|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Введение. Стыд - универсальное переживание
Стыд - универсальное переживание. Возможно, что алкоголики вообще переживают больше стыда, чем большинство людей, даже до того, как у них развилось привыкание, хотя бы потому, что многие из них сами выросли в алкогольных или дисфункциональных семейных системах. И конечно зависимый, индивид с большей вероятностью испытывает стыд, когда его стиль жизни отклоняется от уважаемого обществом. Однако я не уверен, что стыд и алкоголизм неизбежно связаны. Многие индивиды, не являющиеся зависимыми, чувствуют стыд, и, возможно, некоторым алкоголикам стыд не присущ.; Консультант не может допускать, что стыд — главная забота алкоголика. Ему следует знать, что стыд может присутствовать в относительно малых или больших количествах. Лечение, планируемое для клиента-алкоголика, должно быть приспособлено соответствующим образом; если для определенных клиентов групповой лекции на эту тему может быть достаточно, другие будут нуждаться в значительно большем внимании. Терапевт также заметит, что клиенты-алкоголики- могут относить стыд к своему пьянству или к другим аспектам самости; женщи- 1. Помоги клиенту осознать, что алкоголь/химическое вещество был избавлением от стыда; 2. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя/химического вещества увеличило стыд; 3. Клиент дожжен узнать, что он может пережить чувство стыда без алкоголя/химического вещества; 4. Клиент может нуждаться в том, чтобы иметь дело со стыдом своего бессилия; 5. Клиент может нуждаться в помощи в раскрытии своего положения другим. 6. Клиент может нуждаться в поощрении своего вхождения в нестыдящую группу равных; 7. Помоги клиенту распознать и изменить поведение "сухого пьяницы", отражающее его стыд; 8. Помоги сорвавшемуся клиенту распознать его стыд, чтобы он мог возвратиться в сообщество выздоравливающих. ___186___187 Рекомендации по лечению стыда у клиентов-алкоголиков Помоги клиенту осознать, что алкоголь/химическое вещество был избавлением от стыда В Главе 3 описана спираль "стыд-алкоголизм". Индивиды, попавшиеся на этот крючок, пьют ради избавления от стыда, только чтобы обнаружить, что в конце концов чувствуют еще больший стыд, поскольку пили без контроля. Они чувствуют себя еще хуже, что приводит к тому, что они пьют больше, чтобы скрыть этот увеличившийся стыд, что в свою очередь ведет к еще более негативным последствиям и еще большему стыду. Чтобы выздоровление стало возможным, эта спираль должна быть разорвана. Хорошей идеей будет обратиться к этому вопросу в терапии сразу, как только это станет возможным. К счастью, многие лечебные центры при подготовке или в начале лечения требуют, чтобы клиент заполнил свою историю отношений с алкоголем и наркотиками, приведя примеры негативных последствий. Цель этого - помочь клиенту осознать, что он попал в ловушку своего пьянства и что он будет чувствовать себя только хуже, если продолжит. Спираль может быть разбита на.два сегмента. Первая часть касается того, как клиент пытается использовать вещества, изменяющие настроение, чтобы избежать стыда; второй аспект отражает то, как это поведение увеличивает стыд. Сначала я рассмотрю первое, и в первую очередь то, как помочь алкоголику распознать свой стыд. Наиболее прямым способом будет спросить клиента, как он чувствовал себя перед тем, когда в последний раз употреблял алкоголь или наркотики. Часто он вспомнит о непосредственном и болезненном дискомфорте, который молсет быть связан со стыдом. Он может утверждать, что чувствовал себя недостойным, нелюбимым, отвратительным и т.д. Когда это случается, консультант может помочь клиенту установить прямую связь между его плохим самочувствием и пьянством. Следующим шагом будет выяснение того, как часто эмоциональный дистресс клиента предшествует интоксикации. Мой подход - эмпирический: я просто последовательно спрашиваю клиента о его чувствах как раз перед тем, как он напился, начиная с самых недавних эпизодов. Глубоко стыдящиеся индивиды скоро обнаружат устойчивый паттерн — выпивка для избежания стыда. Как я упоминал раньше, гораздо лучше, если клиент сам заметит этот паттерн (хотя он кажется очевидным, многие алкоголики никогда не замечали гтой связи) и привлечет к нему внимание помощника, чем если консультант будет втолковывать это клиенту. Клиенты будут также нуждаться в некоторой помощи, чтобы заметить, что подвергаются интоксикации, по крайней мере частично, для того, чтобы уменьшить чувство стыда. Такие фразы, как "Вы говорили мне, что чувствовали себя так, что готовы были провалиться сквозь землю, - и что вы сделали со всей этой болью?", направляют клиента к осознаванию того, что он напился, ища облегчения от переполняющего и невыносимого отчаяния. Эта стадия терапии стыда - очень деликатная, в особенности для тех консультантов, которые придерживаются концепции алкоголизма как болезни. Важно, чтобы терапевт не создавал впечатления, что клиент пьет только из-за своих некомфортных ___188___189 чувств. В конце концов, есть много других вещей, которые можно делать с плохим самочувствием, вместо того чтобы пить. Терапевт должен помочь алкоголику осознать, что только одна часть его проблем связана со стыдом и попытками уменьшить его путем опьянения. Последний должен понять, что его желание прекратить употреблять вещества будет скомпрометировано, если он откажется иметь дело с ужасными чувствами и мыслями, которые он часто испытывает непосредственно перед тем, как напиться. Помощник должен избежать как сообщения о том, что его "реальная" проблема - это стыд, так и о том, что, если он станет меньше стыдиться, он никогда не захочет выпить снова. Другими словами, лечение стыда может быть необходимым, но не достаточным условием; его выздоровления. Иногда клиент имеет несколько чувств перед тем, как напиться, возможно, даже хороших ("Я чувствовал себя таким великим, что хотел распространиться повсюду"). Порой клиент вовсе не вспоминает чувств, связанных со стыдом. В обеих ситуациях помощник может занять выжидающую позицию, чтобы позже, в процессе лечения, снова исследовать эту тему. Однако нужно отметить, что похвала или оценка могут спровоцировать приступ стыда, если эта похвала слишком сильно конфликтует с образом себя клиента. Многие лечебные центры просят клиентов заполнить "Коллажи чувств": обычно это серии журнальных картинок, помогающих клиенту начать делиться своими собственными чувствами. Эти коллажи особенно ценны для клиентов, испытывающих трудности с определением того, что они чувствуют. Стыд и вина могут быть включены в спи- сок чувств, которые клиенту нужно: обсудить в индивидуальной или групповой терапии. Некоторые клиенты во время таких упражнений открывают важную информацию, которая может помочь им связать такие чувства с их обычным поведением. Можно надеяться, что в результате этой фазы лечения клиент осознает три вещи о себе: (1) что он регулярно испытывает непреодолимый стыд; (2) что он очень боится этого чувства и хочет избежать и облегчить его; (3) что он употреблял алкоголь или вещества, изменяющие настроение, чтобы спастись одновременно и от стыда, и от страха этого стыда. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя/химического вещества увеличило стыд Главный вопрос, который следует задать клиенту на этой стадии, следующий: ' Действительно ли употребление алкоголя или наркотиков помогло вам уменьшить чувство стыда?" Часто недавно протрезвевший индивид в состоянии дать осмысленный ответ на него, и это помогает ему понять, что трезвость подразумевает нечто большее, чем просто отсутствие пьянства. Обычно первый ответ клиента - утвердительный. Он осознаёт, что сначала почувствовал себя лучше, когда начал пить. Он рассказывает, как вдруг почувствовал облегчение, уменьшилась депрессия, он ощутил себя более могущественным, популярным, как будто он окончательно воссоединился с миром. Стоит дать клиенту время для прохождения этой стадии. У консультанта может быть соблазн проскочить ее в связи с опасением, что кли- ___190___191 ент вспомнит слишком много хорошего о своем пьянстве. Но факт состоит в том, что алкоголик получает-таки позитивные результаты от своей интоксикации, и уменьшение стыда и других тяжелых чувств - зачастую один из них. Следующая часть спирали "стыд-алкоголизм", восстанавливаемая вместе с клиентом, - это аддик-тивная фаза. Центральный принцип здесь таков: если что-то хорошо сработало однажды, то единственное, что имеет смысл, - это использовать этот способ снова и снова. Клиент, конечно, подвергается искушению продолжать пить, поскольку алкоголь стал эффективной защитой от стыда. Как только установился привычный паттерн, у индивида пропадает потребность пробовать что-то еще. Зачем беспокоиться и предпринимать усилия, говоря с другими о стыде, когда он может быстро и эффективно минимизировать это чувство посредством питья? Клиент-алкоголик долго учится тому, что алкоголь работает. Он не стыдится, пока пьет. Единственный логический вывод, к которому он может прийти, - что ему следует подвергаться интоксикации так часто и так надолго, как только возможно. Способность алкоголя уменьшать эмоциональный стресс содействует процессу психологической ад-дикции, которая, в норме, сопровождает физиологическую. Терапевт может посчитать полезным помочь клиенту осознать, что он прошел мимо или даже не рассматривал вовсе другие способы справляться со стыдом, кроме пьянства. Помощник может поинтересоваться вслух, почему клиент не обсудил свои чувства с супругом или друзьями; что было такого ужасного в его стыде, что он должен был убегать от него, вместо того чтобы взглянуть ему в лицо; что бы случилось, если бы он взял стыд ненадолго с собой, вместо того чтобы оставлять его в баре. Такие вопросы часто поначалу озадачивают алкоголика -как раз потому, что в подобных обстоятельствах он давным-давно прекратил рассматривать другие возможности, кроме питья. Если клиент ухватит мысль, что может облегчать свою эмоциональную боль без алкоголя, он, вероятно, станет меньше бояться трезвой жизни. Он начнет осознавать, что у него есть выбор. Дьявольский аспект алкоголизма заключается в том, что бывшее эффективной защитой против стыда в конце концов становится одним из главных составляющих этого чувства. Негативные последствия начинают накапливаться по мере того, как алкоголик вынужден фокусировать внимание на пьянстве, оберегая свой способ и рационализируя свое поведение для окружающих Но, хотя алкоголик и стремится поддерживать чувство собственного достоинства, каждый провал в памяти, штрафная квитанция за пьяное вождение, драка в семье или позорный инцидент понемногу понижают его ценность в собственных глазах. Даже скрытый алкоголик, который умудрятся прятать свою проблему от других, всё же должен, по меньшей мере иногда, замечать, что не функционирует в полную силу. Разрыв между тем, что он представляет собой, и тем, кем он может быть, увеличивается с каждым инцидентом; алкоголик движется от состояния, "достаточно хорошего" к "почти достаточно хорошему" и далее к "недостаточно хорошему" и полному стыда. Активный аддикт постоянно сталкивается с позором. Он может быть временным состоянием; например, муж алкоголички может сказать, что ее ___192 поведение накануне вечером во время ужина с друзьями было отвратительным, и что он настаивает на том, чтобы подобное не повторилось. Супруг отправляет своей жене послание, что он потерял уважение к ней, но она может искупить это будущим хорошим поведением. Проблема состоит в избегании действий, которые оскорбляющая половина, предположительно, может контролировать. Оскорбленный супруг отвечает гневом, потому что думает, что его партнерша может действовать по-другому. Алкоголизм обычно прогрессирует. Это значит, что семья должна наблюдать всё более смущающие инциденты, которые они не могут объяснить, пока продожают цепляться за свое представление об употребляющем, как о нормальной, здоровой личности. У зависимого индивида та же проблема: он не может быть одновременно алкоголиком и неалкоголиком, больным и не больным. Это точка, в которой каждый пытается активировать все свои защиты, такие как отрицание и минимизация, чтобы обойти данную дилемму. Однако даже эти защиты в конце концов рушатся, когда состояние алкоголика прогрессирует. В конце концов индивид достигает состояния постоянного позора. Теперь он (й его семья) считают его постыдной личностью, тем, кто не может более претендовать на право называться человеком. Окружение и семья часто менее разгневаны на этой стадии, поскольку больше не верят, что он может контролировать свои действия. Вместо этого они могут чувствовать отвращение или жалость к алкоголику; обе эти эмоции относятся к индивидам, которые, по нашим представлениям, ниже нас. В этот момент цель - помочь клиенту осознать, что его пьянство действительно снизило его само- ___793 уважение и усилило стыд. Возможно, он всегда чувствовал себя ничтожеством; тем -не менее, его пьянство почти наверняка обострило это чувство. Пока он продолжает пить, он будет чувствовать себя глубоко пристыженным. Каждая пьянка только подтверждает его уверенность, что он отличается от других и изначально дефективен. Он не может избежать своего позора, пока ведет себя позорным образом. Также он не может надеяться изменить образ себя, пока не сделает шагов в направлении здоровой жизни. Клиенты, которые могут понять, как их осознание дефективности связано с их компульсивным пьянством, могут принять обязательство изменить свою жизнь двумя позитивными путями. Во-первых, они могут бросить пить; во-вторых, они могут найти лучшие способы обращения со своим стыдом, которые^ помогут им заменить это чувство на реалистическую гордость. Клиент должен узнать, что он может пережить чувство стыда без алкоголя/химического вещества Стыд можно пережить даже несмотря на то, что он может быть крайне дискомфортен в момент переживания. Однако подверженные ему индивиды могут прибегать к почти фобической реакции избегания стыда; они настолько боятся чувствовать свой стыд, что готовы почти на всё. Хронический алкоголик, возможно, стал специалистом в избегании стыда. Он пьет частично для того, чтобы никогда не чувствовать боли от ощущения своего ничтожества. Также, начиная остерегаться стыда, он склонен начинать этот процесс раньше и раньше с каждым разом. Сначала алкоголик бу- ___194___195 дет пить после того, как пережил больший стыд, чем может вынести. Позже он будет начинать пить при первом признаке дискомфорта, чтобы не терпеть мучений. Еще позже он будет пить до того, как начинает чувствовать стыд, чтобы не вспоминать о нем вовсе. Еще много позже, как и в случае других фобий, намеки, вызывающие стыд у стыдящегося индивида, генерализуются. Возможно, изначально клиент распознавал этот аффект, только когда допускал вопиющую ошибку в работе или был особым образом атакован членом семьи. Теперь стыдящийся человек замечает знаки своей дефективности в поведении почти каждого по отношению к нему, и почти во всём, что он. делает. К этому моменту он стал "замешанным на стыде" (shame-based) в том смысле, что большая часть его жизни сконцентрирована на своем стыде и необходимости избежать его посредством пьянства. У избегающего стыда есть мало возможностей проработать эту проблему. Он, вероятно, с ужасом вспоминает о стыде. Чем больше он избегает этой темы, тем больше убеждает себя, что не выживет, столкнувшись со стыдом прямо и открыто. Если он алкоголик, он теперь может оправдать свое поведение, говоря себе, что нуждается в выпивке, чтобы предупредить появление ужасного чудовища внутри себя. Такое убеждение становится "искренним заблуждением": алкоголик действительно уверен, что не сможет вынести своего стыда. Выздоравливающий алкоголик на ранних стадиях лечения часто чувствует себя обнаженным и беспомощным - у него отобрали его защиту от реальности и оставили, чтобы иметь дело с миром без нее. Он также может быть внутренне раздавлен осознанием того, во что он превратился; он может стыдиться своей идентичности алкоголика. Когда клиент открывает свой стыд терапевту, он нуждается в получении поддержки, утешения и ободрения для встречи со стыдом. Сообщение, которое ему часто нужно от терапевта - что он в самом деле сможет жить, пройдя через стыд. Он также захочет знать, что помощник не бросит его посреди пути, потому что сначала он, вероятно, будет верить, что не может в одиночку сразиться со стыдом. Если он будет вынужден встретить стыд без человеческой поддержки, он может очень легко вернуться к бутылке. Консультанты часто становятся проводниками своих клиентов: Стыдящиеся люди, убегавшие от этого чувства годами, с большей готовностью делают нужный шаг, когда они уверены, что рядом есть кто-то, опытный в этих джунглях. Послание, нужное таким клиентам, - что консультант пойдет вместе с ними к тем частям их личности, которых они более всего боятся, и что он не боится идти, потому что верит, что они смогут пережить этот опыт. Терапевт может заверить в этом клиента, поскольку он знает, что в действительности в джунглях нет драконов или других чудовищ; стыд нормален и присущ человеку. Терапевт понимает, что поначалу такие клиенты нуждаются в том, чтобы идти в направлении стыда вместе. Цель - помочь им достаточно безопасно установить контакт со своим стыдом, чтобы они перестали бояться его власти над собой. Я не хочу создать впечатления, что клиент за один раз может понять, что стыда не нужно бояться. Фактически, большинство индивидов медленно приближаются к этой теме, двигаясь шаг за ша- ___196___197 гом к своему стыду в курсе терапии. К тому же, если клиент надолго-оставляет эти вопросы, он может опять начать больше бояться их; стыд имеет свойство становиться страшнее, а не безопаснее, когда смотришь на него издалека. Помощник должен быть готов сопровождать стыдящуюся личность во многих походах в джунгли, как длинных, так и коротких. Клиент может нуждаться в том, чтобы иметь дело со стыдом своего бессилия Бессилие - сущностный аспект опыта алкоголика. Индивид, который несколько раз Неудачно пытался бросить пить, или тот, кто приближался к бутылке, говоря себе, что не прикоснется к ней, обнаруживает, что- "силы воли" недостаточно, если его тело стало зависимым от алкоголя. Он убеждается, как утверждает первая ступень АА, что бессилен перед алкоголем и его жизнь стала неуправляемой. Бессилие, страх бессилия и страх потери контроля способствуют стыду алкоголика (Kaufman, 1980; Ramsey, 1987). Причина этого в том, что самоконтроль и сила личности являются высоко ценимыми характеристиками в западном обществе. От индивидов ожидают, что они будут независимы. Они не предполагают зависеть от чего-либо для своего выживания, включая алкоголь. Приемлемо быть "сильно пьющим", даже регулярно напиваясь и затевая драки, но невыносимо, когда личность действительно становится алкоголиком. Есть характерная шутка: сильно пьяный человек говорит другому, что лучше будет пьяницей, че? алкоголиком, потому что, по крайней мере, не над будет ходить на их встречи. С социологической точ ки зрения, в этой шутке содержится дополнительный смысл: "пьющий" - это тот, кто временно теряет контроль, но в сущности не поврежден, тогда как "алкоголик", по всеобщему признанию, имеет значительные проблемы, влияющие на его социальное положение. Алкоголик бессилен, а пьяница забавен. Алкоголик, понявший свое бессилие, может думать: "Я должен себя контролировать, а если я не могу, со мной что-то не так". (Ramsey, 1987). К тому же он живет в том же самом обществе, и ему тоже внушена идея о ценности самоконтроля. Он, 'возможно, ожидает от других сохранения контроля и может даже презирать тех, кого считает слишком слабыми для удержания своей власти. Он осуждает других за неудачи, которые легко сравнимы с его собственными. Он может отчаяться и опять и опять пытаться доказать себе и миру, что всё еще может контролировать свое ПЬЯНСТРО; он будет обещать не пить до полудня, во время поста, при сослуживцах. Позже он будет селективно помнить достигнутые успехи, забывая об обещаниях, которые не сдержал, чтобы иметь возможность поддерживать отрицание своего бессилия и сопровождающего его стыда. Выздоравливающий алкоголик должен каким-либо образом постигнуть свое бессилие без такого стыда, который обратит его в бегство. Здесь возможны два подхода. Первый - это подчеркнуть возможность того, что индивид сможет научиться успешно организовывать свое поведение, связанное с.алкоголем. Это направление "питья под контролем". В типичном случае такие программы составлены для пьяниц, которые относительно стабильны, имеют поддерживающее семейное и рабочее окружение И ___198___199 с короткой и мягкой историей алкогольной зависимости. Программы предлагают своим клиентам возможность вновь обрести контроль над выпивкой -привлекательное предложение, потому что такой успех также уменьшит и стыд потери контроля, К несчастью, немногие хронические алкоголики могут извлечь пользу из программ питья под контролем, потому что не могут устойчиво придерживаться данных обещаний об ограничении выпивки. Таким людям будет необходимо принять свое бессилие и иметь дело со связанными с ним вопросами стыда. Обычно поначалу бесполезно пытаться убедить таких индивидов, что они не должны чувствовать стыда, потому что имеют силы бросить пить, или потому, что они бессильны, но Pie беспомощны перед лицом этой проблемы. Это может быть оценено позже. Первоначальной задачей часто будет помочь клиенту оплакать потерю независимости и принять свое бессилие перед алкоголем. Клиент должен осознать, что помощник знает о его "слабости", но не осуждает его за нее. Скорее, консультант и лечебное сообщество могут успокоить алкоголика, когда он встречается со стыдом. Вопросы типа "О чем вы жалеете больше всего в связи с тем, что вы - алкоголик?" и "О чем вам было бы тяжелее всего сказать своей семье?" часто дают материал для этой темы. Клиенты-алкоголики в конце концов понимают, что не должны чувствовать стыда. Они осознают, что у них, как и у всех остальных, есть много, областей в жизни, которые-они не могут контролировать. Они могут даже решить, что их потребность сохранять контроль и страх его потери - существенная проблема сама по себе. Такие люди могут при- нять стиль жизни, заменяющий желание достичь власти над объектами и людьми на подчеркнутое принятие имеющейся реальности, руководство со стороны общества или высшей силы и осознание того, что они одни не могут управлять своим алкоголизмом. Консультанты по алкоголизму могут скорее эмоционально склоняться либо к,модели "питья под контролем", либо к модели "принятия", чем задаваться вопросом, какая из них лучше подходит определенному клиенту. Как упоминалось'раньше, я уверен, что члены терапевтического сообщества должны научиться быть достаточно гибкими, чтобы направлять клиентов на лечение, которое им подходит; бесполезно настаивать, чтобы крайне независимый человек посещал программу, базирующуюся на принципе принятия бессилия, так же как мало смысла отправлять хронически зависимую персону учиться воздержанию. Клиент может нуждаться в помощи в раскрытии своего положения другим "Кому я могу рассказать?" - вопрос, который часто поднимается в время и после лечения от алкоголизма. Это сложная проблема; стыд может быть уменьшен, если сказать другим, лто ты химически зависим, но часто здесь присутствует риск, что такая откровенность будет встречена атакой. В общем, преимущества раскрытия перевешивают недостатки во многих ситуациях. Стыдящиеся люди часто тащат на себе огромный груз секретов, которые способствуют их ощущению своей мало-ценности. Возможно, величайший секрет - их ад-дикция. Пока индивид продолжает стыдиться ее, он не сможет полностью принять тот факт, Что он ___200___201 алкоголик. Он поставлен в неустойчивое положение: он должен или отрицать проблему, чтобы поддержать свою гордость, или принять стыдное название алкоголика. Этот человек поймет, что он может быть алкоголиком и в то же время полностью человеком, только если поделится своей болью. Конечно, бывают случаи, когда выздоравливающему индивиду было бы глупо говорить другим о своей зависимости. Например, некоторые работодатели могут уволить его, узнав об этом. Некоторые отдаленные члены семьи алкоголика могут быть крайне критичными, используя эту возможность, чтобы пристыдить клиента. Друзья и приятели-сплетники могут нанести вред личности, лишая ее контроля над процессом раскрытия. Клиенты нуждаются в здравом смысле в этой области трудных решений. Че/м более клиент стыдится, тем более вероятно, что у него будут трудности при раскрытии своего алкоголизма. Стыдящиеся индивиды будут систематически сопротивляться групповой терапии, позволению членам семьи участвовать в сессиях Ал-Анона и тому, чтобы их видели в обществе других выздоравливающих. Они могут также быть обсес-сивно озабочены вопросами конфиденциальности. Один мужчина отказался пройти со своей группой через публичный зал ожидания из-за своей озабоченности тем, что кто-нибудь мол-сет узнать его и назвать алкоголиком. Позже, сорвавшись, он отказался от контакта со своим консультантом из-за чувства унижения. Этот клиент также отказался посещать встречи АА, потому что не хотел ассоциироваться с "такими людьми". У выздоравливающего алкоголика нет обязанности рекламировать свое положение всему миру. К тому же слово "анонимный" в Анонимных Алкоголиках не случайно. Однако жизненно важно, что бы алкоголик пристально исследовал свои оправдания сохранения этой тайны. Во многих случаях реальная причина, стоящая за всеми очевидными объяснениями, оказывалась такова: индивид просто слишком стыдился себя. Родитель, который "слишком плох", или сестра, которая "безмозгла и нахальна", могут оказаться как раз теми персонами, которым выздоравливающему алкоголику наиболее важно сказать правду. Терапевты могут помочь своим клиентам проработать эту проблему, когда бы она ни вышла на поверхность. Послания, которые стыдящимся клиентам нужны больше всего, таковы: "У вас есть право решить, кому и когда вы скажете о своем алкоголизме"; "Вам нужно быть совершенно честным с собой, когда вы будете принимать это решение"; "Вам придется поработать со своим стыдом того, что вы алкоголик, чтобы вы могли меньше бояться говорить людям об этом"; "Это нормально для начала -чувствовать некоторый стыд оттого, что являешься алкоголиком". Клиент будет нуждаться в поощрении своего вхождения в нестыдящую группу равных Обращение к другим - болезненная задача для глубоко стыдящегося индивида, убежденного, что он ниже большинства в этом мире. Уход -стандартная защита от стыда; алкоголик, даже начавший выздоравливать, будет склонен впадать в изоляцию, если эту тенденцию не предвидеть и не конфронти-ровать. Это одна из причин, по которой программы ___202___203 лечения химической зависимости часто подчеркивают социальное взаимодействие. Выход после амбулаторных групповых сессий перекусить или поиграть в карты с товарищами помогает убедить выздоравливающего, что он принадлежит к заботящемуся сообществу. Стыд постепенно уменьшается, когда алкоголик узнаёт, что его принимают. Терапевт, занимающийся индивидуальной терапией, находится в значительно менее выгодном положении на этой фазе лечения. Не важно, как много он помогает клиенту, принимая и поддерживая его: он остается всего лишь одним человеком. Терапевту может быть нужно помочь клиенту найти группу равных, в которой не стыдят своих членов. Анонимные Алкоголики представляют собой наиболее подходящую готовую группу для выздоравливающих алкоголиков (Ал-Анон и группы Взрослых Детей Алкоголиков также помогают многим членам семьи). Формат их встреч как будто задуман для того, чтобы уменьшить стыд. Например, в течение многих закрытых встреч (могут участвовать только алкоголики) каждому участнику предоставляется равная возможность говорить. Более того, только председательствующий может прервать говорящего - потенциальный критицизм алкоголика сведен к минимуму. Также не принято нападать на тех, кто вернулся к пьянству. Эти индивиды просто поощряются к тому, чтобы вернуться к своим программам трезвости так скоро, как они смогут. Другие аспекты.Анонимных Алкоголиков, которые помогают'их членам уменьшить стыд, включают акцент на конфиденциальности; их определение проблемы как болезни, а не недостатка; их подчеркивание развития и трезвого стиля жизни, который повышает самоуважение; "двенадцать шагов", которые задают специфическое направление выздоровления личности, и то, что все члены организации равны, могут учиться друг у друга и быть полезными друг другу. В Американском обществе трудно найти поддержку. Большинство людей заняты собой и своей жизнью. Конкуренция за деньги, статус и власть ограничивает нашу способность радоваться успехам друг друга. Выздоравливающие алкоголики могут, нуждаться в усердном поиске, чтобы обнаружить индивидов или группы, которые действительно могут оценить их выздоровление. Индивиды, отклоняющие АА, должны еще больше потрудиться в поиске поддерживающей системы, которую можно использовать. • Терапевт должен убедиться, что лечебные группы, которые он проводит, не стыдят своих членов. Он может сделать это частично путем моделирования принимающего поведения и нестыдащей коммуникации, а частично — открыто заявляя, что никому не позволено стыдить других. Консультанту может быть нужно привести примеры разницы между конструктивной критикой и стыдящим нападением, чтобы помочь группе приобрести навыки позитивного взаимодействия. Определенные индивиды будут постоянно сталкиваться с проблемами при поиске нестыдящей группы равных' Клиентам с двойными расстройствами, гомосексуалистам и замкнутым личностям может быть некомфортно и в терапии, и в группах самопомощи, так как они уверены, что не могут поделиться собой целиком с этими группами без того, чтобы натолкнуться на отвержение. Этим клиентам может потребоваться более длительная индивидуальная терапия или направление в специ- ___204___205 альную группу поддержки. Однако консультант может преследовать цель вовлечения этих клиентов в общение с таким количеством других выздоравливающих, какое только возможно, чтобы уменьшить стыд. друзья могут стыдить клиента, в особенности если они всё еще сердятся или им нанесен ущерб поведением алкоголика, или если они напуганы его трезвостью. Наиболее болезненная ситуация складывается, когда приходится отказываться от прошлых связей, потому что они не дают поддержки. Индивид в этом случае будет нуждаться в немедленном образовании нестыдящей группы равных, чтобы противостоять дополнительному стыду, порожденному остракизмом, которому его подвергло его прежнее окружение. И, наконец, консультантам часто будет нужно помогать своим клиентам встретить стыдящие атаки привычно критически настроенных членов семьи. Можно надеяться, что сессии семейного консультанта смогут научить всех членов семьи меньше стыдить друг друга; однако иногда наиболее стыдящая персона не участвует в этих сессиях, или ей не удается изменить свое поведение. Клиенты могут нуждаться в помощи, чтобы научиться обращаться с безосновательным критицизмом своей семьи, не принимая этих атак и не начиная стыдиться. Они могут также нуждаться в разрешении минимизировать контакты с наиболее стыдящими членами своей семьи. Выздоравливающий алкоголик может оставаться трезвым и не стыдиться стыдящих друзей, семьи, нанимателей и товарищей. Он может иметь небольшой выбор в некоторых из этих вопросов. Но этот индивид обычно должен управляться с большим количеством стыда, который он несет с собой, который делает его более уязвимым и легче верящим, что он плох, когда другие говорят ему об этом. Я сомневаюсь, что многие люди могут заметно поправить мнение о себе, когда их постоянно критикуют. Как минимум, выздоравливающий алкоголик нуждается в регулярном раскрытии перед поддерживающей группой равных, чтобы только уравновесить эту излишнюю критику. Каждый раз, когда стыдящийся человек принимает свою" принадлежность к нестыдящему сообществу, он приобретает силу, с которой он может лучше защитить себя, когда столкнется с тем, кто попытается увеличить его стыд. Помоги клиенту распознать и изменить ориентированное на стыд поведение, ведущее к срыву Gorski и Miller (1982) детально описали процесс, посредством которого индивиды постепенно теряют свою решимость поддерживать трезвость. Они заметили, что срыв никогда не случается под влиянием момента; скорее, возврат к пьянству или употреблению наркотиков - последовательность событий, включающая в себя серии шагов. В конце концов эти люди оказываются изолированными от выздоравливающего сообщества, полными отчаяния и зачастую настолько же стыдящимися себя, как были до того, как бросили пить. Первые признаки срыва трудноуловимы и могут пройти незамеченными и клиентом, и терапевтом. Если они проигнорированы, процесс срыва набирает обороты, пока человек в конце концов не погружается опять в свою ад-дикцию. Некоторые из ранних признаков срыва ориентированы на стыд. Возможно, лучший индикатор - ___206___207 то, что выздоравливающий алкоголик начинает испытывать трудности, говоря о своих проблемах на поддерживающих сессиях после выписки (или в процессе лечения, если срыв начинается в это время). Клиент признаёт, что жизнь идет не слишком хорошо, но начинает уходить от других. Стыд вовлечен с еще большей вероятностью, если общая конфронтация такого поведения вызывает в ответ вспышку гнева. Любое заметное восстановление ключевых защит от стыда - отрицания, ухода, гне-' ва, перфекционизма, высокомерия и бесстыдства -можно рассматривать- как предвестие срыва, которое должно быть замечено и проработано. Прямой подход к данной проблеме может быть эффективным. Консультант может просто заметить, что видит, что клиент делает в точности то же, что в первую очередь привело к его трудностям. Такое утверждение фокусируется на специфическом поведении. Чтобы осуществить приближение к аффекту, помощник может затем напомнить клиенту, что такое поведение в прошлом ассоциировалось с плохими чувствами по отношению к себе. Есть надежда, что клиент будет способен установить такие же связи между чувством стыда и пораженческим поведением, которое упоминалось выше при описании спирали "стыд-алкоголизм". Можно также заручиться содействием товарищей клиента, которые могут поделиться с последним своей озабоченностью и проверить наблюдения терапевта. Клиент может затем осознать, что он двигался прямиком к срыву и стыду, не осознавая этого направления. Он может изменить свое поведение, чтобы снова занять позицию трезвости и собственного достоинства. Сущностная связь стыда и срыва заключена в том, что индивиды, чувствующие себя ничтожными и не стоящими любви, имеют немного причин оставаться трезвыми. Таким образом, терапевт, который видит, что выздоравливающий алкоголик вновь развивает эти чувства, должен быстро действовать, чтобы направить клиента к таким шагам, которые помогут ему поверить в свое право принадлежать и хорошо относиться к себе. Помоги сорвавшемуся клиенту распознать его стыд, чтобы он мог возвратиться в сообщество выздоравливающих Иногда полный срыв, когда индивид возвращается к приему алкоголя или веществ, изменяющих настроение, не может быть предотвращен. Несмотря на лучшие усилия профессионалов и окружения алкоголика, этот индивид "соскальзывает" к своим прошлым действиям. Многие из таких личностей, в первую очередь стыдящихся себя, теперь вновь унижены своим нынешним поведением. Последним, что они захотят делать, будет публичная встреча с сообществом выздоравливающих, из которого они выпали. Как ни странно, возврат в сообщество - это в точности то, в чем сорвавшийся индивид более всего нуждается, чтобы прервать негативную спираль. Одной из причин этого является то, что такое признание и прощение сообщества облегчает его вину | (эта тема будет исследована позже в этой книге). Но возвращение в сообщество также излечивает и стыд. Сорвавшийся- клиент часто страстно желает услышать, что он всё еще приемлемое человеческое существо, которое не будет покинуто только потому, что совершило серьезную ошибку. Терапевт может быть первым человеком, кому клиент признается в своем поведении. Он;может ___208 рассматриваться как наиболее безопасная и подходящая персона; предположительно, эти два человека обсуждали раньше много примеров клиентского стыда и между ними установились отношения доверия. Консультант теперь сталкивается с очередным тестом. Он долженчпринять клиента, помочь ему обсудить как его поведение, так и его стыд, и поощрить его к такому скорому возвращению в сообщество выздоравливающих и в его трезвую группу равных, какое будет возможно. Важно помнить, что сорвавшиеся личности часто в огромной степени отвергают себя. Они будут обязательно выискивать признаки того, что помощник испытывает отвращение к ним или потерял надежду на то, что они могут быть нормальными. Если они замечают такие сигналы, они могут не только отказаться вернуться к консультанту, но и отшатнуться от других своих трезвых отношений. Полные отвращения к себе, они могут заключить, что стали слишком отталкивающими, чтобы другие "могли принять их. Консультант может использовать эту возможность, чтобы дать сорвавшемуся клиенту следующие послания: "Вы всё еще хороший человек в моих глазах/и я забочусь о вас"; "Я не буду обвинять или стыдить вас за то, что случилось"; "Моя забота - помочь вам вернуться в вашу программу трезвости, как только это станет возможный"; "Для вас важно дать другим знать, что произошло, тогда вы не должны будете носить с собой этот секрет". Когда клиент поделился своим стыдом с терапевтом, его можно попросить вынести этот материал на амбулаторную или поддерживающую группу. Разумеется, клиент может отказаться это делать. Ему нужно разрешить заняться этим в своем собственном темпе. Однако ответственностью консуль- ___209 танта является помощь клиенту в осознании того, что сокрытие срыва от тех, кто о нем заботится и, возможно, тоже сталкивался с такой проблемой, может увеличить его недовольство собой и недоверие к другим - два индикатора стыда. Стыдящийся индивид не может продолжать излечение от стыда, если хранит -постыдные секреты. Нет необходимости пытаться побороть весь стыд сорвавшегося клиента. Умеренное количество стыда определенно необходимо, если оно поможет клиенту вернуться к трезвости. Один из способов использовать этот стыд - определять его как здоровый до тех пор, пока он помогает клиенту смотреть на свое поведение и обновлять свою решимость жить позитивной и респектабельной жизнью. Самые важные послания в этой ситуации - что терапевт не будет пытаться убрать весь стыд клиента, поскольку он нуждается в частичке его, и что терапевт не будет увеличивать его своей критикой и разочарованием. Резюме В этой главе мы отметили многие специфические' связи между стыдом и алкоголизмом. Особые рекомендаций, касающиеся помощи клиентам в обращении со своим стыдом в особых ситуациях,: были рассмотрены для приступающих к терапии, завершивших лечение и сорвавшихся клиентов. Эта глава - заключительная из посвященных стыду, за исключением главы о творческом лечении стыда и вины, которая появилась после материала о вине. Сейчас, возможно, самое время напомнить читателю, что стыд и вина в реальной жизни, часто встречаются вместе. Многих индивидов одновре- ___210 менно разрушают подавляющие количества и стыда и вины, и лишь некоторые страдают только от одного или второго. Тем не менее, терапевт может выиграть, умея ясно различать эти два понятия. Краткий обзор различий был сделан в Главе,1, 8. Позитивная роль рационального чувства вины Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |