|
|||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вино как жертвоприношение Богу
В разделе 4.3. показано, что в качестве начатков от плодов земли Господу, помимо хлеба и елея, приносилось также и вино, причем это вино из-под точила, несомненно, являлось неперебродившим свежим виноградным соком – «тийрош». Однако в Пятикнижии мы находим и другие указания на принесение вина – не только как части от первых плодов земли, но и безотносительно от этапа сельскохозяйственных работ – самого по себе (Быт 35:14) или совместно с мясом агнцев и тельцов: Исх 29:40; Лев 23:13; Числ 15:5,7,10; Числ 28:7,14. Учитывая, что тийрош – свежий виноградный сок – вряд ли мог быть в наличии вне сезона сбора урожая, то какое же вино приносилось круглый год как необходимое возлияние на агнцев и тельцов? Было ли оно броженым или нет? На эти вопросы нам предстоит ответить в рамках данного раздела. Если не считать хлеб и вино в руках у Мелхисидека жертвоприношением, чего и придерживаются большинство Святых Отцов (см. комментарий свт. Филарета[79]), то в первый раз в Библии вино фигурирует как жертвоприношение в истории, произошедшей с Иаковом в Вефиле. На этом месте Господь назвал Иакова Израилем, благословил его и обещал Иакову землю, обетованную родителям его. На этом месте Иаков поставил столп (памятник) и принес на нем жертву. Все три славянских Библии, анализируемые нами, описывают это жертвоприношение по-разному (Быт 35:14):
Анализ исходного текста на иврите показывает нам, что здесь употреблено слово «нéсек» (5262), что значит буквально – возлияние. Таким образом, синодальный перевод Библии наиболее последовательно и дословно передает нам текст Торы. Однако, если мы посмотрим употребление слова «нéсек» в Ветхом Завете, мы увидим, что оно практически всегда употребляется вместе со словом «йайин» (3196) {см., например, Исх 29:40, Лев 23:13, Числ 15:5,7,10} или с указанием, что это «возлияние по уставу» {см., например, Числ 15:24, 29:6,18,21}, соответственно с отсылкой на описание устава о жертвоприношениях, где вино «йайин» прописано в явном виде. Таким образом, хотя слово «вино» и отсутствует в Быт 35:14, но Острожская Библия правильно передает смысл этого стиха, добавляя, что Иаков возлил именно вино, которое и подразумевается в еврейском тексте. Эту нашу догадку подтверждает в своем комментарии свт. Филарет: «Во времена закона для сего употреблялось вино (Числ. 15:5), знамение радости духовной» [80]. В свою очередь свт. Кирилл Александрийский пишет, что камень, поставленный Иаковом, есть прообраз краеугольного камня – Христа, помазанного своим Отцом Небесным, и поясняет: «Когда же наконец взойдем в Вефиль, то есть дом Божий, то там познаем камень, камень избран, ставший во главу угла, то есть Христа. Увидим Его также и помазуемым от Отца в радость и веселие для всей поднебесной. <…> И это ты можешь видеть прообразуемым в том, что недавно сказано нами; потому что сказано: постави Иаков камень в столп, возлия на него елей и вино. А это было прообразом таинства во Христе…» [81]. Шесть однообразных по своему содержанию стихов (Исх 29:40; Лев 23:13; Числ 15:5,7,10; Числ 28:14) указывают на принесение в жертву «йайин» вместе с мясом агнцев или тельцов. Вот типичный текст в этом ряду: «38Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних [без порока] каждый день постоянно [в жертву всегдашнюю]; 39одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, 40и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина3196, для одного агнца» (Исх 29:38-40). Преп. Ефрем Сирин дает такое толкование этому стиху: «Десятая часть пшеничной муки, смешанной с елеем, означает плоть Еммануилову, потому что она непричастна греху, а под «четвертью гина вина» разумеются четыре стихии в плоти Его, из которой источено св. возлияние, освящающее окропляемых» [82]. Из этого комментария видим, что приносимое вино являлось именно символом крови, пролитой за нас Спасителем. Нельзя, однако, сказать, что в этом вопросе есть полное согласие Святых Отцов, поскольку, например, бл. Феодорит Кирский комментирует это место следующим образом: «А хлеб и опреснок (Исх 29:23), и возлияние вина (Исх 29:40) означают плоды, родящиеся от земли, которых начатки приносить Богу – дело святое» [83].Такой комментарий блаженного Феодорита, пожалуй, более подходил бы к фрагменту, в котором упомянут «тийрош», а не «йайин». Обратим внимание, что эти жертвы (Исх 29:40; Лев 23:13; Числ 15:5,7,10; Числ 28:14) приносились постоянно, каждый день, поэтому вероятнее всего и не мог быть здесь приносим тийрош – свежевыжатый виноградный сок, доступный, наверное, только в период сбора винограда. Здесь вместе с агнцем приносится «йайин» – переработанный виноградный сок, доступный в течение всего года. Но какой продукт под этим подразумевается – сброженный сок, или прокипяченный (пастеризованный), или уваренный (сгущенный)? Возможно выдвинуть различные доводы в защиту той или иной точки зрения, но утверждать здесь что-либо однозначное на данный момент нет возможности. Интересно отметить, что «плохим богам» в жертву приносилось «неправильное» вино Втор 32:31-33,37-38:
Несомненно, мы видим здесь поэтический и глубоко символичный образ. Его аллегорическое толкование дает преп. Максим Исповедник[84]. Однако ясно и то, что вот этим «неправильным», ложным богам, т.е. бесам приносилось в жертву это ядовитое вино от неправильной лозы, они принимали эти жертвы, однако ничем не смогли помочь жертвователям. В этом разделе нам осталось разобрать только одно затруднительное место в Книге Чисел: «3И скажи им: вот жертва, которую вы должны приносить Господу: два агнца однолетних без порока на день, во всесожжение постоянное; 4одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси вечером; 5и в приношение хлебное [приноси] десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина выбитого елея; 6это – всесожжение постоянное, какое совершено было при горе Синае, в приятное благоухание, в жертву Господу; 7и возлияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай возлияние5262, вино7941 Господу. 8Другого агнца приноси вечером, с таким хлебным приношением, как поутру, и с таким же возлиянием при нем приноси его в жертву, в приятное благоухание Господу» (Числ 28:7). Крайне неожиданно, что здесь для возлияния используется «шекар» (7941), поскольку, во-первых, сикера нигде больше в Библии для возлияния не используется и отношение к ней, как правило, негативное. Во-вторых, в Числ 28:3-8 дается явная ссылка, повтор указания Господа в Исх 29:38-40, однако там употреблено слово «йайин». В-третьих, в аналогичном описании, буквально дословном повторе через несколько стихов указаний о жертве в новомесячия Числ 28:14 также использовано слово «йайин». В-четвертых, слово «возлияние» (5262) тесно связано именно с вином и нигде в Библии не употребляется в паре со словом «шекар». Отметим, однако, что Септуагинта в этом месте также говорит о сикере. Можно предположить, что или в древнееврейский текст здесь закралась ошибка, или, возможно, здесь имеется в виду сладкий неброженый сок каких-либо плодов (см. разд. 3.4; С. 24).
Подводя итоги этого раздела, мы можем констатировать следующее: 1) Свежевыжатый в давильнях виноградный сок «тийрош» приносился Господу в качестве жертвы совместно с хлебом (зерном) и елеем, как начаток о плодов земли, как благодарность за дарованный урожай; 2) Вино «йайин» использовалось ежедневно для жертвоприношений совместно с мясом агнцев и тельцов. Уточнить «сорт» этого вина на данный момент не представляется возможным в рамках этой работы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |