|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Помоги клиенту научиться различать рациональную и иррациональную винуРациональная вина - это болезненное состояние, которое овладевает индивидом, когда он нарушает свои собственные моральные заповеди и причиняет вред другим. Это чувство может также сопровождать обдумывание соответствующего поступка,.когда никакого преступления еще не совершено. Рациональная вина побуждает человека исправлять причиненный вред и воздерживаться от такого поведения в будущем. Если индивид переживает такое же болезненное состояние, не нарушив никаких специфических норм, или когда чувство вины непропорционально нарушению - это иррациональная вина. Я считаю, что также можно чувствовать иррациональную вину, нарушив твердое семейное правило, например, "всегда защищай алкоголика". Вина иррациональна, если индивид, не исследовав внимательно свои ценности, бездумно следует устаревшим или вредным распоряжениям. Здесь я хочу представить материалы о том, как помочь клиентам понять и использовать различие между рациональной и иррациональной виной. Первый подход к этому - образовательный. Групповые терапевтические лекции - хорошее место для обсуждения вины, потому что члены таких групп могут поделиться своим опытом переживания вины и сравнить его с чужим. Единственная опасность в том, что участники могут взаимно усиливать иррациональную, вину друг друга, и для избежания этого группа должна быть достаточно зрелой. Терапевт также может подходить к данной теме на индивидуальных сессиях. Помощник должен помнить в любой ситуации, что цель для клиента - ___314___315 полностью исследовать свою систему ценностей. Например, супруга химически зависимого лица может сделать выбор - уйти ей или остаться; любой выбор будет рациональным, если он базирует-ся на взрослом процессе решения, и иррациональным, если основан на иррациональном страхе наказания, который стоит за иррациональной виной. Консультант, работающий с виной, хочет способствовать развитию моральной состоятельности своего клиента. Упражнения типа прояснения ценностных выборов, упоминаемого в Главе 8, помогут многим клиентам в их росте и продвижении. Исследование ранних семейных посланий, касающихся морали, также может указать на источники парализующей иррациональной вины. Каждое такое действие позволит клиенту ощутить разницу между ценностями, которые хотят навязать ему другие, и теми, которые он выбрал для себя сам. Игра и абсурд могут иметь место в терапии вины. Конкурс Вины, описанный Пат Поттер-Эфрон в Главе 14 - прекрасный пример такого подхода. Игра рекомендуется, когда клиент становится слишком серьезным или слишком хорошо защищен, чтобы можно было приблизиться к теме напрямую. Консультанты, очевидно, должны в достаточной мере изучить свою собственную систему ценностей. Им может понадобиться предложить подходящие примеры из своей собственной жизни на тему принятия рациональных решений и обхождения с рациональной и иррациональной виной. При этом содержание их решений неважно для процесса выздоровления, и глупо было бы вступать в долгий спор по поводу мудрости какого-то из них. Помощник может лишь продемонстрировать, что не является больше рабом архаичных или деструктивных ценностей, созданных другими, что теперь он способен жить морально, основываясь на преданности своим взрослым обязательствам, принятым в результате сознательного выбора. Прорабатывая вопросы вины в терапии, я содействую продвижению клиента вдоль прямой, описанной Колбергом в его модели морального развития (Hetherington и Parke, 1985). Иррациональная вина имеет тенденцию уменьшаться, когда индивид движется от преконвенциональной морали (ориентация на послушание и наказание, гедонистическая и инструментальная ориентация), через конвенциональную мораль (мораль "хорошего мальчика" и поддержка авторитетов) к постконвенциональной морали, которая является моралью самостоя-тельно принятых моральных принципов (мораль контракта, прав индивида и демократически принятого закона, мораль индивидуальных принципов и совести). Терапия предоставляет прекрасную возможность способствовать такому продвижению, поскольку большинство людей, попадающих на терапию, находятся в состоянии кризиса. Они более открыты к новым для себя понятиям, чем могли бы быть в иных условиях. Другими словами, терапия и моральный рост часто происходят вместе. Возможность этого возрастает, если консультант осознаёт ее и действует соответственно. Проследи послания иррациональной вины до их источника в родительской семье или в нынешних условиях Провоцирующие вину послания и поведение в родительской семье описаны в Главе 10. Многие из этих посланий были глубоко интернализованы нашими клиентами; даже раздумья о нарушении или ___316 сомнение в истинности этих заповедей часто вызывают приступ иррационального чувства вины. Кроме того, эти принципы были внушены ребенку его высшими авторитетами - родителями или опекунами. Неважно, насколько неразумными выглядят такие предписания для внешнего наблюдателя, -они полны безупречного здравого смысла для нн-дивида, приходящего на терапию. К тому же подверженный чувству вины индивид может быть слишком напуган, чтобы даже рассматривать возможность проверки этих посланий, как ^удет показано в следующем пункте. В общем, иррациональная вина часто коренится в базовом моральном представлен нии о себе (self-concept), а также в преданности родителям и страхе перед ними. Иррациональная вина может также появляться или, по крайней мере, увеличиваться позже, в процессе жизни. Многие алкоголики, испытывая потребность защитить свою позицию в семье, сознательно и бессознательно подлавливают домочадцев на все виды иррациональных посланий. Иногда они достигают успеха в разрушении здравого смысла своих супругов и детей, даже если эти персоны имеют позитивную историю умственного здоровья. Иррациональность, кажется, заряжена гигантской энергией. Могущественные индивиды, движимые болезнью или патологией, могут пррсто подавить защитные механизмы окружающих. Девиз, который я использую со своими клиентами: "Иррациональность всегда превзойдет рациональность, посколь-ку не собирается бороться честно".-Таким образом, было бы ошибкой думать, что вся иррациональная-вина должна быть прослежена до родительской семьи. Вместо этого ее надо Прослеживать в зависи- ___317 мости от ситуации или до источников в настоящем, или до интернализаций прошлого. Иррациональная вина порождается тем, кто принес иррациональное послание. Как только послание и его источник установлены, их нужно иссле-' довать. Как мы можем помочь клиенту обнаружить источники вины? Самый прямой подход - это просто спросить его: "Кто вам это сказал?", когда он говорит о моральном убеждении, которого придерживается. Подойдут также вопросы: "Откуда вы знаете, что это правда?" и "Вы в это верите сами, или кто-то другой хочет, чтобы вы в это верили?" Цель всех этих вопросов - создать или поддержать кризис морального развития. Терапевт ставит под вопрос то, что клиент считал абсолютной истиной. Есть надежда, что эта процедура "разморозит" клиента в достаточной степени, чтобы он мог пересмотреть свои ранее несомненные ценности. Терапевт, исследующий предположения клиента на тему морали, должен гарантировать, что цель этой операции - скорее помочь клиенту обдумать свою ситуацию, чем как-то изменить его ценности. Однако сам вопрос на эту тему является для клиента важным сообщением о том, что кто-то может в самом деле придерживаться другой позиций без немедленных катастрофических последствий. Если консультант как-то пережил активный моральный процесс, то, возможно, и обуреваемый виной клиент сможет это сделать. И снова группа имеет огромную ценность на этой стадии лечения. Она особенно ценна при обнаружении неразумных убеждений. Когда новый член группы слышит сообщение "Так же и я обычно думаю" от нескольких других, это может быть могучим мотивом для изменений. Ведущие должны про- ___318 тивостоять групповой ригидности, когда терапевтическая или поддерживающая группа вырабатывает застывший паттерн взаимодействия и придерживается массы непроверенных убеждений и ритуалов, так что группа не может больше служить местом, где поощряется честная моральная самооценка. Ответственность консультанта — способствовать открытой дискуссии в группе о ценностях и стилях жизни. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |