|
||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть III «Йога-сутры» Патанджали
Перевод и комментарии Т.К.В. Дешикачара Введение Йога-сутры» Патанджали являются сердцем йоги. Сердце (хридая) — это то, что не подвержено изменениям. В своих «Сутрах» Патанджали раз и навсегда дал йоге определение и придал ей форму. Однако сердце без праны мертво и бесполезно. Дешикачар объясняет, что процесс обучения — это прана (жизнь) «Иога-сутр». Сердце оживляется учителем. «Иога-сутры» являются мощным орудием учителя, который в состоянии адаптировать их к ученику и, с их помощью, передать обучаемому преобразующую силу сердца. Дешикачар подчеркивает, что предлагаемый вашему вниманию труд является всего лишь введением, потому что «Иога-сутры» очень глубоки. По словам Кришнамачарьи, между «атха» и «ити» (первым и последним слогами «Сутр») простирается океан. При изучении «Сутр» с учителем слова начинают складываться в полные смысла и силы откровения, причем порой — самым неожиданным образом. Рекомендуется заниматься с человеком, который сам проходил подобное обучение и занимался у компетентного учителя, достигшего ясности понимания с помощью тапаса (практики), свадхьяи (самоисследования) и ишварапранидханы (преданности Богу). Труд Патанджали написан в стиле «сутра». Данной манере изложения свойственна краткость, однозначность, содержательность и универсальность. Сутра — это то, что связывает* учителя, учение и ученика. С продвижением в изучении текста и в практике йоги содержание «Сутр» вызывает в душе все более глубокий резонанс, становится все более злободневным и дарит все новые откровения. Здесь нет места спешке или чрезмерным стараниям понять написанное. Этот процесс должен протекать естественно. Мы не знаем точно, кем был Патанджали. Некоторые считают его божественным воплощением змея Ананты, который поддерживает всю Вселенную. Он Адишеша — «первый слуга Бога», который «так близок к Богу, что знает Его учение лучше всех». Мы можем предположить, что Патанджали не создал учение йоги сам, а унаследовал его из огромного массива Вед. По указанию великого учителя он выбрал из Вед все, что касалось учения об уме, и представил в краткой и систематизированной форме. Все идеи йоги — такие, как Ишвара, клеша, карма, гуны, пуруша, самадхи, сиддхи и кайвалья, — в той или иной форме содержатся в древних Упанишадах. Однако в Ведах нет четкой организации материала, поэтому на них Одно иа значений слова сутра — «нить», «шнур». — Прим. ред. сложно построить последовательное обучение. Патанджали преподнес нам великий дар, оформив ведийское учение йоги в доступную систему личностного развития. Лаконичность и выразительность «Сутр» обеспечила возможность устной передачи знаний о йоге от учителя к ученику на протяжении веков. В наше время Кришнамачарья, благодаря своему учителю Рамамохану Брахмачари, получил уникальную возможность проникнуть в лабиринт этих слов на совершенно особом уровне. Аналогичным образом, Дешикачар прошел обучение и практику у Кришнамачарьи, в результате чего смысл каждой сутры стал для него ясным и злободневным. Кришнамачарья и Дешикачар не интересуются религиозными или философскими спекуляциями. Напротив, они привнесли в йогу интеллектуальную строгость, техническую четкость и практику выявления методов, с помощью которых каждая конкретная личность может ослабить духкху (страдание). По контрасту с другими философскими системами, считающими, что кроме Бога ничто не является реальным, Патанджали утверждает, что весь приобретаемый человеком опыт — это cam («истина, реальность») и его нельзя отрицать. Даже духкха — cam и не должна вызывать стыда или негативной реакции. Духкху испытывают все. Она является частью нашей реальности, и если это признать, то она поможет нам пробудиться к большей чистоте и пониманию. Кришнамачарья говорил: «Спасибо Богу за духкху». Он называл духкху неизбежным стимулом к практике. Кроме того, Патанджали ясно дает понять, что наш опыт постоянно меняется; ничто, в том числе духкха, не остается неизменным. Поэтому мы всегда можем добиться для себя позитивных изменений — было бы желание. Патанджали дает нам бесчисленное количество доступных методов, которые мы можем применять, отталкиваясь от своей реальной ситуации на текущий момент. Начинать мы должны с начала. Дешикачар говорит об этом просто: «Если человек не может найти свой дом, а вы говорите ему, что там находится горшок с золотом, лучше бы вы ему этого не говорили. Он был бы счастливее, потому что какой прок от золота, если вы не можете его найти? Это только расстраивает. Сначала нужно найти дом и войти в него. А после этого появляется много возможностей». Патанджали свел процесс и инструменты самоанализа в единую систему. Если выбрать подходящие методы и практиковать их под руководством учителя, можно привести свой беспокойный ум в состояние покоя. В нас заложен потенциал необычайной мудрости и счастья. Это основная идея Патанджали, переданная Кришнамачарьей и Дешикачаром. Марк Витвел
РУКОЬОДСТЮ ПО ЧТЕНИО САНСКРИТА Для передачи текста сутр, а также санскритских стихов Шри Кришнамачарьи, в книге использована система транслитерации санскрита буквами кириллицы с диакритическими знаками. Такие гласные, как а, и, у, о и согласные к, г, т, д, н, п, б, ч, м, р, в, ш, с сходны с аналогичными русскими (однако после согласной в произносится как английское w). Е (э) произносится как в слове ато; вдвое длиннее соответству ющих кратких гласных. Дифтонги ДМ, ау звучат как в словах май и аудитория. Слогообразующие р, л можно произносить как ри и ли. Дж произносится слитно, как в слове Джим., по звучанию приближается к гь. Церебральные т, тх, д, дх, н отличаются от зубных тем, что кончик языка завернут назад и нижней стороной прикасается к переднему нёбу (на слух т, д воспринимаются как английские альвеоль- ные t, d). Особенность придыхательных кх, гх, чх, джх, дх, вх, тх, дх, пх, бх в том, что основной взрывной элемент сопровождается слабым звуком типа аглийского h. Носовое звучит как в слове Конго, мягкое — как в слове конь. Неносовые сонанты напоминают русские й и мягкое ш (иена, общность). Хи (висарга) соответствуют звонкому и глухому английским h, а Л — английскому /; м. — носовой призвук после гласной, как во французском Ьоп.
(амадхипада «Сутры» Патанджали подразделяются на четыре главы. Первая называется «Самадхипада» (глава о самадхи). В этой главе дается определение йоги, приводятся ее характеристики и разбираются проблемы, с которыми приходится сталкиваться на пути к состоянию йоги, а также методы решения этих проблем. Каждая сутра представлена сначала шрифтом деванагари, затем идет транслитерация санскритского текста, перевод (курсивом) и комментарий. 1.1 В первой сутре, в соответствии с устной традицией, объявляется тема. В контексте древней санскритской литературы первое слово («атха») имеет дополнительный оггенок молитвы о счастливом начале и об успешном завершении предстоящей работы. Здесь начинается авторитетное наставление по йоге. Патанджали указывает, что, хотя предмет данной работы имеет древнее происхождение и не является его собственным творением, он глубоко изучил этот предмет под руководством своего учителя и уже достаточно компетентен, чтобы поделиться своим пониманием с учениками. Его стиль рассчитан на то, чтобы они, в свою очередь, тоже могли напрямую передать знание своим ученикам с помощью традиционных устных методов. 1.2 Что такое йога? Это слово имеет много интерпретаций и скрытых смыслов. Патанджали дает определение, отражающее его собственное понимание данного слова. и Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь. Объект может быть конкретным — либо внешним по отношению к нам, либо являющимся частью нас самих. Объектом также может быть сфера интереса, идея или что-либо, находящееся за пределами эмпирического уровня, например Бог. 1.3 Тогда есть возможность полного и правильного понимания объекта. В состоянии йоги различные предубеждения и плоды нашего воображения, которые могут мешать пониманию или искажать его, контролируются, уменьшаются или уничтожаются. Преодолеваются склонность закрываться от непосредственного понимания и неспособность понимать. 1.4 Когда ум не находится в состоянии, называемом «йога», Способность понимать объект замещается представлением ума об этом объекте или полным непониманием. Беспокойный ум редко может придерживаться одного направления. Если даже у него это получается, понимание объекта все равно будет ошибочным. 1.5 Что такое ум? Патанджали определяет ум через виды умственной деятельности. Это единственный способ, позволяющий понять ум. Существует пять видов деятельности ума. Каждый из них может приносить пользу, и каждый из них может быть источником проблем. Невозможно сразу определить, принесет ли тот или иной вид умственной деятельности пользу или станет источником проблем. Результаты проявляются только со временем. 1.6 Вот эти пять видов деятельности: понимание, неправильное понимание, воображение, глубокий сон и память. Каждый вид ментальной деятельности имеет свои характеристики. Хотя они не всегда видны на поверхности, каждую из них можно распознать. Они воздействуют на наше поведение и на наши взгляды; это то, что формирует личность. 1.7 Каждому виду умственной деятельности дается определение. Понимание основано на прямом наблюдении объекта, логических выводах и ссылках на надежные авторитетные источники. Ум может регистрировать объект посредством органов чувств. Когда доступная информация не полна или недостаточна для того, чтобы обрести понимание на основе эмпирического опыта, можно достичь более полного понимания объекта с помощью других средств, таких, как память и логика. Когда прямое понимание невозможно, допустимо опосредованное понимание, основанное на информации, полученной из надежных авторитетных источников, которыми могут быть письменный текст или человек, которому вы доверяете. Таким образом мы обретаем знание о местах, людях или идеях, находящихся вне сферы нашего непосредственного опыта. Понимание в состоянии «йога» отличается от понимания в обычном состоянии. Оно ближе к истинной природе объекта. 1.8 Неправильное понимание — это такое понимание, которое принимается за правильное до тех пор, пока более благоприятные условия не позволят раскрыть истинную природу объекта. Этот вид умственной деятельности считается наиболее распространенным. Он может возникать в результате неправильного наблюдения или неправильной интерпретации увиденного. Причина кроется в нашей неспособности проникнуть вглубь того, что мы видим. Часто это является результатом прошлого опыта и воспитания. Ошибка может быть найдена позже или не найдена никогда. Цель занятий йогой — научиться распознавать и контролировать источники неправильного понимания (см. вторую главу «Сутр»), 1.9 Воображение — это понимание объекта на основе одних только слов и фраз, при отсутствии самого объекта. Это происходит, когда нет возможности непосредственного восприятия. Воображение ведет к пониманию, опираясь на значение, подтекст или скрытый смысл описания объекта. Этому может дополнительно помочь поэтическое или ораторское использование слов. Такой вид понимания может также основываться на других источниках: на снах, ощущениях и эмоциях. В данную разновидность ментальной деятельности часто вносит вклад хранящийся в памяти прошлый опыт. 1.10 Глубокий сон — это состояние, в котором ум объят тяжестью, и нет ничего, кроме глубокого сна. Сон — обычная, регулярная деятельность ума, для которой есть свое время. Но тяжесть может также возникать от скуки или истощения — они тоже приводят ко сну. Сон — нормальное состояние для всех живых существ. 1.11 Память — это сохранение в уме сознательного опыта. Всякий сознательный опыт оставляет после себя впечатления, которые сохраняются в памяти личности. О воспоминаниях нельзя сказать, являются ли они истинными, ложными, неполными или воображаемыми. Все эти функции ума вместе взятые и каждая из них в отдельности являются доказательством существования ума. Они настолько взаимосвязаны и сложны, что любая из них (кроме разве что сна) может рассматриваться скорее как матрица или род деятельности, чем как отдельный объект с ограниченным набором индивидуальных характеристик. Любая из них может, в зависимости от времени и обстоятельств, приносить пользу или вред. Они могут давать немедленные прямые результаты или проявляться опосредованно, в виде будущих последствий. 1.12 Как мы приходим в состояние «йога»? Что мы должны делать и чего не должны? Ум может достичь йоги с помощью практики и отрешенности. 1.13 сШ- R-4d1 I татра стхитау йатно бхйасах Каковы основные черты практики и отрешенности? Хотя здесь не описаны конкретные техники, в двух последующих сутрах определяются их качества. Основа практики — правильные усилия, необходимые для движения к состоянию «йога», для его достижения и сохранения (см. 1.2). Выбранные техники следует правильно изучить и выполнять под руководством компетентного учителя, понимающего индивидуальные особенности ученика и знающего о его социальном окружении. Следует подобрать и выполнять практику, которая подходит данному конкретному ученику, иначе шансы достичь успеха невелики. 1.14 Успех достигается только в результате не прерывающейся в течение долгого времени практики, осуществляемой с позитивным настроем и рвением. Мы всегда склонны начинать практику энергично, с энтузиазмом и желанием немедленно получить результат. Но постоянное давление повседневной жизни и огромное сопротивление ума подталкивают нас к тому, чтобы уступить человеческим слабостям. Это понятно; такие тенденции свойственны всем нам. Данная сутра подчеркивает необходимость подходить к практике серьезно, с позитивным настроем и самодисциплиной, с долгосрочной ориентацией на будущий успех. 1.15 По мере развития нашей практики в правильном направлении мы обнаруживаем, что наша способность поддерживать самодисциплину и не обращать внимания на посторонние влияния возрастает. В итоге, можно достичь состояния отрешенности: На высшем уровне нет никаких влечений — ни к объектам чувств, ни к необычному опыту. Практика дает нам определенные преимущества: физическую силу и ловкость, обостренное внимание и чувствительность. У нас может возникнуть искушение использовать свои новые способности, чтобы доказать, что мы достигли более высокого уровня. Но это побочные эффекты и соблазны, и если мы будем придавать им слишком большое значение, мы рискуем потерять из виду путь йоги. 1.16 Далее, Когда индивидуум достигает полного понимания своей истинной природы, его больше не тревожат никакие отвлекающие воздействия, ни внешние, ни внутренние. Отрешенность развивается с пониманием самого себя. Неизбежное желание отвлечься нельзя просто подавить, потому что, пока оно есть, оно будет всплывать снова и снова. 1.17 Затем постепенно приходит полное понимание объекта. Сначала оно появляется на довольно поверхностном уровне. Со временем понимание углубляется. И в кони,е концов оно становится полным. Достижение такой глубины понимания приносит ощущение чистой радости. В это время индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает ничего вокруг. Такой уровень понимания природы объекта возможен только в состоянии йоги. Часто мы способны понять внешние и наиболее очевидные элементы. Но понимание неполно, если мы не достигли уровня глубочайшего и безошибочного восприятия.
1.18 Когда ум поднимается до состояния иоги и пребывает в нем, Обычное беспокойство ума отсутствует. Но воспоминания прошлого сохраняются. В этом состоянии восприятие происходит мгновенно, а не постепенно. Воспоминания остаются для того, чтобы помогать нам жить в обычном мире, но они не отвлекают нас. i.i9 Г=1^1>'Гс1'^И1я; I бхава -пратйайо видеха -пракрти -лайанам Поскольку вместе с нами в этом мире живут миллионы других существ, конечно же Есть те, кто рождается в состоянии йоги. Им не нужно упражняться или вырабатывать самодисциплину. Но таких людей очень мало, их невозможно копировать и не следует им подражать. Некоторые из них могут поддаться мирскому влиянию и потерять свои выдающиеся качества. 1.20 Но как быть с остальными людьми? Действительно ли существует шанс достичь состояния йоги? Устремленность сохраняется за счет веры, которая дает достаточно энергии, чтобы добиться успеха, несмотря ни на что. Достижение цели йоги — дело времени. Целью является способность направлять ум на объект, ни на что не отвлекаясь, что со временем приводит к ясному и правильному пониманию этого объекта. Вера — это непоколебимая уверенность в том, что мы можем добраться до цели. Мы не должны самодовольно успокаиваться в случае успеха или отчаиваться в случае неудачи. Следует упорно и настойчиво трудиться, несмотря на все отвлекающие факторы, независимо от того, кажутся ли они хорошими или плохими. 1.21 Чем сильнее вера и чем больше прилагается усилий, тем ближе цель. 1.22 Имеем ли мы все одинаковые шансы достичь цели? Неоспоримый факт, что глубина веры различается у разных людей, а также у одного и того же человека в разное время. Эти различия отражаются на результатах. Эти различия — неотъемлемая часть человеческого существования. Они являются порождением культурной среды и способностей индивидуума. 1.23 Патанджали признает, что наши попытки достичь состояния йоги наталкиваются на многочисленные препятствия разной величины. Но для тех, кто имеет врожденную веру в Бога или способен развивать ее годами, Регулярное вознесение молитв Богу с чувством подчинения его силе гарантирует достижение состояния йоги. В следующей сутре Патанджали дает свое определение Бога. Бог — это Высшее Существо, чьи действия никогда не бывают основаны на неправильном понимании. 1.25 В чем уникальность Бога? Он знает все, что познаваемо. Его знания находятся за пределами всех человеческих представлений. 1.26 Связан ли Бог, о котором говорит Патанджали, временем или для него времени не существует? Бог вечен. Он — высший учитель. Он учитель всех учителей прошлого, настоящего и будущего. 1.27 Как мы должны обращаться к Богу? Таким способом, который лучше всего соответствует качествам Бога. Разные культуры и религии используют для описания Бога и его качеств разные слова. Самое главное — обращаться к Богу с величайшим уважением и без каких бы то ни было внутренних противоречий. В этом большую помощь может оказать учитель.
Что нас связывает с Богом? Чтобы быть связанным с Богом, необходимо регулярно обращаться к нему соответствующим образом и размышлять над его качествами. Патанджали говорит, что необходимо постоянно размышлять над качествами Бога. Этому может помочь повторение имен Бога, а также молитва и созерцание. Но механическое повторение имен и молитв бесполезно; и то, и другое должно сопровождаться сознательным рассмотрением и размышлением в духе глубокого почтения. 1.29 Тем, кто верит в Бога, такие размышления обязательно принесут пользу. В свое время индивидуум познает свою истинную природу. Ему больше не будут мешать препятствия, которые могут возникать на пути к состоянию йоги. 1.30 Что это за препятствия? На пути к чистоте ума есть девять видов препятствий: болезнь, апатия, сомнения, невнимательность, усталость, невоздержанность, иллюзии относительно истинного состояния своего ума, нехватка упорства и регресс. Они являются препятствиями, потому что нарушают равновесие ума и заставляют его отвлекаться. Чем мы уязвимее для этих факторов, тем труднее нам достичь состояния йоги. 1.30 Можем ли мы обнаружить действие или зарождение этих препятствий? Все эти препятствия вызывают один (или несколько) из следующих симптомов: внутренний дискомфорт. негативизм, неспособность чувствовать себя свободно в разных позах, трудности с контролем дыхания. Любой из этих симптомов может иметь дальнейшие последствия. В следующих восьми сутрах дается ряд рекомендаций по контролю над перечисленными препятствиями и их симптомами. Эти рекомендации полезны как тем, кто глубоко верит в Бога, так и неверующим. 1.31 Если человек в состоянии выбрать подходящие методы успокоения ума и практиковать их, несмотря на любые провокации, препятствия не могут зародиться. 1.32 В повседневной жизни нам встречаются люди, которые более счастливы, чем мы, и люди, которые менее счастливы. Есть люди, которые делают хорошие дела, и есть люди, которые создают проблемы. Каким бы ни было наше обычное отношение к этим людям и их поступкам, если мы можем радоваться за тех, кто счастливее нас, и сострадать несчастным, быть веселыми с теми, кто делает добрые дела, и не выходить из себя из-за чужих ошибок, наш ум будет совершенно спокоен. 1.33 Когда мы обнаруживаем препятствие или его симптом, Нам может помочь выполнение дыхательных упражнений с удлиненным выдохом. Однако необходимо, чтобы вас правильно научили этим техникам и контролировали их выполнение. OI414iUUUOUf/(i4 0(4 f IJJltOfJIfllflWJJ у U Ч 1\ЛПГЬ\Л /HU/IUL-UA и//м>и//ш ui/um/лмпм Роль таких чувств, как зрение или слух, в обеспечении ума информацией может иметь далеко идущие последствия. Чувства — это врата восприятия, и мы часто становимся их рабами. Но разве мы не можем посмотреть, что в нас еще сильнее, чем чувства? Разве мы не можем сделать их более острыми и подчинить себе? Путем регулярного исследования роли органов чувств мы можем уменьшить ментальные искажения. 1.36 Одна из величайших загадок жизни — сама жизнь. Задаваясь вопросом о том, что такое жизнь и что позволяет нам жить, мы можем найти возможность успокоить ум. Рассмотрение чего-то более великого, чем мы сами, помогает нам увидеть себя в истинном свете. 1.37 Когда мы сталкиваемся с трудностями, нам может оказать большую помощь совет человека, который уже справился с похожими проблемами. Такой совет можно получить непосредственно от живого человека, а можно найти посредством изучения жизни кого-то ныне живущего или уже умершего. 1.38 Если мы считаем, что много знаем, то можем возгордиться. А это способно вывести нас из равновесия. На самом же деле даже самые обычные повседневные происшествия не всегда понятны нам до конца. С некоторыми из наших проблем можно разобраться путем исследования сновидений и сна и того опыта, который получен в этих состояниях или с ними связан. Как освежает хороший ночной сон! И какую тревогу может вызвать дурное сновидение! «Йога сутры» Патанджали 1.39 Любое интересное исследование может успокоить ум. Иногда самый простой объект исследования, например первый крик младенца, помогает успокоению ума. Иногда помогают сложные исследования, например рассмотрение какой-нибудь математической гипотезы. Но эти исследования не должны заменять собой главную цель. Этой целью остается постепенное изменение состояния ума от рассеянности к сосредоточенности. 1.40 К чему приводит достижение состояния йоги? Когда человек достигает этого состояния, ничто не остается за пределами его понимания. Ум способен отслеживать и понимать простое и сложное, бесконечно большое и бесконечно малое, постижимое и непостижимое. Реальный процесс этого понимания объясняется ниже. 1.41 Когда ум свободен от рассеянности, все ментальные способности могут участвовать в исследовании объекта. Если человек остается в этом состоянии определенное время, он постепенно полностью погружается в объект. После этого ум, подобно совершенному алмазу, отражает только черты объекта и ничего больше. Вначале в процесс постижения объекта вовлекаются все способности ума, кроме сна. Но со временем остаются задействованными только те из них, которые необходимы для правильного, безупречного понимания.
1.42 Однако это состояние не возникает внезапно. Все происходит постепенно. Вначале, из-за прошлого опыта и наличных идей, наше представление об объекте искажено. На наше восприятие влияет все, что мы слышали, читали или чувствовали. Некоторые из этих влияний необоснованны. Другие излишни. 1.43 Когда поддерживается концентрация ума на объекте, старые идеи и воспоминания постепенно исчезают. Ум становится кристально чистым и сливается с объектом. В этот момент нет чувства «я». Это чистое восприятие. 1.44 Здесь нет никаких ограничений. Этот процесс может иметь место в связи с любым типом объектов, на любом уровне восприятия — поверхностном и общем или глубоком и подробном. 1.44 Выбор объектов не ограничен, за исключением того, что ум не может постичь сам источник понимания, находящийся внутри нас. 1.46 Может ли ум попасть в состояние йоги без объекта? Все эти процессы управления умом требуют наличия объекта исследования. Они также требуют подготовки, постепенности продвижения и неугасающего интереса. Если нет интереса, ум будет отвлекаться. Без подготовки не будет фундамента. А если продвижение не будет постепенным, это может вызвать сопротивление человеческого организма. 1.45 Какие последствия влечет за собой приобретение этой способности сосредоточивать ум? Тогда человек получает истинное знание о себе самом. Когда наш опыт начинает обогащаться правильным пониманием объекта, мы начинаем понимать само свое существование. 1.46 После этого все, что он видит, и все, чем он делится с другими, безошибочно. 1. 4! Его знание больше не основывается на воспоминаниях или предположениях. Это знание спонтанное, прямое и выходит за рамки обычного знания — как по уровню, так и по интенсивности. В этих обстоятельствах ум просто отражает объект изучения, как чистое и безупречное зеркало. 1.50 По мере того как это новое качество ума постепенно усиливается, оно начинает вытеснять другие ментальные тенденции, основанные на неправильном понимании. 7 Зак. 4149 1.51 В конце концов Ум достигает состояния, когда в нем не содержится никаких впечатлений. Он открыт, чист и прозрачен. К такому пониманию не надо специально стремиться. Оно неизбежно приходит само, и ничто не может этому помешать. Это высшее состояние йоги, которое невозможно описать словами. Только те, кто его достиг, могут понять его природу. Вторая глава называется «Садханапада». Она посвящена качествам, которые необходимы, чтобы эффективно и последовательно перевести ум из рассеянного состояния в сконцентрированное. Также рассматривается, почему эти качества столь важны и к чему приводит их взращивание. 2.1 Практика йоги призвана уменьшить физические и ментальные загрязнения. Она должна развить нашу способность к самоанализу и помочь понять, что в конечном итоге мы не являемся хозяевами того, что делаем. Если занятия йогой не помогают нам устранить симптомы и причины физических и психических проблем, то они не смогут привести нас к открытию нашего внутреннего бытия и не приведут к пониманию сущности и качества действий. Ценность таких занятий весьма сомнительна. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем лучше понимаем, что необходимо систематически пересматривать все наши поступки и что мы не должны воспринимать плоды наших действий как нечто само собой разумеющееся. 2.2 Тогда такие практики обязательно устранят препятствия, мешающие ясному восприятию. От природы мы все обладаем способностью к ясному восприятию. Но нам все время что-то мешает. Что это такое?
2.3 Препятствиями являются заблуждение, смешение ценностей, чрезмерные привязанности, неоправданная неприязнь и страх. 2.4 Следующая сутра объясняет взаимосвязь между вышеназванными препятствиями: Заблуждение является источником всех остальных затруднений. Они не обязательно появляются одновременно, и их влияние бывает разным. Иногда они смутны и едва различимы. В другое время они становятся явными и оказывают сильное воздействие. Только когда такие проблемы полностью проявляются, их сущность становится видна людям, хотя как раз тот человек, который находится под влиянием этих проблем, может их не замечать. 2.5 Следующие сутры рассказывают о пяти вышеперечисленных препятствиях: Заблуждение приводит к ошибкам в понимании характера, происхождения и сущности воспринимаемых объектов. То, что в какой-то момент может казаться очень полезным, позже оборачивается неприятностями. То, чего мы добиваемся, потому что считаем источником удовольствия, может, наоборот, стать источником страдания. Пирит можно спутать с золотом. Вещи, которые подвержены изменениям (например, красота молодости), могут казаться вечными. Знание, которое представляется наиважнейшим, может со временем оказаться бесполезным. 2.6 Заблуждение возникает, когда мы считаем ментальную деятельность источником восприятия. Состояние ума и его деятельность подвержены переменам. Они принимают разные формы под влиянием таких факторов, как настроение, привычки и окружение. Тем не менее нам почему-то часто кажется, что ум является постоянным и неизменным источником восприятия (см. 2.20). 2.7 Чрезмерная привязанность основана на допущении, что она способствует вечному счастью. Когда мы с помощью определенного объекта удовлетворяем свое желание, это дает момент счастья. В результате такого опыта обладание объектами начинает казаться нам очень важным, крайне необходимым. Мы стремимся заполучить их любой ценой. В результате человек может в будущем стать несчастным и потерять что-то жизненно необходимое. 2.8 Неоправданная неприязнь обычно является результатом болезненного прошлого опыта, связанного с определенными объектами или ситуациями. Эти антипатии сохраняются даже после того, как обстоятельства, вызвавшие негативный опыт, изменились или устранились. 2.9 Страх — это врожденное чувство тревоги за будущее. Оно присуще как невеждам, так и мудрецам. Этот синдром может иметь разумное обоснование в прошлом опыте. Но он может быть и совершенно иррациональным. Он не исчезает, даже если мы знаем, что смерть все равно неизбежна. Вероятно, это самое сложное препятствие на нашем пути. 2.10 После того как Патанджали описал препятствия, мешающие чистому восприятию, он объясняет, какую позицию следует занимать тому, кто стремится их устранить. Когда кажется, что препятствий нет, важно сохранять бдительность. Не следует путать временное состояние ясности с постоянным. Допущение, что с настоящего момента наступает полная свобода, чревато опасностью. В этот момент нужно быть даже бдительнее, чем обычно. Падение из состояния ясности в смятение гораздо болезненнее, чем просто отсутствие ясного понимания. 2.11 Если обнаруживаются симптомы повторного появления препятствий, немедленно Переходите к созерцанию, чтобы уменьшить их воздействие и не позволить им одержать победу. Допускаются любые методы, помогающие нам освободиться от последствий этих препятствий. Это может быть молитва, беседа с учителем или переключение внимания. Патанджали предложил ряд методов в первой главе (1.23, 1.30-39), далее их список будет расширен. 2.12 Почему этим препятствиям уделяется так много внимания? Эти препятствия влияют на наши действия и их последствия. Во время совершения действия последствия могут быть видны или не видны. Эти препятствия находятся как в уме, так и в теле. На них основаны все наши действия. Действия, которые начинаются в условиях доминирования того, что является препятствием, неизбежно влекут за собой нежелательные результаты, потому что препятствия коренятся в заблуждении. Если мы заблуждаемся по поводу того, что видим, то делаем из увиденного неправильные выводы. Об этом более подробно говорится в следующей сутре. 2.13 Пока препятствия занимают господствующее положение, они влияют на все аспекты действия: на его исполнение, продолжительность и последствия. Препятствия могут приводить к неправильному выполнению действий. Они могут сказываться на нашем ментальном состоянии во время исполнения действия и вызывать уменьшение или увеличение затрат времени на это действие. И наконец, действие может принести плоды, которые усугубят существующие проблемы или создадут новые. 2.14 Следует ли из этого, что любые наши поступки могут приводить к тем или иным проблемам? Будут ли последствия действий болезненными или благими, зависит от того, были ли в идее реализации этих действий заложены препятствия. Если в начале и во время исполнения действия препятствия спят, у нас достаточно ясности, чтобы правильно выбрать позицию и методы действия и, таким образом, избежать ошибок. Однако если препятствия в активном состоянии, в это время не может быть достаточной ясности, и это может повлечь за собой нежелательные или болезненные последствия. 2.15 В чем причина неприятных или болезненных результатов? Болезненное воздействие какого-либо объекта или ситуации может быть результатом следующих факторов: изменение воспринимаемого объекта, желание повторения приятного опыта и сильное влияние старых привычек. Кроме того, сюда могут вносить вклад изменения, которые происходят в самой личности. В нас и в воспринимаемых нами объектах постоянно происходят те или иные перемены. Они могут происходить незаметно. Иногда нам хочется вновь получить что-то, хотя получить это уже не представляется возможным. Если не происходит того, к чему мы привыкли, у нас из-за старых привычек может возникать сильный протест. К этому следует прибавить сложность моделей, действующих в нас и в окружающем мире. Поэтому любой объект или ситуация имеет потенциальную возможность усугубить болезненные и неприятные эффекты. Что мы можем с этим сделать? 2.16 Следует предвидеть возможные болезненные результаты и избегать их. Нужно делать все возможное, чтобы предупреждать или уменьшать то, что причиняет страдания. Далее Патанджали переходит к причинам этих болезненных воздействий и к тому, что мы можем сделать, чтобы развить в себе способность предвидеть, предупреждать, уменьшать или принимать их. Короче говоря, цель практики йоги — ослабить с помощью очищения сознания воздействие факторов, вызывающих страдания. Это означает, что мы должны учиться преодолевать препятствия, перечисленные в сутре 2.3. 2.17 Сейчас речь идет об основном источнике действий, которые приносят страдания. Причина действий, которые приводят к болезненным результатам, кроется в неспособности отличить воспринимаемое от воспринимающего. В каждом из нас пребывает некая воспринимающая сущность. Она существует отдельно от того, что воспринимается: от ума, тела, чувств и объектов. Но часто мы не видим границ между ними. Воспринимаемое подвержено изменениям, но мы не осознаем этих изменений. Недостаток ясного понимания приводит к болезненным результатам, даже если мы их не распознаем. 2.18 В чем различие между объектами восприятия и тем, кто воспринимает? Объяснение дано в следующей сутре: Воспринимаемое включает в себя не только внешние объекты, но также ум и чувства. Всему этому свойственны три качества: тяжесть, активность и ясность. Их воздействие может давать два результата: или воспринимающий попадает под их влияние, или использует их как средства для нахождения различий между собой и воспринимаемым. Все, что воспринимается, имеет способность проявлять три вышеупомянутых качества, но степень и интенсивность их проявления меняются. Природа их воздействия на нас рассматривается в нескольких последующих сутрах. 2.19 Все воспринимаемое объединено тремя качествами. Кроме того, эти качества влияют друг на друга. Например, то, что мы едим, оказывает влияние на состояние нашего ума. Состояние нашего ума влияет на наше отношение к своему телу и к окружающей среде. 2.20 Что представляет собой воспринимающий? То, что воспринимает, не подвержено никаким изменениям. Но оно всегда воспринимает посредством ума. Следовательно, качество восприятия зависит от состояния ума, являющегося инструментом восприятия. Наличие или отсутствие восприятия, его правильность или неправильность зависят от состояния ума — точно так же, как образ объекта окрашивается в цвет стекла, через которое на него смотрят. 2.21 Все, что может быть воспринято, существует с единственной целью — быть воспринятым. Так как воспринимаемое служит воспринимающему, оно не имеет своей собственной индивидуальности. Его назначение — быть воспринятым воспринимающим, точно так же как угощение ставится на стол для гостя, а не ради себя самого. 2.22 Означает ли это, что без воспринимающего объекты восприятия не существуют? Существование всех объектов восприятия и их вид не зависят от потребностей отдельного воспринимающего. Они не связаны с личностью и служат разным людям по-разному. Потребности индивидуума можно определить только на текущий момент. Одни потребности могут возникать регулярно, другие — эпизодически. И по своему качеству и правомерности потребности одной личности не могут считаться важнее, чем потребности другой. Машина, не востребованная владельцем, может понадобиться его жене. Пища, которая не нужна в данный момент, может понадобиться через несколько часов. Разве угощение исчезнет со стола, если гость не придет? 2.23 Кроме того, Все воспринимаемое, независимо от того, что это такое и какое воздействие оно может оказывать на конкретную личность, существует только ради одной конечной цели. Эта цель состоит в том, чтобы прояснить различие между внешним (видимым) и внутренним (видящим). Но каким бы могущественным или неприятным ни казалось бы нам что-либо, воздействие на нас определяется нашей реакцией. Следовательно, проводя границу между воспринимающим и воспринимаемым, видимым и видящим, мы можем правильно оценить объект и убедиться, что сами определяем его влияние на нас. 2.24 Почему у нас нет ясности понимания? Отсутствие ясности в разделении воспринимающего и воспринимаемого вызвано накоплением заблуждения. 2.23 Насколько уменьшается заблуждение, настолько же возрастает ясность понимания. Это путь к свободе. Да, такова конечная цель практики йоги. Свобода — это устранение последствий препятствий и отсутствие действий, которые нас отвлекают или выводят из равновесия. 2.24 Как достичь этой свободы? Действительно ли это возможно? Суть в том, чтобы направить усилия на развитие ясности понимания, чтобы стало очевидным различие между переменчивыми свойствами воспринимаемого и неизменными качествами воспринимающего. Это требует непрекращающихся усилий, которые должны уменьшить постоянное вторжение препятствий, перечисленных в сутре 2.3, и в конечном итоге полностью искоренить их влияние. Стоит однажды начать — и уже будет заложено основание йоги. 2.25 Достижение ясности понимания — постепенный процесс. Первый шаг — понять, что определенные тенденции нашего ума приводят к болезненным результатам. Если не ограничить эти тенденции, они могут стать необратимыми. 2.28 Можно ли что-то сделать, чтобы выявить и откорректировать эти тенденции? Патанджали предлагает несколько характерных методов, позволяющих прекратить накопление препятствий, таких, как заблуждение. Только с помощью уменьшения этих препятствий можно изменить тенденции, которые приводят к нежелательным последствиям. Практика и изучение разных составных частей йоги приводит к постепенному устранению таких препятствий, как заблуждение [2.3]. После этого светильник понимания начинает сиять ярче, и различие между воспринимающим и воспринимаемым становится всё очевиднее. После этого можно безошибочно понимать все. Когда ум очищен от препятствий, которые омрачают истинное понимание, в восприятии не может быть никаких ошибок. Действия больше не приводят к плачевным последствиям. Далее Патанджали представляет составные части йоги: 2.29 о Йога состоит из восьми частей: 1. «Яма», наше отношение к тому, что нас окружает. 2. «Нияма», наше отношение к самим себе. 3. «Асана», физические упражнения. 4. «Пранаяма», дыхательные упражнения. 5. «Пратьяхара», контроль за органами чувств. 6. «Дхарана», способность концентрировать ум. 7. «Дхьяна», способность входить во взаимодействие с тем, что мы стремимся понять. 8. «Самадхи», полное слияние с познаваемым объектом. Эти части представлены в порядке перехода от внешних взаимодействий к крайне интенсивному и тонкому состоянию самонаблюдения. Но данный порядок не обязательно связан с последовательностью выполнения практик. Здесь нет строго установленных правил или проторенных путей. Нужно идти тем путем, который наилучшим образом помогает лично вам достичь состояния, описанного в сутре 1.2. По мере того как человек продвигается вперед, все составные части развиваются одновременно. 2.29 В следующих сутрах рассматривается каждый из восьми компонентов йоги: Яма включает в себя: 1. Внимательное отношение ко всем живым существам, особенно к тем, кто невинен, кто находится в затруднительном положении или в худшей ситуации, чем мы сами. 2. Правильное общение посредством речи, письма, жестов и действий. 3. Отсутствие жадности и способность устоять перед желанием завладеть тем, что нам не принадлежит. 4. Умеренность во всем. 5. Нестяжательство, способность ограничиваться тем, что мы заслужили. Проявления этих качеств и способы, которыми мы их вырабатываем, неизбежно зависят от нашего социального положения, культурной среды, религиозных убеждений, индивидуального характера и способностей. Но проявление этих качеств в человеке показывает, насколько активны в его уме препятствующие силы. Состояние нашего ума и наша индивидуальность проявляются в том, как мы ведем себя по отношению к другим и к окружающей среде. Характер посетителя можно определить по его стуку в дверь! 2.30 Если мы проявляем бескомпромиссность, вводя эти принципы в свою жизнь без оглядки на социальные, культурные, интеллектуальные или индивидуальные условия, процесс становится необратимым. Невозможно сразу воплотить эти принципы в жизнь. Если мы введем их в обиход слишком резко, мы не сможем их соблюдать. Всегда можно найти предлог, чтобы уклониться от их выполнения. Но если мы стараемся выявить причины расхождений наших взглядов с этими принципами и устранить препятствия, их вызывающие, то наша позиция постепенно изменится. Препятствия исчезнут, и наше поведение по отношению к другим людям и к окружающей среде изменится к лучшему. 2.31 В нияму входят: 1. Чистота (поддержание чистоты своего тела и окружающей среды). 2. Удовлетворенность, способность чувствовать себя комфортно с тем, что мы имеем (и чего не имеем). 3. Очищение тела и психики посредством соблюдения правильного режима сна, выполнения упражнений, упорядочения питания, работы и отдыха. 4. Исследовательская работа и обязательное рассмотрение и переоценка своего развития. 5. Глубокое уважение к высшему разуму, признание нашей ограниченности в сравнении с всеведущим Богом. Как и в случае наших отношений к другим людям и к окружающей среде, укрепление этих приоритетов и развитие правильного подхода происходит одновременно с исправлением ошибок и устранением поступков, которые приносят неприятности. 2.32 Как осуществить проверку и перепроверку своего отношения к окружающему миру? Когда возникает вопрос, касающийся отношения к чему- либо, нам может помочь размышление над возможными последствиями противоположного отношения. Это означает, что мы должны найти способ изучить на интеллектуальном уровне последствия разных видов отношения, возможных в данное время или при подобных обстоятельствах. Семь раз отмерь, один отрежь! 2.33 Далее Патанджали объясняет: Например, если у нас возникает внезапное побуждение поспешно действовать или поощрять и одобрять поспешные действия, его можно сдержать путем размышлений над возможными негативными последствиями. Подобные действия часто являются проявлением таких низших инстинктов, как гнев, собственническое чувство или необоснованные суждения. Независимо от того, имеют ли эти действия главное или второстепенное значение, размышление в подходящей обстановке может сдержать наше стремление действовать неправильно. Часто наше отношение к людям, ситуациям и идеям неоднозначно. В этом случае поспешный шаг может завести нас в ситуацию, в которой нам не хотелось бы оказаться. В таких обстоятельствах не следует упускать ни одной возможности лишний раз поразмыслить над предстоящим действием. Лучше профилактика, чем лечение. 2.34 Мы должны помнить о существовании индивидуальных различий. Кто-то сочтет изучение своих побудительных мотивов и отношений удобным, а для кого-то размышлять о самом себе может оказаться очень трудно. Патанджали описывает признаки прогресса применительно к каждому из десяти принципов, перечисленных в сутрах 2.30 И 2.32. Чем человек внимательнее к другим, тем более дружеские чувства вызывает у окружающих его присутствие. Даже те, кто не дружелюбен в другое время и с другими людьми, могут в нашем присутствии проявить себя с иной стороны и держаться доброжелательно. 2.35 Тот, кто демонстрирует высокий уровень правильного общения, не будет ошибаться в своих поступках. Способность бьггь честным в общении, дополненная чувствительностью, умение не ранить других и не лгать, плюс необходимые размышления — все это требует очень высокой степени чистоты. Человек такого уровня не может совершать неправильных поступков. 2.36 Тот, кто заслуживает доверия, потому что не влечется к чужой собственности, естественным образом приобретает всеобщее расположение, и с ним делятся всем, даже самым ценным. 2.37 Умеренность чрезвычайно повышает уровень личной жизненной энергии. Если мы стараемся воспитывать в себе умеренность во всем, то ничего не теряем зря. Если чего-то слишком много, это создает проблемы. Но если чего-то слишком мало, мы можем страдать от его нехватки. 2.38 Тот, кто не жаден, находится в безопасности. У него есть время на глубокие размышления. Он полностью понимает себя. Чем большим богатством мы обладаем, тем больше нам нужно о нем заботиться. Те время и энергия, которые тратятся на приобретение новых вещей, их охрану и беспокойство из-за них, могли бы быть потрачены на основные жизненные вопросы. Чем должны ограничиваться наши приобретения? Какова их цель, для кого и как долго это нужно? Смерть приходит прежде, чем мы успеваем над этим задуматься. 2.39 Когда возрастает чистота, становится видно, что нужно постоянно поддерживать в чистоте, а что никогда не пачкается. То, что разрушается, — это внешнее. То, что не разрушается, находится глубоко внутри нас. Когда мы это понимаем, наша чрезмерная озабоченность внешними вещами и привязанность к ним уменьшаются. 2.40 В дополнение к этому, человек получает возможность размышлять о глубочайшей природе своего индивидуального «я» (в том числе, об источнике восприятия), не отвлекаясь из-за чувств и оставаясь свободным от заблуждений, накопленных в прошлом. Придавать внешним вещам первостепенное значение и беречь их любой ценой — не самое главное в жизни. Есть много другого, во что стоит заглянуть. Грязная одежда придает человеку безобразный вид, но ее можно сменить. Если же грязь находится глубоко внутри, избавиться от нее не так просто. 2.41 Результатом удовлетворенности является абсолютное счастье. Счастье, которого мы достигаем путем приобретения желаемого, временно. Чтобы удерживать такое счастье, нам нужно постоянно находить новые объекты желания и приобретать их. Этот процесс бесконечен. Но истинное удовлетворение, ведущее к абсолютному счастью и блаженству, не сравнимо ни с чем. 2.42 Очищение от загрязнений позволяет телу функционировать более эффективно. Благодаря этому излечиваются как физические, так и психические болезни и устраняются недостатки. 2.43 Исследование, когда оно доходит до высшего уровня, приближает человека к высшим силам и помогает понять самое сложное. Чем эффективнее наша исследовательская работа, тем лучше мы понимаем свои сильные и слабые стороны. Мы учимся уничтожать свои слабости и полностью использовать свою силу. После этого наше понимание становится безграничным.
2.45 Почитание Бога способствует развитию способности к полному пониманию выбранного объекта. Благодаря такому почитанию высшего интеллекта мы приобретаем чувство уверенности. С ним не составляет труда направить ум на объект любой степени сложности. 2.46 Сейчас речь пойдет о следующих двух аспектах йоги. Это асана и пранаяма (см. сутру 2.29), которые помогают нам понять и правильно использовать свое тело и дыхание. С них начинать проще, чем с изменения взглядов. Большинство из нас может начать избавляться от того, что препятствует йоге, именно с этих ее аспектов. Здесь даются только краткие наставления, потому что самой технике нужно обучаться непосредственно у компетентного учителя. Асана должна позволять поддерживать внимание и сохранять расслабленность. Асаны — это физические упражнения. Правильной технике должны сопутствовать внимание без напряжения и расслабление без вялости. 2.47 Этих качеств можно добиться, наблюдая, как реагирует на разные асаны тело и дыхание. Если такие реакции осознаны, можно шаг за шагом начинать их контролировать. 2.48 При правильном соблюдении этих принципов выполнение асан поможет человеку выдержать и даже минимизировать такие внешние воздействия на тело, как возраст, климат, питание и работа. С этого начинается ослабление влияния таких препятствий, как заблуждение, поскольку тело является отражением того, что происходит в уме. Асаны начинают устранять вредные последствия препятствий на уровне тела. Обретенное таким образом хорошее самочувствие открывает перед нами возможности более глубокого понимания самих себя. Если у нас болит спина, в нашем уме преобладают мысли о необходимости облегчить боль. Устранив эту боль с помощью асан, мы можем заняться исследованием причин ее появления. 2.41 Выполнение асан позволяет также понять, как ведет себя наше дыхание. Модели дыхания очень индивидуальны. Они могут меняться в связи с изменениями состояния ума или тела, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил. Знание о дыхании, полученное в процессе выполнения асан, является основой для начала занятий пранаямой. Пранаяма — это замена неосознанного типа дыхания на осознанное, намеренно регулируемое дыхание. Это возможно только после достаточного овладения асанами. Пранаямой обычно занимаются в удобной сидячей позе с прямой спиной. 2.50 Из чего состоит пранаяма:* Она включает в себя регулирование выдоха, вдоха и задержки дыхания. Регулирование этих трех процессов основано на изменении их длительности и поддержании данных изменений на протяжении некоторого периода времени, а также на вовлечении в этот процесс ума. Названные составляющие дыхательного цикла должны быть продолжительными и равномерными. В технике пранаямы может использоваться большое количество различных комбинаций. Есть много доступных техник, но объяснение их деталей не входит в задачу данного текста. 2.50 В состоянии йоги появляется совершенно другой тип дыхания. Потом дыхание выходит за пределы сознательного уровня. Сказать об этом подробнее не представляется возможным. 2.51 Здесь указывается на результаты занятий пранаямой: Регулярные занятия пранаямой устраняют то, что препятствует ясному восприятию. 2.52 Теперь ум подготовлен к тому, чтобы быть направленным на выбранную цель. 2.53 Здесь дается определение обуздания чувств (пратьяхары) — пятого аспекта йоги (2.29): Обуздание чувств происходит, когда ум в состоянии следовать в одном и том же выбранном направлении и чувства не реагируют на окружающие объекты, а преданно следуют за умом. 2.55 Тогда обретается власть над чувствами. Чувства не отвлекают вас, а принимают участие в выбранном исследовании. Обуздание чувств не может быть строгой дисциплиной. Оно происходит по мере того, как устраняются препятствия на пути восприятия.
кхутипада Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.149 сек.) |