|
||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Йога: определение и сущность 3 страницаТеперь мы готовы к выполнению основной асаны — пашчиматанасаны (6). Мы начинаем с динамической формы, чтобы подготовиться к статической и лучше прочувствовать, какую роль в упражнении играет дыхание: мы тянемся вверх на вдохе и наклоняемся вперед на выдохе. Один из возможных способов работы над этой позой — ощущать движение в спине, когда мы распрямляем ее на вдохе, и движение живота к позвоночнику, когда мы, сохраняя вытянутое положение, наклоняемся вперед на вы-
дохе. После динамического выполнения пашчиматанасаны мы задерживаемся в этой позе на несколько дыхательных циклов (7), концентрируя внимание на теле и на дыхании. В качестве позы, обратной наклону вперед из положения сидя, может быть использована двипада-питха (8), позволяющая расслабить бедра и компенсировать сильный наклон вперед. Выполнение этой асаны завершается продолжительным отдыхом в шавасане (9).
Следующий цикл асан — пример плавной подготовки к выполнению поз с наклоном назад. Если делать наклоны назад без разминки и компенсирующих поз, это может привести к судорогам, болям и другим проблемам. На рисунке 14 изображена последовательность предварительных и заключительных упражнений, которые хороши для позы с наклоном назад — шалабхасаны (поза саранчи).
Все упражнения этого цикла динамические. Разогревание (1) — простое упражнение для соединения дыхания и движения. Но оно уже немного подготавливает спину, поскольку движение рук вверх приводит к легким движениям в спине. Далее следует вариант апана- саны (2), помогающий расслабить нижнюю часть спины. Затем вы снова ложитесь на спм iy, как и в первом упражнении, но с небольшим изменением — согнув ноги в коленях (3). 2 За к. 4149 Двипада-питха — более сложное упражнение. Мы должны внимательно следить за тем, чтобы каждый вдох сопровождался незначительным подъемом. В этом упражнении нагрузка приходится на спину, хотя ноги ей помогают. За двипада-пит- хой следует короткий отдых (5). Напряжение, которое может возникнуть в спине во время выполнения двипада-питхи, устраняется с помощью разновидности чакра- вакасаны (6). Далее мы продолжаем подготовку спины с помощью простого варианта бхуджан- гасаны (7). После этого мы можем выполнить легкий вариант шалабхасаны (8). Спина теперь должна поддерживать и ноги, и торс. Все предшествующие упражнения были нужны, чтобы подготовиться к этому. За шалабхасаной снова следует непродолжительный отдых: ноги согнуты в коленях, ступни стоят на полу (9), чтобы отдохнула спина. Пратикриясана (компенсирующая поза) для шалабхасаны — апанасана (10), которая позволяет расслабить нижнюю часть спины. Цикл завершается отдыхом (11). Дыхание Во время выполнения асан можно по-разному расставлять акценты на вдохе и выдохе. Мы разделяем дыхание на четыре части: • вдох; • выдох; • задержка после вдоха; • задержка после выдоха. Задержку дыхания во время выполнения асан мы используем для того, чтобы усилить эффект от той или иной позы. Предположим, что нас беспокоит ощущение тяжести в области живота, и, чтобы улучшить самочувствие, мы решили выполнять наклоны вперед из положения сидя. Мы можем делать простейшую форму этой асаны — динамическую, с медленным дыхательным ритмом. Или мы можем на выдохе как обычно наклоняться вперед, втягивая живот, и потом не возвращаться сразу в исходное положение, а оставаться в этой асане на несколько секунд с задержкой дыхания. Задержка дыхания после выдоха усиливает воздействие асаны на область живота. В противовес этому, задержка дыхания после вдоха, применяемая в некоторых асанах, усиливает воздействие на область груди. В качестве рабочих правил в занятиях йогой используются следующие принципы: • акцент на долгом вдохе и задержка дыхания после вдоха усиливает воздействие позы на область груди; • акцент на долгом выдохе и задержка дыхания после выдоха усиливает воздействие позы на область живота; • позы с наклонами вперед располагают к задержке дыхания после выдоха, а позы с прогибом назад располагают к задержке дыхания после вдоха. Удлинение выдоха или задержка дыхания после выдоха на санскрите называется «лангхана» («пост», «покорение»), Лангхана способствует выведению шлаков из организма и оказывает на тело очищающее действие, активизируя работу органов, особен-
но органов живота. Поэтому если у кого-то есть проблемы в области ниже диафрагмы, ему полезно практиковать лангхану. ^Удлинение вдоха и задержка дыхания после вдоха называется «бримхана», что лучше всего перевести как «расширение». Бримхана разогревает тело и наполняет его энергией. Бримхану следует вводить в свою практику ученикам, страдающим от недостатка энергии. Прежде чем приступить к бримхане, нужно научиться делать долгий выдох, потому что избыток огня, если его не выводить, может создавать разрушительные потоки энергии. Чтобы получать что-то новое (свежую энергию), нужно сначала избавиться от старого и бесполезного. Рисунок 15 иллюстрирует использование принципов «лангхана» и «бримхана» применительно к асанам. Поза воина, вирабхадрасана (1), по самой своей природе требует практики бримханы. Если во время выполнения этой асаны делать долгий вдох (к которому можно добавить небольшую задержку), то она будет еще больше расширять грудную клетку. Наклон вперед из положения сидя (2) — асана, которая естественным образом требует применения принципа «лангхана». Эта асана более эффективна, если выполнять ее с медленным и осознанным выдохом, после которого можно сделать задержку. Нужно помнить одно очень важное правило: если задержка дыхания приводит к сокращению последующего вдоха или выдоха, пора остановиться — вы еще не можете выполнять данное упражнение и должны работать над подготовкой к нему. Если говорить об этом применительно к нашей системе кровообращения, никогда не следует задерживать дыхание, если это вызывает резкое учащение пульса. Существует взаимозависимость между сердцебиением и дыханием, и нарушение дыхания приводит к учащению пульса. Это правило имеет также и психологическую основу: многие люди очень беспокоятся о своем сердце, и резкое учащение пульса может взволновать их. Нам следует руководствоваться принципом, согласно которому задержка дыхания никогда на должна вызывать чувства дискомфорта; напротив, мы должны быть в состоянии спокойно наблюдать за характером дыхания. Принципы «лангхана» и «бримхана» могут применяться с пользой только в том случае, когда у вас есть соответствующие знания и понимание. Никогда не следует применять эти техники без тщательного рассмотрения конкретных обстоятельств. Я буду говорить об этом более подробно, когда речь пойдет о пранаяме. Отдых Сейчас мы немного поговорим еще об одной вещи, играющей существенную роль в нашей практике йоги, а именно — об отдыхе между асанами. Конечно, следует отдыхать всегда, когда мы сбиваемся с ритма дыхания и больше не можем его контролировать. Но даже если наше дыхание остается равномерным и спокойным, некоторые части нашего тела могут уставать или даже болеть, и им нужно давать отдых. Если мы решили выполнить асану двенадцать раз, но после шестого раза почувствовали усталость, следует немедленно остановиться и отдохнуть. В отношении отдыха надо следовать единственному правилу: отдыхайте, когда нуждаетесь в отдыхе. Помимо этого, мы используем отдых как переход от одной асаны к другой. Например, отдых необходим при переходе от сильного наклона назад (как в дханураса- не) к сильному наклону вперед (как в пашчиматанасане). Здесь мы должны отдыхать, даже если не чувствуем потребности в отдыхе. Отдых позволяет нам прочувствовать эффекты позы и дает мышцам время вернуться в свое обычное состояние. Если мы не отдохнули, например, после дханурасаны, то во время последующего наклона вперед мы можем перегрузить спину. Чтобы этого избежать, необходимо расслабиться и понаблюдать за реакцией мышц и всего тела. Позвольте привести еще один пример. Многие люди во время выполнения стойки на голове чувствуют себя хорошо, но когда они после этого ложатся, то ощущают давление в груди. Известно, что во время стойки на голове вес живота приходится на грудь и давит на ребра, хотя до отдыха мы можем этого не чувствовать. Возникающее в груди ощущение является всего лишь обратной реакцией ребер, и оно исчезнет, если мы даем себе отдых, прежде чем перейти к компенсирующей позе. Общее правило состоит в том, что необходимо отдыхать между сложной позой и не менее сложной обратной позой: например, между стойкой на голове и стойкой на плечах. Но если компенсирующая поза очень проста, можно переходить к ней без перерыва. Отдых необходим также и перед пранаямой. В пранаяме наше внимание направлено в основном на дыхание, тогда как во время выполнения асан дыхание зависит от разных физических упражнений. Поскольку асаны требуют концентрации внимания на теле, после них стоит отдохнуть и мысленно настроиться на пранаяму. Продолжительность отдыха перед пранаямой зависит от количества выполненных перед этим асан. Если мы занимались асанами пятнадцать минут, достаточно отдохнуть две-три минуты. Если же мы выполняли асаны час или больше, перерыв перед пранаямой должен составлять не меньше пяти минут. Хотя я приводил вам примеры полных циклов для некоторых асан, включая разогревание и компенсирующие позы, важно понимать, что книга никогда не заменит хорошего учителя. Лучший путь к открытию самого себя и обретению способности посредством йоги глубже понимать свое тело и ум — спрашивать совета у учителя. Практика йоги является по своей сути самоисследованием. Асаны и пранаяма позволяют нам узнать о себе нечто новое, но, к сожалению, доверять своим ощущениям можно не всегда. Привычки видеть вещи определенным образом мешают нам по- новому смотреть на каждый новый опыт и делают наше понимание себя ограниченным. Поскольку восприятие учителя свободно от тех ограничений, которые накладывают на нас наши индивидуальные обстоятельства, он часто может видеть наши скрытые возможности. Книги по йоге отталкиваются от разных уровней развития человека. Если чей-то опыт в йоге невелик, ему будет трудно правильно выбрать подходящие асаны. Для того чтобы определить, какие позы принесут данному человеку наибольшую пользу, а какие требуют дополнительного разъяснения, очень важно иметь хорошего учителя. Учитель помогает нам познать самих себя и побуждает двигаться к более глубокому самопознанию. Книга же помогает поддержать тот настрой, который дает нам учитель. Я решил написать эту книгу, чтобы ознакомить с учением Кришнамачарьи широкую аудиторию. Естественно, что примеры асан, которые я привожу, не рассчитаны на чьи-либо индивидуальные потребности. Чтобы достичь своих целей, вам нужно самим перекроить под себя эти общие комплексы упражнений. Люди часто спрашивают, существует ли какой-нибудь общий комплекс асан, который подходит всем. Да, мы можем представить последовательность асан в общем виде. Чтобы упростить ситуацию, давайте не будем обращать внимания на то, что практику йоги следует приспосабливать к конкретному индивидууму и его потребностям и поэтому она никогда не может в точности следовать общему плану. Давайте на время забудем, что определенные асаны для некоторых людей требуют специальной подготовки или выполнения компенсирующих поз и что нужно время от времени делать перерыв между асанами. Мы уже обсудили эти вопросы достаточно подробно. Давайте переместим внимание на то, как можно сгруппировать асаны, принимая во внимание положение тела относительно земли и основные движения позвоночника. Мы можем разделить асаны на те, которые выполняются стоя, выполняющиеся лежа на спине, перевернутые, те, которые выполняются лежа на животе (прогибы назад), и, наконец, позы, которые мы выполняем стоя на коленях или сидя. Какие из них мы должны выбрать и в какой последовательности их лучше выполнять? Рисунок 16 демонстрирует некоторые позы из этого общего набора. Начинать занятие следует с упражнений, которые помогают нам разогреться, стать более подвижными и включить в работу все тело. Для этого лучше всего подходят асаны, выполняющиеся в положении стоя. Они позволяют расслабить все сочленения, включая позвоночник, шею, а также голеностопные, коленные, тазобедренные, плечевые
суставы и, отчасти, запястья. Есть люди, у которых часто возникают проблемы с суставами ног; или они не могут начинать со стоячих упражнений по каким-то иным причинам. Но большинству из нас в начале занятия следует выделить пять-десять минут для разогрева в положении стоя. Одна из функций разминочных упражнений — помочь нам почувствовать состояние своего тела и дыхания. Начало занятия должно быть рассчитано на то, чтобы простым и безопасным способом определить наше-физическое и ментальное состояние. Именно такую возможность предоставляют нам простые стоячие упражнения. После стоячих асан полезно лечь на спину и продолжить занятие лежа. Это будет хорошей подготовкой к перевернутым асанам, которые делаются на следующем этапе. Перевернутые позы позволяют компенсировать воздействие на наше тело гравитации и играют важную роль во внутреннем очищении. Кроме того, выполняя такие хорошо известные перевернутые позы, как стойка на голове и стойка на плечах, мы принимаем положения, прямо противоположные обычному. А это позволяет открыть новые, прежде неизвестные стороны самого себя. За перевернутыми позами следует группа асан, которые выполняются лежа на животе, — это прогибы назад. Некоторые из этих асан являются прекрасными компенсирующими позами для ряда перевернутых асан. Например, поза кобры гармонизирует последствия стойки на плечах и часто используется как дополняющая ее обратная поза. Завершить этот общий комплекс упражнений можно асанами, которые выполняются из положения сидя или стоя на коленях. Затем, после соответствующего отдыха, мы можем заняться пранаямой и другими упражнениями, требующими вертикального положения. В приложении 2 показано четыре общих комплекса, которые можно подогнать под ваши индивидуальные потребности. На рисунке 17 показан комплекс упражнений, который является хорошей минимальной подготовкой к пранаяме. Для разогрева можно сделать уттанасану (1). Далее можно выполнить двипада-питху (2), чтобы подготовить спину и шею и ощутить свое дыхание. Чакравакасана (3) помогает расправить грудь и спину. Цикл завершается отдыхом на спине (4). После этого можно переходить к пранаяме. Кто- то выберет для этого обычную позицию со скрещенными ногами (сукхасану) (5). Те, кому в ней неудобно, могут сидеть на стуле (6): вы ничего из-за этого не потеряете и это не повлияет на качество пранаямы. Если мы собираемся работать над определенными дыхательными техниками (такими, как дыхание с фиксированной длиной вдоха и выдоха или задержка дыхания), то подобный комплекс асан даст дополнительное преимущество, поскольку позволит нам прочувствовать свое дыхание прежде, чем мы начнем выполнять пранаяму. Выбор времени суток для занятий зависит от наших возможностей, точно так же, как отбор тех или иных асан зависит от целей и потребностей ученика. Вот одно из правил, которое при этом нужно соблюдать: заниматься следует не раньше, чем через два-три часа после еды. Лучше всего делать упражнения на голодный желудок, поэтому тем, у кого гибкий график, рекомендуется заниматься до завтрака.
Заниматься нужно регулярно, с учетом свободного времени, целей и потребностей. Вне зависимости от того, много у нас времени или мало, нам нужно планировать упражнения в виде законченного комплекса. Занятие обязательно должно представлять собой сбалансированную последовательность упражнений. (Если вы боитесь, что вас прервут или что вы не успеете сделать все до конца, лучше спланировать короткий цикл упражнений.) Придерживаясь принципа «виньяса-крама», мы можем разработать последовательный и рациональный курс занятий йогой, который поможет нам достичь своих целей. 5 варианты асан ^ уже упоминал, что асаны можно выполнять по-разному. И сейчас я хочу рассказать о возможностях варьировать некоторые асаны и о том, зачем это делается. Мы можем работать с вариациями асан для того, чтобы расширить свои физические возможности. Большинство людей приступает к практике йоги, рассчитывая получить какие-то определенные результаты. Вы можете стремиться к тому, чтобы укрепить спину, вылечиться от астмы, избавиться от болей или просто чувствовать себя бодрее. Эти конкретные цели достигаются с помощью различных асан. Например, если кто-то страдает от напряжения в плечах, ему нужно подбирать асаны, способствующие увеличению подвижности этой области. Если у кого- то астма, ему следует выполнять те варианты асан, которые помогают расширить грудь и удлинить дыхательный цикл. Разные модификации асан позволяют нам разумным образом приспособить упражнение к своим нуждам и добиться максимального результата при минимальных затратах сил. Еще одна существенная причина, по которой мы выполняем разные варианты асан, состоит в том, что это способствует концентрации внимания. Если мы регулярно, на протяжении долгого времени практикуем одни и те же асаны, то это может превратиться в рутину, даже если асаны и дыхательные упражнения хорошо спланированы и подобраны специально для нас. При постоянном повторении одного и того же внимание начинает постепенно ослабевать, и нам может стать скучно. Введение в практику новых вариантов асан помогает оживить внимание и делает нас восприимчивыми к новому опыту. Внимательность — это такое состояние, в котором мы полностью сосредоточены на том, что делаем, и это позволяет нам ощущать все, что происходит в нашем теле. Когда наше восприятие открыто, у нас появляется возможность ощутить то, чего мы никогда не испытывали прежде. Если мы не работаем с разными вариантами асан, а только повторяем одно и то же, мы лишаем себя нового опыта. Неизменная бдительность и постоянное обнаружение чего-то нового — необходимые черты правильной практики асан. Чтобы правильно выполнять асаны, ум должен быть собран воедино. Это автоматически достигается благодаря новому опыту, так как он усиливает интерес и обостряет внимание.
критерий при выборе модификации асаны: вы не должны перенапрягаться, и дыхание как в движении, так и в покое всегда должно быть связано со всем телом. Используя в шалабхасане различные движения руками и ногами, вы можете уменьшить или увеличить нагрузку на спину, живот и грудь. Например, если вы кладете руки на пол у основания ребер (2) и вдыхаете с прогибом назад, попеременно поднимая то одну, то другую ногу, это будет уменьшать нагрузку на нижнюю часть спины, живот и грудь и способствовать сильному прогибу в верхней части спины. Одновременный подъем ног и корпуса на вдохе (3) усилит работу нижней части спины и живота, и при этом будет сохраняться сильный прогиб в верхней части спины и в груди. Подъем противоположных руки и ноги (4) позволяет укрепить, сбалансировать и интегрировать обе стороны тела. Став сильнее, мы сможем использовать руки для усиления воздействия на нижнюю и верхнюю части спины. Если мы поднимаем руки на уровень плеч (5), это укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса, согласовывая их действия с мышцами спины. Этот вариант может выполняться только при достаточном прогибе в верхней части спины. При выполнении шалабхасаны очень сильное укрепляющее действие оказывает задержка дыхания после вдоха. Шалабхасана сама по себе располагает к глубокому выдоху и задержке после выдоха. Любое изменение дыхания и положения тела особым образом меняет характер воздействия асаны. Во всех показанных здесь вариантах ноги, руки и голова возвращаются на пол на выдохе. Либо вы можете выдыхать, когда они подняты, и это будет оказывать сильное воздействие на область живота. Человеку с крепатурой ног не заказано с пользой выполнять классическую паш- чиматанасану, показанную на рисунке 20 (1). Наклон вперед можно увеличить, например, за счет небольшого сгиба в коленях на выдохе (3). Индра Дэви (первая
западная ученица моего отца, достигшая больших высот в йоге) рассказывала, что поначалу он учил ее пашчиматанасане именно так, приспосабливая классическую позу к ее потребностям. Другой способ увеличить наклон — поднять сиденье (4). Различные варианты положения рук (2, 5) позволяют проработать верхнюю часть спины и плечи и помогают углубить асану. Но вы не должны использовать для усиления наклона вперед мышцы рук. Движение должно осуществляться без усилий и сопровождаться выдохом. Можно углублять наклон на выдохе и уменьшать на вдохе, чтобы естественная гибкость тела усиливалась за счет дыхания. Существует много других вариантов асан. Когда мы выполняем какой-нибудь новый вариант, воздействие асаны, и, следовательно, наше внимание, направляется в разные зоны тела или на осуществление разных задач. Разновидности асан нужны не только тем, у кого есть какие-то специфические проблемы. Они помогают всем, занимающимся йогой, оставаться готовыми к открытиям. Изменение дыхания Другой способ внести разнообразие в практику асан — изменить дыхательную технику. Например, вместо того чтобы вдыхать и выдыхать произвольно, мы можем следить за тем, чтобы вдох и выдох были одинаковой длины, или можем задерживать дыхание. Обычно мы согласуем каждое движение либо со вдохом, либо с выдохом. Но иногда может быть полезно двигаться на задержке дыхания. Запомните, что, если мы хотим усилить воздействие асаны на область груди, мы концентрируемся на выдохе, а если мы хотим усилить воздействие на живот и на нижнюю часть спины, мы концентрируемся на вдохе. Таким образом, если мы хотим внести изменение в практику пашчиматанасаны, которая естественным образом заставляет работать живот и нижнюю часть спины, мы поднимаем руки на вдохе и сохраняем это положение на выдохе. Затем, не делая вдоха, мы наклоняемся вперед и выдерживаем паузу
(см. рисунок 21). Тем самым мы усиливаем эффект от выдоха. Вдох делается при возвращении в исходное положение, руки над головой. Можно повторять этот цикл, пока дыхание остается ровным. Задержка дыхания после вдоха усиливает воздействие на грудную клетку и может с пользой применяться в таких позах, как бхуджангасана. Еще один интересный вариант работы — изменение нормального типа дыхания на противоположный. Например, при выполнении бхуджангасаны мы можем поднимать верхнюю часть тела не на вдохе, а на выдохе (см. рисунок 22). Многие люди для того, чтобы подняться при выполнении бхуджангасаны, в большей степени используют мышцы живота, а не спины. Выдох приводит к втягиванию живота и не позволяет использовать его таким образом. Если вы станете поднимать верхнюю часть тела на выдохе, то будете испытывать совершенно другие ощущения. После того как мы определили границы своих возможностей по задержке дыхания (задержка не должна вызывать дискомфорта), можно изобретать разные способы дыхания. Предположим, мы хотим сконцентрировать внимание на верхней части спины. Тогда мы выберем бхуджангасану или шалабхасану — позы, которые прорабатывают эту область, и будем дополнять их концентрацией внимания на вдохе. Мы можем увеличивать продолжительность вдоха с каждым повторением цикла или задерживать дыхание после вдоха, чтобы увеличить объем воздуха в легких и расширить грудную клетку.
Изменения служат двум целям: удовлетворить определенную потребность и оживить внимание. Задержка дыхания после вдоха или выдоха может усилить напряжение тела. Если это происходит, переведите внимание в то место, где напряжение сосредоточено. Если это не приводит к исчезновению напряжения, медленно выйдите из асаны. Изменение ритма Многие асаны могут приобрести новые качества, если разбить их на шаги (крамы). Пример такого подхода к пашчиматанасане показан на рисунке 23. На первом выдохе мы наклоняемся вперед только наполовину. Затем, сохраняя это положение, мы вдыхаем и вытягиваем спину. На втором выдохе мы наклоняемся до конца. Такой вариант нужен не только для того, чтобы удержать внимание. Здесь меняется способ перехода в окончательную фазу и ее фиксация. Изменения в разминке Изменения возможны не только в самих асанах, но и в подготовке к ним. Упражнения, которые мы выполняем перед основной асаной, по-разному влияют на то, что мы чувствуем, и на характер эффекта от асаны. Часто люди говорят, что после выполнения той или иной асаны они ничего не чувствуют. Им кажется, что, если они не ощущают ничего особенного в мышцах, значит, ничего и не произошло. В подобных ситуациях полезно внести изменения в подготовительные упражнения. Включите в них позу, которая заставляет тело двигаться в направлении, противоположном движению основной асаны. Прислушавшись к ощущениям от обеих асан, вы обретете уверенность в том, что что-то происходит. Изменение сферы внимания Во время выполнения асан можно направлять внимание на разные участки тела. Этот метод позволит значительно улучшить качество выполнения упражнений.
Уважать классические асаны Очень важно понимать, что в йоге за каждой позой стоит определенный принцип. Если мы не знаем этого принципа или не понимаем его, то не сможем правильно выполнять асану или ее вариант. Усвоить принципы, которые воплощаются в асанах, помогает учитель, знающий классические позы. Что значит та или иная асана? Какова ее цель? Чего она от нас требует? Только после того, как мы постигли основной принцип асаны, мы можем переходить к ее разновидностям. Например, пашчима- танасана (наклон вперед из положения сидя) — это поза, в которой мы садимся с вытянутыми вперед ногами и обхватываем ступни руками, опуская голову вниз, к голеням. «Пашчиматанасана» переводится как «западное растягивание». В Индии мы по традиции молимся и выполняем асаны лицом на восток. В этом положении наша спина обращена к западу. То есть истинное назначение этой асаны — способствовать Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |