|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Переработанный виноградный сок «йайин»Заканчивая предыдущий раздел, мы указали, что под словом «йайин» можно понимать вино лишь условно. Это объясняется тем, что современный человек под словом «вино» подразумевает исключительно опьяняющий напиток на основе сброженного сока, но во многих случаях это не есть адекватный перевод еврейского слова «йайин». Как поясняет сщмч. Владимир (Богоявленский), «jajin в Библии есть генерическое выражение (родовое понятие) для обозначения виноградных ягод и виноградного вина, перебродившаго и неперебродившаго, алкогольнаго и неалкогольнаго, опьяняющаго и неопьяняющаго» [19]. Действительно, митр. Владимир приводит примеры, в которых видно, что слово «йайин» употреблено в таких показательных эпизодах, каковыми являются случаи опьянения Ноя и Лота, где под вином нужно, несомненно, понимать опьяняющее вино. С другой стороны, он же указывает на такие фрагменты, как, например: Ис 16:10: «Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда3196 в точилах: Я прекратил ликование» Иер 40:12: «и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина3196 и летних плодов очень много» Иер 48:33: «Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину3196 в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости» Здесь и далее в цитатах из Св. Писания в надстрочнике приведены номера Стронга для слов, которые важны для исследуемой темы. В приведенных стихах из книг пророков Исайи и Иеремии под «йайин» несомненно подразумевается виноград и свежевыжатый виноградный сок соответственно. Это же отмечает в своем словаре церковнославянского языка протоиерей Григорий Дьяченко[20], показывая, что слово «вино» с церковнославянского языка может переводиться русский в том числе и как «виноград». В качестве примера он указывает на цитату из книги пророка Исайи, приведенную нами страницей выше. Однако следует признать, что все-таки в иврите чаще всего под «йайин» подразумевался сок, переработанный тем или иным образом для длительного хранения. Один из таких способов – это, действительно, сбраживание, т.е. превращение сока в хмельное вино. Но это была отнюдь не единственная технология сохранения этого важнейшего питательного продукта средиземноморья, каким в древности являлся виноградный сок. На пяти страницах своего доклада[21] митр. Владимир со ссылками на доступные ему на то время данные рассказывает об этих альтернативных технологиях (стр.21): «В те времена, когда жили пророки и апостолы, знали различные способы предохранять виноградный сок или «мост» от брожения. Это достигалось посредством кипячения, охлаждения и недопущения воздуха масляным слоем или другою плотною закупоркою, а также путем сгущения сока при помощи огня, и, вероятно, при помощи антисептических средств, серы и т.д. Этим путем предотвращалось действие грибка – брожения, так что он не мог уже лишить его питательного свойства и превращать в опьяняющий алкоголь» [22]. Профессор Самуэль Баккиоки в своем подробном исследовании «Вино в Библии» посвящает почти 40 страниц (стр. 128 – 165) описанию древних технологий сохранения виноградного сока[23]. Он опирается не только на свидетельства Библии, но и на сведения из творений древних античных авторов. То, что митр. Владимир лишь упоминает или кратко пересказывает, проф. Баккиоки подтверждает пространными цитатами первоисточников. В этой работе мы не можем уделить столь пристальное внимание вопросу о способах сохранения сока и получения безалкогольных вин, но все-таки считаем необходимым привести наиболее яркие свидетельства, чтобы продемонстрировать ту мощную доказательную базу, подтверждающую факт широкого распространения нехмельного вина в древнем Средиземноморье.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |