|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что такое переживание?Так как переживание имеет для экзистенциальных терапевтических направлений и диалогических форм беседы центральное значение (см. также Ofman, 1988, 257), далее следует подробнее рассмотреть, что такое «переживание», и из чего оно состоит. Понятие «пере-живание» (Er-leben) уже по значению корня связано с жизнью, со способом проживать ситуацию.[6] Пере-живание могло бы быть расшифровано как: вступать в контакт, устанавливая соотнесение с жизнью; вбирать в себя ситуацию в аспекте согласования ее с собственной жизнью. [7] С практической точки зрения это означает, что переживание содержит чувства. Переживание – это восприятие с аффективным резонансом. Без такового оно осталось бы простым принятием к сведению информации, что-то вроде мысли или ассоциации. Чувства представляют собой основу переживания. Они также и есть та форма, через которую мы соотносимся с жизнью (см. теорию второй фундаментальной мотивации в Längle, 1993a, 1994, 2003). Так как для возникновения чувств нужно время, то и для достижения интенсивности переживания, в общем, также необходимо время в качестве предпосылки, конечно, если речь не идёт об особенно интенсивных, сильных впечатлениях. Недостаток времени, как правило, приводит к уменьшению плотности переживания, тогда мы говорим о наличии «стресса». Путешествие, музыка, беседа, становятся «внутренним событием» - переживанием - только тогда, когда можно отдаться содержанию, когда не нужно постоянно смотреть на часы. Строго говоря, любой процесс: размышление, воспоминание, деятельность, даже если они автоматизированы, сопровождаются чувством и, таким образом, изначально все они представляют собой переживание. Однако если сопровождающие чувства в меньшей степени соотносятся с содержанием, которым человек занят, а больше связаны, к примеру, с привнесёнными настроениями или воспоминаниями, которые позникают ассоциативным путем, то речь не идёт о переживании в нашем понимании. Потому что в этом случае жизнь не открыта для ситуации. Переживание подразумевает резонанс в аспекте чувств с актуальной ситуацией или же с тем, чем человек занят именно сейчас. Можно было бы назвать переживание отражением открытой «диалогики конкретной ситуации».
4. Ступени переживания в связи с моделью ПЭA (персонального экзистенциального анализа).
Давайте более подробно остановимся на том, как событие становится переживанием. Какая форма чувств приходит в движение в переживании? Является ли переживание событием, носящим характер процесса, или же это феноменом, который возникает неожиданно и сразу, как нечто завершенное, и более уже не изменяется и не углубляется? Как мы приходим к переживанию? Прогулка по парку, заход солнца, поездка на машине, встреча, фильм, что делает событие переживанием, и когда мы не можем говорить о переживании? Переживание возникает, если у человека, занимающегося чем-либо, рождаются чувства в отношении содержания этого занятия или в отношении актуальной ситуации. То есть тогда, когда именно то, на что он направляет своё внимание, приводит к развитию чувств. Поясним это на примере. Представим себе весеннюю прогулку. Мы находимся на природе. Солнце, цветы, теплый ветер по-своему «говорят» с нами. Если мы открыты для всех этих впечатлений, если мы можем дать природе «затронуть» себя, тогда возникает сопровождающая внешние ощущения «музыка чувств», и она имеет значительную степень интенсивности. Эти чувственные впечатления как бы проецируют то, что мы воспринимаем извне, на нас, но уже изнутри, создавая «аффективную репрезентацию». В подобном случае речь идет о переживании. О переживании мы также можем говорить и при столкновении человека с неприятным для него событием. Например, возникающая опасность неожиданно вызывает напряжение, и в связи с этим человек подвергается наплыву чувств. Если во время поездки на машине, мирно беседуя со спутником, мы чувствуем, что машину вдруг начинает заносить, то наше внимание мгновенно обращается в сторону опасности. И позже, после того, как испуг с его оцепенением и, вероятно, совершенно трезвым, без эмоций восприятием минует, накатывает волна чувств, которая может быть настолько сильной и глубокой, что всё произошедшее становится «внутренним событием». Каждое переживание начинается с подобных описанным выше эмоций, называемых в экистенциальной литературе непосредственной аффицированностью [8]. В теории ПЭА (см. Längle, 1993b, 2000) этот феномен назван первичной эмоцией [9] Первичная эмоция содержит те самые силу и витальность, которые характерны для любого переживания, - благодаря им мы так стремимся к переживаниям. В них мы чувствуем жизнь, её вкус и силу. Наше бытие черпает из переживания большое количество основных содержаний, и наши воспоминания наполнены именно ими, прожитыми переживаниями. Как и по отношению ко всему, что доставляет нам удовольствие, тут также возникает вероятность опасной зависимости от таких переживаний. Однако, эта зависимость в большей степени угрожает тогда, когда жизнь «не схвачена» также и изнутри, а подчиняется только влиянию внешних стимулов. Непосредственная аффицированность является основой любого переживания. Однако в покое или через упражнение переживание может получить углубление, если начнется процесс дальнейшего осмысления содержания ситуации. В непосредственной затронутости – в первичной эмоции - человек, занят собой и своими чувствами. Но уже здесь начинается имплицитное осмысление существенного, того, о чем идёт речь в этой ситуации и что имеет значение для субъекта.[10] Эти содержания могут быть намного глубже и обширнее, чем можно предположить в связи с повседневным или вовсе банальным характером конкретной ситуации. Глубина ситуации иногда не может открыться на когнитивном уровне, и поэтому полнее и лучше передаётся в чувственном восприятии. В вышеприведённых примерах Person могла быть захвачена, например, многообразием природы, богатством её форм и цветов. Или же в качестве существенного содержания она могла «ухватить» скоротечность и быстрый бег времени, свойственные экзистенции. Благодаря обнаружению содержания первичной аффицированности раскрывается глубинное измерение, которое даёт переживанию нечто существенное.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |