|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приложение №1. Социологический опрос
Опрос проведен 4 ноября 2011 года на открытии IV общепоселковой ярмарки ремёсел в Дом культуры р.п.Линево среди посетителей ярмарки, возраст от 9 до 71 года. Из 18 опрошенных только 7 человек слышали этот инструмент, из них - 4 человека – слышали в живом исполнении в районах Севера, где он более распространен, - 3 человека - слышали звучание какого-то неизвестного им инструмента по телевизору.
Приложение №3.
Из книги Попова А.А. «Мне видится Горная Шория».
«Когда чаепитие было закончено, дед достал комуз и стал на нём играть. Музыка, извлекаемая дедом при помощи небольшой металлической подковки, сливаясь с грохотом реки, с шумом леса, плыла над полем, поднималась по склонам гор, достигала отвесных скал на вершинах и, отражаясь от них, возвращалась назад с разных сторон, усиленная в несколько раз. Это была музыка гор. Она завораживала, пробуждая в душе какие-то тонкие, неведомые ранее ощущения. Далее произошло такое, что невозможно описать никакими словами. Николай тоже достал комуз, и они заиграли вместе с дедом, вдобавок к этому Николай запел шорскую песню. Не прекращая играть на комузе, он пел. Песня не была похожа на песню человека, это была песня природы. Звуки не слетали с губ, как при обычном пении, а исходили из нутра его, из души, усиливаясь гортанью и всем его телом. Мы сидели и слушали как завороженные. Такой музыки, такой песни я в своей жизни еще не слышал».
Приложение №4. Рассказ Спешневой Е.В. «В 1998 году на отдыхе в Горном Алтае я впервые услышала комуз в исполнении Александра Попова, мастера резьбы по дереву из Новосибирска. Чувства мои описать сложно – потрясение, восторг. Вибрации комуза магически действовали на меня, при первых же звуках инструмента меня как будто магнитом тянуло туда, где звучала музыка. С того момента я потеряла покой, я мечтала только о том, чтобы поскорее купить комуз и научиться на нем играть. Конечно, тогда я думала, что играть очень сложно. Было непонятно, как на этом маленьком инструменте получаются такие разные звуки. Когда же инструмент у меня появился, я могла играть не уставая много часов подряд, получая истинное наслаждение от процесса создания музыки. Сами собой получались новые приемы игры, открывались новые звучания, рождались новые мелодии. Вот так в моей жизни появился комуз. В 1999 году в Новосибирске состоялось мое первое выступление, в дуэте с Александром Поповым. Так случилось, что я уехала из Новосибирска, в течение нескольких лет играла очень редко, но «рожденные» много лет назад мелодии сохранились в моей памяти без всяких записей. Года три назад я случайно встретила Александра. Оказалось, что он с семьей живет сейчас в Старом Искитиме, занимается резьбой по дереву. На свое выступление в городском конкурсе в Искитиме я конечно же пригласила Поповых. Мне было очень важно сыграть для человека, в исполнении которого я услышала много лет назад этот удивительный инструмент. Александр написал интересную книгу о Горной Шории и статью о темир-комузе, мы использовали эту литературу при работе над проектом. В 2000 году я посетила мастерскую Владимира Поткина в Горно-Алтайске, мне было интересно узнать, как изготавливаются эти инструменты. Мастер настраивает каждый комуз на определенную ноту с помощью камертона, что очень важно, так как иногда в продаже можно встретить и ненастроенные инструменты. Алтайские комузы мастера имеют приятное и мелодичное звучание, на них очень легко играть. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |