|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вступление. Говорит: « О мой Господь облегчи и помоги».То есть сейчас можно разъяснить что такое «БисмиЛлях Ррахман Ррахим» для чего она приведено
Говорит: «О мой Господь облегчи и помоги». То есть сейчас можно разъяснить что такое «БисмиЛлях Ррахман Ррахим» для чего она приведено, обычно выражение «БисмиЛлях Ррахман Ррахим» изучается с пяти сторон, но мы его сейчас не будем разбирать, так как договорились, что эту книгу хотим пройти быстро, а другие моменты которые мы упустим здесь мы разберем во время "Люм'ат уль-и'тикад" или во время изучения книги "Кауа'ид уль-мусля" или дальше, а здесь, коротко и эти моменты оставим. Говорит: «АльхамдулиЛляхи уахдаху хазбануЛлаху уа ния уаль уакъид (Хвала Аллаху Одному, достаточно нам Аллаха и Лучший Он Покровитель)». Слово «БисмиЛлях Ррахман Ррахим» и АльхамдулиЛлях» автор начал этими словами, следуя за книгой Всевышнего Аллаха и следуя за Посланником Аллаха салаЛлаху алейхи уа ссаляма, так как Всевышний Аллах также начинает суры или свою книгу со словами «БисмиЛлях Ррахман Ррахим» и многие суры начинаются со словами «АльхамдулиЛлях» и также Посланник Аллаха салаЛлаху алейхи уа ссаляма писал письма различным правителям мира со словами «БисмиЛлях Ррахман Ррахим» и начинал свои проповеди со словами «АльхамдулиЛлях» или «Инн АльхамдулиЛлях»и т.д. Говорит: Сказал шейх Имам аль-Алим (то есть,обладатель знанием). Как это понять, неужели шейх абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур аль-Макдиси про себя так говорит «сказал имам шейх алим…), имеется ввиду, те книги которые начинаются таким вступлением «сказал такой-то» и перечисляются какие качества автора, имеется ввиду те, которые передавали эту книгу или кто-то из его учеников писали такое вступление, затем уже переходили непосредственно к словам самого автора. Так вот говорит: «Сказал шейх имам алим». Что касается слова «шейх», то у него есть несколько значений, что касается значений слова «шейх» у первых поколений обладателей знания, то они употребляли слово «шейх» к тому, кто находится на самой легкой стадии джарха (на самой легкой стадии обвинения), то есть когда у человека была слабая память, но слабость его была не сильная, на него говорили «шейх». «Шейх», то есть человек со слабой памятью, но его хадисы не годятся до уровня хорошего, но возможно их использовать в поддерживающих цепочках, так понимали слово «шейх» мутакдимун» (то есть те которые жили раньше). Что касается поздних поколений и конкретно также нашего времени, то слово «шейх» употребляют к человеку у которого есть что-то из знаний о религии Всевышнего Аллаха. То есть когда говорят относительно человека «шейх», это не означает, что он какой-то обладающий знанием, такое слова «шейх» употребляют относительно человека который обладает чем-то из знаний о религии Всевышнего Аллаха, а что касается обычного простолюда, то они «шейх» употребляют к кому-либо, то есть к старикам, к людям преклонного возраста, либо к правителям племен или к управляющим племенами, либо к какому-нибудь праведному человеку, то есть любой человек у которого есть борода на сегодняшний день, простолюд относительно его говорит «шейх», то есть это что касается понятия «шейх» в различных слоях общества (скажем так). Так вот, говорит: «Сказал шейх обладатель знанием, аскет (который отошел от дуньи, посвятил себя изучению этой религии и распространению ее), хафиз(то есть тот который знал наизусть множество хадисов, даже если человек не знал Къуран наизусь, но знал хадисы, то есть знал достаточное количество хадисов, про него говорили «хафиз», но обычно если говорят «хафиз»,то означает что Къуран он знал тем более)». «Такъиютдин» абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур аль-Ханбали аль-Макдиси, «Такъиютдин» это что? Не имя, это не имя этого имама, а это всего лишь лякъаб(прозвище) и эти прозвища употреблять является макрух, является нежелательным, так как в них есть таскиятун-нафс. И поэтому когда шейх уль-ислям услышал что его называют «Такъиутдин», он порицал это и велел его так не называть, то же самое «шамсуддин», «багъаутдин» и всякие подобные выражения, все это не является именами тех, кому они приписываются, но и являются прозвищами. Так во из этого мы узнали. Говорит «аль-Ханбали», то что этот имам был последователем Ханбалийского мазхаба. Что значит последователем Ханбалийского мазхаба? Когда про какого-то алима говорят Шафии или Ханбали и т.д., это не означает, что он брал слово этого имама даже если оно противоречило контекстам Къурана и сунны, имеется ввиду, если этот имама в каких либо вопросах редких не был способен на свой личный иджтихад из-за тяжелости или тяжести вопроса, тогда он следовал в этом вопросе за тем имамом к кому он приписан, но не означает, что он слепо следовал за имамом во всех вопросах, даже если мнение этого имама, какого-либо конкретного, противоречии Къурану и Сунне. Так во сказал этот имам: «АльхамдулиЛляхи аль мутакъарри биль камаль (Хвала Аллаху уединенному в совершенстве)». «Аль мутакъарри» то есть тот который является единственным «биль камаль» который описывается абсолютным совершенством, то есть никто кроме Него не описывается качествами абсолютного совершенства. Говорит шейх абу Амр аль-Хаджури(иногда будем зачитывать тахкъыкъ или сноски шейха абу Амра): «аль-Мутукъарри – лейся исман Илля (Слово Мутакъарри не является Именем Всевышнего Аллаха) уа лякин гъун ихбар (но это всего лишь сообщение)». То есть мы знаем, есть у нас Имена, есть у нас Атрибуты, есть у нас Действия и есть у нас Ихбар, то есть все будем проходить очень коротко, потом более подробно в следующей книге. У Всевышнего Аллаха есть Асма(Имена), есть ас-Сыфат(Атрибуты или Качества) также есть аль-Афа’ль(Действия Всевышнего Аллаха), после этого есть аль-Ихбару ан Иллях(то есть сообщение об Аллахе или то как люди сообщают о Всевышнем Аллахе). Так вот, из каждого Имени берется Атрибут, но не из каждого Атрибута берется Имя, но если можно сказать, что эти четыре вещи которые мы перечислили, они как четыре круга, первый уже, второй пошире, третий еще шире, четвертый самый широкий. То есть самое узкое понятие это Имена Всевышнего Аллаха, несмотря на то что мы не ограничиваем их каким-либо количеством, больше этого Атрибуты Всевышнего Аллаха, их больше чем Имен у Всевышнего Аллаха, потом идут Действия Всевышнего Аллаха, потом то как сообщают о Всевышнем Аллахе. Так вот слово «аль мутакъарри биль камаль»(то есть Тот Который является Единственным, Кто описывается абсолютным совершенством), слово «аль мутакъарри» не является Именем Всевышнего Аллаха, более того не является Качеством Всевышнего Аллаха, и не является чем-либо из Его Действий, а является аль-Ихбару ан Иллях (сообщение о Всевышнем Аллахе). Абдуль Гани аль-Макдиси(рахимуЛлах) сообщил нам о Всевышнем Аллахе: «Уа миттль къоулюан а ти’уна (И также те слова которые придут после этого)», как аль-Маусуф (то есть Описанный), слово «Описанный» не Имя Всевышнего Аллаха, то что Он описывается какими-то Именами и Атрибутами, и также аль-Мунавза(Очищенный), Очищенный также не является Именем Всевышнего Аллаха. Говорит: «АльхамдулиЛляхи аль-Мутукъарри билль каамаль (Хвала Аллаху Который Является Единственным Кто Описывается Абсолютным Совершенством), уа аль-Бакъа, уа аль-’Азиз, уа аль-Кибрия». А также описывается аль-Бакъа, «Бакъа» -это постоянство, то есть бесконечность, которая не заканчивается, также нужно отметить у себя, что «Бакъа»- из Атрибутов Всевышнего Аллаха, Постоянство, Бесконечность это одно из Атрибутов Всевышнего Аллаха, одно из СыфатуЛлах аззауаджаль, но не является Именем Всевышнего Аллаха слово «Бакъи»(то есть Остающийся или Постоянный или Бесконечный), не является Именем Всевышнего Аллаха «аль-Бакъи», нет на это довода, точнее есть на это хадис, который передается от Абу Хурейры у имама ат-Тирмизи и в нем есть передатчик по имени аль-Уалид ибн Муслим, кто такой аль-Уалид ибн Муслим – мудаллис, здесь он сделал «‘Анана», то есть передал хадис через «‘Ан», более того мухаддисы отвергли в его сторону это хадис, сказали что этот хадис отвергается и не принимается. «Аль-Бакъа» является Атрибутом Всевышнего Аллаха, однако «аль-Бакъи» не из Имен Всевышнего Аллаха, точнее было правильнее сказать, что не установлено, что это Имя Всевышнего Аллаха(мы не говорим, что такое-то Имя не из Имен Всевышнего Аллаха, а говорим, что не установлено, что это из Имен Всевышнего Аллаха, так возможно, что это Имя Всевышнего Аллаха, однако Всевышний Аллах нам о нем не сообщил). Однако если Имя содержит явный нафс, явный недостаток, как например: Мертвый, Глухой, Слабый, Слепой и тому подобное, то мы можем четко заявить, без боязни заявить, что эти имена не принадлежат Всевышнему Аллаху(то есть про обычное имя, мы не говорим то, что она не из Имен Аллаха, просто говорим, что не установлено, что оно из Имен Аллаха, потому что если мы скажем, что оно не из Имен Аллаха, то мы наговариваем на Аллаха то чего мы не знаем, возможно это из Имен Аллаха, но Всевышний нам об этом не сообщил, как говорит Всевышний Аллах: «Не следуй за тем, о чем у тебя нет знания», но если имя содержит явный недостаток, как те имена которые я перечислил, но про эти имена ясно, четко говорим, что они не принадлежат Всевышнему Аллаху, потому что Имена Всевышнего Аллаха абсолютно совершенны и не обладают никакими недостатками. Дальше говорит: «Уа аль- ’Азиз». А также описывается Всевышний Аллах «Величием», (также, запишите себе, о что) «аль-’Азиз» это из Имен Всевышнего Аллаха, на которое есть множество доводов из Къурана. (И у себя запишите), что такое «аль-’Азиз», что такое «Всемогущий», то есть переводится в русском языке, как Всемогущий, но в арабском языке это Имя обладает некоторыми понятиями: во-первых это «аль-Имтина’», то есть «аль- ’Азиз» - Тот Который противится кому-то, способен противится кому-то и не делать то, чего от Него требуют, то есть например если ты находишься перед тем, который обладает большей властью, чем ты, ты не способен противится ему и делаешь то, что он заставляет тебя делать, а Всевышний Аллах «аль- ’Азиз», никто не может заставить Его делать то, чего Он не хочет, потому что Он способен противится этому; второе «уаль-Къууа», второе значение слова «аль- ’Азиз» - «Къууа» (Сила, Мощь); третье «аль-Гъаляба» о есть «Победа», то что Он побеждает своих врагов, имеет над ними верх. Слова «аль- ’Азиз» является Именем Всевышнего Аллаха, и «‘Изза» является Его Атрибутом, который берется из этого имени. И что такое «‘Изза»? То есть это «Имтина’», как мы перевели слово «Имтина’» «Способность Противостоять, Противиться», второе «уаль-Къууа»-это «Мощь», «аль-Гъаляба» это «Победа или одержание верха» и четвертое значение слова «аль- ’Азиз» это «Къазру Гъайрихи», то есть «одолевание того кто кроме Него», что значит «Къахир», что значит «Одолевающий», тот который заставляет тебя делать то, чего ты не хочешь делать, даже если ты этого не хочешь, он заставляет тебя к этому, никто из людей не хотят умирать, точнее большинство людей не хотят умирать, однако Всевышний заставляет их к смерти. Значит «аль-Имтина’», «уаль-Къууа», «аль-Гъаляба», «Къазру Гъайрихи» - это что касается «аль- ’Азиз». Дальше говорит: «аль-Кибрийа». И также Всевышний Аллах описан «аль-Кибрийа» (Высокомерием) и это не является недостатком относительно Всевышнего Аллаха, что касается людей – это является недостатком, потому что люди не обладают теми Атрибутами, которые позволяли бы им прибегать к высокомерию, быть высокомерными. Что касается Всевышнего Аллаха, то Он обладает этими Атрибутами, поэтому Он обладает качеством Кибрия (Высокомерием) и одно из Его имен «аль-Мутакаббир» (Высокомерный), Всевышний Аллах является обладателем Имени Высокомерный, описан Именем Высокомерный «аль-Мутаккабир» и описан качеством «аль-Кибрийа» (Высокомерие), когда я говорю, что Всевышний Аллах обладает Именем Высокомерный имеется ввиду перевод его Имени, не означает что именно такое Имя «Высокомерный» принадлежит Всевышнему Аллаху, нет Всевышнему Аллаху принадлежит Имя «аль-Мутаккабир» его примерный перевод на русский язык - слово «высокомерный». То есть, если я говорю так, не разъясняя много раз(то есть после каждого Имени, не разъясняя, что это всего лишь перевод) нужно понимать, что это всего лишь перевод, чтобы мне не приходилось каждый раз это повторять. Дальше говорит: «аль-Маусуфу би ссыфат уаль-Асма (Хвала Аллаху описанному Именами и Атрибутами, то есть Всевышний Аллах описывается Именами и Атрибутами), аль-Муназа мин аль-Аджба (Очищенный от того, чтобы у него было подобие, «аль-аджба» - это «подобие», чтобы кто-то был подобен Ему), «уан музара (также «Подобие», то есть чтобы кто-то был схож с Ним или подобен Ему в Его Качествах и Атрибутах)». Исходя из этого «тагъаликата», исходя из сноски шейха Абу Амра, также упомянули, что слова «аль-Маусуфу» и «аль-Мунафза» не являются Именами Всевышнего Аллаха, это просто как «ихбар»(то есть сообщение о Всевышнем Аллахе). Говорит: «Хвала Аллаху, который опередил Его знание, Его творение или о его творении в справедливом предопределении». То есть Всевышний Аллах знал, что будут делать творения и записал это, записал это исходя из своей справедливости. И его знание опередило то, что будут делать творения, и тот который умер неверующим, умер неверующим потому, что он сам виноват, и в этом нет вины Всевышнего Аллаха, потому что Его предопределение является справедливым, (и тот, который хочет услышать больше, что такое предопределение, может вернуться к нашему первому уроку «Три Основы» «Салят уль-усуль», там разбирали этот вопрос подробно). Говорит: (то есть Он, приписал по своей справедливости кому-то счастье, кому-то несчастье), уа-стауа аля-арши фи фоукъа сама (и Он вознесся над своим троном, которые находиться над небесами), (и да буде благословение Тому, Который направляет к прямой, явной, понятной дороге, аль махаддитиль аль-байда, то есть прямая, явная, понятная дорога)». Как понять, неужели Посланника Аллаха направляет на прямой путь или мы говорим, что Аллах направляет на прямой путь, а Пророк салаЛлаху алейхи уа ссалям, всего лишь указывает, как мы говорим? Мы говорим то, что касается слова «аль-хидайа», то есть два вила «аль-хидайа», то есть два вида наставления на прямой путь: -первое это «аль-хидайа ат-тауфик» то есть наставление на прямой путь непосредственным образом, этим описывается только Всевышний Аллах, только Всевышний Аллах способен наставить сердце кого-либо на веру и сделать этого человека верующим, а ты, сколько бы ты не старался, ты не способен сделать человека верующим, ты способен только указать человеку на путь веры, но превратить его в верующего из неверующего способен только Всевышний Аллах, а ты на это не способен. Говорит Всевышний Аллах: «(не на тебе их прямой путь, то есть ты не способен направить их на прямой путь, но Всевышний Аллах превращает неверующего в верующего из всех кого захочет, то есть способен направить человека к вере, из тех кого Он желает)» 2 сура 272 аят. В другом месте Всевышний Аллах говорит: (Поистине ты не направляешь на прямой путь тех, кого ты любишь, но Один лишь Всевышний Аллах направляет того, того он захочет)» сура 28, 56 аят; -второй вид «аль-хидайа», то есть наставления на прямой путь (первый вид «аль-хидайа ат-таухид»), «аль-хидайат уль-иршат», то есть, когда ты направляешь на прямой путь, в смысле – указываешь человеку на прямой путь. Что значит «направляешь на прямой путь», что касается Всевышнего, означает, «направляет на прямой путь», то есть превращает неверующего в верующего, делает человека, который был неверующим, делает его сердце верующим, то есть в сердце у него появляется вера, он высказывает языком два свидетельства и его органы начинают делать деяния исходя из этой религии, - это что касается «аль-хидайа ат-тауфик». Что касается «аль-хидайат уль-иршат», то есть когда мы говорим, что Посланник направляет на прямой путь, имеется ввиду, что он указывает на прямой путь творениям Всевышнего Аллаха, как Всевышний сказал в Своей Книге: (Поистине Ты направляешь к прямому пути)»42сура,52 аят, имеется ввиду указываешь на прямой путь. Дальше говорит: (И Он направил творения(то есть Посланник Аллаха салаЛлаху алейхи уа ссаляма) к явному, понятному шариату, «аль-гъарра»-тоже явный, понятный, то есть к четкому, ясному, понятному шариату, о есть к законодательству к религии), (То есть благословение Всевышнего Аллаха на Мухаммада, который являлся, Господином всех Посланников и Пророком), (И на Его семейство и на Его сподвижников, чистых, очищенныйх «аль-акъыйа» богобоязненных) (Постоянным благословением, до самого дня встречи, то есть до самого Судного Дня). Это было вступление имама абдуль-Гъани аль-Макдиси к своей книге "аль-иктисаду филь-и'тикад"теперь вступаем в чтение первой главы книги, называется «Мазгъабу ссаляф филь асмаи уа ас-сыфат» (Какому пути придерживались праведные предки относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха). Говорит: (Знай, да направит нас, и тебя Всевышний Аллах), (К тому, чем Он доволен из слов и намерений и дел) (И да упасет нас Всевышний Аллах, а также тебя «ин аз-зейх» -от всякого заблуждения, «уа аз-заляль»-и от всякой ошибки)». И слово «аз-зейх»(то есть заблуждение) и слово «аз-заляль» (ошибка),несут в арабском языке примерно один и тот же смысл, они одного и того же смысла. Говорит: «Знай, то что наши праведные предки а также те, которые последовали за ними наилучшим путем, а также великие имамы этой общины, а также обладатели знаний из этой общины (кто больше «имам» или «алим», больше «имам», потом идет «алим»), и сошлись их слова, сошлись мнения, на том, что каждый должен уверовать Во Всевышнего Аллаха, и то что Он является Единственным(«Ахад»-Единственный, у Которого нет сотоварищей, ни в поклонении, ни в господстве, ни в Именах и Атрибутах ), Фардун(«фард»-это что, тоже Единственный)». Слово «фард» не является Именем Всевышнего Аллаха, точнее не установлено что имя «Фард» является Именем Всевышнего Аллаха(у себя это отдельно запишите, не полагайтесь на сноски, потому что сноски очень большие и на некоторые вещи, во-первых, вообще сносок нет, во-вторых, некоторые очень длинные, поэтому я вам привожу только краткое, то есть то что нужно из всей этой сноски запомнить, привожу кратко, поэтому запишите), то что имя «Фард» не установлено что оно из Имен Всевышнего Аллаха. Говорят: «Ля язбуту мин асма Иллях (Не установлено, что это Оно из Имен Всевышнего Аллаха)». Потому что это слово «Фард» как Имя Всевышнего Аллаха пришло в хадисе, который передает Джабир ибн АбдиЛля (передается со слов Джабира ибн АбдиЛля), и в нем есть три болезни, в этом хадисе есть три болезни: во-первых, в нем передатчик по имени Мухаммад Ибн Язид ар-Рифа`и, он «да’ифун билль иджма», он является слабым, по единогласному мнению всех мухаддисов. Значит первая болезнь того хадиса Джабира ибн АбдиЛля, которым приходит описание Всевышнего Аллаха Именем «аль-Фард» (Единственный), в нем есть три болезни, первая - Мухаммад Ибн Язид ар-Рифа`и, слабый по единогласному мнению всех ученых; второй – Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби, также в иснаде этого сообщения Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби, этот человек у нас известен, мы его в «Байкъунии» брали, и во время «Булюгъ аль Марам» часто встречался, этот человек «каз-зааб» (лжец), Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби «ка ззабун», то есть лжец; и третья проблема этого хадиса, то что в нем человек по имени Абу Салих Моуля Умми Хани, человек по имени Абу Салих, кунья его Абу Салих, имя его «Баазам» (в сноске есть, если кто-то найдет, успеет найти, то со сноски спишите), Базам, Абу Салих Базам, который был вольноотпущенником Умма Хани, он является слабым передатчиком «да'иф», более того, когда этот Абу Салих Моуля Умми Хани, передает от Мухаммада ибну Ссаиба аль-Кальби, он вообще «лейса би щей», «лейса би щей», то есть его хадисы не годятся ни коим образом, то есть не годятся в довод, во-первых, и не годятся для поддерживающих цепочек. Исходя из этого относительно имени «Фард», то есть «нечетный» или «единственный», это имя «Фард» не установлено в контекстах Къурана или Сунны. Что касается хадиса Джабира Ибн АбдиЛля, то это имя приходит в этом хадисе и им описывается Всевышний Аллах, однако этот хадис является «мау-ду» - выдуманным, ложным. В нем есть Мухаммад Ибн Язид ар-Рифа`и – слабый по единогласному мнению, Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби - «каз-зааб» лжец, Абу Салих Моуля Умми Хани, Абу Салих вольноотпущенник Умму Хани, он является слабым, но если он передает, как в этом хадисе от Мухаммада ибну Ссаиб аль-Кальби тогда он «матрук», «лейса би щей», то есть оставленный передаче, исходя из этого хадис этот либо выдуманный, либо очень слабый. Однако (у себя запишите быстренько)то, что вместо этого имени «Фард» у Всевышнего установлено Имя «аль-Уитр», то есть Нечетный, Всевышний Аллах описывается Именем аль-Уитр, Нечетный (этого в сноске нет, поэтому у себя, напишите). Это Имя «аль-Уитр» установлено у Всевышнего Аллаха исходя из хадиса Абу Хурейры, который приводится у Бухари и Муслима: (Всевышний Аллах Нечетный, и любит нечетность)». Какой это хадис: «(Поистине у Аллаха 99 Имен), (то есть, сто, кроме одного)…», и тд., вот этот вот хадис. Хадис Абу Хурейры у Бухари и Муслима в нем установлено это Имя аль-Уитр Всевышнему Аллаху, (Он Нечетный), (любит нечетность). Это у себя записали?
также запишите под словом «анна салиху ас-саляф», «то, что праведные предки», у себя сделайте сноску, кто такие саляф? Кто такие праведные предки? Под словом «саляф» описываются три первых поколения мусульман, то есть сподвижники, Сам Пророк салаЛлаху алейхи уа ссалям, во-первых, а также его сподвижники – это первое поколение. Потом последователи «таби`ун» и таби-табиины- последователи последователей, вот эти три поколения людей, это лучшие поколения людей, которые когда-либо были на земле, до них и после них. Они описываются словом «ас-саляф» - предки наши, то есть праведные предки. А что касается тех, которые пришли после них, то про них не говорят «саляф», а про них говорят «саляфи», то есть, если он следовал этим трем поколениям в убеждениях, в Именах, Атрибутах, манхадже и так далее, то про него говорят «саляфи» и не говорят «саляф», тот который говорит про последнее поколение «саляф» это является ошибкой. Так вот, дальше продолжаем чтение имама Абдуль Гани аль-Макдиси(рахимахуЛлах), говорит: «Сошлись слова, а также мнения имамов, праведных предков, имамов и ученых, обладателей знанием из этой общины на том, что человек обязан уверовать в Аллаха и то, что Всевышний Аллах является Ахад (Единственным), Фард (Фард, если здесь имеется ввиду как описание, то что он Единственный, то это годится, однако как Имя Всевышнего, то мы сказали, что это не установлено), Самадун (Тот Который не нуждается ни в ком, и все нуждаются в Нем, это кто, Самад), Хайун (В том что Всевышний Аллах Живой), Къайюм (Тот Который следит за всеми Своими творениями и следит за тем, чтобы не нарушался порядок в Его творениях – это Къайюм), Самиуль Басыр (Слышащий, Знающий, сошлись праведные предки этой общины, а также имамы, а также обладатели знаний этой умму, на том что Всевышний Аллах Сами уль Басыр – Слышащий, Знающий, все это является Именами Всевышнего Аллаха) Ля шярикя Ля (Нет у Него сотоварищей) Уа ля уазира (И нет у Него («уазира» - это кто? «ма’ин» - то есть помощника) помощника, нет у Него помощника) Уа ля ща биха ля (И нет к Него того, кто был бы схож с Ним или подобен Ему) Уа ля Назыр ((тоже самое), Нет у Него подобия), уа Ля адль (тоже самое), уа ля митн (все это примерно одного перевода, «нет у Всевышнего Аллаха того, который был бы схож с Ним). Дальше поехали: «А также сошлись они на том, что Всевышний Аллах описывается качествами, определенными атрибутами, которые являются «аль-къадима» - древними». Что значит «аль-къадима» (у себя здесь, очень важно, подпишите), что когда ученые говорят «СыфатуЛлахи аль-къадим», то есть Атрибуты Всевышнего Аллаха древние, когда тот, который переводит их как «древние», должен понимать, что такое «аль-къадим» - древние, то есть «аз-залий» - бесконечный, не имеющий начала, который был всегда, «лейся лю ху бидайа» нет у него начала. Это значит «къадим» древний, когда говорят относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха, «къадим», то есть «аз-залий» - «алиф», потом «за», потом «лям», потом «йай», «аз-залий», то есть «лейся ля ху бидайа» (Нету у Него начала). Это о чем говорит? То, что Всевышний всегда описывался слухом, и не было такого, что да этого Он не описывался слухом, а потом начал в какой-то момент описываться слухом, нет, Всевышний всегда был Слышащим, всегда был описан этим качеством и это качество не началось когда-то, а всегда ему принадлежало, что означают слова этого имама, то что Всевышний Аллах описан древними Атрибутами, имеется ввиду безначальными, у которых нет начала, «аз-зали» - Вечными, Безначальными. Почему? Потому, что некоторые из заблудших течений, такие как джахмийа и тому подобное, говорят о том, что Всевышний Аллах не описан Атрибутами, то есть у Всевышнего Аллаха нет никаких Атрибутов, или нет никаких Имен, а мы говорим, единогласное мнение праведны предков из трех поколений, а также имамов после них,о том, что Всевышний Аллах описывается Вечными, Безначальными Атрибутами. Говорит: «О которых высказалась книга Всевышнего Аллаха- Великая, Великая Книга Всевышнего Аллаха». То есть Къуран описал Всевышнего Аллаха чем? Или Всевышний описал Сам Себя в Своей Книге аль-Къуран этими Атрибутами,а что это за книга? «К Которому не подступает ложь ни спереди ни сзади и эта Книга ниспослана от Мудрого Восхваляемого, а также если эти Имена или Атрибуты, описал Ими Всевышнего Аллаха Его Пророк, и лучшее из Его творений, то есть Мухаммад который был господином всех людей». Отсюда ты что берешь, брат? Отсюда ты берешь то, что мы приписываем Всевышнему Аллаху те Имена и те Атрибуты, которыми Он описал Себя Сам в Къуране, во-первых, и во-вторых, те Атрибуты, которыми описал Его, Его Пророк в достоверной Сунне. «Саххаби ан-накъль», то есть достоверно пришло сообщение об это от кого? От Пророка салаЛлаху алейхи уа ссаляма. «А кто такой Мухаммад салаЛляху алейхи уассалям? Тот который донес послание Своего Господа, и так и чистосердечно относился к свое общине, и сражался или трудился ради Аллаха, настоящим трудом, установил после себя религию, (то есть оставил после себя религию), и выявил прямой путь, и завершил религию, и подавил неверующих, и не оставил не одному безбожнику место, чтобы он мог что-то там высказывать, все разъяснил, и никому, кто хочет что-то высказать против, не оставил ему возможности этого, то есть даже если он будет высказывать что-то, нет у него на это доводов». Понятно или нет? Это первый абзац, о чем говорит? О том что мы (это у себя нужно записать, большое правило из правила Асма ас-Сыфат), то, что мы устанавливаем Имена или Атрибуты Аллаха или говорим об Именах и Атрибутах Аллаха (потому, что мы их не устанавливаем сами, так?), говорим о Них, только если Они пришли в Къуране и в достоверной сунне, этим отличается глава об Именах и Атрибутах Аллаха, об этом мы больше нигде не говорим, то есть например в фикхе мы говорим, используем Къуран, сунну, къыйас, иджма и другие вещи, что касается Имен и Атрибутов Аллаха, то здесь ни къыйас, ни иджма не играет роли, играет только Къуран и достоверная сунна, вот эти два источника из которых берутся Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха. Что касается иджтихадов, различных мнений, различных аналогий, то это не годится во время установления Имен и Атрибутов Аллаха. Иджма – тоже нет, кроме как иджма строится на Къуране и на сунне, если передано жесткое иджма, явно установленное, которое строится на доводах Къурана или сунны, тогда мы берем это Имя или этот Атрибут, не потому что на него пришло иджма, а потому что на него есть довод из Къурана илли сунны. Само по себе иджма не годится относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Алаха. Теперь вопрос. Можно так сказать, например, каждое описание, которым описывается творение Всевышнего Аллаха, оно является описанием достоинства, то этим описывается Всевышний Аллах тем более. Например, человек «закий», «закий» кто такой? Умный, сообразительный, проницательный, это кто – «закий». Можно сказать, что это качество благое, поэтому тем более мы можем сказать, что Всевышний Аллах «Закий» и обладает качеством «зака» - сообразительность, проницательность? Нет, потому, что это имя не пришло ни в Къуране не в сунне. Понятно? Как мы сказали «къыяс», даже если это «къыяс уль оуля» - тем более, аналогия как «тем более» не годится относительно Имен и Атрибутов Аллаха, кроме как если этот Атрибут установлен в Къуране или достоверной сунне. Поэтому нельзя говорить, раз человек «закий» - сообразительный, умный, проницательный, то тем более Всевышний Аллах «закий». Описывать Всевышнего Аллаха тем, чем Он Себя не описал, нам не позволяется, даже такой «къыйас» не годится относительно установления Имен Всевышнего Аллаха. Дальше зачитываем эту страницу, инщаАллах зачитаем, и следующая глава завтра инщаАллах. Говорит: «Передается хадис со слов Тарикъа ибн Шихаба, который сказал: Однажды пришел один из иудеев к Умару ибн Хаттабу и сказал: «О правитель верующих (это не означает, что этот иудей сам верующий, просто это было описание Умара ибн Хаттаба все к нему так обращались) есть один аят в вашей книге, который вы читаете, если бы этот аят был послан нам, иудеям и мы бы знали в какой день был ниспослан этот аят мы непременно превратили бы этот день в праздник. Сказал (Умар ибн Хаттаб): Про какой аят ты говоришь? - Он сказал: «То что Всевышний Аллах сказал: Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца или до совершенства до вас Свою Милость и остался доволен относительно вас исламом, как религией». То есть говорит, если бы нам иудеям такой аят ниспослался, мы бы этот день сделали бы праздничным днем, так или нет? Как сегодня день принятия ислама татарами, узбеками таджиками, казахами, киргизами, туркменами, у каждого народа свой праздник, что является нововведением в религии. «И сказал Умар ибн Хаттаб: Поистине я знаю тот день, в который был ниспослан этот аят и даже знаю место в котором был ниспослан этот аят Посланнику Аллаха салаЛлаху алейхи уа ссаляма этот аят был ниспослан Посланнику Аллаха салаллаху алейхи уа ссалям, в то время как мы находились на Арафате вечером пятничного дня. После этого имам абдуль Гани аль-Макдиси не привел где приводится этот хадис и в конце, в самом конце книги, на самой последней страничке он указал, что те хадисы которые он привел в своей книге и после этого не указал где они приводятся – это хадисы «муттафакъун алейхи» приводятся у Бухари и Муслима, примерно с таким словом который он здесь привел. Зачем привел абдуль Гани аль Макдиси этот хадис, для того, чтобы указать то, что Всевышний Аллах усовершенствовал для нас нашу религию в Къуране и достоверной сунне и для того, чтобы устанавливать Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, нам достасточно что? Достаточно нам Къурана и сунны достоверной, и ненужно нам переходить на какие-то иджтихады, къыясы и тому подобное. «Так вот эти праведные предки, а также следующие поколения после них уверовали в то, что Всевышний сказал в своей Книге». То есть, Если Всевышний сказал, что Он Слышащий, мы не говорим: «Нет, Он Не Слышащий», так или нет? Мы говорим: «Да, мы веруем, говорим что Он Слышащий». Если Всевышний говорит: «Рука Аллаха», то мы не говорим: «Нет, у Аллаха нет Руки» или не говорим: «Имеется ввиду не Рука, а имеется ввиду Милость», нет мы говорим: «Всевышний говорит Рука, значит мы тоже говорим Рука» и не входим туда своим разумом. Так вот говорит: «Уверовали они в то, что Всевышний сказал относительно Самого Себя в Своей книге». «Уа саха ан-набийи» (и достоверно это пришло от Его Пророка) (и эти праведные предки а также те, которые следовали за ними после них. «Амирругъу» то есть читали эти аяты так, как они есть, и эти хадисы так, как они есть. То есть не придирались к этим аятам, не изменяли эти аяти, то есть как они есть, так читали, и говорили, так как есть в этом аяте. Сказал Аллах то, что Он вознесся над троном, также говорили «Вознесся над троном» и не говорили имеется ввиду то или имеется ввиду так. А те Имена и Атрибуты которые пришли в Къуране и Сунне - «амирругъу», то есть приводили их так, как они пришли, «камаууарад» так как они пришли до нас, «мингъейри тагъаррадун ли кайфия» без того, чтобы узнавать "как".Что такое «кайфия»(здесь у себя также запишите) большая основа относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха, что означает «би ля кейф», что означает у имамов этой уммы «би ля кейф», то есть мы верим в Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха без того, чтобы спрашивать как? Или «мингъейри тагъаррадун ли кайфия» - без того, чтобы узнавать «как»? Имеется ввиду что? Мы говорим у Всевышнего Аллаха есть два Глаза, так установлено в сунне Пророка то, что у Всевышнего есть два Глаза. Тогда уляма, имамы этой уммы говорят: «Мы не говорим «как?», мы не говорим «какие это Глаза», не означает, у этих глаз нету «кайфийя» нету формы, или нету чего точнее, нету образа, нет, у этих Глаз есть образ и есть форма, «кайфийа» есть, то есть Они каким-то образом выглядят, Они есть, но какие Они мы не знаем, и не спрашиваем какие Они. Вот это нужно запомнить, то что когда имамы этой умму говорят «би ля кейф» без того, чтобы спрашивать «как», это не означает, что у Атрибутов Аллаха нету «кейфия», нету чего? «Образа», нет, у Всевышнего Аллаха и у Его Атрибутов есть образ, но какой Он - мы не знаем, и не спрашиваем какие Они, эти Глаза, или какие две Руки у Всевышнего Аллаха и не говорим какие Стопы у Всевышнего Аллаха и не говорим какая Голень и т.д., мы этого не спрашиваем и не узнаем и не знаем и не можем узнать, этого узнать невозможно, потому что мы не видели Всевышнего Аллаха, не видели того, что было бы подобным Всевышнему Аллаху, никто нам не рассказывал об этом, о том какие именно Они, а просто пришло у нас в Къуране, что они есть и Всевышний Аллаха описан этими Атрибутами, но какие они мы не знаем и не узнаем. Понятно? То есть нельзя говорить что у Всевышнего Аллаха и Его Атрибутов нету Образа, это неправильно будет, у Всевышнего Аллаха есть Образ, но какие они мы не знаем. «И также эти праведные предки или имамы читали эти аяты без того, чтобы спрашивать как это, какие Они эти Глаза. А также без того, чтобы иметь убеждение, что это чему-то подобно, то есть если мы говорим, что у Всевышнего есть Руки, две Руки, то мы не говорим, что эти руки такие же как руки творений. Почему? У муравья есть руки или нет? Есть. У слона есть руки или нет? Есть, его первые ноги называются в арабском языке «йад» руки. У верблюда есть, у человека есть. Но если ты четыре эти творения поставишь в ряд, эти все руки сильно отличаются друг от друга, одни с копытами, другие с сандалями, третьи вообще без ничего и тому подобное, то есть четыре руки у четырех творений, все это называется «йад» рука, но все эти руки разные и не схожи друг с другом, также у Всевышнего Аллаха Субхана уа Тааля есть Руки, но они не схожи с руками Его творений, мы верим что у Всевышнего Аллаха есть Руки, не спрашиваем какие Они и хоть и знаем, что у этого есть образ и не считаем что эти руки схожи с чем – либо, мы считаем что эти Руки на с чем не схожи и нет у Них подобия. То же самое у муравья глаза есть или нет? Есть. У паука глаза есть или нет? Есть. У тебя есть? Есть. У слона есть? Есть. Но мы не говорим, что они схожи друг с другом, также у Всевышнего Аллаха есть Глаза, но Они не такие, как у Его творений и не схожи с Его творениями. Это второе, то есть саляфы читали аяты об Атрибутах не спрашивали какие это Атрибуты и не считали что эти Атрибуты схожи с атрибутами творений – это второе, что они делали когда читали аяты или хадисы относительно Атрибутов Аллаха. «Так же они не считали что у этих Атрибутов есть полноценная схожесть, что эти Атрибуты полностью схожи с какими-то атрибутами. Слово «шаби» и «митль», то есть «шаби»-это тот у которого есть частичная схожесть, а «митль»- это тот, который полностью схож с чем-либо. Так вот мы говорим, что у нас и у Всевышнего Аллаха есть «къадрун муштарак», что такое «къадрун муштаракъ» - частичная схожесть, как это понять? То есть, я живу и Аллах живет, у меня есть глаза и у Аллаха есть Глаза и т.д., в этом «къадрун муштаракъ» - частичная схожесть, однако дальше эта схожесть перестает существовать, да у меня есть глаза и у Всевышнего есть глаза, но Глаза Всевышнего не такие как у меня, схожесть только в названиях и смыслах, то есть смысл понятен, что такое глаза, название и смысл понятны. Но какие они, в этом есть огромная разница, тое есть у меня глаза такие как надлежит моей слабости, а у Всевышнего Аллаха такие, как надлежит Его Совершенству. Говорит: «Также они не делали какого-то «тауиля» - переиначивание этих смыслов, которое приводит к «таатылю» к отмене этих Атрибутов, то есть как понять что такое «тауиль», здесь имеется ввиду «тахриф» - полное изменение Атрибутов Аллаха, например когда ашарит читаеи аяты: «И две Руки Всевышнего Аллаха распростерты», здесь они говорят: «Нет, нельзя верить в эти аяты так, как они пришли, нужно сделать «тауиль», то есть переиначить этот аят, потому, что если мы скажем, что у Аллаха есть две Руки, значит он схож со своими творениями, а Аллах что говорит: «Нет ничего подобного Ему», поэтому нам приходится изменить этот аят, и сказать: Да, у Аллаха есть руки, а точнее сказать, нет у Аллаха Рук, а под словом Руки имеется ввиду Милость например, или Его Щедрость или Его Мощь и т.п., потому они делают «тауиль», делают переиначивание аята, которое приводит к отмене этого Атрибута. То есть итогом что получается? Что нет у Аллаха Рук получается, а есть только Милость, Щедрость, Мощь и т.д., а Рук у Аллаха получается нет. То есть они сделали «тауиль», который лучше назвать «тахриф», то есть изменение священных контекстов, качество это иудеев- они изменяют священные контексты также муатаззилиты, ашариты и подобные им заблудшие течения изменяют сегодня контексты и называют это «тауиль», то есть тафсир, разъяснение этого аята, на самом деле это не тафсир а «тахриф» это изменение священных контекстов, так как это не позволил делать Всевышний Аллах, и они говорят: «Имеется ввиду не Руки, а имеется ввиду Мощь», что они сделали? Они сделали изменение которое приводит к отмене качества. Так вот брат, запомнить нужно, что человек не делает «тауиль» или «тахриф» кроме как у него есть убеждение «тамсиль» или «ташбих». То есть человек не будет изменять явный смысл контекстов, кроме как в голове у него есть «ташбих», что такое «ташбих» - придавание Всевышнему Аллаху подобие, зачем он изменяет и не может сказать что у Аллаха есть руки, потому что он говорит: Если у Аллаха есть Руки, а у творений тоже есть руки, значит Аллах подобен этим творениям. Мы скажем, что, у Аллаха есть Сущность или нет? Он скажет: «Да». Знаешь почему он скажет да? Потому что если он скажет что у Аллаха нет Сущности, то этот человек кафир, это означает, что нет Самого Всевышнего Аллаха, поэтому все они и джахмиты и муатаззилиты, все они говорят, что у Аллаха есть сущность. Тогда мы говорим: «А у меня есть сущность или нет?» Он скажет: «Да», мы скажем: «Раз ты признаешь, что у Всевышнего Аллаха есть Сущность и у меня есть сущность, ты что сделал? «ташбих», значит тебе придется делать изменение хадисов, которые входят под установление того, что у Аллаха есть сущность, соответственно ты брат попал в «танаху» - в противоречие самому себе, одно ты отменяешь, второе устанавливаешь, либо ты устанавливай и то и то, либо ты отменяй и то и то, если ты установишь и это и это, тогда ты станешь саляфитом в отношении Асма уа ас-Сыфат, а если ты отменишь и это и это, тогда ты станешь человеком неверующим».Это ясно? Что такое значит «тауиль» - изменение явного внешнего смысла аята, который приводит к отмене, так вот брат, отмена к которой приводят изменение священных аятов, может быть либо полной отменой, либо частичной отменой. Кто-то говорит, да мы говорим что у Аллаха есть Руки, но это имеется ввиду мощь, то есть эта не полная отмена, а частичная, а есть полная отмена, которой занимаются джахмиты, говорят, нет у Аллаха Руку, этот аят вообще неправильный, и поэтому большинство уляма считают, то что джахмиты являются неверующими, понятно что такое приводит к отмене, то есть к отмене, либо к частичной, либо к полноценной отмене. «И достаточно было этим имам сунны Пророка салаЛляху алейхи уа ссаляма(то есть не лезли они с какими-то къыясами, иджтихадами, своими мнениями) а также прямого пути, и они не переходили с этого прямого пути (или с этой сунны) к нововведению «аль-марзийа» (то есть к противному, неправильному, мерзкому нововведению,«ар-разий», то есть которое превращает тебя в мерзкого человека) и тем, что они ограничились этим путем они достигли великого уровня и высокого положения». То что мы сегодня прошли на этом первом уроке понятно? Мы разъяснили несколько понятий относительно Асма уа ас-Сыфат, а также установили сразу несколько Имен Всевышнего Аллаха и сказали то, что сразу несколько Имен у Всевышнего Аллаха не установлено, и привели на это доводы из хадисов и аятов.
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги "Достаточность в убеждениях" ("аль-иктисаду филь-и'тикад").
1-ый урок: 1. Как зовут автора книги, какие книги еще, кроме этой, он написал и какова его краткая биография. 2. Кто автор книги "люм'ат уль-и'тикад" (блеск убеждений) и он ли также автор книги "аль-иктисаду филь и'тикад" (достаточность в убеждениях)? 3. Чьи убеждения более безупречны – автора "люм'а" или автора "аль-иктисад"? 4. Установлены ли в отношении Всевышнего имена "аль-мутафаррид" (единственный), "аль-маусуф" – (описанный) и "аль-муназзах" (пречистый)? 5. Установлен ли в отношении Всевышнего атрибут "аль-бака" (постоянство, вечность), и пришло ли в священных контекстах приписывание Аллаху имени "аль-Бакы" (вечный). 6. Какое значение несет атрибут "аль-'изза" (величие, могущество)? 7. Установлен ли в отношении Всевышнего атрибут "аль-кибрия" (высокомерие) и имя "аль-мутакаббир" (высокомерный)? 8. Каких видов бывает направление на прямой путь? Укажи доводы. 9. Какова разница между Именами, Атрибутами, Действиями Всевышнего Аллаха и сообщением о Нем. 10. Кто такие "саляфы"? 11. Установлено ли в отношении Всевышнего имя "аль-фард" (единственный). Какое имя Всевышнего, похожее в смысле на имя "аль-фард", установлено в достоверных контекстах? 12. Какое значение несет слово "аль-кадим" (древний) в словах автора "Аллах описан Своими древними атрибутами"? 13. Устанавливаются ли Имена Всевышнего из каких-либо кроме Корана и достоверной Сунны источников, как ижма' (единогласное мнение) и кыяс (аналогия)? 14. Что значат слова автора "и мы не говорим об образе атрибутов Всевышнего"? и означают ли его слова, что у атрибутов Всевышнего нет образа? 15. Что значат слова автора "Разъяснение (тафсир), ведущее к аннулированию (та'тыль)"?
Ответы на вопросы по книге "Достаточность в убеждениях" ("аль-иктисаду филь-и'тикад"). 1 урок 1. Абу Мухаммад 'Абдульгани ибн 'Абдульуахид ибн 'Али аль-Макдиси. Автор "аль-Камаль фи Асмаи ррижаль", "'Умдат уль-Ахкам" и др. Родился в Палестине (город Джамма'иль) в 541 году, практически всю жизнь прожил в Дамаске (Сирия), затем за свои саляфитские убеждения относительно имен и атрибутов Аллаха был выслан в Египет, где и скончался в 600 году. 2. Автор "Люм'а" – Абу Мухаммад 'Абдуллах ибн Ахмад Ибн Кудама аль-Макдиси. Он и автор "аль-иктисаду филь-и'тикад" две различные личности. 3. Убеждения относительно Имен и Атрибутов Аллаха более безупречны у автора "аль-Иктисад", что касается автора "Люм'а" (Блеск убеждений), то примерно три момента его книги попали под критику тех обладателей знания, которые жили в его время либо же позже. 4. Нет, за отсутствием довода. Но эти слова используются при сообщении об Аллахе (аль-ихбару 'ани Ллях). 5. Атрибут "аль-Бака" установлен, однако, имя "аль-Баки" не установлено достоверными контекстами, хоть и пришло в слабом хадисе от Абу Хурейры, в иснаде которого возможность тадлиса аль-Уалида ибн Муслима. 6. Атрибут "аль-'Изза" объединяет в себе сразу несколько значений: способность противиться и сопротивляться (аль-имтина'), мощь (аль-кууа), одолевание (аль-галяба) и принуждение (аль-кахр). 7. Да. 8. Направление на прямой путь (аль-хидая) бывает двух видов: 1. Хидаятуль иршад (т.е. указание на прямой путь) – этот вид направления не является отличительным свойством лишь Всевышнего Аллаха, но касается также посланников, а также призывающих к религии Аллаха, сказал Аллах: "Воистину, ты указываешь на прямой путь" (42: 52). 2. Хидаяту ттауфик (т.е. превращение неверующего в верующего) – этот вид направления является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха: "Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает". (2: 272), а также: "Воистину, ты не можешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает". (28: 56). 9. Глава об Именах Аллаха наиболее сужена, из каждого Имени берется Атрибут, но не наоборот, что способствует тому, что глава об Атрибутах шире главы об Именах. Глава о Действиях Всевышнего Аллаха еще шире, нежели глава об Атрибутах. А глава сообщения об Аллахе самая широкая из четырех глав. 10. "Саляфы" – это первые три поколения мусульман – сподвижники, их последователи и последователи последователей. Это наилучшие три поколения мусульман, по сообщению самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе от Ибн Мас'уда (Бухари и Муслим): "Лучшее поколение это мое поколение, затем те, кто за ним, затем те, кто за ним". Те же, кто пришли после них и следуют их дорогой, не называются саляфами (саляф), а называются саляфитами (саляфи). 11. Нет, имя "аль-Фард" не установлено достоверным контекстом, указание этого имени приходит в хадисе Джабира ибн 'Абдиллях, но в его иснаде сразу три болезни: 1. Мухаммад ибн Язид ар-Рифа'и – слабый единогласно 2. Мухаммад ибн Саиб аль-Кальби – лжец. 3. Абу Салих Базам вольноотпущенник Умму Хани – слабый, а его передача от Кальби – уровня сильной слабости. Но в контекстах установлено иное Имя Всевышнего, смысл которого схож с именем аль-фард, а это Имя "аль-Уитр", как это приходит в хадисе Абу Хурейры (Бухари и Муслим). 12. Смысл - вечный, не имеющий начала, которым описывался и описывается Всевышний всегда без начала и конца. 13. Нет, только Кораном и Сунной. Что касается единогласного мнения, то в этом вопросе оно принимается лишь если известен контекст, на котором оно было построено, и его достоверность, для того, чтобы была убежденность, что единогласное мнение неоспоримо. В итоге получается, что основой утверждения Имени или Атрибута является контекст Корана и Сунны. Что касается аналогии, то в вопросах об Именах и Атрибутах она не берется в расчет, даже если это будет аналогия: все качества, которые являются признаком совершенства у людей, Всевышний описывается ими тем более. Такая логика неправильна. И мы не говорим: храбрость – хорошее качество среди людей, значит тем более Всевышний описывается Атрибутом Храбрость или Именем Храбрый. 14. Его слова означают: У Атрибутов Всевышнего есть образы и сущность (кайфия), однако мы не говорим об этих образах и сущностях, так как не имеем об этом знания. 15. Это когда приверженцы заблудших течений делают разъяснение Атрибутов Всевышнего так, что результатом этого становится отмена Атрибута, как если говорят: под Ликом Аллаха имеется ввиду не Лик как таковой, а милость, щедрость или Сущность Всевышнего. Подобное разъяснение является ложным. Это и есть разъяснение (тафсир), ведущее к аннулированию. Такое разъяснение на самом деле правильнее назвать искажение (тахриф), нежели разъяснение (тафсир).
Урок.
БисмиЛляхи Ррахман Ррахим Вчера начали книгу «аль-Иктисаду филь и'тикад». Имя «Фард» в каком хадисе установлено у Аллаха Субхана уа Тааля? Не установлено! Почему? Потому что пришел хадис от Джабира ибн АбдиЛля и в иснаде три проблемы, так ведь сказали: Мухаммад Ибн Язид ар-Рифагъи – слабый «билль иджма» единогласно, потом второй кто?), Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби -«ка ззаб», и третий Абу Салих волноотпущенник Умму Хани, кто он такой? Его предача от Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби является слабой. Когда говорим то, что Всевышний Аллах описывается качествами «аль-къадима» - древними, что значит древними? То есть всегда Был описан этими качествами. Можно ли устанавливать Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха «къыясом» - анологией, если мы говорим, например, человек храбрый, то Всевышний Аллах тем более Храбрый, та как храбрость – это качество хорошее? Нет! Устанавливается только чем? Къураном и сунной! Саляфы, кто такие саляфы? Первые три поколения мусульман, сахабы, таби’ины и акбау таби’ины, те кто пришли после них называются «саляфи». Сегодня приступаем к следующей главе, называется «Сыфат уль-Истиуа уа аль-Улю». Что значит «Сыфат уль-Истиуа уа аль-Улю»? Мы говорим, что Всевышний Аллаха описвыается качеством «аль-Истиуа» и качеством «аль-Улю». «Аль-Истиуа» переводится на русский язык, как «вознесение» или «возвышение» - это «аль-Истиуа», что касается «аль-Улю», то это переводится как «возвышенность». То есть «аль-Истиуа», «аль-Улю», «аль-Истиуа» - это что? «Возвышение», а «аль-Улю» это что? Возвышенность,то есть Возвышение это что? Действие, то есть процесс, а «аль-Улю» это (имя существительное) - Возвышенность, а «аль-Истива» это Возвышение, (у себя отметьте), что слово «аль-Истиуа», в арабском языке у него есть три смысла: первый – «Саада», то есть что сделал? Возвысился, перевод примерно один и тот же на арабский язык, потом «'Аля»: «'айн», потом «лям» «алиф», «'Аля», «Саада» уа «'Аля», уа «Артафаа» - это три смысла слова «аль- Истиуа» в арабском языке. Что касается тафсира слова «аль-Истиуа», словом «аль-'Аля», то что под «Истиуа» подразумевается «аль-Аля» Возвышение, то это пришло от имама аль-Бухари от Муджахида. Что касается тафсира «Би 'а тифа», то есть Возвышение также, то это пришло сразу от группы муфассиров. Это первый масаля этого урока, первый вопрос этого урока. Что дальше ты понял? Что слово аль-Истиуа значит Возвышение, Вознесение по русски, у него есть три смысла среди которых нет разногласий – «Саада, уа артафа», уа «'Аля», то есть у ахлю сунна уаль джамаа имеется ввиду. Четвертый смысл – «аль-Истакъарра», некоторые приписывают его к смыслу «аль-Истиуа», некоторые опровергают это, и более правильно, то что у слова «аль-Истиуа» всего три смысла – «Саада», уа «Аля», уа «Артафа», что касается такъарра, то он не является смыслом «аль-Истиуа», поэтому мы не говорим что Всевышний утвердился на троне, а говорим Вознесся над троном или «Возвысился над Троном», и не говорим «Утвердился на Троне». Дальше поехали. Говорит имам абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур ибн Макдиси: «И из тех Качеств или Атрибутов Всевышнего Аллаха, которыми Он описал Сам Себя, и говорит о том что Всевышний описывается этим Качеством Его книга (то есть Къуран говорит о том, что Всевышний описывается Качеством этим), и об этом сообщил Его Пророк, то что Всевышний Аллах вознесся над Его Троном (возвысился над троном), как об этом сообщил Сам Всевышний Аллах. Сказал Всевышний Аллах: «Поистине, ваш Господь Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, после этого Он вознесся над Троном», дальше в другом аяте Сказал: «Поистине, ваш Господь Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Троном», а также сказал: «Он Тот, Который вознес небеса без опор, которые могли бы вы видеть, после того, как Он вознес небеса, Он вознесся над Троном», в другом аяте из суры «аль-Фуркъан» Сказал: «После этого Он вознесся на Трон, Милостивый, Аллах Тот Кто создал небеса и землю, и то, что между ними за шесть дней, а потом вознесся над Троном», (и последний седьмой аят в Къуране), Сказал: Он Тот, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Троном». То есть в семи местах Къурана содержится утверждение того, что Всевышний Аллах вознесся над Троном. И можете себе отметить, что в шести из этих мест Всевышний говорит «сумма истауа аль-арш» (потом Он вознесся над Троном) и только лишь в одном месте, в суре «аль-Фуркъан» в 69 аяте «сумм истауа гъейб», Говорит «ар-Рахману аль аль-арш истауа» в суре Та-ха 5 аят, то есть в шести местах Всевышний везде говорит «сумм истауа аль-арш», а в суре Та-ха в 4 аяте, в одном единственном месте Он говорит «ар-Рахману аль аль-арш истауа», то есть» Милостивый над Троном вознесся», то есть менят способ преподнесения этого Атрибута. Говорит: «Эти семь мест в Къуране, в которых Всевышний сообщил, Преславен Он, то что Он вознесся на Трон». Вопрос, какая разница между «аль-Истиуа» и «аль-Улю». Между тем что Всевышний вознесся над Троном и между тем, что он Возвышенный (Всевышний Аллах Возвышенный, Великий), какая разница между двумя этими качествами? То есть качество вознесение над Троном – первое качество «аль-Истиуа» и второе качество «аль-Улю» - Возвышенность, какая разница между ними? Разница между ними в том, что «аль-Истиуа», то есть Возвышение над Троном более частное понятие, чем Возвышение, и Истиуа явялется одним из доводов того, что Аллах Всевышний Возвышен. То есть когда уляма доказывают то, что Всевышний Возвышен и находится высоко, один из доводов, который они приводят, те аяты и хадисы в которых приходит то, что Всевышний Вознесся над Троном. Поэтому мы говорим то, что разница между ними какая, то что «аль-Истиуа аль аль-Арш», то есть вознесение над Троном более узкое понятие, чем Возвышенность «'Улю» и это одна из составных частей, когда приводят довод, о том что Всевышний Аллах Возвышен над его творениями. (запишите себе разницу между «аль-Истиуа» и «аль-Улю», то что «аль-Истиуа» более частное понятие и это один из доводов «аль-Улю», Возвышение над Троном один из доводов Возвышенности Всевышнего Аллаха). Что касается доводов на это, то мы с вами привели 7 аятов и доводами из Книги Всевышнего Аллаха, где Он утверждает то, что Он Вознесся над Троном и больше нигде в Къуране не утверждается этого, только в этих семи аятах, что касается сунны, то о том, что Всевышний Вознесся над Троном приходят два хадиса и нет у них третьего,в этой книге они не приводятся, поэтому необходимо записать. Первый хадис приводит имам ан-Насаи в своем тафсире от Абу Хурейры (радияЛлаху анху) с хорошим иснадом. Говорит Абу Хурейра: «Однажды взял Пророк (салаЛлаху алейхи уа салям) меня за руку и сказал: «О Абу Хурейра, поистине, Всевышний Аллах создал небеса и земли и то, что между ними за шесть дней и после этого вознесся над Троном».
И второй хадис Къатады анна ибну Ну`мана, со слов сподвижника, которого звали Къатада ибну Ну`ман,с достоверным иснадом в книге «ас-Сунна» у имама аль-Халляля, то, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссалям) сказал: «После того, как Всевышний закончил свое творение, Он Вознесся над Троном». То есть это то что ты должен запомнить, то что доводов на то что Всевышний Вознесся на Трон из Къурана 7 аятов, и из сунны всего лишь два хадиса и нет на это третьего, один с хорошим иснадом, другой с достоверным иснадом.
Теперь следующее мас'аля, глагол «Истауа» в арабском языке приходит в четырех положениях, которые можно объединить в два больших блока: - первый блок «мукъайат», то есть если слово «Истауа» приходит не само по себе, а с какой-либо частицой, либо «'аля», либо «иля», либо «уау», так вот что касается «мукъайат», когда слово «Истауа» приходит с какой-либо частицой, то они бывают трех положений в арабском языке, в том числе и в контекстах Къурана. Если приходит слово «Истауа» с частицой «Иля», то есть «сумма истауа иля сама», - «и потом Он направился к небесам», то перевод слова «Истауа» в этом случае будет «къасада» - «Направился». Если «Истауа» приходит с частицой «иля», «Истауа иля шей ин», то это что? В смысле «Къасада». «Къасада» это что? То есть направился к этой вещи, не означает, что «Он Возвысился над ней», а означает «Направился к этой вещи» или «Принялся за эту вещь», и в данном положении это слово в Къуране приходит в двух местах в суре Бакъара, 29 аяте, Всевышний говорит: «Он тот, который создал для вас, то что на земле, а затем направился к небесам (или затем занялся созданием небес, или затем занялся усовершенствованием небес)». И в суре «Фуссилят», 11 аят, где Всевышний говорит: «И тогда он направился к небесам, а они еще тогда были дымом(то есть Всевышний направился к ним, а они были дымом) и сделал их такими небесами, которые мы сейчас видим». Это в двух местах. Это первое положение глагола Истауа в арабском языке, если приходит с частицей «Иля». -второе положение, если приходит с частицой «'аля», «Истауа аля, аль аль-Арш!, тогда означает «саада уа аля уа иртафаа», как мы уже записали, то есть «Возвысился над этой вещью», в первом случаи если мы говорим «Истауа иля сама», например «Направился к небесам», (мы не говорим «Возвысился») или «занялся небесами», а если мы говори «Истауа аля уже с частицой «аля», «Истауа аль аль-Арш», тогда не говорим «Направился к Трону», а говорим «Возвысился над Троном», такой перевод его в арабском языке, если приходит он с частицой «аля». В скольких местах приходит слово «Истауа» с частицой «аля» в Къуране, в семи местах приходит с частицой «аля». «Ар-Рахману аля Арши Истауа», тоже с частицой «аля», сказали в семи местах. И второй блог- это когда приходи мутлак без всего, приходит глагол «Истауа» не связанный не с какой частицой. Как Всевышний сказал: Когда он достиг зрелости и достиг совершенства. То есть если глагол «Истауа» приходит в арабском языке, либо в контексте из Къурана, без какой-либо частицы, то он переводится как «тамма уа камуля», то есть «стал совершенным», стал абсолютным, поэтому не надо переводить «сумма истауа аля Арш» - «и затем Всевышний стал совершенным относительно трона» (например) или» направился к Трону», или «стал равным Трону», этот перевод не будет правильным. Перевод правильный будет «Вознесся над Троном», если «иля», то «Направился», если» уау», то «Стал Равным», а если просто «Истауа» без всяких частичек, то «стамма уа камуля», стал «Абсолютным», «стал Совершенным», это что касается «Истауа» в арабском языке. Теперь переходим на чтение того, что говорит имам абдуль Гани аль-Макдиси. Говорит: «Передает Абу Хурейра (радияЛлаху йанху), который сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал: «Поистине Всевышний Аллах написал Книгу до, того как Он сотворил творения, и написал Он в этой Книге: Поистине Моя Милость опережает мой гнев» и эта книга находится около Него, над Троном». (Из этого хадиса явно не берется то, что Всевышний Вознесся над Троном, то есть не указано в нем качество «аль-Истиуа» - «Вознесение над Троном», но в нем указывается, то что Всевышний Аллах находится над Троном, и эта книга, в который написано то, что Его Милость опережает Его Гнев, находится около него над Троном. Отсюда ты понимаешь то, что Всевышний Аллах находится над Троном, этот хадис приводят имам аль-Бухари и Муслим). Почему не сказано то, что Имам аль-Бухари и Муслим приводят, потому что, как мы говорили на прошлом уроке, то что имам аль-Макдиси сказал, то что если он приводит хадис, а потом не указывает где он приведен, значит он приводится в Бухари и Муслиме. Этот хадис достоверный. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.) |