|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Убеждение ахл ас-Суннат
Немного из истории До того, как Ахмад ибн Ханбал пришел к руководству в суннитском Исламе, большинство суннитов придерживались различных правовых школ. Так, одни были последователями движения «мурджийя», которое не придавало особого значения связи между делами и верой. Они, в частности, говорили, что никакой грех не может принести особого вреда вере человека. Также - никакое повиновение вместе с неверием не может принести пользы. Кадыриты говорили, что нет никакого божественного предопределения, джахмииты отрицали божественные сифаты (атрибуты). Были еще хариджиты и многие другие. Количество убеждений и течений с приходом Ахмада ибн Ханбала уменьшилась, он объединил всех (ахл аль Хадис) на основе общих принципов и общей идеологии. Он объявил, что его основы веры есть непосредственное возвращение к основам Ислама, пути салафов, сподвижников посланника Аллаха, и табеинов. Однако истина заключается в том, что эти убеждения лучше всего отнести к самому Ахмаду, а не к пути салафов[485], тем более что сами салафы не имели единой исламской доктрины и убеждений[486]. Необходимо сказать, что сама идея салафизма, провозглашённая Ахмадом ибн Ханбалом, не была до него известна, и не было общего мнения мусульманских богословов касательно идей Ахмада (иджма). Разногласия в убеждениях среди суннитов является явным свидетельством того, что идеи Ахмада касательно салафизма не были идеями убеждений первых мусульман, как считает сам Ахмад. В действительности эти идеи стали распространяться в период правления халифа Мутавакиля, причиной тому послужило то, что сам халиф приблизил к себе Ахмада, сделав его своим близким, одним из придворных ученых. Таким образом, тот стал имамом в области идеологии. Так продолжалось до тех пор, пока не появился Абу Хасан Ашари, который отошёл от идеологии мутазилитов, присоединившись к Ахмаду и его течению. Но он не удовлетворился только пустым следованием идеям Ахмада ибн Ханбала, но имел и старался упорядочить свои взгляды и убеждения. Наконец он провозгласил свои убеждения, которые не совсем противоречили Ахмаду, но и не полностью совпадали с его идеологией. Постепенно, конечно, не без помощи правящего аппарата, его идеология приобрела популярность в исламском мире. Таким образом, мазхаб Ашари стал официальным мазхабом суннитов в области идеологии, отбросив мазхаб Ахмада и салафизм в сторону. Макризи после того как представил идеологию Ашаритов пишет: «Эта идеология распространилась во всём исламском мире, и всякий отрицающий ее является тем, чью кровь проливать разрешается» [487]. Именно в тот период огонь противоречий и столкновений между ханбалитами и ашаритами достигал больших размахов. Ханбалиты придерживались только «захир», (внешнего смысла аятов), хадисов и следовали ташбих (сопоставления) и таджасум (предание телесности божественной сущности). В то время как ашариты в противовес ханбалитам отстранялись от подобных сопоставлений. В общем, после распада и потери влияния мутазилитов, суннитов можно подразделить на ханбалитов и ашаритов. Ниже мы остановимся на общих принципах этих течений и идеологических школ.
Школа ханбалитов Развитие идеологии салафизма проходило в три периода: 1 Период Ахмада ибн Ханбала 2 Период ибн Таймийи 3 Период Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба
Период Ахмада ибн Ханбала Отметим наиболее важные моменты в убеждениях Ахмада. Очень значимым в его идеологии является «само’», т.е. опора на аяты Корана и хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллаха и его семейство!) в ущерб логике и опоре на разум. В свою очередь, здесь есть противоречие, ибо, во-первых, сама опора на аяты и хадисы предполагает признание Аллаха и Его посланника, что в свою очередь нуждается в разумном доказательстве. Без этого предварительного признания невозможна опора на аяты и хадисы посланника Аллаха. В противном случае такое доказательство превратится в пустой и ненужный спор. К примеру, если мы будем пытаться доказать существования Аллаха, опираясь на аяты священного Корана, нам необходимо чтобы противоположная сторона принимала и верила в доводы Корана, в свою очередь вера в Коран преследует признание и вера в Аллаха. Если же нет, то опора на аяты не имеет смысла. С другой стороны мы можем спросить себя о том, кому снисходит откровение? Разве не человеку? А почему? Разве не потому, что Аллах дал человеку самую большую ценность – разум? Если на этот вопрос ответить положительно, то - каково же, в таком случае, место разума в Исламе? Здесь можно проследить основное отклонение от истины со стороны ханбалитов, которые, не отводят разуму никакого места. В свою очередь все прекрасно знают, что никакой довод не возможен без опоры на этот дар Аллаха. Мы уверены, что невозможно правильно познать точное место разума, если только посредством учения Ахл аль Байт (людей дома посланника Аллаха). Возможно, Ханбалиты, ашариты, хашииты считают, что разум может противоречить шариату? И действительно, с точки зрения ханбалитов, в шариате разуму не отводится никакого места. В свою очередь такое положение абсолютное противоречие школе мутазилитов, которые ставят разум во главу угла своих убеждений. Все, что противоречит разуму, считают бесполезным и не имеющим ценности. В период правления Мутасима и Васика мутазилиты приобрели большое влияние. Всех, кто отказывался признавать их убеждения, подвергали гонениям. Противоречия между ханбалитами и мутазилитами стали причиной того, что исчезли предпосылки возможного диалога и единства между этими течениями.
Хадисы о важности разума В действительности ни ханбалиты, ни ашариты, ни мутазилиты не познали важность места разума. Одни слишком превознесли место разума (мутазилиты), другие совсем не придавали ему никакого значения (ханбалиты, ашариты). Для того, чтобы познать важность и реальное значение разума необходимо обратиться к священному Корану и высказываниям имамов из рода пророка. Пятый имам Мухаммад Бакир (мир ему!) говорит: «Когда Аллах сотворил разум, Он сказал ему: «Иди ближе!» разум послушался. Затем сказал: «Возвратись!» - тот вернулся. Затем Аллаха сказал: «Клянусь Своим величием, что Я не создал ничего более прекрасного чем ты: тебя Я призываю к повиновению и отстранению от запретного, и тебя Я вознаграждаю и наказываю» [488]. В длинном завещании его светлости 7 имама шиитов Мусы ибн Джафара (мир ему!) к Хишаму ибн Хакаму приводится: فَبَشِّرْ عِبَادِ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ هَدَاهُمُ اللَّهُ وَأُوْلَئِكَ هُمْ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к слову и следуют за лучшим из них! Это – те, которых повёл Аллах, и они - обладатели разума» [489]. О, Хишам! Всевышний Аллах посредством разума завершил все доказательства человеку. Пророки разъяснили все необходимое. Они посредством доводов указали на божественное величие и абсолютное господство (рубубуийят). Аллах говорит: وَإِلَـهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ (163) إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاء فَأَحْيَا بِهِ الأرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخِّرِ بَيْنَ السَّمَاء وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«И Бог ваш - Бог единый, нет божества кроме Него, всемилостивого, милосердного! Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывёт по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвёл с неба и оживил ею землю после её смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землёй - знамение для людей разумных». О, Хишам! Всевышний Аллах установил знамение подобно ведущим светочам в опознании самого Себя. Аллах говорит: وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالْنَّهَارَ وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ وَالْنُّجُومُ مُسَخَّرَاتٌ بِأَمْرِهِ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ «И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну, и звёзды подчинены Его повелениям, поистине в этом знамение для людей разумных!» [490]. И снова Аллах говорит: هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن تُرَابٍ ثُمَّ مِن نُّطْفَةٍ ثُمَّ مِنْ عَلَقَةٍ ثُمَّ يُخْرِجُكُمْ طِفْلاً ثُمَّ لِتَبْلُغُوا أَشُدَّكُمْ ثُمَّ لِتَكُونُوا شُيُوخاً وَمِنكُم مَّن يُتَوَفَّى مِن قَبْلُ وَلِتَبْلُغُوا أَجَلاً مُّسَمًّى وَلَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ «Он тот, кто который сотворил вас из праха, потом из капли, потом из сгустка, потом вывел вас младенцем, потом чтобы вы достигли крепости, потом чтобы вы были стариками. Среди вас есть тот, кто ускакивает раньше, чтобы вы достигли названного предела. Может, вы уразумеете» [491]. Также Аллах говорит в священном Коране: وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن رِّزْقٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ آيَاتٌ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ «В смене ночи и дня, и то, что Аллах низводит с неба из пропитания и оживляет землю этим после того как она были мертва, и ветре есть знамения для обладателей разума» [492].
«Он оживляет землю, после того, как она была мертва, и, поистине, в этом – знамение, может быть, вы поразмыслите». В другом месте Аллах говорит: وَفِي الأَرْضِ قِطَعٌ مُّتَجَاوِرَاتٌ وَجَنَّاتٌ مِّنْ أَعْنَابٍ وَزَرْعٌ وَنَخِيلٌ صِنْوَانٌ وَغَيْرُ صِنْوَانٍ يُسْقَى بِمَاء وَاحِدٍ وَنُفَضِّلُ بَعْضَهَا عَلَى بَعْضٍ فِي الأُكُلِ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ «На земле есть участки соседние и сады из лоз, и посевы, и пальмы из одного корня, и не из одного корня, которые поят одной водой. И одним из них мы даём преимущество пред другими для еды. Поистине в этом – знамение для людей умных». [493] Аллах говорит: وَمِنْ آيَاتِهِ يُرِيكُمُ الْبَرْقَ خَوْفاً وَطَمَعاً وَيُنَزِّلُ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَيُحْيِي بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ «Из его знамений: Он показывает вам молнию на страх и надежду, и ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после её смерти. Поистине в этом знамения для людей, которые разумны» [494]. Также: قُلْ تَعَالَوْاْ أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلاَّ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَلاَ تَقْتُلُواْ أَوْلاَدَكُم مِّنْ إمْلاَقٍ نَّحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ وَلاَ تَقْرَبُواْ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَلاَ تَقْتُلُواْ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللّهُ إِلاَّ بِالْحَقِّ ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ «Скажи, приходите, я прочитаю то, что запретил вам Господь, чтобы вы не придавали Ему ничего в сотоварищи, к родителям – добродеяние. Не убивайте ваших детей от бедности – Мы прокормим их и вас, не приближайтесь к мерзостям, к явным из них и тайным, не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал он вам – может быть, вы уразумеете» [495]. Также: ) ضَرَبَ لَكُم مَّثَلاً مِنْ أَنفُسِكُمْ هَل لَّكُم مِّن مَّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُم مِّن شُرَكَاء فِي مَا رَزَقْنَاكُمْ فَأَنتُمْ فِيهِ سَوَاء تَخَافُونَهُمْ كَخِيفَتِكُمْ أَنفُسَكُمْ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ «Приводит Он вам пример из вас самих, есть ли у вас из тех, кем овладели ваши десницы сотоварищи в том, чем мы вас наделили, и вы в этом равны? Боитесь ли вы их так, как боитесь самих себя? Так разъясняем Мы знамения для людей, которые разумны!» [496]. О, Хишам! После этого Всевышний Аллах людей разумных привил любовь к миру последнему, сказав: وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ «Здешняя жизнь только игра и забава будущее жильё лучшее для тех, которые богобоязненны. Разве вы не сообразите?» [497]. О, Хишам! После этого Аллах предупредил людей которые не размышляют Своим наказанием сказав: ثُمَّ دَمَّرْنَا الْآخَرِينَ (136) وَإِنَّكُمْ لَتَمُرُّونَ عَلَيْهِم مُّصْبِحِينَ (137) وَبِاللَّيْلِ أَفَلَا تَعْقِلُونَ «Потом погубили Мы последних, и вы ведь проходите мимо них утром и ночью, разве вы не образумитесь?» [498]. Также: إِنَّا مُنزِلُونَ عَلَى أَهْلِ هَذِهِ الْقَرْيَةِ رِجْزاً مِّنَ السَّمَاءِ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ (34) وَلَقَد تَّرَكْنَا مِنْهَا آيَةً بَيِّنَةً لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ Мы низведём на жителей того селения сотрясение с неба за то, что они распутны. Мы оставили от этого ясные знамения для людей, которые разумны»[499]. Эй, Хишам! Поистине, разум вместе со знаниями, Аллах говорит: وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ «Эти притчи мы приводим людям, но разумеют только знающие» [500]. Эй, Хишам! Всевышний Аллах упрекает тех, кто не имеет разум. Он говорит: وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللّهُ قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئاً وَلاَ يَهْتَدُونَ
«И когда скажут им: «следуйте за тем, что ниспослал Аллах!», они изрекут: «Нет, мы последуем за тем, на чём нашли наших отцов». А если бы их отцы ничего не понимали, и не шли бы прямым путём[501]». Также говорит: وَمَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُواْ كَمَثَلِ الَّذِي يَنْعِقُ بِمَا لاَ يَسْمَعُ إِلاَّ دُعَاء وَنِدَاء صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ «Те, которые не веруют, подобны тому, кто кричит на тех, что не слышат ничего, кроме призыва. Глухи, немы, слепы, и они не разумеют» [502]. Аллах говорит: وَمِنْهُم مَّن يَسْتَمِعُونَ إِلَيْكَ أَفَأَنتَ تُسْمِعُ الصُّمَّ وَلَوْ كَانُواْ لاَ يَعْقِلُونَ «Среди них есть и такие, которые прислушиваются к тебе, разве ты заставишь слышать глухих, хотя бы они и не понимали» [503]. أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلاً «Или ты думаешь, что большинство слышат или разумеют? Они ведь только – как скоты и даже больше сбились с пути» [504] لَا يُقَاتِلُونَكُمْ جَمِيعاً إِلَّا فِي قُرًى مُّحَصَّنَةٍ أَوْ مِن وَرَاء جُدُرٍ بَأْسُهُمْ بَيْنَهُمْ شَدِيدٌ تَحْسَبُهُمْ جَمِيعاً وَقُلُوبُهُمْ شَتَّى ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَّا يَعْقِلُونَ
«Они не будут сражаться с вами все, а только в укреплённых селениях или из-за стен. Ярость их между ними сильна: ты думаешь, что они вместе, а сердца их врозь. Это - за то, что они - народ, который не понимает» [505].
وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ «Неужели вы будете повелевать людям милость и забывать самих себя, в то время как вы читаете писание? Неужели же вы не образумитесь? [506]» Эй, Хишам! После этого всевышний Аллах порицает большинство и говорит: وَإِن تُطِعْ أَكْثَرَ مَن فِي الأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَن سَبِيلِ اللّهِ «Если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они сведу тебя с пути Аллаха. Они следуют только за предположением, и они только ложно измышляют!» [507] وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ «А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?» - Они, конечно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» - Но большая часть их не знает!» [508] О Хишам! После этого Всевышний Аллах возвысил положение меньшинства, сказав: شُكْراً وَقَلِيلٌ مِّنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ «Но не многие из моих рабов благодарны!» [509] Также говорит: وَقَلِيلٌ مَّا هُمْ «И мало их…»[510]. Также говорит: وَقَالَ رَجُلٌ مُّؤْمِنٌ مِّنْ آلِ فِرْعَوْنَ يَكْتُمُ إِيمَانَهُ أَتَقْتُلُونَ رَجُلاً أَن يَقُولَ رَبِّيَ اللَّهُ «И сказал человек верующий из рода Фирауна, который скрывал свою веру: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: «Господь мой – Аллах!» [511] وَمَنْ آمَنَ وَمَا آمَنَ مَعَهُ إِلاَّ قَلِيلٌ «Но не уверовали с ним, кроме немногих». [512] Также говорит: что большинство не знают, большинство не размышляют, не понимают!» [513] Эй, Хишам! Всевышний Аллах, после этого, упоминает разумных и думающих людей наилучшим образом. Аллах говорит: يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْراً كَثِيراً وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ «Он дарует мудрость, кому пожелает, а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели разума!» [514] Также: وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الألْبَابِ «И твёрдые в знаниях говорят: «Мы уверовали в него; всё - от нашего Господа». Вспоминают только обладатели разума!» [515] إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ «Поистине, в создании небес и земли, и в смене ночи днем – знамение для обладающих умом» [516]. ) أَفَمَن يَعْلَمُ أَنَّمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَبِّكَ الْحَقُّ كَمَنْ هُوَ أَعْمَى إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ «Разве же тот, кто знает, что-то, что ниспослано тебе от твоего Господа, есть истина, подобен тому, кто слеп? Ведь вспоминают только обладающие разумом» [517]. أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاء اللَّيْلِ سَاجِداً وَقَائِماً يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ «Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается будущей кары и надеется на милость своего Господа… Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают обладатели разума!» [518] كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ «Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка» [519]. وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْهُدَى وَأَوْرَثْنَا بَنِي إِسْرَائِيلَ الْكِتَابَ (53) هُدًى وَذِكْرَى لِأُولِي الْأَلْبَابِ «И поистине Мы дали Мусе прямой путь и оставили в наследство сынам Исраиля книгу. Руководство и напоминание для обладающих умом»[520]. Также говорит: وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим» [521]. О, Хишам! Всевышний Аллах говорит в священном Коране: وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ «Поистине Мы даровали Лукману мудрость» [522]. О, Хишам! Лукман сказал своему сыну: «Пред Всевышним преклоняй колено смиренно, и тогда, поистине, ты будешь среди всех людей наиболее разумным. Люди разумные всегда стремятся идти к своему Владыке, о сын мой! Есть великая пропасть, в которой погибло, затонув, большое количество людей. Поэтому возьми себе кораблём в этом пути богобоязненность, а средство твоего корабля пусть будут вера. Ветром, подгоняющий твой корабль, пусть будет умение полагаться на Аллаха, капитаном твоего корабля пусть будет разум, наставником – знание, а обитателем корабля - терпение». О, Хишам! Всякое имеет свои доказательства, Доводом же разума, является – размышление. Доводом размышления является молчание. Для каждой вещи есть основа, основа же разума – скромность и смиренность. Достаточно невежества для тебя в том, что ты совершишь. О, Хишам! Всевышний Аллах послал пророков и Своих посланников для того, чтобы люди размышляли о своём создателе. Поистине всякий, кто ответит на их призыв, имеет лучшее познание о своём создателе. Всякий, кто лучше познал божественные указания и приказы, более разумен. Тот же, кто имеет более совершенный разум, имеет и более высокое место, как в этом мире, так и в мире последнем. О, Хишам! Всевышний Аллах имеет два довода пред людьми. Один явный, другой скрытый. Внешний включает пророков и посланников Аллаха, а также имамов. Что касается скрытого довода, то это разум. О, Хишам! Разумный тот, кто разрешенное не отстраняет из благодарности Аллаху, а запретное не убавляет в нём терпения[523]. О, Хишам! Всякий, кто предпочтёт три вещи трём другим, подобен тому, кто помогает в разрушении своего разума. Тот, кто свет размышлений губит посредством длительных мечтаний, тот, кто свою мудрость разрушает посредством бесполезных разговоров и тот, кто назидание губит посредством своих вожделений. Такой подобен тому, кто помогает своим страстям и низменным желаниям победить разум. Всякий, кто погубит свой разум, поистине губит свою религию и жизнь. О, Хишам! Как твои дела получат ценность пред Всевышним Аллахом, когда ты помогаешь своему сердцу следовать своим страстям, помогаешь одержать победу своих низменных желаний над разумом. О, Хишам! Терпение в одиночестве есть признак силы твоего разума. Итак, всякому, кто поразмыслит о своём Господе и оставит этот временный мир и его приверженцев, и привяжет своё сердце к тому, что у Аллаха, Всевышний будет другом в страхе и помощником в одиночестве. Аллах обеспечит его, когда тот будет в нужде и бедности, и, не имея семьи и близких, будет уважаемым среди людей, так как того пожелает Аллах. О, Хишам! Право на повиновение Всевышнему - установлено. Нет никаких путей спасения для человека кроме как посредством повиновения своему Владыке. Повиновение же - в знании, знание - в изучении, изучение - в разумности человека. Знание же - подле знающего учёного, познание возможно только посредством разума. О, Хишам! Поистине, разумный человек доволен и согласен на небольшой товар, если этот товар с мудростью, но не будет удовлетворён, имея небольшую мудрость, если даже будет иметь весь мир в своих руках. Именно поэтому его торговля всегда имеет прибыль и хороший результат. О, Хишам! Разумные люди оставили бесполезные дела этого мира, не говоря уже о грехах. Поистине оставить этот мир и его прикрасы есть большое достоинство, но оставлять грехи обязанность. О, Хишам! Поистине разумный человек посмотрел на обитателей этого мира и понял, что этот мир не приобретается кроме как посредством усердия, и посмотрел на последний мир и понял, что он также требует усердия, и разумный человек выбрал тот, который имеет большую трудность и ценность. О, Хишам! Разумные люди смотрят на этот мир взглядом аскета, на мир последний - любя и стремясь к нему. Они поняли, что этот мир желает их, и желаем ими. Мир последний также желает их, и желаем. Всякого, кто стремится к миру последнему, этот мир желает, пока он не возьмёт с него пропитание. Всякого, кто стремится к этому миру, мир последний желает и смерть его близка. Такой не получает ни этого мира, ни последнего. О, Хишам! Всякий, кто хочет здоровую веру, которая не зависит от имущества, духовное спокойствие - без зависти, пусть обратится к Аллаху с искренностью, чтобы Аллах дал ему разумность. Поистине, всякий, кто стал разумным, удовлетворяется тем, что достаточно, и эта достаточность делает его независимым. Всякий, кто не удовлетворяется достаточностью, никогда не будет независим. О, Хишам! Всевышний Аллах говорит о праведном народе, что, когда они поняли, что их сердца могут отклоняться от истины, они сказали: رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ «Господи наш! Не отклоняй наши сердца после того, как ты наставил нас на праведный путь, и дай нам из своей милости, ведь поистине ты податель» [524]. Те же, кто не размышляет о своём Господе, не будут иметь страха пред Ним. Всякий, кто не размышляет об Аллахе, не может иметь знание сердца, и иметь истинные знание и понимание. Таким образом, он не может иметь познание истины в своём сердце. И никто не может иметь такое знание, если только его слова не будут соответствовать его делам. Ведь поистине Аллах, указывая на разум, указывает и на его проявление во внешних делах. О, Хишам! Его светлость повелитель правоверных имам Али (мир ему!) говорил: «Никто лучше не поклонялся Всевышнему как посредством своего разума. Разум же не станет полноценным, пока в человеке будут такие качества как неверие и многобожие, не станет полноценным, пока он не будет расходовать излишек своего имущества, на пути Аллаха, не перестанет говорить попусту и брать с этого мира больше чем ему положено. Разумный никогда не должен быть насыщенным знаниями. Для такого человека быть с Богом лучше, чем испытывать все возможные блага и удовольствия, но без Бога. Для такого человека скромность и смиренность лучше, чем известность и признание. Такой человек небольшие хорошие дела других видит большими, но большие и ценные свои поступки видит незначительными. Для такого человека все люди лучше, чем он, себя же он видит ниже, чем другие». О, Хишам! Разумный человек не говорит лжи, хотя его душа по своей природе хочет того. О, Хишам! Тот, кто не имеет великодушия, не имеет религии, тот же, кто не имеет разума, не имеет великодушия. Самые ценные и великие люди те, кто не считают для себя этот мир ценным. Поистине, ваше предназначение - рай, так не продавайте же себя за более низкое, чем это. О, Хишам! Повелитель правоверных имам Али (мир ему!) сказал: «Знай, что признак разумного человека это то, что, когда у него что-нибудь спросят, он даёт ответ. Если другие не в состоянии отвечать, он начинает говорить. Его мнение всегда имеет положительные результаты, всякий, кто не имеет этих трёх качеств в себе, есть глупец». Его светлость имам Али говорит: «Не должен сидеть в центре собрания тот, кто не имеет в себе эти три качества или хотя бы одно из них. Тот, кто не имеет в себе эти три качества или хотя бы одного из них является глупцом». Его светлость имам Хасан ибн Али (мир ему!) сказал: «Если у вас возникла проблема или нужда, обращайтесь к тем, кто может разрешить вашу проблему». У имама спросили: «Кто они?» Имам ответил: «Всевышний Аллах указал в священной книге, сказав: إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ «Поистине, вспоминают только обладатели разума» [525]. Али ибн Хусейн (мир ему!) сказал: «Общение с праведными людьми приобщает человека к праведности и богобоязненности. Познание пути традиции праведных учёных прибавляет разумности. Повиновение друзьям Господа есть справедливое дело, дающее человеку величие и почёт. Приобретение знания, которое является богатством, есть великодушие. Наставление посредством этих знаний есть выполнение права по отношению к этому знанию. Отстранения себя от причинения вреда другим есть признак разумного человека. Всё это несёт успокоение и душевное спокойствие». О, Хишам! Разумный не говорит с теми, кто имеет большую вероятность солгать. Он не хочет ничего от того, кто боится, что его опровергнут. Он не готовится к делам, которые сам не в состоянии выполнить, и он не надеется на тех, кто оставляет его надежду без вынимания. Если будет вероятность того, что пропадут дела по причинам невозможности их выполнения, он не стремится к их осуществлению» [526]. Существует большое количество преданий от непорочных имамов дома пророка (мир им!) о важности и высоком положении разума. Разум - это божественный свет, посредством которого человек познаёт истинный смысл вещей, именно поэтому разум - это божественный дар, но не что-то, исключительно присущее человеческой сути, изначально перешедшее от заложенного в человеке элемента в действующий. Аллах говорит в священном Коране: وَاللّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لاَ تَعْلَمُونَ شَيْئاً وَجَعَلَ لَكُمُ الْسَّمْعَ وَالأَبْصَارَ وَالأَفْئِدَةَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ «Аллах выводит вас из недр ваших матерей такими, что вы ничего не знаете. И Он дал вам слух, зрение и сердце. Может быть, вы будете благодарны!» [527]. Этот аят непосредственно указывает нам на положения разума и знаний, которые поистине есть два светила освещающие путь к истине. Когда каждый из нас рождается на свет, то не имеет ни того, ни другого. Посланник Аллаха говорит: «Всякий раз, когда ребёнок достигает совершеннолетия в его сердце Аллах вкладывает свет, который приносит различие между дозволенным и запретным. Поистине, разум по отношению к сердцу подобен светильнику по отношению к его дому». Аллах вложил свет разума в человека, дал ему священный Коран и хадисы, поэтому мы можем сказать, что они, поистине, не имеют различий, а только дополняют друг друга[528]. Связь между разумом и божественным откровением подобна пробуждению. Его светлость имам Али говорит о делах пророков: «Они пробуждаю глубины человеческого разума». На этом основании нет никаких различий между разумом и божественным откровением, на том простом основании, что здравый разум никогда не идёт вразрез с божественным откровением. Так как наш разговор идёт непосредственно о мазхабе ханбалитов, мы должны отметить, что они не имеют доводов, чтобы оставить без внимания разум и опираться исключительно на внешний смысл аятов и хадисов. Именно поэтому они вынуждены были принять противоречащие человеческой природе хадисы внешний смысл, которых указывает на то, что Аллах имеет физическое тело, схожесть с творениями, может быть, видим и т.д. Именно поэтому можно говорить, что очень много общего между ханбалитами иудеями и христианами. Такие общие моменты как схожесть Всевышнего с творениями (ташбих), имение физического тела (таджасум), возможность видеть Аллаха в Судный День (руйят) сближает ханбалитов с этими течениями. Одной из причин такого понимания сущности Аллаха есть неправильное понимание хадисов и аятов священного Корана. Ханбалиты не обратили особого внимания на значение хадисов, не исследовали цепи передатчиков, не сопоставляли хадисы с Кораном, но непосредственно принимали их все как достоверные без каких либо размышлений об их значении. Они, в конечном итоге, считали, что только внешний смысл аятов и хадисов необходимо принимать как должное, и нет необходимости их разъяснения. «Таким образом, они стали принимать хадисы, не смотря на то, что они противоречат разуму, их санад (передатчики) не имеет достоверности, и эти предания идут вразрез с коранической традиции. Таким образом, всякий, кто не принимал эти предания и отвергал их, считался неверным и нечестивым» [529]. Если брать за основу такой метод обращения с хадисами, которым пользуются ханбалиты, то несомненно мусульмане попадут под влияние хадисов, привнесённых иудеями[530]. Касательно утверждения ханбалитов о том, что они являются последователями Корана и сунны, то необходимо сказать, что эти их утверждения не имеют никакой основы. Как известно, все течения Ислама подтверждают правильность и важность следования Корану и сунне посланника Аллаха. Это признают все мусульмане, а не только ханбалиты, Однако, основная разница заключается в том, что ханбалиты принимают хадисы без того, чтобы проверять являются ли они достоверными или нет. Известный суннитский учёный Замахшари в частности пишет о них: «Если назову себя ахл аль Хадис, скажут, что я ничего не понимаю и не имею чувств». Посланник Аллаха сказал: «Всякому кто припишет мне то, что я не говорил, место в огне». Этот хадис ясно указывает на то, что враги Ислама всегда хотели исказить божественную религию и предпринимали для этого много попыток. Именно поэтому нам необходимо каждый хадис, который попадает нам в руки подвергать исследованию и проверять его достоверность, и только после этого принимать его. Но ханбалиты принимают всё без какого либо исследования. В частности, ибн Ханбал в своём трактате пишет: «Хадис привели нам таким, каков он был, мы принимаем его, и знаем что истина была таковой какой нам её привели[531]». И еще: «Али ибн Иса сказал мне, что один из ханбалитов приводит придание следующим образом: «У Аба Абдаллы (Ахмада ибн Ханбала) я спросил о хадисе, в котором говорится, что Всевышний нисходит на последнее небо каждую ночь. (И Он становится видимым) и ногу свою ставит на землю… Ахмад ибн Ханбал сказал: «Мы верим и признаём эти хадисы, мы не спрашиваем «как это возможно?», и «что это означает?» Мы не подходим к этим хадисам критически, и не толкуем их, противореча внешнему смыслу, и не отвергаем их[532]». Признание подобных хадисов означает признание телесности Аллаха, схожести его с творениями. Среди них и появились так называемые «хашииты», признающие телесность Аллаха. Шахристани пишет: «Что касается хашиитов, то они признают телесность Всевышнего, признают возможность рукопожатия с Аллахом, они считают, что наивысшая честь то, что посредством определённых дополнительных молитв и т.д. есть возможность «обнять» свого Владыку…[533]».
Некоторые примеры хадисов на тему «таджасум» (телесность) Мы выбрали некоторые хадисы из книги «ас Сунна» в которой приводятся хадисы Абдаллы от отца, (Ахмада ибн Ханбала) и книги «Таухид» от ибн Хузаймы. 1. «Абдалла ибн Ахмад приводит от отца, тот с передатчиками восходящими к посланнику Аллаха, что его светлость сказал: «Всевышний Аллах смеётся от того, что некоторые из его рабов потеряли надежду на божественную милость и от приближения некоторых из своих рабов к Себе». У посланника Аллаха спросили: «Разве Всевышний Аллаха смеётся?». Он сказал: «Да». Я сказал: «От добра смеха Аллаха мы не останемся в стороне[534]». Из этого хадиса нам становится ясно, что Всевышний Аллах смеётся…. 2 Абдалла говорит: «Я прочитал хадис своему отцу… Затем привёл учителей до Саида ибн Джубайра о том, что они говорят: «Души берутся от одного яхонта (рубина), но не знаю о том, сказал он (посланник Аллаха), красного ли цвета или нет эти камни. Саид ибн Джубайр сказал: «они были изумрудом», надпись на них из золота, сделал сам Аллах своей рукой, и обитатели небес слышали во время написания скрип пера» [535]. 3. «Отец (Ахмад ибн Ханбал) приводит хадис от передатчиков восходящих к Абу А’та, который сказал, что посланник Аллаха сказал: «Всевышний Аллах, облокотившись на камень, написал лично своей рукой Тору для Мусы, жемчугом на скрижалях. Муса слышал скрип пера от написания. Между ним и Аллахом не было никаких преград кроме одной завесы» [536]. Что понимаем мы, читая подобные предания? Разве кроме телесности Аллаха можно понять что–либо из этих преданий? Всякий, кто верит в эти хадисы и утверждает, что после этого не представляет Аллаха в своём воображении, говорит неправду, ибо подобные хадисы «заставляют» представлять Аллаха в своём сознании. Помню, как–то между моим братом и одним из последователей ханбализма зашёл диалог о божественных атрибутах, мой брат считал, что Аллах превыше того, чтобы иметь некоторые атрибуты. В конце дискуссии брат спросил: «Если ты признаёшь подобные атрибуты для Аллаха, то ты должен признать что Аллах имеет руки, ноги, физическое тело, глаза, тогда ты обязательно будешь представлять Его в своём сознании». Тот ответил: «Да, ты можешь представить Его в своём сознании, но не имеешь права описывать своё представление другим». Брат сказал: «Какая разница? Между тем, что если ты поставишь перед собой идола и будешь ему поклоняться или создашь его своём воображении?» Тот сказал: «Это речи рафидитов, да очернит Аллах их лица, они верят в Аллаха, но не признают этих атрибутов по отношению к нему. Значит, они поклоняются Аллаху, которого нет!» Брат ответил: «Истинный Бог тот, разум в познании и постижении которого бессилен! Его невозможно увидеть, неправильно говорить «Он где?» и «Он какой?», ибо Он создатель места и свойств и особенностей каждой вещи. Знай - то, что ты представляешь, есть только твоё воображение и создание твоего воображения, Его же нельзя представить. Мы выучили от семейства посланника Аллаха следующее высказывание «Всякая вещь, которую ты представляешь в своём сознании с мельчайшими деталями, есть творение твоего сознания. Оно и возвращается к вам. Поистине полное познание в невозможности познания». Тот в ответ сказал: «Мы признаём по отношению к Аллаху только то, что Он сам признал по отношению к Себе». Ибн Хузайма приводит в книге «Таухид» хадис от Анаса ибн Малика: «Когда Аллах показался Мусе на горе Он поднял Свой мизинец, на котором было кольцо, к небу и гора рассыпалась в прах». Хамид спросил: «Можно ли приводить подобные предания?» Тот сказал: «Малик приводит это предание от пророка, а ты спрашиваешь о том, приводить ли его?[537]» Ибн Ханбал приводит от отца Ахмада подобное этому предание[538]. Уважаемые читатели! Какой результат вы получаете из всего выше приведённого? Имение рук пальцев, среди всех пальцев мизинца и кольца…. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.) |