|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 3. Сокаку Такэда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860 годаСокаку Такэда Сокаку Такэда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860 года. Он учился дзюдзюцу у своего деда Соэмона Такэда, и бо-дзюцу - у своего отца, который был известным мастером сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно-ха Итто-рю под руководством Тома Сибуя в Токио и в школе Дзикисинкагэ-рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был знаменитым мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известен как отец современных кэндо и иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, как успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Мётина, что никогда никому другому не удавалось. В 1886 году Сокаку Такэда получил Мэнкё Кайдэн (свидетельство об окончании) школы Оно-ха Итто-рю. В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был учеником деда Сокаку - Соэмона Такэда - и мастером меча школ Мидзогути-ха Итто-рю и Косю-рю Гунгаку. У Танома Сайго он изучал Айки-будзюцу, включавшее работу с копьем, мечом и другими видами оружия и, как можно догадаться, был очень способным учеником. Важно понимать, что Дайто-рю Айки-будзюцу было комплексной боевой системой, включавшей нагэ-вадза (бросковые приемы), осаэ-вадза (приемы удержания), батто-дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара), яри-дзюцу (применение копья) и тораэ-вадза (технику захватов). То, что мы сейчас называем дзюдзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя как с оружием, так и без него. В 1880 году эти два человека снова встретились, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. (Этот храм был построен после смерти сёгуна Токугава, когда тот был приравнен к богу. Поскольку клан Айдзу веками служил сёгунам Токугава, было естественным что Катамори Мацудиара и Таномо Сайго исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления власти императора). За шесть месяцев, проведенных вместе, Таномо Сайго передал своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто-рю Айки-будзюцу. С 1880 по 1898 годы Сокаку Такэда вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, то есть сражался копьем против мастера копья и мечом - против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на постоянные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие даймё (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники. Сокаку Такэда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, и смерть участников не была необычным явлнием. И даже годы интервенции не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека. В 1910 году в сельской местности, по которой обычно ездил Такэда, объявился жестокий грабитель, который действовал настолько успешно, что люди - за исключением самых сильных - боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такэда. Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер айки-дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень довольны такой развязкой, и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти. Пятью годами спустя Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства. Когда началась схватка, врагов было полсотни на одного - вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными болванками и наконечниками копий. Такэда просто бросил нескольких нападающих. Однако, когда в ход пошли мечи он тоже вооружился сходным образом - и это стоило жизни девятерым бандитам. Этот случай прекрасно демонстрирует силу и гибкость айки-будзюцу как комплексной боевой системы. За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с оружием Такэда вышел победителем из такой схватки, которая на первый взгляд казалась совершенно безнадежной. Если бы Сокаку Такэда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Поговаривают даже, что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам или его старший ученик. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким способом). Похоже, что его поведение было несколько вызывающим, что показывает, например, следующий инцидент. В 1904 году американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни КОко колледжа Сэндай пожаловался коннтролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка показала, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, но привела его в такую ярость, что он попросил показать того, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такэда, в котором было всего 150см роста и 52кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Ёнкадзё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного мистера Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-рю Айки-дзюцу - это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такэда направил туда Синдзо Нарада из отделения полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя. Сокаку Такэда - это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного айки-дзюдзюцу через своих учеников к последующим поколениям. Как мы увидим далее, параллельно ему работали и другие, чьи способности были сравнимы с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более прочной основы для дальнейшего строительства. Прожив полную, удачную и очевидно интересную жизнь, Сокаку Такэда скончался от естественной старости 25 апреля 1943 года. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Говорят, что он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников - Морихей Уэсиба - сменил название собственной школы с Айки-будо на Айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он, вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог поэтому произвести эту замену без страха вызвать его недовольство. Однако Сокаку Такэда отчасти восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на паралич, на занятиях в отделении полиции города Муроран даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В день, когда его не стало, он почуствовал себя плохо у станции Аомори на северной оконечности основного Японского острова Хонсю, и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в в орасте 83 лет, после чего задача продолжения его работы лежала на учениках. Это были Токимунэ Такэда, Юкиёси Сагава, Такума Хиси, Тоёсаки Мацуда, Какуёси Ямамото и Морихей Уэсиба. Таномо Сайго, учитель Сокаку Такэда, говорил ему, что время меча кончилось, и айки-дзюдзюцу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это Сокаку Такэда, в свою очередь, передал ученикам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |