АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Итак, структура базового конфликта - одно из главных отличий школ

Читайте также:
  1. II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  2. III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  3. III. Структура Клуба
  4. III. СТРУКТУРА, РУКОВОДЯЩИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КПРФ
  5. IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФСОЮЗА
  6. IY. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛУБА
  7. VI. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПАРТИИ.
  8. А) структура текстів драм
  9. Абхазы и южные осетины в Грузии: семена конфликта
  10. Активные операции коммерческих банков, их структура.
  11. Архитектура внутреннего ролевого конфликта
  12. Атомная структура материи

Психоанализ: влечение → тревога→конфликт→защитный механизм

Экзистенциальный подход: сознавание конечной данности→тревога→защитный механизм

Можно говорить также о разнице психологических терминов, употребляемых в разных направлениях - конечно, до определенной степени, так как есть проникновение терминов, общий словарь. Так, психоаналитические «словечки» не только стали привычными для психологов всех направлений, но и вошли в обиход обычных людей (эго, подсознание, сублимация - кто теперь не знает этих слов?).

Итак, термины, специфичные для психоанализа: Ид(Оно), Супер-Эго, фаллический, Эдипов комплекс и комплекс Электры, фрустрация, либидо, мортидо, аутоэротизм, комплекс кастрации, трансфер, сопротивление, смещение и сгущение, цензура.

Гуманистическая психология говорит на другом языке: безусловное позитивное внимание, аутентичность, конгруэнтность, организмическое доверие, самоактуализация, клиент-центрированная терапия, я-концепция, иерархия потребностей, вершинные переживания, мотивы роста. Очень много общих для пподшкол, и специфичных для каждой школы терминов.

Экзистенциальная психология многие термины взяла из философии: Dasign-анализ, экзистенция, бытие, феноменология, смысл, бытие-в-мире, модусы существования, свобода, ответственность, становление, трансцендирование, пространственность, темпоральность, здесь и теперь, экзистенциал, миро-проект.

Кроме разницы в теориях, есть еще разница в практических методах, используемых в терапии.

Сам процесс может сильно отличаться. Так, в психоанализе аналитик более отстранен, нейтрален, он анализирует и дает интерпретации. «Внутренняя жизнь психоаналитика должна оставаться для анализируемого неизвестной, он должен, как зеркало, отражает только то, что ему показывает пациент» Зигмунд Фрейд

В гуманистических школах терапевт эмпатичен, может говорить о своих реакциях клиенту. Иногда допускается самораскрытие терапевта - если это необходимо. «…откровенность только увеличивает веру пациента в вас и в сам процесс терапии» И.Ялом (Дар психотерапии)

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную эмпатию» как одну из трех наиболее значимых черт профессионального терапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью»)

Также хочется упомянуть еще некоторые особенности терапии.

Психоанализ: Долговременный анализ. Кушетка. Анализ: сновидений, свободных ассоциаций, переноса (и контрпереноса), сопротивления, ранних детских воспоминаний.

Экзистенциальный анализ и гуманистическая психотерапия: Понимание человека как бытия-в-мире. Равенство терапевта и клиента. Нет советов. Открытость и искренность терапевта.

Мне кажется, что интересно попытаться сравнить школы исходя из целей терапии.

Главная цель психоанализа - согласно Э. Фромму - помочь отличить истину от лжи в самих себе.

«У психоанализа есть своя шкала ценностей - более высокая гармония Эго, которое должно выполнить задачу успешного посредничества между натисками инстинктивной жизни (Ид) и внешнего мира, то есть между внешней и внутренней реальностью.»
З.Фрейд

«Стать способным к любви и работе» - последнее, самое известное утверждение Фрейд о конечной цели анализа, известно нам только как цитата по памяти, приведенная Эриком Эриксоном.

«Психоаналитическая терапия - каузальная терапия, она пытается уничтожить причины, вызывающие невроз. Ее цель - разрешение невротического конфликта пациента, включающего инфантильный невроз, который служит краеугольным камнем взрослого невроза. Разрешение невротического конфликта означает воссоединение с сознательной частью Эго той части Ид, Суперэго и бессознательной части Эго, что была исключена из нее по той или иной причине.»
Р.Гринсон

По-другому говорят о целях психотерапии экзистенциальные психологи.

«Цель психотерапии - подвести пациента к той точке, где он может сделать свободный выбор».
И.Ялом

«Основная цель экзистенциальной терапии - помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека».
Римантас Кочюнас

Мне кажется, различие этих психоанализа и гуманистической психологии ярче всего можно увидеть на примере нескольких важных тем человеческой жизни: свобода воли, смерть, смысл, одиночество, вина и тревога, счастье и горе, агрессия и сексуальность. Вот некоторые цитаты, говорящие сами за себя.

О свободе, выборе и ответственности:

На мой взгляд, еще одно ключевое различие - отношение этих школ к наличию у человека свободы выбора. Фрейд полагал, что все действия, мысли, чувства, стремления человека подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности половыми и агрессивными. В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы, но все же он настаивал, что люди в действительности не способны «выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях, и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать. Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь, забывает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки. Он интерпретировал подобные явления как признаки присутствия неосознаваемых мотивов.

Гуманистическая и экзистенциальная психология имеет на этот счет противоположное мнение.

«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит»; «Глубоко укоренившаяся вера в психическую свободу и выбор совершенно не научна и должна уступить место утверждениям детерминизма, который управляет психической жизнью».
З.Фрейд

«Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации». А.Маслоу

О смерти:

«Нам хочется существовать, мы боимся небытия, и поэтому выдумываем прекрасные сказки, в которых сбываются все наши мечты. Неизвестная цель, ждущая нас впереди, полет души, рай, бессмертие, бог, перевоплощение - все это иллюзии, призванные подсластить горечь смерти», «Представляется совершенно невероятным, чтобы невроз мог развиться только вследствие объективного наличия опасности, без влияния глубинных слоев психического аппарата. Однако едва ли бессознательное содержит в себе что-либо, могущее наполнить содержанием нашу концепцию уничтожения жизни. Кастрацию можно представить себе по аналогии с отделением фекалий от тела, испытываемым нами повседневно, или с потерей материнской груди при отнятии от груди. Но ничто, подобное смерти, не может быть пережито, а если и случается, как обморок, то не оставляет после себя заметных следов. Поэтому я склонен придерживаться взгляда, что страх смерти подобен страху кастрации, и что таким образом Эго реагирует на ситуацию, когда оно чувствует себя оставленным Супер-Эго - утратившим благосклонность сил судьбы и лишенным какой-либо защиты от окружающих опасностей».
З.Фрейд

«…смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью».
И.Ялом

«Бренность бытия ставит нас перед вопросом смысла нашей экзистенции: Я есть - ради чего?»
А.Лэнгле

О смысле и цели жизни:

«Единственная цель жизнь - это сам процесс существования, т.е. вечная борьба за выживание»;

«Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысл, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением служить человеку…»; «Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима, и все же мы не должны, нет, мы не можем - отказаться от стараний хоть как-нибудь ее исполнить… Счастье - в том умеренном смысле, в котором мы можем признать его возможность, - есть проблема индивидуальной экономии либидо. Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон…», «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо».
З.Фрейд

«Смысл должен быть найден, но не может быть создан»; «Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке… Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл».
В.Франкл

«Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. …Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем».
Жан-Поль Сартр

«Мы все существа, ищущие смысл жизни, которые испытывают беспокойство оттого, что их закинули в бессмысленную вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг - забыть о факте изобретения и убедить себя, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение»; «Смысл жизни подобен карабканью по канату, который мы же сами подкинули в воздух».
И.Ялом

Об одиночестве:

«Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его».
Зигмунд Фрейд

«В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя».
Ирвин Ялом

О вине и тревоге:

«Без сомнения, проблема тревоги является узловой точкой многих важнейших вопросов; разрешение загадки тревоги прольет поток света на всю психическую жизнь человека», «Тревога является фундаментальным феноменом и центральной проблемой невроза».
Зигмунд Фрейд

«…невротическая тревога, связывающая человека и лишающая его возможности творить, рождается в той ситуации, когда человеку не удается двигаться вперед, переживая нормальную тревогу …попытка убежать от тревоги обречена на провал. Более того, тот, кто желает избавиться от тревоги, теряет бесценную возможность осуществлять себя, не способен учиться быть человеком», «способность быть самим собой зависит от способности встретиться со своей тревогой и двигаться вперед, несмотря на тревогу».
Ролло Мэй

О счастье и горе:

«Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира», «Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима, и все же мы не должны, нет, мы не можем - отказаться от стараний хоть как-нибудь ее исполнить… Счастье - в том умеренном смысле, в котором мы можем признать его возможность, - есть проблема индивидуальной экономии либидо. Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон…»
З.Фрейд

«Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью».
Абрахам Маслоу

«Смысл страдания - лишь неизбежного страдания, конечно, - самый глубокий из всех возможных смыслов», «Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения», «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо».
Виктор Франкл

Об агрессии:

«В самом деле, кажется, как будто нам нужно уничтожить какую-то другую вещь или человека для того, чтобы не уничтожить самих себя…»
З.Фрейд

Психоаналитики полагают, что людям требуется гармонизировать противоположные сексуальные и агрессивные инстинкты. Все человеческое поведение психоаналитики выводят прямо или косвенно из Эроса - основного инстинкта жизни, энергия которой направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидинозных импульсов. Кроме Эроса в человеке заложена и инстинктивная «энергия разрушения, препятствовать которой бессмысленно и бесплодно» - это инстинкт смерти.

«Агрессия в корне своем есть… устремление к кому-то, завязывание контакта будь то ради дружеского утверждения себя и другого, или ради целей вражды… Противоположностью агрессии является не миролюбие или уважение, или дружба, а изоляция, состояние полного отсутствия контакта».
Ролло Мэй

О сексуальности:

Психоаналитическая концепция строится на сексуальности, потому цитировать нужно было бы как минимум половину трудов Фрейда. Интересно, что в экзистенциальной парадигме очень мало внимания уделяется сексуальности. Вот то немногое, что мне удалось найти.

«Одинокое «я» экстатически растворяется в «мы». Это общее определение всех форм экстаза - романтического, сексуального, политического, религиозного, мистического. Каждый жаждет этого растворения и наслаждается им».
Ирвин Ялом

«…элементы человеческой жизни, которые не изменяются или, если изменяются, то так медленно, что могут считаться постоянными: страх смерти, сексуальность и желание, привязанность, печаль и т.д.»
Э.Спинелли

«Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных… в экзистенциальном вакууме набирает силу сексуальное либидо. Эта гипертрофия в условиях вакуума повышает готовность к невротическим сексуальным реакциям… сегодня мы сталкиваемся с сексуальной инфляцией, которая, как и любая инфляция, в том числе на денежном рынке, идет рука об руку с девальвацией. Сексуальность обесценивается в той мере, в какой она обесчеловечивается. Ведь человеческая сексуальность - это больше, чем просто сексуальность, и большим, чем просто сексуальность, она является в той степени, в какой она - на человеческом уровне - выступает носителем внесексуальных, личностных отношений… Забота о том, чтобы сексуальные контакты были направлены в русло отношения к партнеру, не сводящегося к чисто сексуальному отношению, чтобы они брали начало на человеческом уровне, была бы в самых кровных интересах даже тех, которых в конечном счете не волнует ничего, кроме сексуального удовлетворения и наслаждения. На человеческом же уровне сексуальность обладает еще одной функцией. Она выступает выражением любовного отношения, «инкарнацией», воплощением такого феномена, как любовь или же просто влюбленность. То, что лишь в этом случае сексуальность может действительно приносить счастье, показывают результаты недавнего опроса, организованного американским журналом «Psychology Today»: 20 000 ответов на вопрос, что сильнее всего стимулирует потенцию и оргазм, выдвинули на первое место как надежнейший стимулятор «романтизм», то есть влюбленность в партнера, если не больше - любовь к нему.»
В.Франкл

 

54 1. Теория черт личности Р.Кеттела Олпорта, Айзенка

Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирую­щего орга­низма.Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность,степень обусловленнос­ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой,влияя тем самым на поведение.

Несмотря на утверждение Кеттела о том,что поведение определяется взаимодей­ствием черт и ситуационных переменных,его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Со­гласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают ус­тойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно,явля­ются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял:

1) Поверхностные черты - исходные черты.Поверхностная черта представля­ет собой совокупность поведенческих характеристик,которые при наблюдении вы­ступают в «неразрывном»единстве. Исходные черты, напротив,представляют собой основополагающие структуры,которые, как считает Кеттел,образуют блоки самого здания личности.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности известны в связи со шка­лой,которая теперь используется для их измерения:опросник Кеттела«Шестна­дцать личностных факторов»(16PF).

2) Конституциональные черты - черты,сформированные окружающей сре­дой. Конституциональные черты развиваются из био­логических и физиологических данных индивидуума.Черты, сформированные окружающей средой, наоборот,обусловлены влия­ниями в социальном и физическом окружении.

3) Способность,темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели.Черты темперамента относятся к другим эмоциональ­ным и стилистическим качествам поведения.Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично.Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные ис­ходные черты,определяющие эмоциональность человека. Наконец,динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека.

4)Общие черты- уникальные черты.Как и Олпорт, Кеттел убеж­ден в том,что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные.Общие черты- это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например,самооценка,интеллект и интроверсия относятся к общим чертам.И напротив,уникальные черты - это такие,которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного.Кеттел предполагает,что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах инте­ресов и установок.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)