|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть IV Йоганджадисара
Иоганджадисара (Нектар преклонения перед йогой) Введение На протяжении всех ста лет своей жизни Т. Кришнамачарья служил человечеству с помощью йоги. Он также написал много работ на разных языках, широко охватывающих индийское наследие. К счастью, некоторые рукописи дожили до наших дней. Один из таких ценнейших текстов — «Иоганджадисара». В этих шлоках (стихах) прекрасно изложена сущность учения йоги. Они дают нам сжатое представление о холистическом учении Кришнамачарьи. Для него йога не сводилась к одним только позам, она охватывала все сферы человеческой жизни. Она была для него методом разрешения физических, ментальных и духовных проблем, приводящим в конечном итоге к постижению Бога. Кришнамачарья считал, что когда тело и дух слабеют, ничто не может помочь, кроме высшей силы. С этой мыслью он начинает свои стихи, отдавая дань почтения и выражая благодарность высшей силе. Т. К. В. Дешикачар Шлока 1 Гопала прославляй и Тугарасью[37] чти, Перед учителем склоняйся, ум ленивый, Тебя не защитит премудрость Калиюги, Когда настанет час прощаться с телом... Шлока 2 и Не расставайся с «Иоганджалисарой», Асаны выполняя, погружайся в вечность. Дыханием уравновесив сердце, медитируй На вечного Благожелателя души. Шлока 3 Глаза и уши, язык и ноздри, Детородные органы, пупок, живот и сердце — Все это твое тело. Будь мудрым, всегда береги его. Шлока 4 Не спи, не спи в часы дневного жара, Зла людям никогда не причиняй. Лотосоокого Хари[38] не забывай И — прославляй сияющего Савитара[39]. Шлока 5 Пускай твои глаза не ослепляет внешность, Когда глядишь на мир вещей извне. Знай: бренно все. Смерть — неизбежность, Но вечен Атман[40] в глубине. Шлока 6 Если знаешь истину — не может быть заблуждений. Если разум чист — не может быть болезней. Если владеешь праной — не может быть смерти. Поистине, йога — убежище от всех несчастий. Шлока 7 Рожденная в нади[41] узлах, Окрепшая в кошах и мышцах, В суставах и связках играет могучая йога И танцем своим изгоняет любые болезни. Шлока 8 Танцует йог: он видит в сердце Лакшми Супруга[42] красоту Вот Параматман[43] держит мир... Йог счастлив: он узрел Мечту! Шлока 9 Тот, кто в священный сандхьи[44] час Молитвой древнею пренебрегает, Опасен для земли и для людей: Божественный закон он отвергает. Шлока 10 В этой жизни есть четыре цели: Для ребенка — рага. Бхога — молодым. Зрелый посвящает сердце йоге, А свободный старец видит, что все — дым[45]. Шлока 11 Три йоги — три ветви — абхьясат тебе Для тела, ума и души простирает: Усердному дарит благие плоды, Дурных же плодов не бывает. Шлока 12 Аштата-йога и абхьяса-йога Усердному дарят и муктип, и блаженство. За гуру следуй — и откроются тебе Сознанья чистота и Бога совершенство. Шлока 13 Твой ли, мой ли Бог — неважно. В размышлениях будь скромным, И наградой будет радость: Бог исполнит все, что просишь. Шлока 14 Кто брат твой? Кто твоя жена? Кто друг тебе, и кто твой сын? Прошли года — богатства нет, И все — чужие. Ты один. Шлока 15 Когда ты щедр на деньги и подарки, — Друзей не сосчитать, и их объятья жарки. Но стоит лишь богатство потерять — Ни славы, ни друзей. Как это все понять? Шлока 16 В желаньях — всех болезней зерна, А в наслажденьях — их ростки. Орудьем йоги отсеки Побеги немощей тлетворных. Шлока 17 Отца и мать люби и уважай. С клеветниками злыми не дружи. Совет благочестивых посещай И неизменно Господу служи. Шлока 18 Не заводи себе долгов И не живи среди врагов, В силки болезней не попадай И Бога в сердце не забывай. Шлока 19 И джняна, и карма, и бхакти — прекрасны, Манят человека к долинам блаженства; Но если ты йогой не овладеешь — Напрасны все поиски совершенства. Шлока 20 Внутренний взор обрати вначале на стопы И поднимай постепенно к бедрам, пупку и сердцу. Сосредоточенно медитируя на величайшую красоту, Вершины достигнешь и увидишь лицо Гокуланатхи[46]. Шлока 21 Абхьяса успокоит ум; молитвы укрепят рассудок, А сиддхи[47], повинуясь чистой дхьяне[48], служить тебе придут. И, неустанно повторяя мантры, Постигнешь собственное совершенство. Вставай, вставай, чуть лишь забрезжит свет! Три раза в день свершай служенье Богу[49]. Даст пранаяма силы на дорогу — И проживешь на свете до ста лет[50]. Шлока 23 Умеренно вкушай, давая — не скупись, И все болезни выгонишь из тела. Весь разум собери и к Вишну обрати; Наградой станет мир и счастье без предела. Шлока 24 Поклонись Бога стопам, Пранамуп произнеси, чествуя гуру, — Так начинай свой день. А затем Смело себе подчиняй пространство и прануш. Шлока 25 Внимания требует пранаяма: Она от тонких идет миров. Когда дыхание станет плавным — Ум к медитации готов. Шлока 26 ам Правдивым и приятным Пусть будет голос твой. Очисти ум и тело И богатей душой. Шлока 21 Практика асан приносит здоровье. Пранаяма мощью наполняет тело. Дхарана ум от грязи очищает, Дхьяна дает полную власть над читтой. Шлока 28 В крипта-юге[51] знанья путь лежит, В трете — кармы трудная дорога. Двойственный союз в двапаре скрыт, В век кали свободу дарит йога. Шлока 29 ; Чистой и свежей пусть будет пища. Помни о Боге во время еды. Съешь половину того, что хочется. Заканчивай трапезу чашкой воды[52]. Шлока 30 Повсюду пране[53] поклоняйся, Всегда ей преданно служи, Ишвары знак в уме держи[54] И пранаямой наслаждайся. Шлока 31 Занятия йогой не оставляй, Тамасичную[55] пищу не трогай, Прану — свяжи, себя — обуздай И склонись пред стопами Бога. Шлока 32 «Ликуй, кто власть над праной взял! Сознание на Бога устреми!» Так Йог Шри Кришна-Тирумаль[56] сказал Владыка йоги и Владыка над людьми[57]. Когда ученики попросили Т.Кришнамачарью дать им молитву, которой они могли бы выражать ему свое уважение перед началом занятий, он написал такие стихи: 10 Абхъяса — практика йоги. 11 Мукти — освобождение из круговорота рождений-смертей. 17 Пранама — молитва, сопровождающая глубокий поклон. 18 Т. Дешикачар интерпретирует эту строку как «выполняй асаны и занимайся пранаямой». 26 шри гурубхйо намах — «поклон духовным учителям». В предыдущих строках Шри Кришнамачарья воздает дань почтения своим наставникам: Шри Кришне Брахматантре Сва- ми и Шри Вагише Брахматантре Пракале Свами.
Приложение Тексты, упоминаемые в этой книге и «Иога-сутры» Этот текст, являющийся основополагающим трудом по йоге и включенный в данную книгу в качестве ее третьей части, датируется II—III столетиями. Сто девяносто пять[58] строф (сутр) этого произведения представляют собой краткие афоризмы, сгруппированные в четыре главы. Первая глава, которая называется «Самадхипада», дает знаменитое определение йоги[59] и описывает состояние ума в йоге и вне ее. Вторая глава («Садханапада») описывает йогу как практику. В третьей главе, названной «Вибхутипада», речь идет о результатах, которых могут достичь практикующие йогу, и об опасностях, вызванных этими изменениями. Четвертая глава («Кайвальяпада») посвящена состоянию свободы, к которому ведет йога. о Издавна ученые писали комментарии к «Иога-сутрам». Пять из них имеют значение по сей день. Первый, датируемый V веком, — «Бхашья» Вьясы. Существует бесчисленное количество английских изданий этого текста. (К этому комментарию есть много дополнительных комментариев.) Второй — «Виврана» — был написан Шанкарачарьей в качестве комментария к «Бхашье» Вьясы. Третий написал в IX веке Вачаспати Мишра. Этот текст под названием «Тат- твайшаради» тоже посвящен комментарию Вьясы. Четвертая работа — «Раджамартанда» — написана примерно в X веке Бходжадэвой. Бходжадэва был великим царем, написавшим к тому же солидные трактаты по музыке и танцу. Пятый знаменитый комментарий, который тоже комментирует «Бхашью» Вьясы, был написан в XVI веке. Он носит название «Йогаварттика», а его автором является Виджнянабикшу. О «Йога Яджнявалкья» Этот текст, который относят к периоду между II и IV столетиями, является древнейшим произведением, говорящим о таких концепциях, как «пранаяма», «асана» и (особенно) «кундалини». В отличие от многих других текстов, упомя- Г^юлеже нутые в нем практики не привязаны строго к той или иной касте или социальному слою. Яджнявалкья объясняет практику йоги своей жене Гарги и нескольким собравшимся вокруг него мудрецам. Двенадцатая, и последняя, глава, в которой автор говорит о роли кундалини в очистительном процессе йоги, адресована исключительно его жене. Яджнявалкья посвящает ее в «тайны» йоги, поэтому глава называется «Рахасья». Йога определяется как связь между индивидуальным началом (дживатма) и высшей силой (паратман). Как и «Йога-сутры», «Йога Яджнявалкья» описывает восемь частей (анг) йоги и характеризует путь практики йоги как развитие этих восьми составляющих. Но некоторые анги понимаются несколько иначе, чем это описано в «Иога-сутрах» Патанджали. В отличие от более поздних работ по хатха-йоге, принадлежащих традиции натхов, здесь не упоминается шаткарма — особые очистительные упражнения йоги. Имеется одно критическое издание «Йоги Яджнявалкьи», подготовленное Шри Прабхадой Ч. Диванджи[60]. «Йога рахасья» Один из текстов, которого у нас пока нет в письменном виде, но на существование которого указывают многочисленные ссылки на него, — «Йога-рахасья» («Тайны йоги») Натхамуни. Натхамуни — южноиндийский святой IX века, который, как и многие другие индийские учителя, не принадлежал к монашеской традиции, а вел полноценную семейную жизнь. Его труд, который, как предполагается, первоначально состоял из двенадцати глав, передавался устным путем. Четыре главы известны нам благодаря Шри Кришнамачарье, который продиктовал их своему сыну и ученику Т. К. В. Дешикачару. Для Натхамуни смысл и цель йоги — преданность (бхакти) Богу, высшей силе. В своем произведении Натхамуни дает очень четкие наставления по аштанга-йоге, которые частично перекликаются с советами Патанджали, и подчеркивает необходимость приспосабливать йогу к индивидуальным нуждам каждого практикующего. Текст предполагает обязательное наличие учителя, и многократно говорит об этом. Натхамуни подробнейшим образом объясняет многие асаны и техники пранаямы. Кроме того, он уделяет особое внимание лечению болезней при помощи йоги. Натхамуни посвящает много стихов «Йога-рахасьи» смыслу и практике йоги для беременных женщин. Как и «Йога Яджнявалкья», он настаивает
на том, что йога важна и полезна для женщин. Тем самым он выступал в оппозиции к учениям брахманов, которые хотели полностью отстранить женщин от любой духовной практики. Бхагавад-гита Бхагавад-гита («Песнь Господа») — священный текст Индии. Он входит в «Бхишма-парву» — шестую книгу великого эпоса Махабхарата. Это длинная поэма, которая тоже является трактатом по йоге. Беседа героя Арджуны и бога Кришны, выступающего в качестве колесничего Арджуны в великой битве между двумя царскими семьями, касается высочайших принципов йоги: философии действия (карма), проявления проницательности, знания и преданности Богу (бхакти). «Хатхайога-прадипика» сэ Этот текст, автором которого является Йоги Сватмарама, датируется XV веком. Это один из важнейших и самый исчерпывающий (хотя иногда и противоречивый) труд по хатха-йоге. В его четырех главах последовательно представлены техники хатха-йоги: асана, пранаяма, мудра и нада (внешний и внутренний звук). Помимо этих пяти текстов, в книге были упомянуты еще два: «Гхеранда- самхита» и «Шива-самхита». Как и «Хатхайога-прадипика», оба эти текста посвящены техникам йоги. риложение i Четыре общих комплекса упражнений Занятия асанами должны планироваться в соответствии с индивидуальными потребностями каждого человека. Приводимые здесь примеры тщательно разработанных комплексов упражнений отвечают принципу «виньяса-крама» — продвижение шаг за шагом, которое может привести нас к гармонии тела, дыхания и ума. Эти комплексы могут не подходить тем, кто не имеет предварительного опыта занятий йогой. Независимо от вашего состояния, для разработки наиболее подходящей вам последовательности упражнений необходимо обратиться за помощью к компетентному учителю. Эти четыре комплекса приводятся в качестве примера того, как могут планироваться занятия. Существует бесконечное число вариантов, которые могут использоваться, чтобы практика отвечала индивидуальным потребностям. Обязательно предусмотрите отдых между асанами — достаточный, чтобы сердцебиение и дыхание могли прийти в норму. Соответствующий отдых необходим также перед началом пранаямы и после ее завершения. Там, где в приводимых комплексах речь идет о «дыхании», имеется в виду статическое упражнение, а слово «раз» указывает на динамический вариант. Помните: дыхание — ключ к выполнению асан. Делая каждую асану, вы должны работать над поддержанием связи между движением тела и движением дыхания. Соответствующие паузы можно вводить между вдохом и выдохом; это должно происходить без ущерба для длительности вдоха или выдоха. По мере продвижения в практике эти задержки можно увеличивать. В каждой асане можно оставаться на протяжении нескольких дыхательных циклов — в соответствии с индивидуальными возможностями. При этом должна сохраняться связь между телом и дыханием. Для поддержания связи между дыханием и телом прилагаются некоторые усилия, но они не должны быть чрезмерными. План занятия нужно всегда составлять таким образом, чтобы в результате вы чувствовали себя лучше и становились уравновешеннее и энергичнее. Выполняя пранаяму, можно постепенно, с каждым дыхательным циклом, увеличивать задержки дыхания — пока это не вызывает напряжения. После того, как вы дойдете до максимума, можно постепенно уменьшать задержки, чтобы завершить пранаяму. Точно так же можно постепенно увеличивать, а затем снова уменьшать длительность вдоха или выдоха (с задержками или без). Эти варианты, как всегда, зависят от индивидуальных потребностей и возможностей. Важно, чтобы вы занимались пранаямой только под руководством компетентного учителя.
I!рилолеиие
лассюий Абхинивеша — источник страха, привязанность к жизни; одна из клеш. Абхьянтара-кумбхака — задержка дыхания после вдоха. Абхьяса — практика йоги. Авидья — заблуждение, неправильное знание, ошибочное понимание; основная клеша. Агни — огонь, один из бхутов. Агни-сара — очистительный процесс, устраняющий загрязнения организма с помощью «огня» человеческого тела. Адвайта — недвойственность. Акаша — пространство; один из бхутов. Адхомукха-шванасана — поза собаки лицом вниз. Анаида — блаженство. Ананта — бесконечность. Анга — часть тела; аспект йоги. Антара — внутри, внутренний. Антаранга-садхана — в системе Патанджали — внутренняя практика, состоящая из концентрации (дхараны), медитации (дхьяны) и интеграции (самадхи). Антарая — то, что мешает чистоте и стабильности ума. Анулома-уджджаи-пранаяма — пранаяма, в которой вдох делается с горловым звуком (уджджаи), а выдох — через разные ноздри попеременно. Апана — грязь; центр, в котором собираются телесные отходы. Апана-вайю — аспект праны, отвечающий за выведение отходов из организма. Апанасана — поза для выпускания газов. Апариграха — получение не более того, что заслужено; одна из ям. Апас — вода; один из бхутов. Ардха-падма-пашчиматанасана — поза полулотоса с наклоном вперед. Ардха-уткатасана — поза в полупри- седе. Артха — ценность, цель. Асана — поза, положение тела. Асмита — эго; одна из клеш. Асмита-самадхи — слияние ума с объектом медитации. Астея — отсутствие стремления к тому, что принадлежит другим; одна из ям. Атман — «Я», истинная сущность. Ахамкара — низшее «я». Ахимса — ненасилие, бережное отношение, любовь; одна из ям. Ачарья — учитель. Аштанга — «восемь частей». Аштанга-йога — это восемь частей йоги, которые Патанджали объясняет во второй главе «Иога-сутр». Бандха — узел, замок. Бахиранга — внешняя часть. Бахиранга-садхана — внешняя практика, состоящая из четырех первых частей аштанга-йоги. Бахья'кумбхака — задержка дыхания после выдоха. Брахмачарья — одна из ям. Движение к высшему изменению чувств; период жизни, когда молодой ученик изучает священные тексты. Бримхана — расширение. Буддхи — интеллект. Бхагавад-гита — часть эпоса Махаб- харата, в которой Кришна обучает Арджуну йоге. Бхакти — преданность. Бхакти-йога — йога любовной преданности Богу. Бхастрика — кузнечные мехи. Бхастрика-пранаяма — дыхание через разные ноздри, напоминающее движение мехов. Бхуджаигасана — поза кобры. Бхуты (махабхуты) — материальные элементы: пространство, воздух, огонь, вода и земля. Ваджрасана — поза молнии. Вайрагья — отрешенность, непривязан- ность. Вайю — воздух, дыхание, ветер; один из бхутов. Веды — тексты индуизма, лежащие в основе йоги. Вивека — различение. Видья — ясное понимание, высокий уровень знания. Викальпа — воображение. Викшипта — состояние, в котором ум хаотично движется без постоянной цели. Вилома-крама-пранаяма — дыхательное упражнение, в котором вдох делается то через одну, то через другую ноздрю, а выдох — через обе ноздри с горловым звуком. В илома-уджджаи-пранаяма — дыхательное упражнение с контролируемым дыханием через ноздри на вдохе и выдохе. Виньяса-крама — правильно составленный план занятий йогой, ориентированный на последовательное продвижение к желаемой цели. Випарьяя — неправильное восприятие. Вирабхадрасана — поза воина. Вирасана — поза героя. Витарка — размышление над грубоматериальным объектом. Вичара — размышление над тонким объектом. Висамавритти-пранаяма — дыхательные техники, в которых компоненты дыхательного цикла имеют разную длину. Вишеша-пуруша — Ишвара. Вишиу — Бог, одно из лиц Троицы индуизма. Вьяна-вайю — прана, отвечающая за распределение энергии по всему телу. Гуны — три качества Вселенной (в том числе и ума). Дана — дарение, дар. Даршаны — шесть классических направлений индийской мысли. Двеша — неприязнь, ненависть; одна из клеш. Двипада-питха — поза стола. Деша — место. Джаландхара-бандха — поза с прижатым подбородком. Джапа — рецитация мантры. Джняна-йога — йога, в которой основное внимание уделяется исследованию. Драштри — видящий. Дришья — видимое. Духкха — ощущение дискомфорта, страдание. Дханурасана — поза лука. Дхарана — состояние, в котором ум направлен на одну точку. Дхарма — моральное обязательство, нравственная ценность. Дхьяна — медитация. Дхьяна-мудра — жест, используемый в практике медитации. Дхьята — тот, кто находится в состоянии «дхьяна». Ида — нади, которая заканчивается в левой ноздре. Индрии — чувства. Ишвара — Бог. Ишварапранидхана — вручение себя Богу и посвящение ему всех своих деяний, без привязанности к их плодам; одна из ниям и часть крийя-йоги. и Иога-садхана — практика йоги. и «Иога-сутры» — классический текст Патанджали по йоге. и Йог — адепт йоги. Кайвалья — высшее состояние йоги, свобода. Капалабхати-пранаяма — дыхание, напоминающее движение мехов. Карана — причина. Карма-йога — йога, в которой все действия выполняются как долг, без мыслей об успехе или неудаче. Клеша — недостаток. Крийя — действие. Крийя-йога — йога очистительных действий, совершаемых в соответствии с учением Патанджали. Кумбхака-пранаяма — дыхательные упражнения, акцентирующие внимание на задержке дыхания. Кундалини — препятствие, расположенное по центральной линии позвоночника, мешающее вхождению праны в сушумну. Кшипта — возбужденный ум. Лангхана — удлинение выдоха, задержка дыхания после выдоха. Лая — растворение. Лила — божественная игра. Манас — сила, стоящая за чувствами. Мантра — священный звук, часто используемый в медитации в качестве объекта фиксации внимания. Матсьендрасана — полуповорот спины. Махамудра — классическая сидячая поза. Махат — «великий принцип». Мриги-мудра — положение пальцев, позволяющее контролировать в пранаяме движение воздуха через ноздри. Мудра — символ. Мудха — тупость. Мула-бандха — втягивание нижней части живота. Нада — звук. Нади — тонкоматериальные каналы в теле, по которым движется прана. Нади-шодхана-пранаяма — поочередное дыхание через ноздри, приводящее к очищению нади. Нидра — сон без сновидений. Нимитта-карана — инструментальная причина; то, что помогает материальной причине произвести следствие. Ниродха — состояние, в котором ум полностью фокусируется на одном- единственном объекте. Нияма — индивидуальная дисциплина. Ом — символ Ишвары. Падмасана — поза лотоса. Паривритти — перенаправление, переориентация. Паринамавада — признание того, что все, что мы воспринимаем, подвержено изменениям. Паринамадухкха — духкха, возникающая в результате перемен. Паршва-уттанасана — стоячая поза, в которой одна нога выставлена вперед и корпус наклонен к ней. Пашчиматанасана — наклон вперед из положения сидя. Пингала — нади, заканчивающаяся в правой ноздре. Праджня — духовная мудрость. Прадхана — первоматерия. Пракрити — материя. Прамана — правильное восприятие. Прана — жизненная сила. Пранава — мистический слог, являющийся символом Ишвары. Прана-вайю — одна из пяти основных жизненных энергий. Пранаяма — техника регулирования дыхания. Прасаритапада-уттанасана — стоячая поза, в которой корпус наклонен между ног. Пратикрийасана — поза, уравновешивающая воздействие предыдущей асаны. Пратьяхара — обуздание чувств. Пурака-пранаяма — дыхательное упражнение с акцентом на вдохе. Пуруша — источник сознания, воспринимающий. Рага — влечение, желание; одна из клеш. Раджа-йога — йога, целью которой является соединение с высшей силой; йога Патанджали. Раджас — активность как качество пракрити. Речака-пранаяма — дыхательные упражнения с акцентом на выдохе. Рита-праджня — понимание духовной истины. Садхана — духовная практика. Самавритти-пранаяма — дыхательная техника, в которой все компоненты дыхательного цикла имеют равную длину. Самадхи — медитативное состояние, в котором не существует ничего, кроме объекта медитации. Самана-вайю — прана центральной области тела, отвечающая за пищеварение. Санкхья — древняя философская система Индии, лежащая в основе йоги. Санскара — привычное движение ума, привычка. Санскара-духкха — духкха, вызванная привычками. Сантоша — удовлетворенность, одна из ниям. Саньйога — спутанное, неправильное понимание. Саньяма — полная непрерывная концентрация на одном объекте. Санньясин — тот, кто отказался от всего, кроме Бога. Сарваджня — всезнающий, всеведущий. Сарвангасана — стойка на плечах. Сатвада — концепция, согласно которой все, что мы видим, чувствуем и переживаем, не иллюзорно, а истинно и реально. Саттва — чистота и легкость как одно из трех свойств пракрити. Сатья — истина, правдивость; одна из ям. Свадхарма — обязанности человека, вытекающие из его индивидуальной жизненной ситуации. Свадхьяя — самоисследование; любое исследование, помогающее понять себя; изучение священных текстов; одна из ниям и компонент крийя-йоги. Сиддхи — дарованная сила. Смрити — память. Стхира — устойчивость и бдительность. Сукха — легкость и комфорт; счастье. Сукхасана — простая сидячая поза со скрещенными ногами. Сурья-намаскар — комплекс асан, которые все вместе называются «приветствие солнца». Сушумна — центральная нади, проходящая по центру позвоночника, от его основания до макушки головы. Тадасана — поза горы. Тамас — тяжесть и инертность; одно из трех свойств пракрити. Танматры — звук, тактильные ощущения, форма, вкус и запах. Тантра — техника. Тантра-йога — йога, в центре внимания которой находится устранение препятствий, мешающих свободному прохождению праны по сушумне. Тану — малый, слабый. Тапа-духкха — страдание, вызванное сильным желанием. Тапас — процесс устранения загрязнений; очищение; одна из ниям и компонент крийя-йоги. Тратака — созерцание статического объекта с целью вхождения в медитацию. Триконасана — поза треугольника. Удана-вайю — аспект праны, отвечающий за речь и движение вверх. Уддияна-бандха — брюшной замок. Уджджаи — дыхательная техника, в которой вдох сопровождается горловым звуком. Урдхвамукха-шванасана — поза собаки лицом вверх. Уткатасана — поза на корточках. Уттанасана — наклон вперед в положении стоя. Уштрасана — поза верблюда. Халасана — поза плуга. Хаста-мудра — символическое положение пальцев рук. «Хатхайога-прадипика» — классический текст по хатха-йоге. Чакры — энергетические центры, расположенные вдоль позвоночника. Чакравакасана — поза кошки. Чит — сознание. Читта — ум. Читта-вритти-ниродха — состояние, в котором ум абсолютно спокоен. Шавасана — поза трупа. Шакти — энергия. Шалабхасана — поза саранчи. Шауча — чистота; одна из ниям. Ширшасана — стойка на голове. Шитали-пранаяма — дыхательное упражнение, в котором вдох делается через рот, а язык принимает определенное положение. Шодхана — очищение. Экаграта — однонаправленность, единство ума. Экапада-уттанасана — стоячая поза, в которой корпус наклоняется вперед, а одна нога поднята сзади. Яма — правила отношений с обществом и внешним миром.
Т. К. В. Дешикачар СЕРДЦЕ ЙОГИ (Совершенствование индивидуальной практики) Редактор Д. Бурба Корректура Е. Введенская, Е. Ладикова-Роева, Т. Зенова Оригинал-макет А. Ерохин Обложка И. Пролыгина Подписано к печати 11.04.2003 г. Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Академия». Усл.печ. лист. 22,10. Зак. 4149 Цена договорная. Тираж 5000. Издательство “София”, 03049, Украина, Киев-49, ул. Фучика, 4, кв. 25 ООО Издательский дом «София», 109028, Россия, Москва, ул. Воронцово поле, 15/38, стр. 9 Свид-во о регистрации № 1027709023759 от 22.11.02 тел. (095) 261-80-19; 105-34-28 Отделы оптовой реализации издательства «СОФИЯ» в Киеве: (044) 230-27-32,230-27-34 в Москве: (095) 261-80-19 в Санкт-Петербурге: (812) 327-72-37 Книга-почтой в России: тел.: (095) 476-32-52, e-mail: esoterikos@mtu-net.ru в Украине: тел.: (044) 513-51-92,01030 Киев, а/я 41, e-mail: postbook@i.com.ua, http://www.sophya.com.ua Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии «Наука» РАН 199034, Санкт-Петербург 9 линия. 12
«Йога-сутры» 2.12. и далее. 10 Абхъяса — практика йоги. 17 Пранама — молитва, сопровождающая глубокий поклон. 18 Т. Дешикачар интерпретирует эту строку как «выполняй асаны и занимайся пранаямой». 26 шри гурубхйо намах — «поклон духовным учителям». В предыдущих строках Шри Кришнамачарья воздает дань почтения своим наставникам: Шри Кришне Брахматантре Сва- ми и Шри Вагише Брахматантре Пракале Свами. www.e-puzzle.ru www.e-puzzle.ru [1] В русскоязычной литературе можно встретить иное написание имени автора: Десикачар. Однако в действительности третьим звуком здесь является палатальное «ш»,поэтому правильнее писать Дешикачар («Учитель нравственности»). — Прим. ред. [2] С 1973 г. этот индийский штат называется Карнатака. В нем расположен город Майсур. ~ Прим. ред. [3] В частности, Натхамуни собрал стихи двенадцати альваров (тамильских святых, живших в VI— X вв.) в сборник «Налайира тиввияппирабандам» («Божественные ииклы из 4000 строф»), пением произведений из которого до сих пор сопровождаются храмовые ритуалы в Южной Индии. — Прим. ред. [4] Традиционное значение слова «свадхьяя» — «систематическое изучение Вед». — Прим. ред. [5] Данный процесс мы называем «свадхьяя». Это один из трех аспектов крийя-йоги, йоги действия. Свадхьяя включает все, что относится к изучению самого себя. См. главу 2 и «Иога-сутры» 2.1. [6] Довольно интересно, что такое понимание управления дыханием, имеющее длительную традицию в йоге и упоминающееся в очень древних текстах, совпадает с результатами новейших исследований в области нейропсихологии и механической основы дыхания. См. Respiratory Physiology: The Essentials by John B. West, M.D., Ph.D. (Baltimore: Williams & Wilkins, 1990.) [7] «Прати» означает «против», «напротив», а «кри» переводится как «делать». [8] Слово «пашчима» можно перевести не только как «западный», но и как «задний». — Прим. ред. [9] Вьяса — автор классического комментария к «Йога-сутрам»; жил предположительно в V веке. Не путать с Вьясадэвой — сыном Сатьявати и Парашары Муни, легендарным составителем канона Вед. — Прим. ред. [10] В «Иога-сутрах-» Патанджали перечисляет следующие симптомы неуравновешенности ума: духкха (страдание), даурманасья (негативное отношение), ангамеджаятва (болезни тела) и швасапрашваса (нарушения дыхания). [11] Ануломой называют нечто, происходящее естественным образом. Например, в Ведах термин «анулома» используется применительно к ритуальным действиям, которые производятся в предписанной последовательности. Поскольку в «Хатхайога-прадипике» уджджайи описывается как техника, в которой горловой звук производится только на вдохе, а выдох делается через нос, именно такой способ дыхания называется «анулома-уджджайи». [12] Вопрос об отношении к своим действиям является ключевым в определении понятия «ишварапранидхана», которое дается в «Иога-бхашье» — древнейшем комментарии к «Йога-сутрам». В нем говорится: «Ишварапранидхана — это преподнесение всех своих поступков Богу, отказ от стремления получить плоды своих действий». [13] «Йога-сутры» 2.11. и [14] «Йога-сутры» 2.33 и 2.34 представляют эту идею как пратипакшабхавана. [15] Эти термины, которые встречаются в «Иога-сутрах», легче понять, если дать их буквальный перевод. «Кха» означает «место», а «су» переводится как «счастливое», «удачное», «хорошее». Выразительная метафора для духкхи как противоположности сукхи — темная комната. [16] Различные аспекты духкхи, о которых здесь идет речь, классифицируются следующим образом: неспособность понять или принять перемены порождает паринама-духкху; ситуация, когда невозможно удовлетворить потребность, порождает тапа-духкху; нежелание отказаться от привычек порождает санскара-духкху. Описание разных источников духкхи можно найти в «Иога-сутрах» 2.15. [17] «Иога-сутры» не вдаются в подробности концепции трех гун, но ссылаются на нее в 2.18 и постоянно ее подразумевают. Эта концепция разъясняется в текстах санкхьи, где под гунами понимаются три качества, присущие всему материальному (сюда относятся также наши мысли, эмоции и полный спектр психической деятельности) — но неопуруше. Источником духкхи может быть даже движение трех гун. См. «Иога-сутры» 2.15. [18] «Йога-сутры» 2.25. Концепция кайвальи является центральной в учении йоги. Последняя глава «Иога-сутр» называется «Кайвалья» («Свобода»). [19] Для обозначения пуруши Патанджали использует слово «драшт- ри» (видящий), тогда как видимое называет «дришъя». Согласно Патанджали, авидья возникает, когда вы путаете их между собой. Такое смешение понятий называется саньйога. Это слово означает, что две вещи настолько переплетены, что их больше нельзя отличить друг от друга. Возникновение саньйоги — это момент, когда сеются семена страдания. Выражением саньйоги является асмита. Мы говорим об асмите, если в нашем «я» пуруша и читта настолько слились, что их невозможно разделить. Но на самом деле, ум является инструментом восприятия, а пуруша — воспринимающим. Уму присуща способность меняться, которая не свойственна пуруше. Смешение этих двух разных категорий становится источником многих проблем. См. «Иога-сутры» 2.6 и 2.17-24. [20] «Иога-сутры» 2.29. Восемью ступенями йоги являются: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. [21] Яма и нияма описаны в «Иога-сутрах» 2.29-45. ? Зак 4140 [22] В индийской традиции ученик, закончивший обучение у гуру, обязан поднести дакшину (подарок): «Знающий дхарму пусть ничего не дает гуру заранее; но, готовясь к последнему омовению, с дозволения гуру надо преподнести, что он может, в качестве платы гуру за обучение. Следует преподнести угодное гуру: поле, золото, корову, лошадь, зонтик, в крайнем случае — обувь, зерно, одежды или зелень» (Ману- смрити 2.245-246). — Прим. ред. [23] В «Иога-сутрах» 1.20 Патанджали перечисляет, что нужно человеку, чтобы распознать истину: вера, сила и способность никогда не терять цель из виду. [24] Мантра — это слово или слог, который по традиции дается ученику учителем. Повторение мантры называется джапой и является одной из многочисленных техник йоги, используемых для медитации. [25] В индуизме предписано начинать созерцание мурти (храмового изваяния) со стоп, постепенно поднимая взгляд до лица. — Прим. ред. [26] «Йога-сутры» 1.12. Для достижения состояния йоги необходимо одновременно трудиться (абхьяса,) и не привязываться (вайрагья,). [27] «Йога-сутры» 1.5. В этом отрывке говорится, что существует пять способностей ума, которые могут использоваться во благо или во зло. О пяти способностях речь идет в последующих сутрах: это правильное восприятие, ошибочное восприятие, воображение, сон без сновидений и память. [28] «Иога-сутры» 1.34. [29] «Иога-сутры» 1.36. о [30] «Иога-сутры» 1.37. [31] «Йога-сутры» 1.23-29. [32] Этимологически ближе всего такие русские слова, как «Владыка», «Господь». — Прим. ред. 6 Зак. 4149 [33] «Чувства выше объектов чувств, рассудок выше чувств, разум выше рассудка, а пуруша выше разума» (Бхагавад-гита 3.42). — Прим. ред. [34] В комментарии Въясы к сутре 2.1 сказано: «Ишварапранидхана — это посвящение всех наших действий Богу и отказ от стремления к плодам своих дел». [35] «Иога-сутры» 2.1. [36] В некоторых изданиях (см. изданную «Софией» в 2002 г. книгу Рамамурти Мишры «Психология йоги») между сутрами 3.21 и 3.22 стоит еще одна: «По этому же принципу обретают способность вызывать исчезновение звука, касания, запаха и вкуса». — Прим. ред. [37] Бога знания. — Здесь и далее прим. ред. [38] Кришну. 5 Бога солнца. [40] Атман — Дух, душа. [41] Нади — «каналы, сосуды». Под «узлами нади» могут пониматься как анатомические узлы (нервные, лимфатические), так и энергетические — чакры. и [42] Супруг Лакшми (богини удачи) — Вишну. В Бхагавата Пуране (2.2.8-12) сказано: «Ноги сосредоточивают свой ум на пребывающем в сердце Пуруше, величиной не более пяди. В четырех руках Он держит лотос, диск, раковину и палицу.... Взгляд Его лучистых глаз и озаренное улыбкой лицо свидетельствует о безграничной милости. Поэтому все время, пока человек способен сохранять состояние дхараны, следует созерцать этого Ишвару». [43] Параматман («Высший Атман») — Бог. «Верховное Существо, присуствующее в теле воплощенного, называется Свидетелем, Дозволяющим, Господом, Наслаждающимся, Великим Владыкой и Параматманом»(Бхагавад-гита 13.23). [44] Сандхья — утреннее, полуденное и вечернее богослужение. [45] В этой шлоке Кришнамачарья ставит четырем периодам жизни (детству, молодости, зрелости и старости) в соответствие рагу (влечение к объектам чувств), бхогу (наслаждение объектами), йогу и тьягу (отрешенность от мира). Обычно четыре пурушартхи (цели жизни) определяются несколько иначе: кама (наслаждение), артха (накопление ценностей), дхарма (благочестие, религиозность) и мокша (поиск освобождения). [46] Гокуланатха (Владыка Гокулы) — Кришна.См. также прим. к двенадцатой главе, раздел «Еще кое-что о пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи». [47] Сиддхи — паранормальные способности. [48] Дхьяна — медитация. [49] Богослужение (пуджа) совершается в три сандхьи: на рассвете, в полдень и на закате. [50] Ср.: «Всевышним окутано творение и все, что сотворено. Радуйся в отречении. Не влекись к чьему-либо богатству. Действуя так, да проживет человек сто лет»(Иша Упанишада 1-2). [51] Юга — один из следующих друг за другом четырех циклически повторяющихся мировых периодов: крита-юга, или сатья-юга («золотой век», длящийся 1 728 ООО лет), трета-юга («серебряный век», продолжительность которого составляет 1 296 ООО лет), двапара-юга («бронзовый век» длительностью 864 ООО лет) и нынешняя кали-юга («железный век»), которая продлится 432000 лет. Считается, что со сменой юг благость в мире уменьшается на четверть. Т. Кришнамачарья говорит о путях освобождения, соответствующих каждой из юг: джняна- марге, карма-марге, джняна-карме и йога-марге. 211 Желудок следует заполнять пищей наполовину (ардха-пурнам свакукшим), на четверть — водой, а четверть оставлять для воздуха (если пища сухая, объем твердой пищи, жидкости и воздуха соотносятся как 1:1:1), что дает возможность «огню пищеварения» гореть беспрепятственно. [53] Слово «прана» может быть переведено как «жизнь». [54] Слог Ом (Пранава омкара) считается символом Ишвары (Всевышнего). См. главу 14, раздел «Ишвара и звук Ом». [55] Тамас («тяжесть, мрак») — одна из трех фундаментальных характеристик материи (гун). Бхагавад-гита (17.10) называет тамасичной пищу, если она «несвежая, безвкусная, дурно пахнущая, разложившаяся, состоящая из объедков и нечистая». [56] Тирумалъ («Смуглый») — тамильское имя Кришны. [57] Йог — в Бхагавад-гите (10.17) Арджуна обращается к Кришне: «Как мне познать Тебя, о Йог, постоянно думая о Тебе?» В завершающем стихе Гиты Кришна назван «Владыкой йоги». [58] Иногда встречается текст из 200 сутр: дополнительная строфа находится между 3.21 и 3.22 и еще четыре сутры завершают четвертую главу. — Прим. ред. [59] Йога читта вритти ниродхах — «Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь». [60] Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society, reprint, monograph №3, 1954. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.075 сек.) |