АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу К.Е. Ворошилову

Читайте также:
  1. III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  2. V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  3. А Ходорковский с Инной и Невзлин с семьей в итоге снимут пополам деревянную дачу в поселке Совета министров на Успенском шоссе и переедут туда.
  4. БАШНЯ ВЕРХОВНОГО ЖРЕЦА. ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ
  5. В Красноярском крае единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается решением муниципального или районного Совета депутатов каждой территории.
  6. В период между заседаниями комитета (совета) выборным коллегиальным исполнительным органом территориальной организации Профсоюза является президиум.
  7. Взаимодействие Совета с УО.
  8. Владимир Путин провёл совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
  9. Вопрос 35. Структура и полномочия Верховного Суда РФ
  10. Глава попечительского совета
  11. Деятельность совета на практике
  12. Директор принимает по этим вопросам решение после рассмотрения заключений Наблюдательного совета.

Многоуважаемый Климент Ефремович!

Отдав много крови и лучшие годы своей жизни службе знамени Октября, пройдя славный незапятнанный путь, как и миллионы людей многонациональной Советской Родины, выполнив долг перед советским народом, невольно останавливаешься на пройденный кипучей жизни путь и становится радостным за успехи народа, где и твой труд служит частицей великих исторических побед.

Через море крови и океаны пота, обездоленные народы, как сказочный великан, стряхнув веками накопленный тяжестью кабалы гнет, встал во весь рост и могучей поступью пошел вперед к великой заветной мечте - свободе.

Лучшие сыны русского народа еще на заре революции предсказали поступь этого народа.

Богатым, революционизирующим наследием Радищева, Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др. были заложены семена революции, а достойные потомки вырастили их к радости поколений.

Кровью обагрен, костьми и телами устлан продолжительный и тяжелый путь, на который вступила революционная и передовая часть российского народа. Наконец-то свершилась мечта человечества о свободной и счастливой жизни.

Ярким маяком счастья озарены все части света.

Историческая роль русского народа в этой титанической борьбе стала символом гордости и немеркнущей славы.

Богатое наследие русского народа стало достоянием всех народов, ранее в беспросветной тьме влачивших жалкое существование под гнетом самодержавного строя.

Вот как описывает состояние прав малых народов на заседании государственной думы от 12 июня 1906 г. и 23 июня 1906 г. член Государственной думы чеченец Элдерханов (левый депутат): "Господа народные представители! Я - представитель маленьких народностей Терской области: ингушей, кабардинцев, чеченцев, осетин и кумыков. Дело в том, что прошло полстолетия с тех пор, как мы, маленькая кучка народностей, подпали под власть России. Мы надеялись под сенью великой державы отдохнуть, надеялись найти покой и счастье. Наши надежды не оправдались. Каковы же причины ненормальных явлений. Главная причина та, что мы с первых же дней присоединения к России очутились в лапах всесильной бюрократии. Управляют нами военные чины, отбросы армии, которые ничего общего с народом не имеют, не заинтересованы в судьбах его, и в деле смягчения нравов и обычаев народа, ими не сделано буквально ничего. Поэтому неудивительно, если на Кавказе имеют место разбои, грабежи и убийства, которые тяжелым бременем ложатся на самих же горцев и их соседей русских. Какие же меры принимает администрация для искоренения этих нежелательных явлений?

Разоружение мирных жителей, экзекуция, высылки невинных людей без суда следствия, - вот их меры. А главная причина нежелательных явлений - отсутствие образования, невыносимое экономическое положение - их совершенно не интересует. Доложу, что за пятидесятилетний промежуток времени были открыты только две школы для детей полумиллионного населения. Следовательно, ясно, что отцы, попечители наши, в смысле обеспечения покойной и счастливой жизни этих народностей, ничего не могли и не сделали. Все те отрицательные явления, которые совершаются на Кавказе, как-то столкновение наций, которые до последнего времени, да и теперь, не питают друг к другу никакой вражды, отношения эти - плод провокаций наших недоброжелателей, наших отцов бюрократов. До тех пор, пока Кавказ не будет освобожден из плена полицейской бюрократической власти, ждать того, что там не будут иметь места такие печальные явления, как события в Закавказье - нет основания.

Я, как представитель от маленьких народностей, у которых нет культуры, нет, кроме прошлой свободы жизни, ничего для борьбы с темной силой, которая надвинулась на нас, заявляю, что счастье и мир для нас будут тогда, когда нам дадут устроить свою жизнь самим (аплодисменты)... Мы заявляем перед государственной думой протест против незаконного использования невежественных и темных чеченцев и просим энергично и немедленного представления запроса, кому следует, с чьего ведома правительственные агенты вводят в заблуждение чеченский народ, суля им знаки отличия, почетную службу, чинопроизводство, а в действительности готовят из них погромщиков для мирных русских граждан... крестьяне возмущены действиями стражников чеченцев, ингушей, осетин".

Прошел, как кошмарный сон для всех народов как русских и грузин, украинцев и армян, азербайджанцев и узбеков и других народов, веками тяготевший гнет полицейско-бюрократической власти.

Октябрьская революция пробудила создание этих народов.

В совместной борьбе, завершив победу над внешним и внутренним врагом, ликвидировав разруху страны, партия решительно направила усилие всех народов на построение социалистического общества.

Ожидание капиталистических стран неминуемой гибели социалистической системы провалилось и Советская страна подтвердила могущество советского народа в победе за построение нового общества.

Грандиозный план созидательной работы, намеченный в новой пятилетке, и итоги XX съезда КПСС являются ярким примером могущества нашей страны.

Представители братских партий - демократических стран своим живым словом на XX съезде, со всей яркостью подтвердили общность интересов в борьбе за мир, демократию и социализм.

Советский Союз, совместно со странами народной демократии, великим китайским народом, является твердыней, вокруг которого собираются силы народов Азии и Африки, Европы и Америки, для построения счастливой жизни на земле.

В этот исторический момент, когда все народы Советского Союза радостно и гордо, в полный голос заявляют о своих победах, о духовном расцвете социалистических наций, становится обидно, за незаслуженную судьбу чеченского и ингушского народов, прошедших через невзгоды тысячелетий, ставших только после Октябрьской революции на путь нормальной человеческой жизни.

Тяжелая скорбь на сердце у этого народа за свою поруганную и униженную судьбу.

Чтобы описать горе этого народа в настоящем и горе пережитое тысячелетиями, трудно найти слова.

Еще со второго века до нашей эры в теснинах гор Центрального Кавказа чеченцы и ингуши (нахчиматьяне, кисты) сохранили свое существование. Набеги арабов, персов, прохождение полчищ Чингисхана, нашествие Тамерлана и последующих завоевателей, каждый раз наносили этому народу, находившемуся на пути движения через Кавказ, не давая им нормального роста.

Единственным спасением для этого маленького народа, оказалось, запереться в неприступные горы у снежных вершин и строить свою жизнь с учетом самосохранения (цель самосохранения, как у всяких маленьких народностей, сохранилась и до наших дней).

Тысячелетия вносили изменения в быт, нравы народа, эпохи менялись одна другой, язычество - христианством, христианство - язычеством, язычество-магометанством. Все эти изменения сопровождались истребительными войнами.

Прекрасные памятники седой старины - башни, склепы, искусно возведенные еще в I-III веках, говорят о высокой культуре этого народа в далеком прошлом. Нетронутые веками стоят они в мрачных теснинах гор, вызывая восхищение у современников. Храм Тхаба-Ерда, конгломерат язычества и христианства, стоит у села Пуй, почитаемый веками этим народом.

"Ингуши, по имеющимся языковым, этнографическим, археологическим и пр. данным, являются древнейшими жителями Кавказа". (Мартиросян, изд. 1933 г, стр.15).

Историки, географы Армении, Грузии, из персов, арабов и русских, оставили нам в наследие сведения о великих переменах, происходивших в то отдаленное время среди народов Кавказа, столь богатом разнообразным национальным составом.

Нашествие татар на Россию, на несколько столетий прервало связь, начавшуюся устанавливаться с Кавказом и только в начале XVIII столетия впервые появляется сношение с ингушами и с этого периода мы можем пользоваться официальными источниками русских ведомств.

Так, например, в XVIII в. обнаружено сел. Онгушт в 8 км от Орджоникидзе и первые русские, обследовавшие этот район, назвали народ по имени этого села "Онгушт" - ингуши, хотя народ и по настоящее время называет себя "галгай" или в грузинской литературе их называют "кистами".

Продвижение на юг владычества России, со всеми вытекающими отсюда грубым насилием над темным народом (насильственное крещение, выселение со стратегических мест населенные пункты, для устройства там военных поселений, назначение в качестве начальников над целыми районами военных, не знающих местных условий и т.п.), вызывало с первых же дней резкое обострение, переросшее в последствии в организованное вооруженное сопротивление.

Историк того периода П. Зубов пишет: "Ингуши почитаются за народ, более склонный к мирным занятиям, нежели к набегам и хищничеству, чем отличаются от других племен".

В 1861 голу начальник Терской области генерал Лорис-Меликов, в своем обращении к ингушскому народу писал: "Из заявления Вашего начальства о постоянном хорошем вашем поведении я убеждаюсь, что вы стремитесь к мирной жизни и честному труду".

Переход отдельных племен ингушей-кистин в русское подданство начатое в 1769 г., завершилось в 1810 г.

Русско-ингушскими договорами были подтверждены номинальные права этого народа.

Во исполнение этого договора ингуши неоднократно с оружием в руках отражали родственные им горские племена от только что основанной крепости Владикавказ.

Все это лишний раз подтверждает их стремление к мирной жизни и верности русскому подданству.

В целях закрепления завоеванных пространств полицейско-самодержавный аппарат начинает превращать Кавказ в места ссылки неблагонадежных граждан внутренних областей России.

Наряду с лучшими и передовыми сынами России (Пушкин, Лермонтов и др.), на Кавказ ссылались подлые отбросы столичного общества и армии, не знающих быт кавказских народов, жаждущих легкой наживы, чинопроизводства и ведущих развратный образ жизни. Если подлые отбросы столичного общества находили себе широкий простор в "воспитательных" злодеяниях среди горских народов, то это было вполне естественно и закономерно выражено назначением и работой наместника Кавказа графа Воронцова, о котором Пушкин еще в 1826 г. выразился следующими стихами:

 

"Полугерой, полуневежда,

К тому же он полуподлец.

Но тут, однако ж, есть надежда,

Что полный будет наконец".

 

В этих четырех строках выражено, как нельзя лучше, лицо этого благодетеля воспитателя народов Кавказа.

Уже к началу 1850 г. Чечня и горские племена Ингушетии, уставшие от постоянных войн, не суливших им радости в результате диктаторских действий наибов Шамиля, превосходящих зверства русских генералов, начали выходить из-под влияния имама.

Отход чеченцев, ранее служивших основной силой Шамиля, и перенос центра тяжести военных действий в Дагестан, привело к поражению, и в Гунибе в 1859 г. Шамиль был пленен.

Долгая и изнурительная борьба на Кавказе, унесшая многие жизни, завершилась поражением Шамиля.

С завершением борьбы, началось освоение Кавказа путем основания воинских поселений, направленных на разъединение горских районов с плоскостью.

Лучшие земли отдавались поселенцам, обрекая, таким образом, население горных районов на медленное вымирание. Наряду с тактикой основания воинских поселений, была и другая - натравливание одних национальностей на другие, горцев на казаков и наоборот, что постоянно поддерживало состояние смуты между мелкими народностями, что исключало их объединение, чего больше всего боялась бездарная администрация Кавказа.

Как же иначе можно назвать вооруженное столкновение ингушей и осенин, ингушей и казаков, резня армян и азербайджанцев и т.д.

Особенно напряженным стал 1905 год, когда первая революционная волна достигла Ингушетии. Восстание и неповиновение властям отдельных ингушских аулов, заставило администрацию Кавказа ввести войска и лиц непокорных подвергнуть наказанию со ссылкой на каторжные работы в Сибирь.

Отдельные вспышки неповиновения явились результатом невыносимого положения народа, подвергавшегося экзекуции, штрафам, переселению с насиженных мест, конфискации лучших земель в пользу ставленников администрации и т.п.

Комплектованием чеченского полка в 1863 г. для военных действий в Польше, имелось в виду отправление наиболее беспокойной части населения для истребления.

Одновременно с этим, по инициативе генерала Кундухова в 1864 г. организуется переселение чеченцев и ингушей в Турцию.

Огромное количество населения, как в пути, так и в местах поселения вымерло сплошь, и только небольшая часть вернулась после Октябрьской революции на родину.

Грузинский писатель того периода Александр Казбеги ярко отразил в своих произведениях бесчеловечный акт переселения и гибели десятков тысяч ни в чем невинных женщин и детей.

Уже в 1904г. ингушский народ добровольно на общественные средства снаряжает ингушский полк для отправки на Русско-японскую войну. Население, упоенное надеждой за равные гражданские права, отправляет конницу в Манчжурию. Газета "Терек" г. Владикавказа от 3 августа 1905 г. сообщала: "Под Инкоу ингушская сотня была окружена японцами и ей нужно было пробиться под огнем и ударами японской кавалерии, чтобы соединиться с отступающими частями войск. Ингуши прорвались, но из сотни их осталось всего 16 чел. невредимыми, а остальные были убиты и ранены в неравном бою". Только единицы уцелевших достигли своей родины, остальные легли на поле сражений.

Стоило только революции 1905 г. пойти на спад, как опять заплясала нагайка по спине горца, вызывая возмущение.

Никакие заслуги ингушского полка на полях сражений Манчжурии "за веру, царя и отечество" не смогли облегчить участь этого народа.

То же бесправие, произвол и беспросветная тьма обрекали население на тяжелое существование.

Излюбленное средство переселения, высылка, неоднократно применявшиеся по отношению к чеченскому и ингушскому народам в прошлом, нашло себе поддержку после первых революционных вспышек 1905 г.

Так, например, в 1909 г. Городская дума гор. Владикавказа (города отставных военных) выносит решение с ходатайством о переселении ингушей во внутренние области России. Начальник Терской области генерал Михеев, сославшись на подобное ходатайства в прошлом, когда Николаем II-м в 1903 г. была наложена резолюция, по моему мнению "это соседство поддерживает в терских казаках старую удаль" (Мартиросян, 1933 г., стр.170), обещал возобновить свое ходатайство о переселении их на персидскую границу.

Из короткой резолюции монарха явствовало, что он и не мыслит спокойной жизни на Кавказе, а наоборот приветствовал эту напряженность, способствующую сохранению воинственного духа казачьих поселений.

Разве после такого направления политики на Кавказе, можно было ожидать облегчения участи малых горских народностей.

Напуганные волной революции 1905 г., господа из Городской думы г. Владикавказа нашли самое верное средство отгородиться от будущей революционной вспышки - переселение ингушского народа во внутренние области России. В чем, в чем, но в революционности их, члены думы не ошибались, как, показали последующие годы революции.

Накаленная до предела атмосфера предшествовала Февральской революции.

Первые революционные отголоски российского пролетариата 1917 г., отдались внушительным звоном в сердцах угнетенного народа. Ничто не могло приостановить широкие волны революции. Даже наиболее темная воинская часть "Дикой дивизии", брошенная на Петроград на расправу с пролетариатом, под воздействием революционных сынов Кавказа, повернула обратно и выбыла на Кавказ, где в то время шли бои за свободу народа.

Три года лилась кровь чеченского и ингушского народов совместно с русским народом в борьбе за победу Октября.

Ещё свежа в памяти героическая выдержка и преданность этого народа делу революции.

Русский и грузин, армянин и азербайджанец, кабардинец и дагестанец никогда не могут забыть беззаветную борьбу этого народа, пожертвовавшего десятками тысяч жизней своих лучших сынов на алтарь революции.

Цветущие села и аулы были превращены в пепелища деникинской армией в отместку за упорство в борьбе этого народа.

С.М. Киров, С. Орджоникидзе и другие посланники российского пролетариата на Кавказе нашли с первых же дней поддержку и беззаветную преданность революции до конца среди чеченского и ингушского народов.

Сотни и тысячи страниц газет, журналов и книг 1917-1920 гг. заполнены благодарностью, обращенной к этим народам, за их заслуги в революции.

Русский, ингуш, чеченец, как родные, плечо к плечу проливали совместно кровь на полях сражений, вместе голодали, вместе ходили разутыми, раздетыми и вместе болели тифом, находясь изгнании в горах Чечни и Ингушетии.

По призыву С.М. Кирова прибыть на II сессию съезда народов Терской области в Пятигорске 16.11.1916 г. делегация Чечни и Ингушетии, преодолев вооруженное сопротивление по пути следования, прибыла в Пятигорск, где их на вокзале встретил съезд в полном составе.

Приветствуя Чечено-Ингушскую делегацию т. Киров сказал: "От имени социалистического блока приветствую вас сыны страдающей семьи - демократии Терской области. Социалистический блок ни одной минуты не сомневался в том, что дело демократии Терской области будет горячо поддержано как ингушским, так и чеченским народом..."

Выступая с ответом, представитель Чечни и Ингушетии т. А. Шерипов заявил: "Вы знаете, что во времена самодержавия всем было тяжело, но настоящими пасынками императорской России были чеченцы и ингуши. Вместе с социальным гнетом они терпели и гнет национальный, и вполне понятно поэтому что после революции их желание и требования пошли по линии национальной. Но, когда оба эти народа подошли к разрешению социальных вопросов, то они увидели, что помимо национального объединения, есть еще международное социалистическое..."

Лозунги, выдвинутые С.М. Кировым на этом съезде, стали основой в дальнейшей борьбе народа.

В речи Предсовнаркома Терской республики т. Булле 6 октября 1918 года было заявлено: "До сего времени Ингушетия не сошла с пути активной поддержки народной власти и закрепления завоеваний Октябрьской революции".

Чеченская фракция, поддержанная ингушской фракцией, на 5-м съезде в г. Владикавказе 28 ноября 1818г., заявила: "Чеченский трудовой народ и его Красная армия присягнули на верность Советской власти и этой присяге останутся верны до конца".

Чрезвычайный комиссар Юга России т. С. Орджоникидзе, выступая на 5-м съезде 28 ноября 1918 г. в городе Владикавказе, заявил в своей речи: "Я помню момент перед концом 4-го съезда, когда мы висели на волоске! Это был момент неуверенности, когда за нами не шли, а на нас робко оглядывались. И в этот момент одиночесгва советской власти, маленький ингушский народ весь встал на защиту советской власти (гром аплодисментов). В период неизвестности дальнейших судеб только ингушский народ пошел за нами не оглядываясь..."

Командующий войсками Терско-Дагестанского края генерал Ляхов (тот, который подавлял революцию 1905-1907 гг.) 23 февраля 1919 г. на закрытом заседанни войскового круга Терского казачьего войска охарактеризовал сопротивление Ингушетии добровольческой армии следующими словами: " сопротивление ингушей упорное и прямо непонятное. При четырех пулях четвертую противник пускает в висок. С ними есть офицеры, красноармейцы, матросы и муллы. Благодаря ошибке, которая была допущена сначала, не удалось сломать ингушей в Малой Кабарде..." и т.д.

Генерал Шкуро 5 февраля 1919 г. перед взятием города Владикавказа, обратился со следующим письменным воззванием: "Терские казаки и осетины! ингушский народ пошел с большевиками против нас. Поэтому мы объявили им беспощадную войну и уничтожим все их аулы. Настало время отомстить ингушам. Встало время сторицей расплатиться с ними за все злодейства. Подымитесь же все как один человек, против злодеев ингушей, присоединитесь к нам и исполните ваш долг перед предками и потомками. Уничтожьте дружным ударом этот разбойный народ, всегда бывший черным пятном Кавказа. Раз и навсегда покончим с ними, чтобы в спокойной и мирной обстановке приступить к строительству новой едино-неделимой России. Генерал-майор Шкуро".

В феврале 1919 г. С. Орджоникидзе в пос. Назрань обращается к съезду Ингушского народа со словами: "Ингуши! Положение наше очень серьезное, на нас наступает сильный враг Деникин. Этот царский генерал хочет снова отобрать у вас землю и свободу, которую вам дала Советская власть..."

В ответном слове старик произнес следующее: "Ты орел с могучими крыльями. Сейчас твои крылья связаны, но придет время и, мы это знаем, ты расправишь их снова и будешь парить над горами и степью. Мы пойдем за тобой тов. Орджоникидзе! И когда ты снова расправишь свои крылья, не забудь маленький ингушский народ, всем своим горячим сердцем полюбивший тебя, нашедший в тебе отца и вождя".

В тот же день 6 февраля 1919 г. вернувшись в г. Владикавказ. С. Орджоникидзе посылает телеграмму В.И. Ленину следующего содержания: "Бои вокруг города Владикавказа и Ингушетии продолжаются 7-й день, Красная Армия, Курская и Молоканская слободки героически отражают натиск казачьих контрреволюционных банд. На съезде вооруженного ингушского народа по моему предложению провозглашена независимая Горская Советская Республика. Чечня поднялась и совместно с нашими красноармейцами в районе Грозного отражает сопротивление. Сунженские казаки под командой Дьякова твердо держатся за Советскую власть, громя артиллерией контрреволюционные станицы. Ждем Вашей помощи для окончательного сокрушения контрреволюции на Северном Кавказе. Орджоникидзе".

Тифом зараженные части отступающей 11-й Красной армии и чеченский и ингушский народы, после продолжительных и кровопролитных боев, исчерпав боеприпасы, под давлением превосходящих сил белой армии под командованием генералов Ляхова, Шкуро, Шатилова, Геймана, Улагая, Покровского и др. отступили в горную Ингушетию и Чечню.

Озверелые войска белых творили чудеса жестокости в г. Владикавказе и в аулах Чечено-Ингушетии. Были сожжены и сравнены с землей 32 аула.

Только в одном гор. Владикавказе казачьи отряды генерала Шкуро расстреляли и заживо закопали тифозно больных красноармейцев 17000 чел. в одном рву у южной части бывшего кадетского корпуса.

Совместно с отступающей армией ушли в горы и комиссары Терской республики: Орджоникидзе, Булле Ф. Махарадзе, Назаретян, Бутырин и др.

Вот как пишут о последних днях Терской республики тт. Саблин и Фазин ("'Чрезвычайный комиссар", изд. 1938 г., стр. 101-102):

"В последние дни Назрань стал людным и оживленным поселком. Приезжали сюда с фронта ингуши и красноармейцы, громыхали целый день подводы и арбы, перевозившие из города скарб, эвакуировавшихся жителей. Больше всего на улицах было видно женщин и детей.

В тесных скалах разместилось несколько семей терских комиссаров и коммунистов. Вслед за Наташей Арусяк, женой Бутырина с детьми, из города прибыла жена Серго, Зинаида Гавриловна и еще несколько женщин с детьми. По вечерам они собирались у жарко натопленной печки и с замиранием сердца слушали новости с фронта "ингуши и красноармейцы дерутся с непостижимым упорством, но патронов у них с каждым днем становится все меньше и меньше..." Вчера дело дошло до того, что оставшись на одном участке фронта без патрон, ингуши бросили свои винтовки и пошли в атаку с кинжалами в руках. Это была безумная, отчаянная атака! Пулемет белых косил их как траву, а они все шли и шли... И ни один не вернулся назад. Все полегли".

Мужчины и женщины из состава Красной армии и Терской республики нашли братский приют в гостеприимной Ингушетии. Многие воинские части были сохранены в горах Чечни (Шатой, Ведено), которые, постоянно внося тревогу в жизнь белогвардейской армии в районах гг. Грозного и Владикавказа, оказывали содействие Красной армии, наступающей с севера в январе-марте 1920 г.

Трудно описать горе и несчастье, пережитые чеченским и ингушским народами, последовательно и до конца стойко стоявших за общее дело народа, и не отступившим от присяги верности Советской власти.

Март 1920 г. гг. Владикавказ и Грозный в красном одеянии встречают войска российского пролетариата. Слезам радости чеченского и ингушского народов нет предела, всюду царит оживление и ликование.

С первых же дней мира чеченский и ингушский народы заняли почетное место среди других народов Советского Союза.

Наступило начало новой мирной жизни.

Чеченский и ингушский народы, культурно отставшие от других народностей Кавказа (грузин, осетин, кабардинцев) на целых полстолетия, начали очень быстро приобщаться к передовой культуре России и за какие-нибудь два десятка лет шагнули вперед, преодолев многие этапы феодальной и родовой жизни. Быстро начал развиваться пролетариат и национальная интеллигенция (учителя, врачи, техники, инженеры и т.д.). Все это было только началом. Духовное богатство (искусство, литература и т.д.) быстрыми темпами накапливалось. Процесс накапливания духовных сил еще только начинался, но был оборван на полпути.

Судьба этого народа была решена, вопреки всяким элементарным правам.

Права, установленные Советской конституцией были нарушены самым диким образом. Оказалось возможным господам Берия, Кабулову и их сподвижникам собрать по своему вкусу и подготовить материалы, оправдывающие выселение чеченского и ингушского народов в другие края страны.

Берия и Кабулов, находившиеся в г. Грозном при выселении, сделали заявление в зале заседания Совнаркома Чечено-Ингушской АССР 18 февраля 1944 г. в присутствии 7 человек руководителей, в числе которых был и я, следующего содержания: "Значительная часть чечено-ингушского народа в тяжелый период красной армии, не оказывала содействия, а наоборот противодействовала мероприятиям, проводимым партией и правительством, в связи с этим решено чечено-ингушский народ переселить в другие районы Советского Союза..."

Когда среди других товарищей мною было заявлено, что этот акт является несправедливым по отношенью к чечено-ингушскому народу, то ничего другого не нашлось ответить Кабулову, как только сказать: "Вы патриот своей родины, к вам нет никаких претензий, и вы на новом месте можете работать как инженер без каких-либо ограничений, как работали ранее на Урале и в Сибири".

Известно, что в Советском Союзе имеется возможность работать инженером при любых условиях, даже если находишься в заключении. Его ответ был прямым издевательством над чувствами человека, прошедшего честно путь от бойца до инженера Советской страны. Ни один ингуш и чеченец не может сказать, за что же выслали, в чем они виноваты.

Объявленное решение Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1946 г. в газете гласит: "Во время Великой Отечественной войны, когда народы СССР героически отстаивали честь и независимость Родины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков многие чеченцы... по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды...

1. Утвердить упразднение Чечено-Ингушской АССР;

2. Внести соответствующее изменение в дополнение статьи 14 Конституции РСФСР,

Председатель Верховного Совета - Власов

Секретарь Бахмуров".

Разве одни фразы могут служить обвинением?

Известно только, что на территории Чечено-Ингушетии немецко-фашистских войск не было, и организовать из чеченцев и ингушей добровольные части, при всем желании, они не могли, а тем более сражаться против Красной армии. Указывается также, что организовывались диверсионные банды для борьбы в тылу Советской власти. Известно также, что на территории Чечено-Ингушской АССР не было совершено ни одного политического акта диверсии, хотя важнейшие коммуникации страны были на территории республики: нефтепровод, энергетические линии, телефонная связь, дороги железные и шоссейные, мосты, акведуки, виадуки, тоннели, водоснабжение, радиостанции, аэродромы и т.д., вся на коммуникация пальцем не была тронута, да это и не могло быть иначе, всенародный гнев мог обрушиться на головы тех, кто мог бы посягнуть на народное дело. Что же тогда надуманные диверсионные банды делали?

Их не было и им делать нечего было в Чечено-Ингушетии. Не для того Чечня и Ингушетия лили кровь, чтобы через двадцать лет кровно завоеванное продавать кому бы то ни было. Ни политическое, ни национальное, ни экономическое, ничто не могло служить основанием целому народу проявить недовольство и пойти в объятия к фашизму. Подобная мысль противна духу этого народа.

Когда немецко-фашистские войска прорвались через Кабардино-Балкарскую АССР и Осетинскую АССР в сентябре-октябре 1942 г., и находились на подступах к гор. Орджоникидзе и Военно-грузинской дороги на границе Чечено-Ингушетии, когда снаряды рвались на территории Ингушетии, когда немецкие самолеты наводняли территорию республики, сбрасывая листовки, призывая чеченский и ингушский народы выступить против Советской власти, когда отступающие части Красной армии были сильно дезорганизованы, даже в этот тяжелый период чеченский и ингушский народы сохранили свою устойчивость и не поддались провокации.

В этой политической устойчивости была основа дружбы народов Советского Союза.

В этот тяжелый период, население Ингушетии и Чечни, не оставляя в своих закромах зерно, фураж и овощи, снабжало без перерыва воинские части, создавало все необходимые условия в снабжении армии.

Разве после этого было возможно так жестоко обвинить целые народы в измене Советской Социалистической Родине.

Не было, нет и никогда не может быть такого незаслуженного обвинения. Чеченский и ингушский народы никогда не были и никогда не могут быть изменниками своих же завоеваний. Если отдельные уголовные элементы совершали кражу овец в горных районах (Хевсуретии) Грузии, если были случаи грабежа, воровства и убийства, с явными признаками уголовщины, то обобщение этих элементов с народом воскрешает конец XIX и начало XX столетия, времена генерал-губернаторства князя Дундукова-Карсакова, сборник прав кавказских народностей, изданный профессором Леонтовичем. Плохая борьба с уголовными элементами явилась бездарностью руководителей МВД Чечено-Ингушской АССР, плохим руководством таким же бездарным Предсовнаркома полуграмотного Молпаева и, незнающего национальных особенностей республики, секретаря обкома т. Иванова, которые, в первую очередь, должны были нести ответственность за постановку борьбы с этими элементами.

Почему в 1924-1930 гг. оказалось возможным привлечь народ для борьбы с этим злом и совершенно искоренить это явление. Почему же они, кому доверена была судьба народа, не привлекли народ - испытанный метод нашей партии.

В таком случае как оказалось возможным господам Берия, Кабулову и другим извлечь из архива бюрократически-самодержавного строя уже много раз испытанный на этом народе политику переселения народа.

Ни один сознательный советский гражданин - русский, армянин, грузин, осетин, кабардинец и др., проживающий на Кавказе, не приветствовал этот акт. Нет сомнения в том, что в сборе материалов против чеченского и ингушского народов участвовали враги этого народа, враги, которых нажил этот народ в период кровопролитной борьбы за революцию в 1917-1920 гг.

Выселение чеченского и ингушского народов со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями для них свершилось. Неправда над правдой восторжествовала. Не прошло и трех лет, как началось варварское уничтожение памятников материальной культуры этого народа. Памятники погибшим за Советскую власть, разбросанные по всей республике, всюду уничтожены. В одном только с. Базоркино памятники двумстам бойцам, погибшим за Советскую власть 1-20 февраля 1920 г. переломлены и вывезены с другими надгробными памятниками с кладбища для устройства скотного двора.

Памятник-обелиск, воздвигнутый погибшим воинам 1917-1920 гг. в историческом месте при въезде в с. Базоркино, на открытии которого присутствовала т. Крупская, сейчас похож на жалкий торчащий столб.

Братская могила у кадетского корпуса г. Орджоникидзе, где заживо похоронены 17000 красноармейцев, главным образом из 11 -й Красной армии, сейчас выглядит также безнадзорно.

Памятник комиссару т. Бутырину, погибшему от тифа в 1919 г. в горах Ингушетии, перевезенного в 1920 г. и похороненного в городском сквере, узнать нельзя.

В таком же состоянии многие другие памятники борцам за свободу.

По советским законам ни одно кладбище ранее 25 лет после последнего захоронения, не разрушается, но тут усердие местной власти оказалось чрезмерным разрушив их досрочно.

Нам дороги памятники наших братьев и отцов, погибших за свободу. Мы чтим память о них также, как все народы чтят память героев свободы.

Разве простительно кому-нибудь осквернять память тех, кто своей кровью проложил путь к нашей славной счастливой жизни. Противное могут сказать только враги народа.

Прошло уже 12 лет, а прожито и пережито многое. Каждый проходимец за это время мог оскорбить тебя, бросить в лицо, что ты изменник, фашист и т.п.

Если сознательная часть населения и переносила оскорбления с тяжелым сердцем, то менее культурная часть отвечала действиями, что приводило к серьезным последствиям.

Таким образом, прошедшее время послужило некоторой отчуждаемости чеченского и ингушского народов и снижению их духовного роста.

Чтобы выправить дух противоречия этого народа, вызванный дикой расправой, нужно много времени и энергии, создав условия нормального процветания социалистической нации - равноправной с другими народностями.

Чеченский и ингушский народы на протяжении почти целого века показали себя устойчивыми народами, всегда совместно с русскими делившие счастье и горе.

Чеченец и ингуш, совместно с русским воином сражался на Западе и Востоке, проливая кровь за Отечество; сражался за свободу народа и ещё не раз покажет свою твердость в нужный момент нашей Родине.

Для того, чтобы показать всю фальшь обвинения чеченского и ингушского народов и выявить до конца виновников этой страшной катастрофы, начиная от Берия и кончая местными лицами, участвовавших в этом злодеянии, и глубоко веря, что наша Партия, не раз решавшая по ленински сложные проблемы национальных меньшинств, найдет возможным назначить специальную комиссию Верховного Совета Союза ССР, с привлечением представителей союзных республик Украины, Армении, Азербайджана, Грузии, АССР Кабарды и Осетии, знакомых с национальными особенностями кавказских народов и восстановить нарушенные права народа Чечено-Ингушской АССР и этим нанесет серьезный удар тем, кто стремится вбить клин в спаянную и дружную семью народов СССР.

18 марта 1956 г. А-Г.Д. Тангиев

г.Темиртау Карагандинской обл., ул.Водопроводная, № 75 кв. 11.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)