|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вино как пищевой продуктВ этом разделе мы рассмотрим тексты Пятикнижия, в которых вино рассматривается как питательный продукт без упоминания его возможных опьяняющих свойств. Эта глава близко примыкает к следующей, в которой будет показано, что во многих местах Писания вино является символом благополучия – благословением Божиим. Несмотря на условность распределения тех или иных фрагментов Писания, между этими двумя главами сейчас мы рассмотрим более узкий случай, а в следующей главе эта тема будет раскрыта более полно с привлечением новых материалов. Как пищевой продукт вино упоминается в следующих фрагментах Пятикнижия: Исх 23:25; Втор 7:13; Втор 8:8; Втор 11:14; Втор 15:14; Втор 18:4; Втор 28:51. Первичный анализ цитат, отобранных нами для этой главы, показывает, что здесь мы видим определенную специфику книги Второзакония. В ней не только наиболее часто по сравнению с другими книгами Пятикнижия упоминается вино (18 раз), но при этом еще и более трети этих фрагментов говорят о вине именно как о пищевом продукте. Отчасти это связано с тем, что из всех книг Моисея Второзаконие наиболее часто оперирует словом «тийрош» (виноградный сок). Это слово упоминается лишь в одном фрагменте Бытия, одном фрагменте книги Чисел и 8 раз – во Второзаконии (см. Приложение № 2). Начиная анализ упомянутых фрагментов, мы сразу видим, что в четырех из этих семи текстов употреблено слово «тийрош»: Втор 7:13; Втор 11:14; Втор 18:4; Втор 28:51. В фрагменте Втор 8:8 мы встречаем слово «гéфен» (1612) – виноградная лоза, а в Втор 15:14 – «йéкев» (3342) – точило. В последнем случае мы опять видим косвенную ссылку на виноградный сок – продукт точила. Примечательно, что в этой главе мы не встретим слова «йайин». Текст стиха Исх 23:25 несколько выбивается из общего ряда – здесь мы встречаем разночтение между Масоретским текстом, в котором вино никоим образом не упоминается, и Септуагинтой, в которой слово «ойнос» присутствует. Однако разночтение не носит принципиального характера, вино стоит здесь в ряду важнейших продуктов, необходимых для поддержания жизни человека: «Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исх 23:25). Подобные примеры мы увидим и в других стихах, анализируемых в данном разделе. В качестве пищевого продукта мы часто встречаем плод точила – «тийрош». Причем здесь во всех четырех стихах Втор 7:13; Втор 11:14; Втор 18:4; Втор 28:51 «тийрош» упомянут в составе триады «хлеб, вино и елей», т.е. поставлен в один ряд с важнейшими плодами земли Израиля. Вот типичная цитата в этой группе текстов: «13Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино8492 твое и елей твой; 15и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Втор 11:13-15). Этот же хлеб, вино и елей определены в качестве содержания левитам (Втор 18:4). О похожем продовольственном содержании говорится в случае, когда на волю отпускается раб: «Когда же будешь отпускать его (раба-еврея) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила3342 твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Втор 15:13-14). Под продуктом от точила мы легко узнаем все тот же «тийрош», упомянутый здесь иносказательно. Отметим и то, что «тийрош» в ряду прочих продуктов здесь назван благословением Божиим. Если народ отступает от Бога, он лишается благословения Всевышнего и, соответственно, лишается всех этих благ, в том числе хлеба, вина и елея: «И будет он (завоеватель) есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина8492, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя» (Втор 28:51). Суммировать содержание этого раздела может выдержка из 8-ой главы Второзакония: «7Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, 8в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные1612 лозы1612, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед <...> 10И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе <...> 19Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете» (Втор 8:7,8,10,19). Здесь мы видим, что Господь дает своему народу все необходимое для жизни в Земле Обетованной, в том числе и виноградную лозу с ее плодами. Потеря Божьего благоволения ведет за собой и потерю пищи, необходимой для жизни народа. Связь благословения Божия с наличием плодов земли, потребных для пропитания, в том числе и с наличием вина, будет более подробно рассмотрена в следующем разделе. Выводы, которые можно сделать, подводя итоги этого раздела: 1) Вино действительно, наряду с хлебом и оливковым маслом, упоминается в Пятикнижии в качестве одного из основных продуктов питания. Однако во всех случаях это вино является непосредственным плодом виноградника, плодом точила, т.е. виноградным соком – «тийрош». 2) Слово «йайин», обозначающее переработанный, в том числе и сброженный, виноградный сок, в узком смысле продукта питания в Пятикнижии не употребляется.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |