|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ НАРОДА (НАЦИИ)Отечественная доктрина международного права твердо стояла на позиции, согласно которой народ (нация) является субъектом международного права. При этом понятие «народ» и «нация» обычно рассматриваются как идентичные. В то же время в отечественной литературе по международному праву традиционно существовали две точки зрения. Согласно одной, все народы (нации) являются субъектами международного права «вне зависимости от того, добиваются они в данный момент или нет самостоятельной государственности».[78] Данное утверждение основывается на обладании народом правами и обязанностями по международному праву. Другая же точка зрения исходит из того, что не народ (нации) сам по себе является субъектом международного права, а народ (нация), борющийся за самостоятельное государственное существование и создавший в процессе этой борьбы политическую или также и военную организацию, т.е. народ, формирующийся в государство. «Объективной предпосылкой самостоятельного международного статуса нации и народа является их борьба против колониальных режимов, борьба за независимость. Такие борющиеся нации и народы не только находятся под защитой международного права, но и своими собственными действиями осуществляют международные права и обязанности… Пока государство не создано, субъектом международного права является борющаяся нация (народ) в лице сформулированной ею в процессе борьбы политической организации, которая воплощает суверенную волю нации или народа и предшествует государству».[79] Так, Д.Б.Левин, говоря о международной правосубъектности народ (нации), писал, что «нация сама по себе, если она не стремится к изменению своего политического статуса и не ведет борьбы за создание самостоятельного государства, может рассматриваться лишь как потенциальный субъект международного права, ибо такая нация не является участником международных отношений и, не вступая в сношения с другими субъектами международного права, не обладает по отношению к ним собственными международными правами и обязанностями, присущими субъекту международного права».[80] Игнатенко Г.В. пишет: «Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но борющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение».[81] В последнее время высказывается точка зрения, согласно которой субъектом международного права является именно народ (нация), борющийся за создание независимого государства, так как «в документах ООН обычно говориться не о народах и нациях, а о национально-освободительных движениях».[82] Современное международное право закрепляет широкий круг прав народов (нации), обобщаемых в различных конвенционных и резолютивно-декларативных актах. Безусловно, самым важным среди них является право всех народов на равенство и самоопределение. Будучи одним из основных принципов современного международного пава, оно закреплено в Уставе ООН (п.2 ст.1; ст. 55), Пактах по правам человека 1966г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии в соответствии с уставом ООН, 1970 г. И др. следует отметить, что данным правом обладают «все народы», что зафиксировано в Пактах 1966г. И в Декларации о принципах международного права 1970г. и других источниках. Будучи базовым, право народов на равенство и самоопределение дало толчок становлению и развитию других прав народов (нации). К таковым относятся: право на мир, право на существование, право на природные ресурсы, право на среду обитания и др. Они закреплены в ряде международных актов различного уровня. Так, некоторые из них закреплены в документах ООН, в частности, в резолюциях Генеральной Ассамблей ООН. Среди актов регионального уровня следует выделить Африканскую хартию прав человека и народов 1981г., которая закрепляет право на существование, право на самоопределение, включая право народа на помощь в борьбе за освобождение (ст.20), право на свободное распоряжение своими богатствами и природными ресурсами (ст.21), право на экономическое, социальное и культурное развитие (ст. 22), право на мир и безопасность внутри страны и в международных масштабах (ст.23), право на удовлетворительную глобальную среду обитания, благоприятную для развития народов (ст.24). Наряду с официальными актами разрабатываются и принимаются документы на общественном, неправительственном уровне: Всеобщая декларация прав народов (Алжир, 1979г.), Азиатско-Тихоокеанская декларация о человеческих правах индивидов и народов (Дели, 1988г.) и т.д. На уровне экспертов Международной ассоциации юристов-демократов был предложен проект Декларации прав человека и прав народов на мир и разоружение (Брюссель, 1982г.), который признавал к немедленному признанию генеральной ассамблеей: права на постоянный мир, здоровье, достойную среду обитания, территорию без военных действий и конфликтов, свободу от угроз, разоружение, на прогресс и развитие. [83] Характеристика современного положения в вопросе субъекта права на самоопределение отражена в точке зрения О.Н. Журека, который пишет: «Очевидно, следует признать, что на сегодняшний день практически невозможно выработать общепризнанные стандарты, применимые ко всем народам, так как последние слишком отличаются друг от друга от региона к региону, от страны к стране. К этому следует добавить, что задача определения народов никогда не была самоцелью; она всегда возникала в связи с вопросом, обладает ли данное конкретное образование правом на самоопределение. Поэтому вопрос о том, является ли то или иное образование народом в смысле принципы самоопределения, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае, и выбор критериев для определения народов будет зависеть от конкретной ситуации».[84] Современная международная практика располагает довольно яркими примерами, когда вопрос об отделении при попытке самоопределения решался кардинально противоположным образом. В 1983 г. турецкой общиной Кипра была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра. Совет Безопасности ООН своими резолюциями 541 от 18 ноября 1983 г. и 550 от 11 мая 1984г. заявил о неправомерности создания Турецкой Республики Северного Кипра и признал не признавать ее. Это было обусловлено тем, что турецкая община Кипра являла собой ни что иное, как национальное меньшинство народа Кипра и поэтому не могла рассматриваться в аспекте права на самоопределение. В целом таков установившийся в мире общепринятый формальный подход к сепаратизму под лозунгом самоопределения народа. Другой пример, когда Эритрея, после длительного противостояния отделившаяся от Эфиопии, была признана и принята в ООН 28 мая 1993 г. в качестве государства-члена. Таким образом, можно заключить что народы (нации) являются субъектами международного права будучи носителями права и обязанностей непосредственно в силу норм международного права, а осуществление права на самоопределение является наиболее ярким выражением их правосубъектности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |