АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заметки о знании

Читайте также:
  1. Вопрос 31 Проблема источника знания: чувственное, рациональное и интуитивное в познании
  2. Все имеет свой источник в сознании
  3. Глава 2. Процветание в сознании
  4. Глава XXIII. Процессы формирования различных спектров энергии в подсознании человека. Механизм управления подсознанием
  5. Дело Штукатурова – ПКС по делу Штукатурова посмотреть (о рассмотрении дел о признании граждан недееспособными – положения ГПК оспаривались)
  6. Добро и Зло – это земные знания, которые принадлежат людям и которые являются основой духовного роста для того, чтобы при их познании стать Богами, живущими на Земле.
  7. Заметки курьера.
  8. Заметки на полях. Еще два совета
  9. Заметки на полях. Не столько теория, сколько практика
  10. Заметки на полях. Немного теории
  11. Заметки на полях. Нетрадиционные выразительные средства
  12. Заметки на полях. О выборе темы

Сказанное опирается на природу знания. В этих терминах знание не может быть исключительно или прежде всего вопросом определения того, что является истинным. Как при складывании головоломки, открытие часто состоит не в достижении некоторого утверждения или опровержения, но в обнаружении пригодности. Многие знания направлены на нечто иное, чем истинное полагание, или вообще любое полагание. Скорее возрастание остроты проникновения или диапазона понимания, чем изменение в полагании, происходит, когда мы находим в нарисованном лесу человеческое лицо, о котором мы уже знали, что оно там есть; когда мы научаемся узнавать стилистические различия среди работ, уже классифицированных художником, композитором или писателем; когда мы изучаем картину, концерт или трактат до тех пор, пока не видим, слышим или схватываем те признаки и структуры, которые мы не могли распознавать прежде. Такой прирост знания связан не с формированием или фиксацией полагания[26], а с ростом понимания[27].

Кроме того, если миры настолько же создаются, насколько обнаруживаются, то и знание также — настолько же вопрос переделки, насколько сообщения. Все процессы создания миров, которые я обсудил, затрагивают знание. Как мы видели, восприятие движения часто состоит в его создании. Обнаружение законов требует их составления. Распознавание структур часто заключается в их изобретении и применения. Понимание и создание протекают совместно.

В главах VI и VII я вернусь ко многим из рассмотренных здесь вопросов. Теперь я хочу рассмотреть две намного более определенные темы: во главе II — детальную категоризацию, особенно существенную для искусств, а в главе III — пример отслеживания понятия сквозь версии в различных системах и на различных носителях.


[1] "В переводных романах делаются иногда беспомощные сноски: "В оригинале — непереводимая игра слов..." (С.Довлатов, "Ремесло". Строчкой ниже там цитата из Нильса Бора: "Истины бывают ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая...") Поздние вещи Гудмена написаны трогательно поэтичным языком со множеством аллитераций. Немногие из них сохранены в переводе, но ритм по возможности воспроизведен (прим. пер.).

[2] Например, в работе "Язык и миф".

[3] Но см. ниже раздел VIl: 1.

[4] Cр. статью "Способ, которым существует мир" ("The Way the World Is" (1960), PP, pp. 24-32), а также статью Ричарда Рорти "Затерянный мир" (Richard Rorty, "The World Well Lost", Journal of Philosophy, Vol. 69 (1972), pp. 649-665).

[5] Но не в значительной степени, поскольку ни один тип сводимости не служит всем целям.

[6] Cр. статью "Пересмотр философии" ("The Revision of Philosophy" (1956), PP, pp. 523); а также SA.

[7] В книге "Искусство и иллюзия" (E. H. Gombrich, Art and Illusion, Pantheon Books, 1960) Гомбрич во многих местах приводит аргументы против понятия 'невинного глаза'.

[8] См. эссе в: Jerome S. Bruner's Beyond the Information Given [далее — BI], Jeremy M. Anglin, ed. (W. W. Norton, 1973). Chap. I.

[9] Cр. SA, pp. 127145; а также "Sense and Certainty" (1952) и "The Epistemological Argument" (1967), PP, pp. 60-75. Мы могли бы выстроить историю последовательного развития миров и применить нечто подобное кантианскому регулятивному принципу, в результате чего поиск первого мира следовало бы признать столь же дезориентирующим, как поиск первого момента времени.

[10] Это не требует, как иногда полагают, модификации лейбницевой формулы идентичности, но лишь напоминает нам, что ответ на вопрос "То же ли это самое, что и то?" может зависеть от того, на что в этом вопросе указывают "это" и "то" – на вещи или события, или цвета, или виды и т.д.

[11] См. BI, pp. 331-340.

[12] См. далее SA, pp. 322, 132-135, 142-145.

[13] Sir George Thomson "Some Thoughts on Scientific Method" (1963), Boston Studies in the Philosophy of Science, Vol. 2 (Humanities Press, 1965), p. 85.

[14] Обсуждение вопроса о том, что значит это выражение, занимает много параграфов "Философских исследований" Людвига Витгенштейна, начиная с §142. Я не предполагаю, что ответ, который я даю здесь — ответ Витгенштейна.

[15] Я говорю здесь о родах достаточно свободно. О способах номинализации такого разговора см. SA: II и PP: lV.

[16] Об экземплификации и экспрессии как референциальных отношениях см. LA, pp. 50-57, 87-95.

[17] См.: Kevin Lynch, The Image of the City (Cambridge, Technology Press, 1960).

[18] См.: E. Llewellyn Thomas, "Eye Movements in Speed Reading", in Speed Reading: Practices and Procedures (University of Delaware Press, 1962), pp. 104-114.

[19] В докладе "Время, число и знак" ("Zeit, Zahl, und Zeichen") на Кассиреровских чтениях в Гамбурге в 1974 году.

[20] См. "О готовности к восприятию" ("On Perceptual Readiness" (1957) — BI, pp. 7-42).

[21] См.: Paul Kolers, "Bilinguals and Information Processing", Scientific American 218 (1968), 78-86.

[22] Aspects of Motion Perception (Pergamon Press, 1972), pp. 47ff.

[23] См. "Ценности и потребности как организующие факторы восприятия" ("Value and Need as Organizing Factors in Perception" (1947), in BI, pp. 43-56).

[24] Определяющие температуру, при которой для данного реального газа применимо уравнение идеального газа (прим. пер.)

[25] Например, "2+2=4" истинно для всего в том отношении, что для каждого x, x таков, что 2+2=4. Утверждение S обычно не будет истинно относительно x, если S не относительно x в одном из смыслов термина "относительно", определенных в статье "Относительно" (PP, pp. 246-272), но определение "относительно" зависит по существу от признаков утверждений, которые не имеют никаких разумных аналогов для картин. См. далее: Джозеф Уллиан, Нельсон Гудмен. "Истина о Джонсе" (Joseph Ullian and Nelson Goodman, "Truth about Jones", Journal of Philosophy, Vol. 74 (1977), pp. 317-338); а также VII: 5 ниже.

[26] Я ссылаюсь здесь на статью Чарльза С. Пирса " Фиксация полагания " (1877) ("The Fixation of Belief" — Collected Papers of Charles Sanders Peirce, Vol. 5 (Harvard University Press, 1934), pp. 223-247).

[27] О природе и важности понимания в более широком смысле, см. М. Полани "Личное знание" (M. Polanyi, Personal Knowledge. University of Chicago Press, 1960).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)