АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Натурфилософия и пантеизм Возрождения

Читайте также:
  1. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  2. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  3. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения.
  4. Европейская графика и книжная иллюстрация эпохи Возрождения.
  5. Натурфилософия и диалектика возрождения.
  6. Натурфилософия Канта - попытка обоснования экспериментально-математического естествознания
  7. Натурфилософия эпохи Возрождения
  8. Натурфилософский 16-17 вв. (пантеизм). Представители: Джордано Бруно, Николай Кузанский, Франческо Патрицы, Томмазо Кампанелла.
  9. Особенности английской литературы эпохи Возрождения. Творчество Э.Спенсера и К. Марло.
  10. Особенности культуры эпохи Возрождения. Отношение к античной и средневековой культуре.
  11. Периода Возрождения.

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. В эпоху Возрождения Н. в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной Н., но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей (напр., идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно). В 18 в. в философии фр. и европейского Просвещения и материализма Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала нeй недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. Пантеизм (греч. все и бог) - философское учение, согласно к-рому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. П. растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Термин введен Толандом (1705). Если раньше под видом П. нередко выступал, по существу, материалистический взгляд на природу (напр., у Бруно и в особенности у Спинозы), то ныне он превращен в религиозно-идеалистическую теорию о существовании мира в боге и представляет собой попытку примирить науку с религией. Николай Кузанский - нем. философ, ученый и богослов времени перехода от схоластики к гуманизму и новой науке раннего капиталистического об-ва. Переработал под влиянием неоплатонизма понятия христианской философии в учении о боге как максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в к-рых ограниченный рассудок мыслит вещи природы. В боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и множественного и т. д. Учение Н. К. с осн. для него тезисом о совпадении противоположностей в боге заключает в себе, несмотря на мистико-идеалистическое содержание, ряд плодотворных идей. Таковы критика ограниченности рассудочных противопоставлений; методологическое значение математических понятий для познания природы; предвосхищение понятия о бесконечно малых величинах; постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т. п. Коперник Николай - польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира. В истории науки учение К. было революционным актом, к-рым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория К. об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как «избраннице божьей». Открытия К. стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем и развивали дальше, устранив, напр., такие ошибочные положения системы К., как расположение всех звезд на единой «сфере» и Солнца в центре вселенной. Галилей Галилео - итал. физик и астроном. Г. критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, догматическую схоластику и первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в особенности - геометрического, моделирования явлений природы. Гл. достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно к-рому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая причинность неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно Г., высшая ступень знания. Г. был создателем т. наз. точной индукции и одним из основоположников экспериментальной науки.


29. Эмпиризм Ф. Бекона. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер. Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком. Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади и театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи. Идолы театра (или теорий) - это заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)