АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вино как символ благополучия – благословение Божие

Читайте также:
  1. II. Символ — ключ к природе человека
  2. V. Работа с рисунками – символами, иллюстрациями
  3. А.Белый – теоретик из «ранних символистов»
  4. Аль-Бути неправильно предположил, что слепой мужчина попросил Аллаха вернуть ему зрение ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха
  5. Анимизм. Символический смысл погребений
  6. Библейское благословение: намного больше, чем вы можете представить
  7. Библейское благословение: нужда людей
  8. Библейское благословение: нужда церкви
  9. Благословение Авраама
  10. Благословение Авраама.
  11. Благословение от Отца
  12. Благословение полей

Как мы увидели в предыдущей главе, наличие продуктов питания, в том числе и такого важного для Средиземноморья продукта, каким являлось вино, было необходимым условием благополучия народа Израиля и воспринималось как благословение Божие. Напротив, отсутствие хлеба, вина, елея и других плодов земли являло собой знак гнева Господня.

Рассматривая вино как символ благополучия и благословение Божие, мы можем опираться на достаточно многочисленные тексты, представленные во всех книгах Пятикнижия: Быт 27:28,37; Исх. 23:25; Лев 26:5; Числ 13:24; Числ 16:14; Числ 20:5; Втор 6:11; Втор 7:13; Втор 8:8; Втор 11:14; Втор 28:51; Втор 33:28.

Лингвистический анализ этих текстов на иврите показывает, что в Быт 27:28,37; Втор 7:13; Втор 11:14; Втор 28:51; Втор 33:28 употреблено слово «тийрош». В Лев 25:5 использовано слово «бацúйр» (1210) – собирание винограда. В Числ 20:5 и Втор 8:8 мы встречаем слово «гéфен» (1612) – виноградная лоза, а в Числ 13:24 – словосочетания «эшкóл» (0811) + «зэмóр» (2156) – виноградная ветвь и «эшкóл» (0811) + «энáв» (6025) – кисть виноградных ягод. В текстах Числ 16:14 и Втор 6:11 употреблено слово «кéрем» (3754) – виноградник. Опять отметим характерную особенность этого раздела – здесь нам не встретится слово «йайин».

Если в этом разделе исключить из рассмотрения тексты, в которых вино упоминается исключительно в качестве пищевого продукта (см. раздел 4.3, С. 51), то нам останется проанализировать 7 фрагментов: Быт 27:28,37; Лев 26:5; Числ 13:24; Числ 16:14; Числ 20:5; Втор 6:11; Втор 33:28.

Вот в книге Левит описывается типичная картина благословенной жизни, даруемой Господом при исполнении Его заповедей: «3Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, 4то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; 5и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания1210 винограда1210, собирание1210 винограда1210 будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно» (Лев 26:3-5). Здесь ясно, что благословение есть плодородие земли, которое проявляется в том числе и в обилии урожая винограда.

Оба фрагмента, в которых употребляется слово «тийрош», связаны с пророческим благословением Исаака его сыну Иакову о земле, которую будут наследовать его потомки. Вот само пророчество: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина8492» (Быт 27:28). А вот его исполнение, когда несметные тысячи потомков Иакова стоят на границе Земли Обетованной: «Око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином8492, и небеса его каплют росу » (Втор 33:28). Здесь очевидно, что множество «тийрош», упомянутого одновременно с хлебом, является уже знакомым нам пожеланием изобилия плодов земли, изобилия пищи, аналогичным пожеланию хлеба, вина 8492 и елея (см. раздел 4.3). Благословение Исаака, если понимать его исторически (аллегорическое толкование см. в разделе 4.2; С. 50), есть пророческое указание на плодородие земли, наследуемой Израилем, как и говорит об этом свт. Иоанн Златоуст: «…испросил ему (Иакову) изобилие необходимого» [75].

Последняя группа анализируемых в данном разделе текстов – Числ 13:24; Числ 16:14; Числ 20:5; Втор 6:11 – также говорит о плодородии земли. В них благословенная земля – это земля, обильная виноградниками, а проклятая земля – это та, в которой виноградников нет. Когда народ Израиля пересек пустыню и впервые вышел к Земле Обетованной, в нее были посланы соглядатаи. Они в доказательство плодородия этой земли принесли не что иное, как огромную гроздь винограда, а также плоды граната и смоквы: «И пришли к долине Есхол, [и осмотрели ее,] и срезали там виноградную811 ветвь2156 с одною кистью811 ягод6025, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» (Числ 13:24).

Святые отцы усматривают здесь прообраз Христа и его крестных страданий – «Грозд, висящий на древе, Кто иный, кроме Того, в последние дни повешенного на древе Грозда, за нас источившего кровь и обагренного кровию, кровь Которого соделалась спасительным питием для верующих?», – пишет свт. Григорий Нисский[76]. Согласно со свт. Григорием трактуют это место преп. Ефрем Сирин[77] и основоположник Александрийской школы богословия – Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215 по Р.Х.). Последний пишет: «Знамением этим служит великий грозд этот, Логос, Который за нас был выжат» [78].

Не решившись войти в землю Ханаанскую по причине распространившейся молвы о многочисленности и силе народов, ее населяющих, израильтяне отошли обратно в пустыню, где скитались 40 лет.

Земли пустыни были явно не те, на которые они надеялись. Это люди и поспешили высказать Моисею с Аароном: «и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда1612, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» (Числ 20:5) – такой резкий контраст с благословенной землей Палестины. В Числ 16:14 народ предъявляет Моисею те же претензии.

Когда же после 40-летнего скитания в пустыне входят израильтяне в землю обетованную, то она описывается как земля сытого и безбедного существования: «10Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, 11и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками3754 и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, 12тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор 6:10-12)

 

Таким образом, подводя итоги этого раздела, мы можем сказать, что:

1) Благословение Божие заключается в обилии виноградников и в обилии их непосредственных плодов, в том числе и виноградного сока «тийрош»;

2) Переработанный виноградный сок «йайин» не упоминается в текстах Пятикнижия, в которых Господь благословляет свой народ.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)