политики и права. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Юридический тип включает в себя направления правовой мысли, в которых проводится различение права и закона. Не нужно усматривать в таком теоретическом различении непременное противопоставление права и закона как неких самостоятельных явлений, хотя известны и такие варианты различения права и закона. Различение права и закона – это, прежде всего, понимание права в качестве законов, которые содержат правовые нормы. Далее, это объяснение, что правовые нормы – это особые социальные нормы, и они отличаются от неправовых норм по содержанию, а не по официальной форме их выражения (официальное признание и выражение могут иметь как правовые, так и иные нормы). Право - специфическая форма общественных отношений и особый вид социальной регуляции. В трактовке этого понятия в истории права сформировались два подхода: юридический (от лат. jus - право) и легистический (от лат. lex - закон). С точки зрения легистпического подхода право рассматривается как продукт государства, его власти, воли, усмотрения. Право здесь сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам и т.д.). Право в рамках данного подхода производно от государства, оно отождествляется с законом, не имеет собственной объективно-независимой от власти сущности и специфики, своего собственного принципа. Сущностным признаком права при этом является властная сила, обеспеченность властным принуждением. 110.Понятие техники, технологии и технической деятельности. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ — основное понятия современной философии техники и историко-материалистического анализа механизма общественно-экономического развития. Техника в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В фил. анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Преувеличение детерминирующей роли техники приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму, а с др.— к технократической идеологии, согласно к-рой лица и группы, создающие технику, владеющие ею и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами над др. категориями и социальными группами людей, но и в состоянии свести управление общественными процессами к управлению техникой. Технические артефакты реализуют две функции: 1) изменения вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда; 2) изменения совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс техники изменяют предметную область производительной деятельности человека и вместе с тем трансформируют структуру производства и трудовой активности. Техника в этом смысле выступает посредником между человеком и природой и является важнейшим звеном во взаимодействии человека с окружающей средой. понятием является технология. Различают традиционную и совр. технологии. В традиционном смысле технология охватывает набор и последовательность операций, выполняемых с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе. В современном смысле, осознание которого начинается с середины 20 в., и особенно в 70-е гг., технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с др. технологиями. Современная технология развивается не изолированно, а как сумма или суперсистема отдельных технологий. Так, информационная технология занимает стержневое место в этой системе. Чем выше уровень современной технологии, тем большую роль в ней играет информационная технология (примером могут служить биотехнология, генная инженерия, технология новых материалов и т. п.). Системно-иерархический характер современных технологий делает их аккумулятором и генератором ряда гносеогенных и социогенных процессов. Специфической чертой современных высоких технологий является уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капиталоемкости. В этом смысле они выступают как центральный механизм и гл. индикатор научно-технического прогресса. 111.Возникновение и этапы развития техники. Периодизация развития техники: 1)ручные ОТ 2)ремесленно-монуфактурная техника 3)машинная техника 4)техника автоматизированных систем 4)кибернетические механизмы Первой основой информационной технологии является рационализация. Компьютеризация общества прежде всего выступает как его всемерная рационализация, организация деятельности человека в соответствии с целесообразностью. Истоки рациональности вынуждают вспомнить имена выдающихся философов Нового времени, прежде всего Лейбница и Декарта. Второй необходимой базой информатизации общества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм — это соответствие между объектами и процессами различной природы. 112.Техника и ее роль в развитии цивилизации. Современный уровень технического развития общества. Чел всегда был связ. с техникой. Сразв техники разв. и сам чел.. Тех-ка служит не только для преобр. прир. среды но и для раскрытия сущностных сил чел-ка. Техника в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Предпосылки появления информационного общества:-рационализация, организация человеческой деятельности в соответствии с целесообразностью -изоморфизм, параллелизм между различными науками; -развитие техники; -развитие социальных институтов, гарантирующих доступ пользователя к информации. Влияние компьютеризации на общество: -основным ресурсом становится информация; -рационализация деятельности человеака; -снижение индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов; -изоляция и манипулирование людьми. 113.Техницизм и антитехницизм в понимании роли техники в жизни общества. Техницизм – подход, при котором признается полная автономность и самостоятельность техники и технологии, уникальная способность быть единственно важным фактором исторического развития и социального прогресса. Антитехницизм – подход, рассматривающий технику, как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества Антропоцентрический и инструменталистский подходы – рассматривают технику, как атрибут человеческого бытия, способ выражения его природы. Технологический детерминизм – концепция, согласно которой технологические условия деятельности непосредственно определяют все стороны социального развития и общественных отношений – концепции индустриального, постиндустриального, нового индустриального и технотронного общества, общества массового потребления. Технократия – власть техники. 114.Идеология технократизма. ТЕХНОКРАТИЗМ - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. В основе традиционного технократического взгляда на мир лежит методология технологического детерминизма, абсолютизирующая развитие техники и технологии и представляющая технику как основу социального прогресса. Если техника - движущая сила развития всего общества, то люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки. Технокретизм появился на волне успешного научно-технического развития уже в 19 в., но в полной мере проявил себя в философии, социологии в 20 в, когда стала развиваться научно-техническая революция, и технократическая идеология овладела большими социальными группами. Наиболее ярко Технократизм воплотился в различных утопических технократических идеях и теориях индустриального, постиндустриального общества. Идеология технократизма сложна и многогранна. Технократическая идея прошла многие стадии развития, в результате которых накопилось большое количество понятий и логических построений. Составляющие части технократизма: 1)Исторический анализ Основная теория - ноология, наука оперирующая общей теорией обращения информации в обществе людей во времени и пространстве. 2)Политический анализ- моделирование политико-экономической ситуации в реальном масштабе времени, в экспертно-адаптивных системах виртуальной реальности. 3)Прогностический анализ - дискретно-вероятностное представление исторического процесса, в многовариантных процессорах вероятностной реальности. 115. Понятие информационного общества. Информационное общество: -информация является особой ценностью, информационная технология качественно меняет базу производства; -социальная структура лишается прежнего смысла и уступает место двухзвенной структуре – технократическая элита и средний класс; -власть переходит в руки информационной элиты; -подавляющая часть населения работает в сфере информационной деятельности; -радикальное изменение культуры и социальных связей; -образование большой массы избыточного населения; -реализация принципа гуманизма на основе возрастания информированности, роста образования и здравоохранения, увелчение производительности труда. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |