АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

Читайте также:
  1. VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
  2. В Ялте прошла международная эсперанто-конференция
  3. Второе Базельское соглашение (Базель II) — «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы»
  4. Международная (региональная) валютная система
  5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ
  6. Международная деятельность призвана помочь стране решать внутренние проблемы и обеспечить внешнюю безопасность.
  7. Международная клятва, лояльность и поведение
  8. Международная Конфедерация Антикваров и Арт-дилеров
  9. Международная миграция рабочей силы
  10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  11. Международная организация гражданской авиации
  12. Международная организация труда

 

Понятие «правосубъектность» не получило единого толкования в юридической науке. Эти трудности связаны с рядом причин: во-первых, различной трактовкой в разных отраслях права; во-вторых, схожесть категорий «правосубъектность» и «субъект права».

С.С. Алексеев считает, сто «субъект права» и «правосубъектность» по своему основному содержанию совпадающие категории.[27] Схожей позиции придерживается и С.Н. Братусь полагает что, в известном смысле термин «правосубъектность» не является обозначением нового понятия, отличного от понятия «субъект права» (поменялись местами лишь слагаемые этих терминов –

«право» и «субъект»).[28] Таким образом, отпадает необходимость в термине «правосубъектность». И поэтому, представляется не совсем правильно различать данные понятия.

Понятие «международная правосубъектность» необходимо рассматривать исходя из понятия «субъект международного права». Очень интересный подход вызывает Черниченко С.В., который исходя из понятия субъекта международного права как «носителя международных прав и (или) обязанностей», «лица, подчиняющегося непосредственному воздействию норм международного права» и т.д., характеризует международною правосубъектность как «подчиняемость прямому воздействию международного права («подпадаемость» под его действие), и обладание международными правами и (или) обязанностями (подчиняемость прямому воздействию международного права выражается именно в этом) и «регулируемость» поведения лица непосредственно международным правом, и способность участвовать в международных правоотношениях».[29] Все указанные признаки международной правосубъектности, как видим, являются предпосылкой к становлению субъектом международного права.

Г.М. Вельяминов, согласно которому «правосубъектность только способность лица быть субъектом права. Субъект же права не только способен иметь, но имеет конкретные субъективные права и обязанности».[30]

При таком понимании всякое правосубъектное лицо – субъект права. В международном праве имеет место также рассмотрение международной правосубъектности как «обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности».[31] Данный подход базируется на положениях общей теории, согласно которых «правоспособность и дееспособность вместе составляют понятие правосубъектности».[32] Однако при этом часто, сопоставляя международное право и национальное право, некоторые авторы выделяют международную «правоспособность» и «дееспособность».

Субъектами международного права могут быть лица, обладающие международной правоспособностью (т.е. лица, способные обладать международными правами и обязанностями). К тому же современному международному праву неизвестна категория недееспособных или ограниченно дееспособных субъектов. В этой связи следует согласиться с Л.Д. Тимченко, что в отличие от внутригосударственного права, для субъектов международного права характерно органичное сочетание правоспособности и дееспособности, что вместе образует понятие «правосубъектность». [33] «Поэтому регламентации международно-правового статуса субъекта обычно применяется термин «правоспособность», хотя в его содержании подразумеваются и самостоятельные действия субъектов».[34]

Кроме правоспособности и дееспособности, правосубъектность включает и деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за свои противоправные действия. Так, к примеру, согласно ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. Государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом поверхности земли или воздушного судна в полете.

Следует отличать понятие «международная правосубъектность» от понятия «международно-правовой статус». Под статусом понимается установленное нормами международного права положение субъекта международного права, отдельных территорий, различных международных и государственных органов, отдельных категорий лиц и имущества.[35] «Сочетание международной правосубъектности с правами и обязанностями участника реальных международных отношений образует понятие юридического статуса или правового положения соответствующего актора».[36] В отношении субъектов международного права применяется термин «индивидуальный правовой статус лица». Индивидуальный правовой статус – признанный нормами права комплекс (совокупность) неотчуждаемых прав и обязанностей лица, определяющих его положение. Таким образом, сопоставляя правосубъектность и правовой статус, следует согласиться с Г.М. Вельяминовым, что в индивидуальном правовом статусе реализуется фактически правосубъектность лица.[37]

«Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера – это совокупность прав и обязанностей субъекта. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей». [38] исходя из неоднородности прав и обязанностей, Г.В.Игнатенко выделяет основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений, которые, в свою очередь, подразделяет на основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов, и индивидуальные права и обязанности.

К основным общесубъектным правам относятся право (юридическая способность) участие в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т.е. взаимопонимания с другими субъектами; право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей и т.д.

К основным субъектно-видовым правам относятся права и обязанности субъектов, содержащиеся в источниках международного права, регулирующих те или иные виды международных отношений.

К индивидуальным правам и обязанностям относятся конкретные права и обязанности, через которые реализуется правосубъектность субъекта.

Беря за исходное, хотя и с некоторыми изменениями и дополнениями, данное разделение прав и обязанностей, можно провести следующую классификацию международной правосубъектности как способности быть субъектом международного права: 1)общая правосубъектность – способность быть субъектом международного права вообще; 2)отраслевая правосубъектность – способность быть субъектом права соответствующей отрасли международного права; 3)специальная правосубъектность – способность быть субъектом определенных международных отношений в рамках конкретной отрасли международного права. [39]

Исходя из изложенного выше можно сформулировать определение международной правосубъектности. Международная правосубъектность — это качественная характеристика субъекта международного права, выражающаяся в способности лица быть субъектом международного права. Она находит свое выражение в совокупности прав и обязанностей субъекта международного права. Или, выражаясь словами П.Н. Бирюкова, «содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм».[40]

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)