|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ 4 страницаПосле того, как она попыталась проделать это несколько раз, она получила способ принятия решения, и начала принимать их быстро и бессознательно во всех случаях свой жизни. Когда она прошла этот процесс несколько раз, он “ сгладился ”, как это происходит с вождением машины. Он опустился в подсознание. Представляется, что сознание занимается теми вещами, которые мы еще не можем делать хорошо. Когда мы знаем, как делать действительно хорошо, то делаем это автоматически. Мужчина: Мы хотели бы узнать об оценке обонятельного опыта. Мы немного позанимались и пришли к выводу, что сначала люди визуализируют объект, а затем ощущают запах. Не обязательно. Это вы пользуетесь этой стратегией. Вы сказали нам: “Вы пришли к выводу о том, что люди поступают следующим образом... И потом описали себя. Насколько мне известно, это широко распространенный стереотип в современной психиатрии, Томас Шаша сказал: “Вся психология - это биография, или автобиография”. Большинство психотерапевтов проводят психотерапию с собой, вместо того, чтобы проводить ее с другими людьми. Если прямо отвечать на наш вопрос, то надо сказать, что люди подходят к оценке обонятельного опыта самыми разными способами. Но не всегда, когда люди, оценивают запахи, у них расширяются ноздри. Это прямой сенсорный сигнал, позволяющий вам сделать заключение о том, что человек переживает. Этому ощущению могут предшествовать зрительные, аудиальные или кинестетические представления, движения ноздрей вы увидите всегда. Продемонстрируем это. От детства у вас осталось много впечатлений. Может быть у вас была бабушка, которая жила в отдельной комнате, где пахло по особенному, или вы помните какую то особенную еду, которую вы ели только в детстве, или свою плюшевую игрушку. Возьмите какой-нибудь объект из своего детства, попытайтесь его зрительно представить, сказать себе о нем, или почувствовать его на ощупь. Потом глубоко вдохните и позвольте этому объекту перенести вас в прошлое. Это один из способов сделать запахи доступным осознанию. Эту информацию можно использовать любым из способов, который подскажет вам ваша изобретательность. Если вы используете направляемую визуализацию, то вы замечали, что есть клиенты, где этот метод работает автоматически и очень успешно. С некоторыми же клиентами вы даже не пытаетесь применить этот метод. Знаете ли вы, какой критерий вы при этом используете? Если они легко визуализируют, то вы применяете управляемую визуализацию, верно? Мы вам рекомендуем сделать нечто противоположное. Для людей, которые не умеют сознательно визуализировать, управляемая визуализация может стать глубоким продуктивным переживанием, ведущим к изменениям. Для тех, кто визуализирует все время, этот опыт будет далеко менее полезен. Единственное, что вы должны сделать, чтобы визуализация работала у людей, которые не могут нормально визуализировать - это присоединиться к их репрезентативной системе, установить раппорт, и медленно, путем наложения перевести их в ту систему, в которой вы хотите, чтобы они фантазировали. И это будет очень мощным средством изменений, гораздо более мощным, чем когда вы делали бы это с человеком, который уже умеет визуализировать. Если у вас есть какой-то опыт, фрагмент переживания, то вы можете восстановить все переживание. Попытайтесь сейчас сделать следующее: наклоните плечи вперед, и закройте глаза, и представьте, что кто-то или что-то толкает вас сзади в плечи. Возьмите эти чувства, усильте их и разрешите им превратиться в картину. Что или кого вы видите? Что в этой картине связано с какими- то звуками, которые могли быть раздаваться если бы это произошло на самом деле? А сейчас послушайте звук. Это и есть принцип наложения. Вы всегда можете войти в репрезентативную систему, которая определяется глаголами, и произвести наложение на другую систему. Вы также можете научить человека делать это. Ричард: Я знаю. Я сам это делал. Четыре года назад я не мог увидеть ни одного образа, фактически не представлял, как люди это делают. Я думал, что люди обманывают, говоря, что им помогает направленная визуализация. У меня и мысли не было о том, что они видят картины. Конечно, когда впервые попытался создать образы, я пошел тем же путем, что и все люди, которые испытывают трудности в этом плане. Они говорят себе: “Ну, еще упорнее смотри на это!”, а потом чувствуют себя разочарованными. Конечно, чем больше я говорю себе, и чем больше чувств я испытываю, тем меньше я способен что-то увидеть. Я выучился делать это по принципу наложения: беря чувство или звук, а потом добавляя к этому визуальное измерение. Вы можете использовать принцип наложения, чтобы натренировать клиента работать во всех системах, что, я думаю, полезно для каждого человеческого существа. На себе вы можете заметить, какую систему вы используете утонченно и изощренно, а с какой у вас возникают трудности. Потом вы можете использовать принцип наложения, чтобы достичь такой же утонченности во всех системах. Допустим, что у вас хорошо развитая кинестетическая система, но вы совершенно не можете визуализировать. Вы можете представить себе, какова на ощупь кора дерева. Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую кинестетическую галлюцинацию. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости или твердости, шершавости или гладкости, температуры). Если вы легко визуализируете и хотите развить аудиальную систему, вы можете увидеть машины, заворачивающие за угол, а затем услышать соответствующие звуки. Мужчина: Означает ли сказанное, что слепой психотерапевт находится в невыгодном положении? Визуально оцениваемые признаки - это лишь один из способов получения информации. Существуют различные другие вещи, с помощью которых вы можете получить ту же самую информацию. Например, тон голоса человека, тише при визуальной оценке и ниже при кинестетической. Темп речи выше при визуальной оценке - и ниже при кинестетической. При визуальном оценивании дыхание скорее грудное, при кинестетическом брюшное. Таких признаков существует множество. Одновременно мы можем воспринять лишь немногое. Наше сознание одновременно может вместить 7 плюс-минус 2 единицы информации. Мы говорим: “Смотрите, обычно вы обращаете внимание на определенные моменты опыта, но есть другой класс этих моментов - обратите на него внимание, и поймите, как вы можете его использовать очень эффективно”. Ту же самую информацию я могу получить, оценивая тон голоса, темп речи, темп и глубину дыхания, изменение цвета кожи лица или тыльной стороны ладони. Слепой человек может получить ту же информацию другим путем. Движение глаз - самый легкий источник информации о репрезентативных системах. После того, как вы им овладеете, можно переходить к другим измерениям. Вы думаете, что слепой психотерапевт находится в невыгодном положении, но слепота - это удел каждого из нас. Слепой человек имеет то преимущество перед другими людьми, занимающихся общением, что он знает, что он слепой и должен развивать другие чувства, чтобы компенсировать это. Например, на прошлом семинаре, у нас присутствовал совершенно слепой человек. Год назад я научил его определять репрезентативные системы не зрительными признаками. Он научился делать это так же хорошо, как любой зрячий человек. Большинство людей, которых я встречал, обладают очень неразвитыми сенсорными способностями. Огромное количество опыта проходит мимо них, так как они функционируют вне того, что для меня является гораздо более интересным, чем “предвзятые мнения”. Они функционируют вне своего внутреннего мира, стараясь найти во внешнем мире то, чтобы ему соответствовало. Кстати, это хороший способ всегда быть разочарованным. Самый лучший способ разочаровываться - это конструировать образы того, каким должны быть вещи, а затем делать все, чтобы они такими стали. Вы будете разочарованы всегда, когда мир не совпадает с вашими представлениями. Это безошибочный способ сохранения хронического разочарования - поскольку мир никогда не присоединяется к вашим представлениям. Есть еще один богатый источник информации, - это наблюдение за оцениванием моторных программ в тот момент, когда человек думает о какой-то деятельности. Энн, примите пожалуйста, “нормальную” позу, ноги не скрещивайте. Спасибо. Сейчас я задам вам предварительный вопрос. Водите ли вы машину? (Да). Есть ли какая то машина, которой вы пользуетесь постоянно? (Да). А сейчас я задам вам вопрос, на который прошу не отвечать вслух. Вы пользуетесь автоматическим переключением скоростей?... Кто получил ответ? Выскажите свой ответ и проверьте его. Мужчина: Ручной переключатель ОК. Как вы об этом узнали? Мужчина: Я видел движение ее правой руки. Теперь ответьте на вопрос вслух, Энн. Энн: Автоматический переключатель. Кто-нибудь еще видел ответ? Женщина: Да, переключатель должен быть автоматический, т. к. она маленького роста и ей трудно было бы пользоваться ручным. Использовал ли кто-нибудь еще сенсорный опыт? Теперь я прямо отвечу на заданный вопрос. Если вы смотрели на ноги Энн, то получили бы ответ на заданный вопрос. Одним из различных моторных программ при пользовании ручным и автоматическим переключателем является необходимость нажатия на педаль, если бы внимательно смотрели, то увидели бы напряжение мышц ее правой, а не левой ноги, что дало бы вам ответ. Если вы задаете человеку вопрос, в ответ на который он должен оценивать моторную программу, вы должны наблюдать за теми частями тела, которые он должен использовать, чтобы оценить информацию. Для ответа на вопрос он должен оценить какую-то репрезентацию. И, хотя в сознании может быть представлена лишь одна из систем, человек подсознательно пользуется всеми системами, чтобы собрать информацию, нужную для ответа на вопрос. Энн: У нас две машины, я пользуюсь обеими. Вы спросили: “Какой машиной вы обычно пользуетесь?” Если бы вы спросили меня: “Есть ли у вас другая машина?” и затем спросили бы меня о ней, были бы мои ответы другими? Двигались бы мои ноги по-другому, если бы вы спросили меня о другой машине? Да. Вы используете вашу левую ногу только тогда, когда есть педаль. Посмотрим, как вы ответите на следующий вопрос. Во всех ваших квартирах и домах есть внешние двери. Когда вы входите в квартиру: эти двери открываются направо или налево? Ну, как вы ответили на этот вопрос?... Руки у всех задвигались. Теперь я задам вам другой вопрос. Когда вы приходите вечером домой, и внешняя дверь бывает закрытой какой рукой вы открываете дверь?... Следите за руками. Люди всегда стараются составить словарь языка тела, как будто движение головой назад может означать сдержанность, а скрещивание ног аккуратность. Но язык тела не состоит из слов, он работает по-другому. Движения глаз и тела дают вам информацию о процессе. Основная область профессиональных специалистов по общению, по-нашему мнению, - это процесс. Если вы вовлечетесь в содержание, вы неизбежно будете навязывать человеку с которым общаетесь, свои убеждения и ценности. Проблемы, которые беспокоят людей, обычно не имеют ничего общего с содержанием. Они связаны со структурной нормой организации опыта. Если вы начнете это понимать, то проводить терапию намного легче. Вы не должны вслушиваться в содержание, вы только должны понять, как строится процесс, а это действительно гораздо легче сделать. Теперь давайте поговорим об еще одном распространенном стереотипе. Допустим, я - ваш клиент, и вы меня спрашиваете: “Ну, как прошла неделя?” а я отвечаю (голова опущена тон голоса ниже, тяжелый вздох): “О, на этой неделе все было прекрасно (вздох, отрицательное покачивание головой, легкая насмешка) никаких проблем”. Ваш смех говорит о том, что тут была предложена неадекватное сообщение. Для этого явления есть специальный термин: несогласованность. То, что я предлагаю вам с помощью тона моего голоса, движения тела и головы, не соответствует моим словам. Какова будет ваша реакция на это, реакция профессиональных специалистов по общению? Какой выбор в этом случае у вас есть? Женщина: Я скажу: “Я вам не верю” или: “Но вы не выглядите счастливым от того, что дела у вас идут хорошо”. Итак, вы используете мета-комментарий, сталкивая человека с противоречием, которое вам удалось заметить. Кто отреагирует по-другому? Мужчина: Я постараюсь помочь вам выразить оба сообщения, возможно, попрошу усилить невербальные компоненты. ОК. Гештальт-техника, обогащать невербальное сообщение, пока не возникнет соответствующее переживание. Да, это второй выбор. Понимает ли кто-нибудь из вас важность выбора, о котором я сейчас говорю? Наша работа - выбор. Несогласованность - это ключевая точка выбора, с которой вы постоянно встречаетесь, если занимаетесь общением. Вам полезно было бы иметь широкий репертуар реакций, и понимать (я надеюсь - более подсознательно, чем сознательно), какие последствия будут иметь тот или иной прием или техника. Мета-комментарий - это один из выборов. И, я считаю, хороший. Но это только один из выборов. Когда я наблюдаю за терапевтами, то часто замечаю, что это - их единственный выбор в ситуации, когда они сталкиваются с несогласованностью. То есть люди, работой которых является выбор, вообще не имеют никакого выбора. В ответ на несогласованность вы можете заставить человека преувеличивать невербальный компонент, обозвать его лжецом, проигнорировать высказывания или просто использовать отражение, сказав, насмешливо и отрицательно качая головой: “Я так рад!” Или же вы можете понять местами вербальное и невербальное сообщение, сказав, улыбаясь и кивая головой: “Это ужасно!” ответ который вы на это получите, удивителен, поскольку люди не подозревают, что они не вербализуют. В ответ на подобную вашу реакцию люди теряются, либо начинают вербализировать сообщения, которые до этого были невербальным. Происходит так, как если бы они взяли бессознательный материал и сделали его сознательным, и наоборот. Или же вы можете отреагировать соответствующей метафорой: “Это напоминает мне историю, которую мне рассказал мой дед, О’Мора. Он был ирландцем, но в юности некоторое время скитался в Европе. Рассказал он мне об одной небольшой прибалтийской стране. У ее правителя были проблемы - министр внутренних дел не мог найти общего языка с министром иностранных дел. То, что делал министр иностранных дел, чтобы укрепить свои отношения с соседями, правильно организовать торговлю, мешало удовлетворению потребностей страны, а удовлетворить эти потребности, как чувствовал министр внутренних дел было необходимо...” “Как люди учатся несогласованности? Например, приносит ребенок из школы свою поделку и показывает ее родителям. Родители смотрят на нее и отец говорит (нахмурившись), отрицательно качая головой, резким голосом: “Как я рад, что ты принес это домой, сынок!” Что в ответ на это делает ребенок? Может, он наклоняется к отцу и мета-комментирует: “Папа, ты говоришь, что рад, но я не вижу...?” Одна из вещей, которые ребенок делает в ответ на несогласованность - это гиперактивность. Одно из полушарий регистрирует визуальные и тональные впечатления, другое - слова и их значение, и одно не соответствует другому, максимальное несоответствие находится там, где полушария пересекаются, в области кинестетической репрезентации. Если вы увидите теперь гиперактивного ребенка, вы заметите, что триггером для гиперактивности является несогласованность, и находится она у середины линии тела, распространяясь затем на другие виды поведения. А сейчас я вас о чем-то попрошу. Поднимите правую руку... Заметил ли кто-нибудь несогласованность? Мужчина: Вы подняли левую руку. Я поднял левую руку, но многие из вас сделали то же самое! Другие подняли правую руку. Третьи вообще не заметили, какую руку я поднял. Суть в том, что, будучи детьми, вы вырабатываете свой способ справляться с несогласованностью. Обычно люди искажают свои опыт, чтобы он стал согласованным словам. Есть ли здесь кто-то, кто услышал меня так: “Поднимите левую руку!”? Многие из вас подняли левую руку думая, что - подняли правую. Тогда вы не заметили несогласованности, чтобы сделать свой опыт согласованным. Если поступают спутанные сообщения, то один из путей состоит в том, чтобы буквально отрезать одно из намерений (вербальное, тональное, движение тела, прикосновения, визуальные образы) от сознания. И можно предсказать, что гиперактивный ребенок, отрезающий от сознания правое полушарие (продолжающее, однако, функционировать вне сознания) окажется преследуемым визуальными образами - мертвыми младенцами, плавающими над столом психиатра. Те, кто отрезает кинестетический опыт, будут чувствовать у себя под кожей ползающих насекомых, что будет буквально сводить с ума. Они вам об этом скажут. Это - реальные клинические примеры. Те, кто отрезает аудиальный опыт, слышат голоса, раздающиеся из стен, поскольку они отдали этой системе все свое сознание, и информация, поступающая к ним через эту систему, защищает их от повторяющейся несогласованности. В нашей стране большинство галлюцинаций являются слуховыми, так как люди здесь мало внимания уделяют своей аудиальной системе. В других культурах галлюцинации связаны с другими репрезентативными системами. Женщина: Не смогли бы вы подробнее прокомментировать галлюцинаторные явления? Галлюцинации, я считаю, это то, чем вы здесь занимаетесь целый день, формальных различий между галлюцинациями и теми процессами, которые вы используете, когда я прошу вас вспомнить что-нибудь - будь то событие сегодняшнего утра, или запах аммиака - просто нет. Насколько мне известно, однако, некоторая разница между обитателями психиатрических больниц и нормальными людьми все же есть. Одно из различий - это то, что больные и здоровые живут в разных зданиях. Другое - это отсутствие у больных стратегий различия между разделяемой (общепринятой) реальностью и неразделяемой. У кого есть щенок? Можете ли вы его увидеть, сидящим на этом стуле? - “Да”. ОК. А теперь можете ли вы определить, чем отличается щенок от стула, на котором он сидит? Есть ли какое-то переживание, которое позволяет вам отличить тот факт, что вы представили визуальный образ щенка, и тот факт, что образ стула был у вас еще перед тем, как вы поставили на него образ щенка? Есть ли различия? Его может и не быть... Женщина: Различие есть. ОК. Какое оно? Как вы узнаете, что это - реальный стул, но не реальная собака? Женщина: Я реально вижу стул в моей реальности, здесь и сейчас. Собаку я вижу только в моей голове, внутренним зрением. Так видите ли вы собаку, сидящую на этом стуле? Женщина: Ну, только внутренним зрением. Каково различие между стулом, который вы видите, и собакой, которую вы видите внутренним зрением? Есть ли разница? Женщина:.................. Да, но как вы узнаете об этом? Женщина: Ну, если я посмотрю назад или в сторону, стул я все равно вижу. А если я перестану думать о собаке, она тут же исчезнет. ОК. Вы можете поговорить с собой. Правда, обратитесь внутрь себя и спросите, есть ли у вас на подсознательном уровне какая-то часть которая могла бы так же ясно представить себе собаку, даже отвернувшись? Можете ли вы после этого найти различие? Потому что я догадываюсь, что у вас есть еще способы, которыми вы пользуетесь для определения различия между собакой и стулом... Женщина: Разве образ не так ясен... ОК. Это один из способов, которым вы проверяете реальность. Снова обратитесь внутрь себя и спросите, нет ли у вас в подсознании такой части, которая могла бы сделать образ собаки таким же ясным? Женщина: Нет, пока я бодрствую. Я знаю, что сознательно вы это не можете сделать. Я об этом и не прошу. Можете ли вы поговорить с собой? Можете ли вы сказать себе внутренне - привет, Мари, как дела? - “Да”. - ОК. Обратитесь внутрь себя и спросите: есть ли у меня на подсознательном уровне какая - то часть, которая может сделать образ собаки таким же ясным, как и образ стула? Будьте внимательны к ответу, который вы получите. Ответ может быть вербальным, визуальным, чувственным. Пока она это делает, вопрос ко всем: заметил ли кто-нибудь на себе, как определяются различия между собакой и стулом? Мужчина: Ну, когда вы раньше двигали стулья, я слышал звук, а если бы вы двигали собаку, то звука бы не было. В сущности наша стратегия состоит в том, что вы переходите в другую репрезентативную систему и наблюдаете, есть ли соответствие верной системе. Женщина: Я знаю, что собаку сюда поставила я! Как вы об этом узнали? Женщина: Я помнила, что я это сделала. Да, но как вы помните об этом? Это визуальный процесс? Или вы себе что-нибудь говорите? Сейчас я попрошу вас ту же самую операцию совершить со стулом. Поставьте стул сюда, несмотря на то, что он уже здесь. Пройдите со стулом через тот же самый процесс, что и с собакой, а потом скажите мне, в чем тут разница. Знает ли кто-нибудь, в чем тут дело? Мужчина: Все мы здесь шизофреники... Конечно, все тут шизофреники. Фактически, Р. Лэниг был слишком консервативен, когда он говорил о шизофрении как о естественной реакции. Следующей ступенью, на которую мы все поднимаемся, является множественная личность. Есть только два различия между нами и теми, у кого стоит официальный диагноз (множественная личность): 1) отсутствие амнезии на то, как вы себя вели в данном контексте - находясь в другом контексте, вы помните о том вашем поведении; 2) вы можете выбирать, как реагировать в зависимости от контекста. Если у вас нет выбора реакций на данный контекст, то вы - робот. Итак, у вас два выбора. Вы можете быть либо множественной личностью, либо роботом. Выбирайте же хорошо... Мы сейчас постараемся подчеркнуть различие между кем-то, кто не знает, что его галлюцинации - это галлюцинации, и вами. Различие состоит лишь в том, что у вас есть стратегия определения того, что является разделяемой реальностью, а что - нет. И, если у вас есть галлюцинации, они касаются идей, а не вещей. Если кто-то из вашей аудитории скажет: “Смотрите, я действительно вижу здесь собаку и каждый может ее увидеть!”, то кто-то возьмет его за руку и выведет из аудитории.... Но, когда Салли использовала слово “задумчивый”, она проходила через тот же самый процесс, что и шизофреники. Например: один пациент посмотрел на нее и сказал: “Видите ли вы, что сейчас я выпью чашку крови?” Он сделал то же самое, что и Салли. Он взял какую-то информацию извне, интересным образом скомбинировал ее со своим внутренним ответом, и сделал вывод, что все пришло к нему извне. Между госпитализированными людьми - шизофрениками и людьми из этой аудитории существуют только два различия: 1) у вас есть хорошая стратегию проверки реальности, 2) содержание ваших переживаний социально приемлемо. Ведь все вы галлюцинируете. Например, вы галлюцинируете о том, в каком настроении находится человек - в плохом или в хорошем. Иногда это соответствует той информации, которую вы получаете извне, а иногда - нет. Тогда это просто отражение вашего внутреннего состояния. А если, например, плохого настроения у вашего собеседника нет, вы можете индуцировать его: “У вас что-то не так?” “Что вас беспокоит?”, “Я не хочу, чтобы вы беспокоились о том, что произошло сегодня днем, когда вас не было”. Пить кровь в нашей культуре не принято. Мне приходилось жить в стране, где это нормально. Члены восточно-африканского племени масаев только и занимаются тем, что садятся в круг и пьют кровь из чашки, и никаких проблем. Представителям этой культуры было бы странно, если бы кто-нибудь сказал: “Я вижу, что вы почувствовали себя плохо, когда я это сказал” Они начали бы удивляться вам. Когда мы преподавали интернам-психиатрам, мы приходили в больницу пораньше и проводили много времени в палатах. У тамошних пациентов были проблемы, с которыми мы прежде не сталкивались. Мы дали им задание определить для себя, какую часть их реальности люди разделяют... а какую – нет. С тем парнем, который пил кровь из чашки, мы поступили так: “Немедленно присоединитесь к его реальности”. Мы присоединились к его реальности, так, что он начал нам доверять. Затем мы дали ему задание - определить, какую часть его переживаний остальные люди в палате могут принять. Мы не говорили ему о том, что реально, а что нет, а просто попросили назвать те переживания, которые другие люди могли бы с ним разделить. И тогда он научился - как научается ребенок, говорить о тех частях реальности, которые являются либо социальными приемлемыми галлюцинациями, либо чем-то, что люди хотят видеть, слышать или чувствовать... И это – все, что ему было нужно, чтобы выписаться из больницы... Сейчас у него все нормально. Он все по-прежнему пьет кровь из чашки, но делает это в одиночестве... Большинство психотиков именно и отличаются тем, что не умеют отличать разделяемую реальность от неразделяемой. Мужчина: Но многие психиатры тоже не умеют делать этого, когда работают с психотиками. Очень многие люди не умеют этого делать. Насколько мне известно, единственное различие состоит в том, что у психиатров есть другие психиатры, которые разделяют их реальность, так что получается хоть немного, да разделяемая реальность. Я много раз подшучивал над тем, как гуманистические психологи обращаются друг с другом, когда собираются вместе. У них есть много ритуалов, которых нет например, в электронной компании. Электронщики приходят утром на работу, не держат друг друга за руки, и не смотрят пристально друг другу в глаза в течение 5,5 минут. И когда кто-то из них видит, как другие это делают, то говорит: “Ну и ну! Странно!” И гуманистические психологи думают, что электронщики люди холодные, бесчувственные, бездушные. Для меня обе эти реальности - психотические, и я не знаю, какая из них является более сумасшедшей. Но если вы будете говорить о разделяемой реальности то электронщики окажутся в большинстве. У вас есть выбор тогда, когда можете переходить из одной реальности в другую, и иметь свой взгляд на то, что происходит. Самые сумасшедшие вещи происходят тогда, когда гуманистический психолог приходит проводить семинар в организации и не меняет своего поведения. Неспособность приспосабливаться к другой реальности является, насколько я знаю, самым ярким признаком психоза. Терапевты также чувствуют буквы. Я не думаю, что это является более странным, чем пить кровь из чашки. Куда бы я не пошел, люди говорят мне, что они чувствуют себя К и О. Это действительно странно. Или же спрашиваешь человека: “Как ты себя чувствуешь? а он отвечает “Неплохо” Вдумайтесь это ведь очень глубокое утверждение: “Я чувствую себя неплохо” Но ведь это не чувство. Аналогично с ОК. Один из наиболее мощных инструментов для специалиста по общению - это умение различать свое восприятие от своих галлюцинаций. Если вы можете ясно отличать, какую часть вашего опыта вы выносите изнутри наружу..., в противоположность тому, что вы действительно получаете извне с помощью ваших аппаратов восприятия, вы не будете галлюцинировать тогда, когда вам это не полезно. В действительности, галлюцинирование никогда не бывает необходимым. Любой результат психотерапии вы можете получить не галлюцинируя. Вы можете оставаться только при своем опыте восприятия и быть очень эффективным, творческим и сильным психотерапевтом. Чтобы добиться исключительных успехов в общении, вы нуждаетесь только в трех вещах: Мы открыли, что в поведении психотерапевтических корифеев (и талантливых руководителей, и продавцов) существуют три основных стереотипа: Первое, Они знают, какого результата хотят добиться. Второе. Они достаточно гибки в своем поведении. Вы должны уметь создавать у себя множество поведенческих реакций, чтобы добиться от человека такого ответа, который вам нужен. Третье. Они обладают достаточным сенсорным опытом для того, чтобы заметить, получили ли они ответ, которого добивались. Если вы обладаете этими тремя способностями, то можете изменять свое поведение до тех пор, пока не получите нужный ответ. Здесь мы делаем вот что. Мы знаем, какого результата мы добиваемся. Затем мы вводим себя в состояние, которое называем “аптайм”, в котором находимся всецело в своем опыте восприятия и совсем не имеем осознания. Мы не осознаем наших внутренних чувств, картин, голосов - ничего внутреннего. В таком состоянии я нахожусь в своем опыте восприятия, связанном с вами, и слежу за вашими реакциями, и продолжаю менять свое поведение до тех пор, пока не получу от вас нужную реакцию. В данный момент я знаю, что я говорю, потому, что слушаю себя извне... Я знаю, сколько смысла вы извлекаете из моих слов, узнавая об этом по вашим реакциям, сознательным и бессознательным. Я вижу это. Я не комментирую это внутренне, просто замечаю ваши реакции и соответственно приспосабливаю свое поведение. Я не знаю, как я себя при этом чувствую... что моя рука лежит в кармане. Это определенная измененная часть состояния сознания, один из многих видов транса, кстати, очень полезный, если вы ведете игру. Женщина: Как вы приспосабливаетесь в состоянии “аптайм”? Вы сказали, что меняете свое поведение до тех пор, пока не получите нужный ответ. Что вы приспосабливаете? Не объяснили бы вы подробнее? Или... Ну... я меняю всевозможные параметры поведения. Наиболее явным для меня является тон голоса. Вы можете менять и выражение лица. Иногда вы можете сказать и то же самое, что уже говорили, но при этом поднять брови - вдруг человек поймет. Вы можете начать двигать руками... Для кого-то вы можете нарисовать картину. Иногда я объясняю одно и то же разными словами. Все это - доступные логические возможности. На самом деле есть огромное разнообразие возможностей. Женщина: Ну, если вы меняете свое поведение, разве вы не должны сознавать каким-то образом то, что происходит внутри вас? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |