|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эго-психология в.теории личностиАнна.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности.социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали традиционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой войны Эриксон исследовал американских подводников и личность Адольфа Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории. Наиболее существенным моментом "психоисторического" метода Эриксона стало стремление объединить в "психоисторическом контексте" психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений. Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует. Первая стадия – до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости. Вторая стадия – от 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих – вследствие то го, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Третья стадия – от 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. Четвертая стадия – от 6 до 14 лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учении, и зависит развитие этих качеств. Пятая стадия – от 14 до 20 лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности. На этой стадии главным является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т. е. выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения. Шестая стадия – от 20 до 35 лет – связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположно го пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции. Седьмая стадия – от 35 до 60 или 65 лет – является одной из важнейших, так как она связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности. В этот период большое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он может развиваться и сам. Желание стабильности, отверженце и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности, считает Эриксон. Восьмая, последняя, после 60 65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам. У него формируется чувство удовлетворения, осознание идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации. Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с потерей идентичности, с "отвердением", частичным или полным, каких-то эпизодов жизни или свойств личности. Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов. Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее, утверждал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противоположный, не свойственный им, так как он может нару шить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для ребенка попытки развить инициативу, активность могут оказаться губительными, в то время как неуверенность в своих силах поможет ему найти адекватный для него способ жизни.
14Эрих Фромм (1900-1980) Гуманистический психоанализ (диалектический гуманизм) Модель теор- Самореализации вариант совершенствования + конфликт. Двуаспектность человека зависимого от природы, и человека социального составляет базовое противоречие человеческого существования Развитие л- Зависит от типа взаимоотношений с родителями: симбиотические, отчужденно-деструктивные, любовь. Экзистенциальные дихотомии: жизнь и смерть, идеальная самореализация - конечность жизни, одиночество -тяга к людям. Смысл существования в разрешении противоречия между свободой и безопасностью. Ядро л- Потребности: Ø в установлении связей, общении (подчинение и власть- любовь), Ø потребность в трансценденции, в преодолении пассивности и случайностей нашего существования в преодолении себя (разрушение- созидание, творчество), Ø потребность в преданности Ø потребность в осознании наших корней, в укоренении в мире (фиксация- целостность), дающая нам ощущение безопасности, Ø в идентичности (принадлежность группе - индивидуализм), стремление к идентификации дает нам понимание самих себя, Ø в наличии системы ценностей (иррационализм – рационализм). Стремление выразить свою человеческую природу. Три основных направления взаимоотношений человека с окружающим миром (с человеком, группой, соц. институтом) - это подчинение, власть, любовь. Периферия л- «Социальный характер» – основное приобретенное свойство, относительно постоянная совокупность всех устремлений индивида, не являющихся инстинктивными по своей природе. Ориентации: рецептивная (источник благополучия вне), эксплуатирующая (источник благ во вне, агрессивен), накапливающая (не верит в возможность получения из вне), рыночная (продать себя), продуктивная самореализация – труд, любовь, мысль. Бегство от свободы в поисках безопасности: авторитаризм (стремление к господству), разрушительность (попытка преодолеть чувство неполноценности- устранение объектов сравнения), автоматизирующий конформизм (стремление перестать быть собой). Метод д- Способность находить компромиссы для удовлетворения потребностей характеризует степень психологического здоровья, неспособность- уровень невротизма. Источник всех неврозов - нарушение целостности единства человека с природой Диагностика. Расспрос о снах и ассоциативных связях с ними, наблюдение. Расстройства личности: 1) Некрофилия- разрушение, жестокость. 2) Злокачественный нарциссизм: по отношению к телу -ипохондрия, 3) критика себя – депрессии, 4) инцестуальный симбиоз – зависимость от матери. Синдром упадка - тяжелое психич. откл. - комбинация 1,2.4 -Гитлер Метод психот- Гуманистический психоанализ. Терапевт и пациент- два человека, вовлеченные в процесс общения друг с другом. Установление утраченного единства с миром. Самопознание. Синдром роста –биофилия, любовь, абсолютная свобода – норма. Личность – сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих уникальность человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |