АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Книга о философии Плотина 2 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. I. Об изображениях креста в древнейших старописных книгах
  12. II. Semasiology 1 страница

 

Часть – целое

В мире «телесности» (h swmatoth ς) каждый её «фрагмент», в том числе Человек, является «частью» (to mero ς), частью, которая, пребывая среди окружающих её других частей, из-за своей частичности не имеет доступа к целому, укоренена в конечном и не может быть названа самодостаточной. (Я сижу за письменным столом, будучи «зажат» местом и временем. Через своё тело я причастен лишь той части реальности, которая непосредственно примыкает ко мне, точнее говоря, к моему телу. В мире телесности нет доступа к целому, как нет чувства гармонии, возникающего от осознания себя целым). Прочерчивая глубинные бытийные векторы конечного: телесность, частичность, несамодостаточность, Плотин ставит между ними знак равенства и понимает, что эти имманентные конечному «болезни» ведут только к одному – к непрестанной и непрерывной борьбе. Единственный закон (беззаконие) такого телесного мира – это война, и неминуемое противоборство, вызванное частичностью и несамодостаточностью, рано или поздно влечёт за собой гибель, распад и уничтожение. Телесность изнутри самой себя противостоит своим частям, оказываясь тем самым противопоставленной самой себе изнутри. Взирая сквозь линзы соотношения часть (to mero ς) – целое (to olon) на Человека, Плотин приходит к выводу о том, что Антропос-тело тоже противопоставлен другим телесным частям «конечного сущего» и тоже по необходимости вовлечён в их противоборство: ou gar arkei autw to mero ς /…/ kai /…/ ex anagkh ς polemion allo allw («часть несамодостаточна»… и … «одно по необходимости враждебно другому») /3.2/. Телесная действительность выстраивается вокруг Человека серией разомкнутых и несамодостаточных частей, которые, не зная целого и пылая из-за своей ущербности враждой, противо -стоят друг другу, ввергнуты сами в непрестанную борьбу и, сея смятение, ввергают в эту борьбу и другие части. Проще говоря, всё телесное частично и разомкнуто, следовательно, несомодостаточно и не имеет тождества с самим собой. Именно поэтому весь телесный мир представляет собой арену, на которой происходит жестокая битва, непрекращающаяся распря и непрерывная борьба злых частей. Более того, эта борьба существует «по необходимости» (ex anagkh ς) /3.2/, и o polemo ς twn merwn («война частей») является необходимым условием существования (псевдо -существования)этих частей среди конечного. Словно бесконечный хвост, частичность тянет за собой деформацию, гибель и крушение границ; и не будет преувеличением сказать, что для Человека и его глубинного притязания на высшее такой мир составляет серьёзную преграду, а обретение подлинной самости среди слоёв телесности изначально обречено на неудачу. Другая тотальность конечного сущего – это «смешанное» (mikton).

Смешанное

Всё в нашей эмпирике не только частично, не только друг от друга обособлено и друг другу противопоставлено: всё между собой ещё и смешано. Для Человека, который видит пред собой мир, построившийся в виде смешанных фрагментов, естественным и закономерным вопрос будет вопрос de principio individuationis*8, о принципе индивидуации. Чем отличается одно от другого? Где границы между частями реальности? Что отделяет и что обособляет одну вещь от другой? Где гарант непохожести этого стола на другие столы? И где залог самобытности именно этого Человека? Если Антропос через тело «смешан» с миром телесности, то в чём заключается его уникальность и неповторимость? Оставаясь на уровне телесности (на уровне того, что Гость в «Политике» Платона называл to swmatoeide ς th ς sugkrasew ς («телесностью смешения») /273 b 4/), взирая на тленное и смертное (на то, что Платон именовал словосочетанием ta genh qnhta («смертные рода»)), мы никогда не обретём пути к истоку человеческой самобытности. Пребывая среди смешанных слоёв телесности, мы не найдём дороги к истинной и подлинной самости, ибо телесность, – взятая или по частям, или в её целом, – препятствует всякой самости, всякой самостоятельности и всякойиндивидуации. H swmatoth ς размывает все бытийные границы и ставит под сомнение все экзистенциальные рамки «конечного сущего». «Смертная природа» (h qnhth fusi ς) предлагает нам два ложных пути – частичность и смешанность; и они оба оказываются следствиями имманентного миру зла. Воздействуя на Человека и на вещи, частичность и смешанность, помимо всего прочего, ещё и друг другу противоположны. Отождествление Человека и телесной реальности через «смешение» его с нею или же провозглашение Человека «частью», противопоставленной всем остальным частям универсума, – обе эти дороги ошибочны и ложны. Они препятствуют обретению смысла жизни и, подталкивая Человека к отождествлению себя со «вторым злом» (ибо если я смешан через тело с космосом, то я тоже в конечном итоге «второе зло») или направляя его на путь противопоставления себя всему универсуму через тело, вводят в обман. Пройдя этими дорогами, Человек провалится в болото Аида или окажется среди тех, кто ei ς ton Tartaron empesoumenoi («упадут в Тартар») /«Гос-во», 10. 616 а4/. Антагонизм Человека-тела и телесной природы, выражающийся в борьбе Человека-тела-части с другими частями телесного мироздания, – это столь же ложный взгляд на реальность, сколь ложно признание идеи того, что окружающая Человека телесная действительность является его подлинным уделом и истинным местом. Убеждение в том, что человеческая душа находится в родстве с «миром теней» окружающего её мира, является серьёзной ошибкой и опасным заблуждением. В «Эннеадах» Плотин постоянно находит хлёсткие и недвусмысленные выражения, напрямую отождествляющие телесный космос то с o topo ς th ς anomoiothto ς («местом беззакония»), то с to antron («ямой»), то с to sphlaion («пещерой»), и говорит о «препятствии» (to empodion), встающем на пути восхождения человеческой души к подлинному, «к умопостигаемому» (pro ς nohton). Не будет преувеличением сказать и то, что весь наш телесный космос, вся телесность – это и есть одно большое многослойное «препятствие» (to empodion). Находясь в «пещере» (to sphlaion) телесного универсума, пребывая «под стражей» (en th froura) /«Эннеады», 4.8.1/ и в плену у собственного тела, «падшая» (pesousa) человеческая душа вынуждена испытывать на себе те гибельные и ложные веяния, которыми окружено и насыщено её тело, и обречена to en kakw tw swmati einai («быть во зле тела») /4.8.5/.

* * * * *

В своих произведениях Плотин склонен рассматривать Человека с различных сторон: и с точки зрения тех пластов действительности, с которыми Антропос парадоксальным образом одновременно со- существует, - среди них он «разъят», «расторгнут», с ними он внешними внутреннимобразом связан, - и с точки зрения тех уровней реальности, к которым Человек стремится или должен стремиться. Плотин понимал, что причины разлада и деформации Человека коренятся в его нынешнем состоянии, в его тленных «оковах» (o desmo ς) и помрачениях, вызванных тем, что человеческая душа, томясь в «могиле» (o tafo ς) тела, говорит с конечным сущим на телесном, «злом» языке. Отсюда и проистекает интерес Плотина к «наличному бытию» разомкнутого конечного сущего - интерес к сущему, которое едва ли может быть квалифицированно с точки зрения «статичных» категорий и фиксированных смыслов, и интерес к месту, занимаемому в таком сущем Человеком.

 

* * * * *

В корне «наличного бытия»*9 Человека лежит диссонанс, диссонанс души и тела; и всякая попытка найти подлинный смысл бытия, жизни, любви и красоты на уровне телесности напрасна, тщетна и глубоко ошибочна. Призывая Антропоса к «восхождению» (h anabasi ς) от теней нашего мира к высшему, умопостигаемому, божественному и вечному, Плотин понимал, что преграда к такому восхождению гнездится в самом корне, в самом центре «наличного экзистирования» Человека. H koinwnia th ς yuch ς pro ς to swma («общность души и тела») – вот главное препятствие, вот главная помеха на пути человеческого Я к высшему. «Общность» (h koinwnia) души и тела, оказываясь или результатом самовольного падения человеческой души, дерзнувшей обособиться от других душ и от Бога, или следствием «божественного суда» Миноса и трёх его помощников (Айака, Триптолема и Радаманфа)*10, ниспославшего душу за её прегрешения в прошлой жизни в наш космос-пещеру и наделившего её телом, koinwnia yuch ς kai swmato ς («общность души и тела») есть самое главное препятствие на пути к человеческой самости. Общность души и тела, душа-к-телу – это «преграда» (to empodion) для обретения полноты жизни, бытия и смысла, преграда для подлинного счастья и любви и препятствие для возвращения к самому себе…Эта h koinwnia выражается в «смешении» (h mixi ς) и «склонении» (h neusi ς) души к телу и подавляет в Человеке те пласты, которые, имея родство с божественным и вечным, неосознанно сопротивляются всему временному, тленному и преходящему. Человек «разомкнут» и разъят, будучи «разорван на части» теми пластами реальности, на пересечении которых он находится, и, пребывая внутри «конечного сущего», оказывается вовлечённым в те трагические и безысходныепроцессы, которые витийствуют в тленном и смертном. В нашем мире Антропос подавлен своим телом (to swma), влекущим его сначала ко «второму злу» – к телесности (h swmatoth ς), а затем ко «злу первому» – к материи (h ulh). Тело ввергает Человека в мир бедствий и несчастий, которые словно Эринии Ореста, водят вокруг него дикий хоровод и опутывают его «глупостями» (ai anoiai), «влечениями» (ai epiqumiai) и «страхами» (oi foboi) /4.8.2/. Но при этом в Человеке присутствуют также и воспоминания – воспоминания о сияющем и совершенном сущем, воспоминания о бытии, наполненном смыслом и красотой, о бытии, в котором было и ему, Человеку, место. Да, наш универсум – на самом деле лишь skia kai eikwn («тень и подобие») /3.8/ высшего мира, и душа Антропоса, взирая на смешанную со злой телесностью красоту нашего космоса, соприкасается тем самым с омрачённой красотой – с красотой, явленной в теле, в телесном, в смертном. Но, прозревая, человеческая душа начинает постепенно припоминать ту высшую красоту, чистоту которой в нашем мире не найти, не сыскать и не увидеть… Плотин сознавал, что сквозь «красоту, /существующую/ в телах» (ta en swmasi kala) /1.6.1/ человеческая душа способна узреть высшую бестелесную красоту – h qeoeidh ς aglaia («боговидную красу»), to kallo ς amhcanon («безыскусную красоту»), углядеть Afrodith Ourania, Афродиту с её небесной божественной красотой и обрести в самой себе qaumaston hlikon /…/ kallo ς («удивительно великую /…/ красоту») /4.8.1/, которая сокрыта в глубинах человеческой души и лишь изредка – в моменты «потрясения» (h ekplhxi ς) и исступлённых, восторженных состояний – прорывается наружу, опьяняет человеческий ум и влечёт человеческую душу к высшему. Плотин вслед за Платоном призывает нас к «воспоминанию» (h anamnhsi ς); и если Манфред Байрона искал лишь forgetfulness («забвения») – забвения всего, то Плотин призывает к забвению земного и стремится к воспоминанию о высшем. Припоминая, черпая знание подлинно существующего не из обыденности, не из эмпирики, а из собственных глубин, человеческая душа ex anamnhsew ς qeasqai ta onta («созерцает существующее благодаря воспоминанию») /4.8.1/, и мы видим, что для Плотина, как и для Платона, актуализация знания есть «припоминание», устремлённое и обращённое не вглубь телесности, а в высшую, вечную, над -временную, эйдетическую сферу. Это воспоминаниеесть первый поворот души к её прошлому и начало возвращения к тем небесным далям и звёздным высотам, откуда она пала, отелесившись и испытав облиняние крыльев…

 

Судьба

Третьей тотальностью, с которой сталкивается Человек в нашем мире, – это тотальность ложно понимаемой Судьбы. По сравнению со стоическим пониманием Судьбы*11, подчёркивавшим её всеприсутствие и непреодолимость, взгляд Плотина на эту вечную тайну весьма осторожен, сдержан, но не менее оригинален. В отличие от тех двух тотальностей, о которых мы сказали выше, Судьба, по мнению Плотина, не может быть названа ни вектором бессмысленной и нелогичной телесности, ни результатом причастности нашего мира злой материи, ни злом как таковым. Напротив, Судьба (h eimarmenh) – это следствие замыслов Провидения (h pronoia), Зевса; она по сути своей коренится в высшем и имеет основание не в «конечном сущем», а в божественном мире предначертаний и идей*12. Другое дело, что для Плотина вопрос о Судьбе сводился к вопросу о «сцеплении и сплетении причин» (o eirmo ς kai h sumplokh twn aitiwn) /3.1/. Греческий мыслитель прекрасно видел, что всякое событие подчинено «сцеплению» причин, их взаимодействию и «сплетению». Но при этом он ясно понимал и то, что сцепление причин не сводится только к Судьбе, что Судьба – не единственный вектор внутри «сплетения причин», что внутри каузальной серии есть и другие экзистенциалы и что сложность, парадоксальность и разомкнутость конечного сущего такими «прямолинейными» векторами (каковым является Судьба) исчерпана быть не может. Вовсе не отказывая Судьбе в праве на существование, Плотин приходит к выводу о том, что внутри «сцепления причин» присутствуют звенья и элементы, которые не зависят от Судьбы, не имеют к ней никакого отношения и живут по своим собственным законам. Оставаясь «безучастными» Судьбе, эти звенья даже могут ей сопротивляться и ей противодействовать. Заметим, что Плотин всем своим творчеством подводит нас к мысли о том, что на фоне «сцепления причин» есть место и человеческой свободе, и свободе человеческих действий, и свободе человеческой воли. Человек-часть наделён «ведущим» (to hgemonoun), которое, обособляя его от всего остального, способно к самопроизвольным и независимым действиям или даже к борьбе с Судьбой. Да, Человек «вплетён» в сцепление причин, но, если присмотреться к ним повнимательней, то станет понятно: «причины» (ta aitia) вполне могут предоставить Человеку пусть не абсолютную, но некоторую свободу действий. Плотин склонен к мысли о том, что «сплетения, переплетения причин» (ai sumplokai, epiplokai twn aitiwn) способны открыть Человеку некоторый путь, пройти или не пройти по которому зависит всецело от самого Человека и от его воли. По мысли греческого философа, взаимодействие причин куда сложнее, нежели порядок, предначертанный и предустановленный Судьбой. Остроумно заявляя о том, что «чрезмерность необходимости и /…/ судьбы /…/ уничтожает судьбу, сцепление и сплетение причин» (to sfodron th ς anagkh ς kai /…/ th ς eimarmenh ς /…/ thn eimarmenhn kai ton eirmon twn aitiwn kai sumplokhn /…/ anairei) /3.1/, Плотин ясно показывает, что признание Судьбы в качестве единственной и определяющей характеристики бытия является опасным заблуждением и ошибкой. Такая «чрезмерность» (to sfodron) Судьбы не объяснит, а нарушит свободу воли и свободу действий Человека: уничтожая его способность к произвольным деяниям, «чрезмерность судьбы» сведёт на нет случайность, самопроизвольность, свободу выбора, да и в конечном итоге свободу мысли. Следуя за Платоном, учившем о to tucon atakton («беспорядочной случайности») /«Тимей», 46 е5/, и признавая существование Судьбы, Плотин понимал и то, что в нашем мире есть место и «случаю, случайности» (h tuch), и «судьбе» (h eimarmenh), и «самопроизвольности, спонтанности» (to automaton); греческий мыслитель видел и то, что все эти векторы со -существуютдруг с другом и образуют «сплетение» (h sumplokh), «переплетение» (h epiplokh) или же «сцепление» (o eirmo ς) разнородных и разноплановых причин. Для Плотина свойственно «динамичное» понимание судьбы, – оно позволяет сохранить и звенья «сцепления причин», взаимодействие которых происходит вне вектора судьбы, и некоторую (пусть не абсолютную, но вполне ощутимую) свободу действий Человека (наиболее очевидный пример которой мы находим в десятой книге «Государства» Платона, где души, получив свои «жребии» (oi klhroi), по очереди, свободно и независимо избирают «образцы жизней» (ta twn biwn paradeigmata) – свои будущие жизни). Плотин ясно видит, что Судьба, не допускающая свободного произволения Человека, – это не Судьба, а нелепая «чрезмерность судьбы», что такая Судьба нарушает и искажает подлинную бытийную ткань, которая такими сквозными и прямолинейными векторами вовсе не исчерпывается и не измеряется. Именно поэтому в мире Плотина НЕТ абсолютного господства Судьбы, и было бы наивным полагать, что все события, происходящие в нашем мире, несут на себе печать Судьбы и ею заранее предопределены. Alogon to kaq eimarmenhn legein /3.1/! Плотин недвусмысленно возражает идее «холодной» статики Судьбы, располагающей всё по своему усмотрению и лишающей Человека свободы действий. Такой Судьбы нет. Не зная доподлинно всю цепь причин и весь характер взаимодействия звеньев, входящих в сплетение причин, мы не можем «приписать» всякое действие людей или всякое событие Судьбе и её влиянию. Да, римский стоик Сенека провозглашал о том, что «regitur fatis mortale genus nec sibi quisquam spondere potest firmum et stabilem vitae cursum» (судьбами управляется смертный род, и никто не может гарантировать себе надёжный и неизменный ход жизни) /«Октавия», хор./; да, Левкипп утверждал о том, что ouden crhma mathn ginetai alla panta ek logou kai up th ς anagkh ς («ничто не возникает напрасно, но всё по логосу и согласно необходимости») /«Об уме», 2 fr./, но Плотин-то на это решительно бы возразил! Он воспротивился бы столь бескрайнему и ничем не ограниченному фатализму, фатализму, отрицающему в Человеке способность к свободному и независимому деянию и отказывающему Антропосу в свободном произволении. Так понимаемая Судьба – заблуждение и иллюзия, препятствующая восхождению Человека в высшие реальности. Такая Судьба преграда, встающая на пути «освобождения от оков, поворота от теней /…/ к свету /…/ и восхождения из подземелья к солнцу» (lusi ς apo twn desmwn kai metastrofh apo twn skiwn epi /…/ to fw ς /…/ kai ek tou katageiou ei ς ton hlion epanodo ς), о которых так проникновенно говорил Платон /«Государство», 7. 532 b 6-7/, а за ним весь последующий платонизм. В философии Плотина свобода воли Человека иллюстрировалась важнейшим понятием h proairesi s – «выбор», свободный «выбор». Именно h proairesi s выступает силой, способной увести Человека-узника «от теней» (apo twn skiwn), которыми он окружён в пещере-жизни. Свободный «выбор» – это то, что способно избавить и излечить Человека от оков (h iasi ς и h lusi ς apo twn desmwn) смертного и тленного и вознести к горнему и подлинному. В понятии h proairesi ς просто и ясно выражена возможность свободного действия, свободного деяния и свободы воли, которыми обладает Человек, а идея существования «провидения» (h pronoia) и «судьбы» (h eimarmenh), присутствующая в «Эннеадах», нисколько не оттеняет идеи независимости Человека и его свободного выбора.

* * * * *

Антропос, живущий среди теней тленного мира, способен не только мыслить (а «мышление души» (h fronhsi ς th ς yuch ς), как говорит нам Платон в диалоге «Алкивиад первый», «подобно божеству» (tw qeiw tout eoiken) /133с/), Человек способен не только любить (о чём Платон проникновенно говорил в диалогах «Пир» и «Федр», а Плотин в трактате 1.6, «О красоте»), – Антропос ещё и обладает свободным «выбором», thn proairesin, выбором, ведущим его или к высшему, или к низшему. H proairesi ς – это важный шаг на «пути к умопостигаемому» (pro ς to nohton poreia) /Плотин «Эннеады», 4.8./и к совершенству подлинной жизни.

Взирая на учение Плотина, становится ясно: внутри «сцепления причин» есть место и Судьбе, и случайности, и спонтанности, и непредсказуемости, и предопределению Бога, и свободному произволению Человека…

Отметим и то, что непреодолимость Судьбы, если вдуматься, уничтожает неповторимую человеческую индивидуальность и сводит её к строго предопределённым следствиям неизбежных причин. Перед лицом строжайшим образом предустановленных Богом или Судьбой каузальных рядов человеческая личность – не личность, а всякое «собственное бытие» человеческого Я, любая независимость или притязание на неё оказываются ложными и сведёнными к нулю. Грубо говоря, если царит Судьба, то нет подлинного человеческого существования: на фоне вечных предначертаний Судьбы оно становится фальшивым, мнимым и призрачным. Если всякое человеческое действие строжайшим образом вытекает из бесчисленных причинных рядов, которые существовали до Человека, то в таком случае Человек есть всё – всё то, что, взаимодействуя и переплетаясь, обуславливает и предопределяет всякое его действие. Если повсюду царит Судьба (h eimarmenh) или Рок (to crewn), если она (или он) всё располагает по своему усмотрению, то тогда отдельно взятый Человек есть всё, – вся его личность, всякое действие заложены в прошлом, а всё, что он совершит, уже заранее предопределено и предначертано… При такой картине мира рамки и пределы человеческой личности оказываются раздвинутыми до вселенских масштабов, Человек и мир совпадают, и между ними можно поставить знак равенства. /Причинные ряды до меня, причинность, предопределяющая моё настоящее, – это Я. «Мои пределы раздвинуты и совпадают с пределами всей реальности». Таков вывод, напрашивающийся сам собой…/ Многомерно и проницательно изображая фальшивые лабиринты телесности, Плотин отвергал все примитивные и все односторонние облики, которая эта реальность может принять, и отвергал упрощённые «конструкции», в которые эта телесность может «построиться». Не признавая in corporalitate никакого смысла, видя разомкнутость, ущербность и сумбур телесной реальности, Плотин понимал, что en swmatothti одновременно сосуществуют различные виды взаимодействия причин и что конечное сущее, противореча самому себе изнутри самого себя, в одномерные и упрощённые схемы не умещается. Плотин видел, что (говоря языком Николая Лескова) нестроение телесности таит в себе пёструю причинную ткань, свести которую только к судьбе или только к случайности было бы наивно и глубоко ошибочно. Да, древние стоики говорили о том, что судьба – это h dunami ς kinhtikh th s ulh s («сила, движущая материю»), что Судьба вездесуща, всеобъемлюща и непреодолима; да, Эпикур учил о том, что повсюду царит «непостоянный случай» (h tuch astato ς) / «Письмо Менекею», 10 книга Диогена Лаэртия/, но создатель «Эннеад» был далёк от такой прямолинейности и от такого одномерного понимания мироздания и происходящих в нём событий.

Разумеется, эти вопросы стояли вечно, не только в Античности. Важно понять другое: в мире Плотина «судьба» (h eimarmenh), «сцепление причин» (o eirmo ς twn aitiwn), их «сплетение» (h sumplokh) или их «переплетение» (h epiplokh) для человеческой души не условия и не закон: они – преграды, и всеми ими душа «обёрнута» настолько, насколько пребывает в теле, которое, будучи o tafo ς kai desmo ς («могилой и оковами») /4.8.1/, вовсе не является ни подлинным корнем, ни истинным ядром, ни настоящим лицом человеческого Я. Причинность – это механизм грубого телесного мира, в котором Человек не есть, а находится «под стражей» (en th froura), «в оковах» (pro ς tw desmw), и видеть в событиях, происходящих в «пещере» жизни холодные и неумолимые шаги Судьбы – значит, упрощая телесную действительность, взирать на неё односторонне и не понимать путей к истине. Другое дело, что «сплетение причин» (h sumplokh twn aitiwn) или «переплетение причин» (h epiplokh twn aitiwn) воздействуют на тело, а не на душу. Как бы странно это ни показалось, но в человеческом Я есть такое начало, которое может стремиться к абсолютной простоте, – избегая всего сложного, оно может пытаться обрести то особое состояние «упрощения» (h aplwsi ς), которое поставит человеческое Я вне всего – за грань всего. Находясь внутри сплетения причин, будучи встроенным в сцепление причинных связей, «простое» НИЧЕМУ НЕ ПОДЧИНЕНО, ибо его простота не может вступить в связь с чем-либо «иным» (to eteron), «другим», сложным, множественным и непростым. Простота не предполагает никакого соседства и исключает всякий контакт: простое пребывает ВНЕ любых порядков, ВНЕ хода событий и ВНЕ всего. Это трудно понять на обыденном уровне, ибо Человек, взятый в его «наличном» состоянии, представляет собой душу, оказавшуюся в плену у тела, которое чуждо самодостаточности, у тела, которое вовлечено в сплетения, сцепления и переплетения причин, у тела, которое по сути своей множественно, изменчиво, разомкнуто и, будучи обращённым ко многому,обращает ко многому и душу. «Многое» или «многие» (ta polla) – это тот ущербный и пагубный вектор действительности, за которым всегда (особенно на уровне телесности) вереницей следуют зыбкие и болезненные тени: несовершенство, несамодостаточность, противоборство…. Конечно, сложно усмотреть за всем этим единство и вне -каузальность человеческого Я; конечно, глядя на человеческое тело и на телесность, трудно понять, что человеческая душа на самом деле сродни «божественному, бессмертному и всегда существующему», что по своей сути она едина и проста, что она исключает всякую множественность и сложность ичто она способна утвердить себя ВНЕ всякого множества и ВНЕ всякой причинности… Важно уяснить другое: философия Плотина настойчиво указывает нам на несоответствие между «наличным» (тем, что существует здесь и сейчас)и тем, что потенциально может быть, – тем, к чему можно и нужно стремиться. В «Эннеадах» эта двойственность принимает несколько обличий, одним из которых выступает соотношение ekei («там») – entauqa («здесь»). Взгляд Плотина на мир и на Человека – это балансирование на тонком канате, протянутом между там и здесь, между горним и земным, между обыденным и запредельным. Ось «там-здесь» насыщена у Плотина самыми разными значениями, – в «Эннеадах» она приобретает то онтическое, то антропологическое, то этическое звучания, и каждый раз эти «звучания» выявляют и демонстрируют нам трагическое несоответствие между должным и наличным, между конечным и бесконечным, между высшим и низшим Подобно Платону, Плотин сознавал, что вертикаль «там-здесь» наиболее отчётливо раскрывается и проявляет себя в Человеке и его месте в реальности. По Платону, истинное место Человека – это быть epi to astron («на звезде»), куда человеческую душу посеял Бог Создатель, dhmiourgo ς, Бог-«строитель» (o tektainomeno ς), когда созидал космос, приводя ei ς taxin ek th ς ataxia ς («в порядок из беспорядка») четыре стихии – землю, воздух, огонь и воду. Нынешний же Антропос не есть, а пребывает en katageiw oikhsei sphlaiwdei («в подземной пещере») /Платон «Государство», 7. 514 а5/. Согласитесь, вести счастливую жизнь на звезде и томиться в оковах подземной пещеры – это далеко не одно и то же. Диалог «Тимей» повествует нам о том, что звезда – это родина, идеал и цель человеческого Я, подземелье же – печальная «земная» участь «падшей» души, существующей в оковах тела. Платон и Плотин видят в нашей реальности лестницу, открытую Человеку и его свободной воле, и понимают, что Антропос, избирая добро или зло, способен по ней подниматься или же ниспускаться самостоятельно.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)