|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность совета на практикеСовет и Сакифа бани Саида Историки говорят, что приход к власти Абу Бакра осуществился на основе выбора под навесом Сакифа бани Саида. Это избрание в действительности было фактом его политического права на власть. Следовательно, мусульманин тогда будет считать последователем Абу Бакра, когда будет верить в правильность избрания. Так как мы ранее указали на то, что совет не имеет реальных полномочий в избрании правителя, следовательно, здесь мы только обратимся к реальным фактам тех дней, записанных в исторических книгах. Сакифа в «Тарих» Табари Табари освещает это событие очень подробно в 3 томе своей книги «Тарих». Мы же здесь кратко остановимся на основных моментах этих событий. «Ансары» собрались в Сакифа бани Саида. Тело посланника Аллаха было оставлено его семье, чтоб они совершили ритуальное омовение. Они (ансары) сказали: «Это дело (халифат) после посланника Аллаха мы дадим Са’аду ибн Ибаде». Они привели Са’ада, который был болен. Он прочитал проповедь, в начале восхвалил Аллаха, затем описал достоинство ансаров, их качества и место в религии. Затем он сказал: «Берите это дело в свои руки, и никого не делайте сотоварищами в этом деле!». Ансары как один поддержали своего лидера. Они говорили: «Мы поддерживаем тебя и хотим тебя видеть на этом месте (т.е. халифом). После чего они стали вести между собой диалог отностельно этого. Что будет, если курайшиты и мухаджиры не признают их выбор? И скажут: «Мы первые уверовавшие, первые сподвижники, мы близкие его и помощники. Зачем же вы хотите выбрать после него кого-то иного от себя?» Тогда часть ансар сказала: «В таком случае мы скажем: «Пусть будет лидер от вас и один от нас». Са’ад ибн Ибада сказал: «Это первая ваша оплошность!». Абу Бакр, Умар, Абу Убайда, ибн Джарах, узнав о собрании ансар, пришли к ним. Усайд ибн Худайр, Уийм ибн Саиде, Асим ибн Удди из племени Аджлан также пришли вместе с ними. После того как Абу Бакр дал знать Умару, чтобы тот не говорил, сам начал говорить. В начале он восхвалил Аллаха, потом перечислил достоинство мухаджиров как первых принявших Ислам среди арабов, первых поверивших в пророка. Потом сказал» «Они - первые, кто поклонялся Аллаху на этой земле и поверившие в Его посланника. Они близкие помощники пророка. Поэтому они больше других имеют права на руководство. Всякий, кто будет противостоять им угнетатель!». После чего он перечислил достоинство ансар и сказал: «После мухаджиров ансары наиболее достойные. Поэтому правители от нас, а заместители от вас!». Хубаб ибн Мунзир поднялся со своего места и сказал: «О, ансары! Возьмите в свои руки это дело, чтобы другие находились под вашей тенью, чтобы никто не имел смелость выступить против вас! Не спорьте друг с другом, а то ваши мнения станут бесполезны. Если же они не принимают, то пусть правитель от нас и правитель от них». Умар сказал: «Это невозможно, чтобы два правителя сошлись, в каком-либо деле. Никогда арабы не согласятся, чтобы вы правили ими, в то время как пророк был не от вас! Но арабы согласны с тем, чтобы мы дали это дело тем, среди которых и было пророчество. Мы имеем ясный довод против всех, кто имеет веру, ибо мы являемся его ближними родичами! Отстранится только тот, кто последовал заблуждению и отстранился от праведного пути». Хубаб ибн Мунзир сказал: «О, ансары, возьмите в руки свои это дело (правление) и не слушайте этого человека и его последователей! Они заберут ваши долю по праву принадлежащую вам! Не принимайте слова этого человека!». Выгоните их из нашего города. Клянусь Создателем, вы имеете больше прав на это дело». Умар сказал: «Да убьёт тебя Аллах!». Тот сказал: «Да убьёт тебя Он!». Абу Убайда сказал: «Вы первые, о, ансары, кто помог пророку, пусть не станет так, что вы станете первыми, кто отстранился и изменил религию!». Тогда Башир ибн Са’ад Хазраджи сказал: «О, ансары! Клянусь Аллахом, что если мы имели достоинства в битвах против неверных, то кроме довольства Аллаха мы ничего не хотели! Так не будет правильно, если мы будем только за это ставить себя выше. Мы никогда ради этого временного мира не делали подобного. Клянусь Аллахом, Аллах не увидит нас теми, кто будет бороться с мухаджирами за власть». Абу Бакр сказал: «Это - Умар, а это - Абу Убайда, кому из них хотите, можете присягать». Те двое сказали: «Клянёмся Аллахом, что, пока есть ты, мы не будем брать это в свои руки». Абд ар Рахман ибн Ауф сказал: «О, ансары! Какие бы вы не имели достоинства вам не достичь достоинств Абу Бакра, Умара и Али!». Мунзир ибн Аркам сказал: «Мы не отрицаем ваших достоинств, которые вы привели, однако, среди них есть такой, если он захочет это право, то никто не сможет ему возразить!» (имеется в виду Али ибн Аби Талиб). Тогда ансары сказали: «Мы не будем присягать никому кроме Али». Умар сказал: «Среди них начались разногласия и споры! Я испугался, что будут разногласия, и сказал Абу Бакру: «Потяни свою руку, я буду присягать тебе!». Когда те двое пошли присягать Абу Бакру, их опередил Башир ибн Са’ад, который захотел первым присягнуть. Хубаб ибн Мунзир сказал: «Эй, ты совершил неправедный поступок, оставив своего двоюродного брата!». Тот сказал: «Клянусь Аллахом! Я испугался, что народ будет разногласить из-за того, что Аллах дал им». Племя Аус увидело поступок Башира ибн Са’ада, люди стали говорить между собой о том, что хотят курайшиты и племя хазрадж относительно правления. Они сказали друг другу: «Среди них Усайд ибн Худайр, если ни дай Бог это дело попадёт в руки племени Хазрадж, то они не дадут нам никаких привилегий! Так поспешите же присягать Абу Бакру!». Они встали и также пошли присягать Абу Бакру. Со всех сторон люди пошли присягать Абу Бакру, а Са’ад ибн Ибада и его сторонники потерпели поражение. Некоторые из сподвижников Са’ада сказали: «Осторожнее, не затопчите Са’ада!». Умар сказал: «Убейте его! Да убьёт его Аллах!». Затем он встал над головой Са’ада и сказал: «Я хотел тебя так побить, чтобы все твои кости были бы расколоты вдребезги!». Тогда Кайс ибн Са’ад схватил за бороду Умара и сказал: «Клянусь Аллахом, что, если один волосок упадет с головы Са’ада, я не оставляя тебя в живых!». Абу Бакр сказал, обращаясь к Умару: «Успокойся Умар!». Умар отошёл в сторону. Са’ад сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы у меня были силы! И мог бы я стоять, все услышали бы от меня такое, что вас закидали бы камнями». Потом люди принесли его к его дому. Эта история не нуждается в комментарии, она говорит сама за себя. Каким образом Абу Бакр стал халифом? Здесь не было никакой Шуры. Место, выбранное для такого события находилось далеко от города, когда была мечеть пророка, где при его жизни, решались самые разные политические дела. Время для такого собрания было тоже выбрано неудачно: тело посланника Аллаха ещё не было предано земле, а они уже разногласят относительно правления! Какой разумный человек считает такой выбор советом? Их дискуссии их разговоры не касаются исламского единства или будущего Ислама, но они спорят относительно власти и привилегий, положения и славы…. Так Са’ад сказал: «Берите это дело в свои руки и никого не делайте сотоварищами в этом деле». Они говорили: «Мы поддерживаем тебя и хотим тебя видеть на этом месте (т.е. халифом). Слова Хубаба: «О, ансары возьмите в руки свои это дело (правление) и не слушайте этого человека и его последователей! Они заберут вашу долю, по праву принадлежащую вам! Не принимайте слова этого человека!». Эти их речи указывают на их духовное состояние и устремление, которые были направлены в своём большинстве к власти, славе и богатству. Помимо тех речей, которыми они обращались друг к другу (ненависть, злоба!) - и это после 23 лет воспитания подле пророка Ислама… Например, Умар сказал мусульманам, указывая на Са’ада: «Убейте его! Да убьёт его Аллах!». Затем он встал над головой Са’ада и сказал: «Я хотел тебя так побить, чтобы все твои кости были бы расколоты вдребезги!». Тогда Кайс ибн Са’ад схватил за бороду Умара и сказал: «Клянусь Аллахом, что, если один волосок упадет с головы Са’ада, я не оставляя тебя в живых!». Такая дискуссия, которая происходит в важный момент избрания предводителя, свидетельство того, что эти люди испытывали друг к другу ненависть, зависть, и каждый из них стремился к власти. Как можно принять совет таких людей, если вообще можно назвать это советом? Какие они приводят доводы в знак своих прав на власть? Например, Умар говорит: «Это невозможно, чтобы два правителя сошлись, в каком-либо деле. Никогда арабы не согласятся, чтобы вы правили ими, в то время как пророк был не от вас! В книге шарх «Нахдж аль Балага» ибн Аби Хадид пишет: «Умар сказал: «Если арабы не довольны тем, чтобы их лидером был человек, далёкий от посланника Аллаха, они будут рады, если их лидером будет самый близкий человек к пророку, т.е. Али ибнАби Талиб». Именно поэтому Али (мир ему!) сказал: «Вы аргументировали свои доводы в дерево, но отложили его плоды в сторону»[147]. Если арабы не приняли руководство его светлости имама Али (мир ему!), несомненно, тогда они не могут принять даже незначительного предводителя из племени «Тим»…. Джавахири относительно доводов имама Али говорит: «Али говорил: «Я - раб Аллаха и брат посланника Аллаха». Когда его привели к Абу Бакру и сказали: «Присягай!». Он сказал: «Я больше имею прав, чтобы присягали мне! Я не буду присягать вам, но вы должны присягать мне. Вы аргументировали свои доводы против ансаров тем, что вы ближе к пророку, чем они и поэтому среди вас должен быть лидер. Они согласились. Теперь я говорю вам таким же способом, как вы говорили ансарам. Если вы боитесь Аллаха, то примите наше руководство подобно тому, как ансары приняли ваше. В противном случае вы совершите угнетение, в то время как вы сами знаете это». Умар сказал: «Мы не оставим тебя до тех пор пока ты не присягнёшь Абу Бакру». Али сказал Умару: «Эй, Умар! Для него (Абу Бакра) доишь молоко, половина которого останется тебе самому. Сегодня осуди его деяния, ибо завтра они перейдут к тебе. Клянусь Аллахом, я не приму твои слова и не буду присягать Абу Бакру»[148]. Они пытались различными путями заставить имама Али присягнуть Абу Бакру. Один раз хотели заставить Аббаса упросить Али присягнуть, сказав, что дадут большую долю от общественной казны, которая станет достаточной как ему, так и его детям. Они говорили, что, если Аббас переедет к нам, то у нас будет довод против Али. Но Аббас на их предложение ответил им так: «Если то, что ты хочешь дать мне и моим детям, принадлежит мусульманам, то ты не имеешь права по отношению к этой части, если же оно принадлежит нам, то мы не дадим никому право отделять одну часть от другой»[149]. Когда же они в этом не достигли результата, они приступили к физическим действиям. Умар: «Нам сообщили, что после смерти посланника Аллаха Али, Зубайт и другие собрались в доме Фатимы» [150]. Абу Бакр послал Умара ибн Хаттаба, чтобы он рассеял их, прекратив, таким образом, эти собрания. Абу Бакр так сказал Умару: «Если они не подчинятся, то убей их». Умар и группа вместе с ним подошла к дому Фатимы с факелами, чтобы поджечь его. Святая Фатима преградила им дорогу, сказав: «О, сын Хаттаба, или ты пришёл поджечь мой дом?!». Он сказал: «Да, или вы примите то, на что согласились все» [151]. В книге «Асбаб аль Ашраф» приводится: «Фатима подошла к двери и сказала Умару: «Или ты хочешь пожечь дверь?». Сказал: «Да» [152]. Историки приводят имена тех, кто окружил дом святой Фатимы, дочери пророка, и участвовал в поджоге дома, среди них: 1. Умар ибн Хаттаб, 2. Халид ибн Валид, 3. Абд ар Рахман ибн Ауф, 4. Сабит ибн Кайс ибн Шамасс, 5. Зайд ибн Лабид, 6. Мухаммад ибн Муслим, 7. Зайд ибн Сабит, 8. Саламат ибн Салама ибн Вагаш, 9. Усайд ибн Худайр, 10. Саламат ибн Аслам. Якуби говорит, что они «с большой группой людей ворвались в дом Али», в другом месте говорит, что: «Меч Али был сломан, и они ворвались в дом» [153]. Табари пишет: «Умар ибн Хаттаб пришёл с группой людей к дому Али, в то время как с Али были Зубайр, Талха и группа из мухаджиров. Зубайр с обнажённым мечом, вышел навстречу группе Умара, окружившей дом, однако, неожиданно меч выпал у него из рук, и тогда, воспользовавшись этим моментом, на него напали и, повалив на землю, скрутили» [154]. Когда её светлость Фатима стала свидетелем того, что сделали с Али и Зубайром, она подошла к дому Абу Бакра и сказала: «Эй, Абу Бакр! Как быстро ты стал испытывать ненависть к семейству пророка! Клянусь Аллахом, что боле никогда не заговорю с Умаром»[155]. Её светлость Фатима по этим причинам, а также по причинам того, что её лишили наследства, узурпировали по праву принадлежащий ей «Фадак», отреклась от Абу Бакра и также не разговаривала с ним до самой своей смерти. Она после посланника Аллаха жила не больше 6 месяцев, а когда она покинула этот мир, Али похоронил её в тайне, не сообщив Абу Бакру[156]. В другом предании приводится, что её светлость Фатима сказала: «Клянусь Аллахом, что в каждой молитве буду читать против тебя ду’а». На этом основании Абу Бакр перед смертью сказал: «Мне в этой жизни ничего не жалко кроме трёх вещей…». Затем говорит: «Лучше бы я не врывался в дом Фатимы, даже если бы закрыты были из-за войны против меня…»[157]. В истории «Тарих» Якуби приводится, что Абу Бакр сказал: «О, если бы я не поджигал дом Фатимы! И не приказывал бы обыскивать её дом! И не врывался бы в её дом, если даже двери закрыты были бы из-за войны со мной»[158]. Относительно этого события известный египетский поэт Хафиз Ибрахим пишет: «Умар сказал: «Эй, Али, присягни, иначе постигнет пожар ваш дом, даже если в нём дочь посланника Аллаха». Никто не мог сказать таких слов Али кроме Умара. Ведь он, Али, герой арабов, прославившийся в битвах». Помимо этого имама Али привели к Абу Бакру и под угрозой смерти сказали: «Присягай!», он сказал: «Если я не буду присягать, тогда что?» Сказали: «Если не присягнёшь, мы тебя убьём!» Сазазал: «Значит, вы убьёте раба Аллаха и брата посланника Аллаха?» [159]. Такой халифат и такое правление, которое началось с гнета, принуждения и угрозы смерти может ли быть правильным? Когда Абу Бакр и Умаар поняли, что их дела в действительности не принесут им пользы, они пришли к дому Фатимы просить прощение. Но было уже слишком поздно. Святая Фатимв сказала: «Если я приведу хадис от посланника Аллаха, готовы ли вы выполнять дела на основании него?». Они ответили положительно. Она сказала: «Заклинаю вас Аллахом, скажите, разве вы не слышали от посланника Аллаха, как он сказал: «Довольство Фатимы является моим довольством, её гнев - мой гнев. Всякий, кто любит Фатиму, поистине любит меня. Всякий, кто обрадует её, поистине обрадует меня, всякий, кто причинит ей обиду, поистине причинил обиду мне». Они сказали: «Да конечно мы слышали это от посланника Аллаха». Она сказала: «Я беру в свидетели Аллаха и Его ангелов, что вы обидели меня и вызвали моё недовольство. Когда я встречу посланника Аллаха, то пожалуюсь ему на вас». Затем она сказала Абу Бакру: «Клянусь Аллахом, что в каждой молитве, которую я буду читать, я буду посылать тебе проклятия»[160]. На этом основании совет, выбравший Абу Бакра, и сам он, выбранный на основе совета, не имеют никаких оснований в Исламе. Сам совет не имел права выбирать халифа. Если даже закрыть глаза и признать то, что Абу Бакр посредством совета пришёл к власти, и этот совет единственный путь выбора и назначения правителя в исламской умме, то почему сам Абу Бакр после себя назначает правителем Умара без шуры? Здесь два сложных момента: 1. Если признать, что совет - путь назначения правителя, значит, Абу Бакр совершил антизаконный поступок, назначив после себя Умара? 2. Если совет не от Аллаха, значит, правление Абу Бакра противоречит шариату, (ибо его выбрали советом), следовательно, правление Умара и Усмана также противоречит шариату. Помимо того, что существуют доводы руководства Али в Коране и хадисах пророка, все мусульмане после смерти Усмана хотели видеть халифом Али и имели единую точку зрения относительно этого (иджма). Если же право на халифат есть право избрания только советом, то только Али имел все права на это, потому что только он был избран в соответствии с этим их указанием. Завершая эту тему, хотелось бы привести следующую историю. У Али ибн Майсами спросили, почему Али не поднялся на войну против узурпаторов его права? Он сказал: «Именно на том же основании, почему Харун пророк не стал воевать против Самирита, подтолкнувшего народ поклоняться тельцу»[161]. Он (Али) подобно Харуну сказал: ِ قَالَ ابْنَ أُمَّ إِنَّ الْقَوْمَ اسْتَضْعَفُونِي وَكَادُواْ يَقْتُلُونَنِي «О, сын матери моей! Они ослабили меня, и готовы были меня убить»» Он подобно Нуху сказал: فَدَعَا رَبَّهُ أَنِّي مَغْلُوبٌ فَانتَصِرْ «И призвал он Господа своего: «Я побеждён, помоги мне!». Он подобно Луту сказал: قَالَ لَوْ أَنَّ لِي بِكُمْ قُوَّةً أَوْ آوِي إِلَى رُكْنٍ شَدِيدٍ «Если бы у меня была сила для вас, или я бы спасся у могучей опоры» [162]. Подобно Мусе и Харуну сказал: قَالَ رَبِّ إِنِّي لا أَمْلِكُ إِلاَّ نَفْسِي وَأَخِي «Господи я властен только над собой и своим братом!» [163]. Он этим словам научился у самого Али ибн Аби Талиба (мир ему!), который на вопрос, почему он не выступил против Абу Бакра, сказал: «Я выбрал путь шести пророков. Первый из них, Халил [164], который, сказал: وَأَعْتَزِلُكُمْ وَمَا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ «Я отделяюсь от вас и того, что вы призываете помимо Аллаха» [165]. Если вы скажете, что отделение его от них было не по причине того, что они совершили узурпацию, то вы совершили неверие. Если вы скажете, что отделение его от них было по причине того, что они совершили узурпацию, то вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха. Лут сказал: «Если бы у меня была сила для вас, или я бы спасся у могучей опоры». Если вы скажете, что Лут имел силу перед своим народом, то вы совершили неверие. Если вы скажете, что Лут не имел силу перед своим народом, вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха. Юсуф сказал: قَالَ رَبِّ السِّجْنُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِمَّا يَدْعُونَنِي إِلَيْهِ وَإِلاَّ تَصْرِفْ عَنِّي كَيْدَهُنَّ أَصْبُ إِلَيْهِنَّ وَأَكُن مِّنَ الْجَاهِلِينَ «Он сказал: «Господи мой! Темница мне милее того, к чему меня призывают» [166]. Если вы скажете, что он хотел темницы без того, что боялся наказания Аллаха за совершения того, к чему его призывают, вы совершили неверие. Если вы скажете, что Юсуф боялся наказания Аллаха, то вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха. Муса сказал: فَفَرَرْتُ مِنكُمْ لَمَّا خِفْتُكُمْ فَوَهَبَ لِي رَبِّي حُكْماً وَجَعَلَنِي مِنَ الْمُرْسَلِينَ «И убежал я от вас, когда убоялся, и даровал мне Господь мой мудрость» [167]. Если вы скажете, что он убежал, не испытывая страха, то сказали слово неверия, если скажете, что он бежал от опасности, которую ему приготовили его враги, то вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха. Харун сказал своему брату: ««О, сын матери моей! Они ослабили меня и готовы были меня убить». Если вы скажете, что люди не ослабили его и не хотели его убить, то вы совершили неверное, если вы признаете, что его ослабили и хотели убить, то вы признали право и оправдание заместителя посланника Аллаха. Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) покинул Мекку, оставив меня (Али) вместо себя. Я пожертвовал свою жизнь ради пророка. Если скажете, что посланник Аллаха не испытывал опасности с их стороны (язычников), то вы сказали слово неверия, если скажете, что он опасался их и вынужден был пойти в пещеру, то приняли моё оправдание, как заместителя посланника Аллаха». Люди сказали: «Ты прав, о, повелитель правоверных!» [168].
Сподвижники пророка и аят «обратившиеся вспять» وَمَا مُحَمَّدٌ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَىَ عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللّهَ شَيْئاً وَسَيَجْزِي اللّهُ الشَّاكِرِينَ «И Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чём не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным» [169]. Основная тема в этом аяте - это тема, относящаяся к смерти посланника Аллаха и обращения вспять некоторых из мусульман после этого. Прежде чем приступить к раскрытию данной темы нам бы хотелось поднять некоторые вопросы и дать ответ на них. Почему Всевышний не удовлетворился только приведением фразы «И Мухаммад - только посланник», можно было бы после сразу сказать «Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?». Однако, Аллах (хвала Ему и Велик Он!) приводит слова: «…посланник, до которого были посланники», короче говоря, вопрос в том, какой смысл в этом слове «до которого были посланники?». Какая разница межу смертью и убийством? Почему Всевышний поставил разницу и привёл слово «или» в аяте «умрёт или будет убит». Зачем эта разница? Почему Аллах говорит в данном аяте в такой форме, т.е. или умрёт или будет убит, «или – или»? Ведь Аллах знает, что посланник Аллаха скоро покинет этот мир. К кому обращён этот аят: «Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?». И они из-за чего хотят обратиться вспять? Какая связь между их обращением вспять и смертью пророка? В этом аяте указывается по большей мере на необходимость противостояния, так почему Аллах говорит в конце: «И Аллах воздаст благодарным»[170]. Какая благодарность и почему? Хотелось бы остановиться на некоторых моментах: 1 Причины ниспослания данного аята: 1. Толкователи священного Корана говорят: «Причиной ниспослания этого аята было поражение мусульман при битве «Ухуд». Многобожники пустили среди мусульман слух, что посланник Аллаха убит. Это в свою очередь стало причиной того, что мусульмане стали испытывать сомнение и страх, пораженческие чувства посеялись в сердцах многих их них. Тогда Аллах ниспослал этот аят для мусульман. 2. Что является основой в аятах священного Корана? Основой в аятах является то, что они современны и соответствуют для каждого времени. Если только некоторые моменты посредством соответствующих доводов не становятся исключением, или же наоборот. Следовательно, этот аят соответствует каждому времени, возможность применять его к различным историческим периодам времени является правильным. Мусульманские учёные, как сунниты, так и шииты, едины во мнении, что аяты Корана имеют значение не только в период ниспослания, но актуальны всегда, в каждое время и период. Если мы признаем, что аяты священного Корана не имеют универсальной особенности, а относятся только к определенному времени, то в другие времена действия по Корану теряют свою силу и актуальность. Подавляющее большинство аятов Корана тогда придётся отложить в сторону, считая их бесполезными. Однако, такая позиция противоречит духу Ислама. Аллах говорит в священном Коране: «И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слово по утрам и по вечерам, негромко и не будь небрежным» [171]. Этот аят относится ко всему Корану, а не к определенной его части, следовательно, нам необходимо быть внимательными и размышлять над всеми аятами священного Корана. Аллах говорит: «Разве они не подумали о Коране? Или на сердцах бывают их затворы» [172]. Также Аллах говорит: «Так ниспослали Мы на делителей, которые превратили Коран в части» [173], т.е. то, что им было нужно, приняли, а то, что они отрицали, не приняли. Также Всевышний Аллах говорит в священном Коране: «Мы привели в этом Коране для людей всякие притчи, но человек более всего препирается» [174]. «И Мы облегчили Коран для понимания, но найдется ли хоть один припоминающий!» [175]. «…Книга, стихи которой разъяснены в виде арабского Корана для людей, которые знают» [176]. «Мы сделали её арабским Кораном, может быть, вы уразумеете!» [177]. Эти священные аяты указывают на то, чтобы мы были последователями всего священного Корана, но не его отдельных частей. Никто из мусульман не согласится следовать только отдельным частям, а не всему Корану. Помимо этого существуют много других аятов священного Корана, указывающих на то, что они не ограничены только определенным временем, но актуальны во все времена. В данном случае, известно, что во время битвы Ухуд враги распространили слух, что посланник Аллаха убит, но зачем тогда слово «если он умрёт» в данном аяте? Достаточно было бы «будет убит», следовательно, этот аят не относится только к периоду ниспослания, т.е. битве Ухуд, но имеет и более обширное значение. Возможно, упоминание смерти посланника Аллаха указывает и на то, что обращение вспять в битве Ухуд, (слух о смерти пророка) будет и после смерти посланника Аллаха. Польза от такого вступления в этом разделе в том, что если мы признаем, что этот аят не имеет отношения только к битве Ухуд, а имеет и более широкий смысл то, следовательно, мы признаем, что «обращение вспять» имело место и позже. Но где и когда? Смерть бывает двух видов. Первый вид, это когда ангел смерти забирает душу. Аллах говорит: «Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвигнутых башнях»[178]. «Он - тот, кто оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит» [179]. Другое значение смерти - это особая смерть и убийство включает это значение. «И конечно, если вы были убиты на пути Аллаха или умерли, то прощение от Аллаха и милосердие – лучшее того, что вы собираете» [180]. «И если вы умрёте, или будете, убиты, то, конечно, к Аллаху вы будете собраны» [181]. Если бы они были бы при нас, то не умерли бы и не были бы убиты» [182]. Если смерть в данных аятах (относящееся ко второму виду) имеет общее значение, то нет никакой необходимости применять после этого слово «убиты», ибо убийство - один из видов смерти, и применение их дважды противоречит красноречию (балагат) священного Корана. То, что относится к нашей теме, также из этого вида смерти. Почему Всевышний не удовлетворился только приведением фразы «И Мухаммад - только посланник» можно было бы после сразу сказать «Разве же если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?». Однако, Аллах (хвала Ему и Велик Он!) приводит слова: «…посланник, до которого были посланники». Как говорят толкователи священного Корана, Всевышний Аллах хотел этим показать, что его светлость Мухаммад не вечен, а, как и все мусульмане, смертен. Другая тема - это то, что и другие посланники Аллаха были смертны. Это всё понятно, однако, если Аллах хотел бы только сказать о смерти посланника Аллаха, достаточным было бы сказать этот аят без предложения «посланник, до которого были посланники». Следовательно, этот аят имеет более глубокий смысл. 1. Как и ранее, бывшие религии, которые не были зависимы от пророков, так и Ислам не зависит исключительно от жизни посланника Аллаха. Пророки до этого умирали, но их религии продолжали существовать, так и Ислам после смерти пророка не прекращает своё существование. 2. Более глубокое значение - это то, что традиция пророческих циклов после смерти их (пророков) указывает на то, что их народы проходят определённый «скользкий» период. Аллах говорит: «Вот - посланники! Одним Мы дали преимущество пред другими. Из них были такие, с которыми говорил Аллах и вознёс некоторых из них степенями. И Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и подкрепили его духом святым. И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает»[183]. В этом аяте «те, кто был после них» имеет значение посланников и пророков. Если здесь имелся бы ввиду только Иса, то нет необходимости в окончании множественного числа. Большое количество хадисов указывает на то, что традиция пророков повторяется. Так, в известном хадисе говорится: «Вы повторите точь в точь традиции прошлых поколений, если даже их традиция проходила бы через нору ящерицы, вы также пройдёте этот путь». В другом хадисе говорится: «После меня не возвращайтесь к неверию, убивая друг друга». Также посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделятся на 71 группу, христиане разделятся на 72 группы, и моя умма разделится на 73 течения, среди них одна спасётся, а остальные попадут в ад». Аллах говорит: «Разве они ждут чего-либо, кроме подобного дням тех, которые прошли до них?» [184]. Также: «Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещателями и ниспослал с ними писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чём они разошлись. А разошлись только те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой. И Аллах вывел тех, которые уверовали к той истине, относительно которой они разошлись по Его дозволению» [185]. «Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали!», и они не будут испытаны? Мы испытали тех, кто был до них, ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых» [186]. Наилучший довод того, что традиция пророков повторяется это то, что делали сподвижники посланника Аллаха после того, как его светлость посланник Аллаха покинул этот мир. Они оскорбляли друг друга, обвиняли в ереси и неверии друг друга, и дело дошло до того, что они вступали в войну между собой. Более 100 тысяч мусульман погибли в этих сражениях, именно к этому относится аят: «А разошлись только те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой». Здесь возникает вопрос: Как сподвижники посланника Аллаха могут обратиться вспять? В то время как они сподвижники посланника Аллаха, они те, кто отдавали свои души и имущество на пути Аллаха, разве могут они стать такими? Они сражались возле пророка, жертвуя своими душами ради Ислама, они - обладатели «карамата», способности творить чудеса с дозволения Аллаха, они могут отступить от истины? Ответ: 1. Обращение в данном аяте «к мусульманам ясное свидетельство того, что Всевышний не имел здесь в виду кого-либо помимо мусульман, да и потом неверным и язычникам нет смысла отворачиваться, так как они не в Исламе». 2. Знания не могут быть источником и причиной отстранения от заблуждения, часто бывает так, что человек знает истину, однако, его недостатки и страсти отстраняют его от следования истине. Аллах говорит: «А разошлись только те, которым она была дарована, после того, как пришли к ним ясные знамения». 3. Их (сподвижников) прошлые достоинства и добродетель не могут быть причиной того, что теперь они более не имеют никаких заблуждений и ошибок. История свидетельствует, что бани Исраиль терпели большие тяготы, но уверовали в Мусу. Их подвергали пыткам, притесняли, они видели знамение Мусы, его чудеса от Аллаха, но при первой же возможности, когда Муса ушёл в гору, они стали поклоняться идолу…. Как бы человек не высоко поднимался в вере, и духовном развитии, если он не будет иметь исмата (защищенности от грехов), возможность падения и возврат к неверию всегда есть. Прекрасный тому пример Бал’ам ибн Ба’ура. В священном Коране мы читаем: «Прочитай им весть о том, кому Мы дали наши знамения, и он ускользнул от них. И сделал его своим последователем, сатана. И был он из заблудших. А если бы Мы пожелали, то возвысили бы его имя. Но он приник к земле и последовал за своей страстью, и подобен он собаке: если бросишься на неё, высовывает язык. Это - притча о людях, которые считали ложью Наши знамения. Рассказывай же, может быть, они размыслят» [187]. Достиг ли кто-либо из сподвижников посланника Аллаха таких высот, как этот иудейский священник? Он знал священное имя Всевышнего (исм а’зам), но всё равно оставил истину и последовали своим страстям. Уже не говоря о тех, кто под сомнением и на много ниже, чем этот пример из Корана. В чём конкретно произошёл переворот, и группа мусульман отпала от религии? В чём причина этого? Необходимо рассмотреть некоторые моменты, чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос. 1. Имеет ли этот переворот отношение к смерти посланника Аллаха? «Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?» 2. Обращение вспять происходит на определенной основе. Если не было бы этой основы, которую знали обратившиеся вспять, то не было бы и обращения, ибо оно от того, что они знают и принимают. 3. Эта тема непосредственно касается Всевышнего Аллаха. 4. Наказание Всевышнего на участников этого обращения вспять, как в этом мире, так и мире последнем. Этот переворот и «обращение вспять» есть традиция пророческого цикла, т.е. каждый посланник Аллаха, испытал такое отклонение в своей умме от некоторых своих последователей. 5. Всевышний Аллах говорит в священном Коране: «И Мало из Моих рабов благодарных» [188]. Слова «вы обратитесь вспять?» в рассматриваемом нами аяте также указывают на этот момент, т.е. указывают на большинство. Если тех, кто обратились вспять, было бы мало, незначительное количество, то Аллах указал бы на это так: вместо «вы», сказал бы «некоторые из вас», «группа из вас» и т.д. 5. Этот аят касается только мусульман и никак не относится к неверным или язычникам. Для более глубокого знакомства с причинами отхода и обращения вспять, необходимо рассмотреть различные стороны и причины этого. Посланник Аллаха был правителем и руководителем мусульманской уммы. После смерти посланника Аллаха произошёл этот переворот и обращение вспять. Давайте спросим себя, из-за чего, обычно, после смерти правителя происходит обращение вспять и перевороты? Аллах говорит: «О, посланник! Передай то, что низведено тебе от Твоего Господа, а если ты этого не сделаешь, ты не передашь Его послания, Аллах защитит тебя от людей» [189]. Этот аят священного Корана указывает на несколько важных моментов: 1. Передача того, что низведено посланнику Аллаха, настолько важна, что если посланник Аллаха не передаст это, он не завершит свою посланническую миссию. Соответственно неверие в это, подобно неверию в посланническую миссию. Обращение вспять от этого, подобно обращению вспять от пророческой миссии. 2. Этот вопрос был наиболее важным и противоречивым среди мусульман. Именно поэтому Аллах обещал защитить посланника Аллаха от людей. 3. Предложение «Аллах защитит тебя от людей», означает, прежде всего, то, что подавляюще большинство людей не хотели принимать то, что должен был передать его светлость посланник Аллаха». Что же это, что хотел передать его светлость посланник Аллаха? 1. Это послание, прежде всего, имеет связь с отступничеством и обращением людей вспять, потому что это послание имеет также связь с пророчеством. 2. Одной из причин обращения вспять от этого (то, что ниспослано посланнику Аллаха, и то, что он должен передать людям) недовольство большинством этим посланием (Аллах защитит тебя от людей). 3. Его светлость посланник Аллаха вынужден передать это послание по причинам того, что смерть его уже близка. Он говорит: «Скоро меня призовут, и я отвечу на этот призыв». На этом основании необходимо довести послание до конца, чтобы не оставить никаких шансов для причин обращения вспять. 4. То, что хотел передать посланник Аллаха, есть единственная причина их обращения вспять. Посланник Аллаха выполнил все свои религиозные обязанности по отношению к мусульманам. 5. Не может быть никаких сомнений, что единственной причиной непризнания был вопрос правления, который люди не принимали. Кто тот, о ком Аллах ниспослал аят о наместничестве после посланника Аллаха Как было сказано ранее, хадис Гадир Хум достигает положения таватура, и все мусульманские исследователи и историки привели этот хадис в своих книгах, подчеркивая его достоверность. На основании этого хадиса, а также посредством большого числа других хадисов, становится предельно ясно, что посланник Аллаха назначил после себя Али ибн Аби Талиба (мир ему!). Однако это не удовлетворяло большинство мусульман. Они ожидали, пока посланник Аллаха покинет этот мир, чтобы потом отвернуться вспять от правления Али. Отстранившихся - большинство, так как в этом аяте «вы обратитесь вспять?», это приведено во множественном числе. Те же, кто остался праведен пути пророка было очень мало, ибо в данном аяте в конце Аллах говорит: «Аллах воздаст благодарным»[190]… Благодарных, как известно, мало так как Аллах говорит: «Не многие из рабов Моих благодарны»[191]. Посланник Аллаха говорит: «Я буду стоять. Вдруг приведут ко мне группу. Я знаю их, и они знают меня. Вдруг между мной и ими появится человек, который призовёт их: «Идите сюда!». Я спрошу: «Куда их?» Скажет: «Клянусь Создателем, в ад!». Я скажу: «Что же они сделали?» Скажет: «Они после тебя вернулись в период невежества. Я увижу, что среди них никто не получит спасение, если только небольшое число подобно верблюду отставшего от стада»[192]. Также посланник Аллаха сказал: «Я буду стоять перед вашими дверьми к райскому роднику хауз, всякий, кто пройдет мимо меня испьёт из этого источника, всякий, кто испьёт из него, никогда не будет испытывать жажды. Придёт группа, я знаю их, и они знают меня. Между мной и ими будет преграда, я скажу: «О, Аллах! Они - мои сподвижники (асхабы)!» Мне будет сказано: «Ты не знаешь, какие нововведения они сделали после тебя». Я скажу: «Да будут прокляты те, кто после меня сделали изменения в религии»[193]. Кроме того, есть хадис в «Маватта» Малика: «Посланник Аллаха сказал о мучениках: «Я буду свидетельствовать за вас пред Аллахом!». Абу Бакр спросил: «И мы, о, посланник Аллаха!». Он сказал: «Что касается вас, то я не знаю, что вы сделайте после меня!» [194].
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.054 сек.) |