|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С чего начинается Родина?
Особое значение в воспитании и образовании подрастающего поколения Пушкин отводил истории. «История в первые годы ее учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное?» Именно так написана Александрой Осиповной Ишимовой «История России для детей», которой поэт «зачитался» за считанные часы до дуэли. Я принадлежу к счастливому поколению, получившему уже в школе основательные, систематизированные знания по истории. В дополнение к сведениям учебников мы смотрели добротные исторические киноленты. Нас водили по театрам на захватывающие исторические спектакли. У нас были кружки. Мы готовили тематические выставки и вечера. К нам на сборы приходили непосредственные участники знаменательных событий. А как обогащались наши представления о прошлом родной страны благодаря чтению исторических романов наших и зарубежных писателей! В 1965 году по заданию редакции газеты «Комсомольская правда» я была в командировке в Смеле (Одесской области) и там в краеведческом музее познакомилась с ватагой мальчишек 10-12 лет. Они мне сообщили, откуда взялось название городка: по преданию, во время татарского нашествия его жителей угнали в плен, а одна отважная девушка поскакала на коне вслед и хитростью освободила их. В студенческие годы я проживала в общежитии ВГИКа в одной комнате с дочерью Мусы Джалиля. Как раз в это время ее навестил улетевший из фашистского плена и спасший еще шесть человек легендарный летчик Девятаев; его рассказ с мельчайшими подробностями навсегда сохранился в памяти. Позднее, уже работая в «Экране», я рецензировала предлагавшуюся для экранизации повесть о войне. Сразу чувствовалось, что все изложенное пережито ее автором, бывшим летным инструктором. В 1942 году он ускоренно готовил для фронта летчиков-истребителей. И был у него среди курсантов любимчик, смелый, способный, но своевольный парень. В первом воздушном бою он был его ведомым, перестал слушаться ведущего, был атакован и подбит. Инструктор не оставил его в беде и оба они оказались в плену. То, что пришлось им испытать, — лучше б они погибли. У фашистов был тренировочный аэродром, на котором они наших захваченных летчиков на их починенных машинах без боекомплекта поднимали в воздух и учили своих пилотов сбивать безоружных. Задача героев повести была выжить благодаря лишь мастерству управления самолетом в этих жутких ежедневных поединках. Правдой дышала каждая подробность этой горькой и мужественной истории, которая, как я понимала, могла оказать патриотическое воздействие на зрителей. Но на редсовете от руководительницы сценарной коллегии я услышала: «Нам не нужны фильмы о вторичной смелости; сначала они попадают в плен, а потом начинают совершать подвиги». Сегодня и в учебниках, и во многих телепередачах наше прошлое излагается скороговоркой, неуважительно, тенденциозно, применительно к текущему политическому моменту, с очевидной целью ниспровержения любых, даже заслуженных авторитетов минувших эпох, уничтожения самой исторической памяти. Профессиональная несостоятельность коммерциализированного телевидения не позволила достойно отразить на экране такие славные (и важные для патриотического чувства телезрителей) даты, как 300-летие Российского флота и 850-летие Москвы. И вот накануне Дня Победы в одной из московских школ был снят сюжет о том, какими сведениями о Великой Отечественной войне располагают ребята. Большинство не смогло ответить на самые простые вопросы: с кем воевали? Кто был союзником фашистской Германии? Этот позор — прямое следствие нашего обращения с накопленным историческим опытом. А ведь его изучение с помощью телеэкрана — превосходный способ развития интеллекта! Проблемно, образно создавались передачи по истории в редакции учебных программ Центрального телевидения, предоставляя свободу для методического творчества учителя, принимавшего их на урок. Пушкин обозначил и круг дисциплин, составляющих, по его мнению, основу подлинного образования и воспитания, и сроки их преподавания: «Высшие политические науки займут окончательные годы. Преподавание прав, политическая экономия… статистика, история». Сам превосходный историк, художественно воскресавший своим пером далекие события нашего прошлого, звучащие и поныне удивительно современно, он советовал: «Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. История Государства Российского есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским». А в нашем с вами распоряжении и Погодин, и Ключевский, и Костомаров, и Забелин, и Самарин, и Грановский, и Розанов, и богатейшее содержание книг, исторических журналов, архивных документов плюс поистине безграничные возможности телевидения с его арсеналом выразительных средств. Пушкин убежден, что обширные исторические знания являются обязательным условием полноценного духовного развития человека, формирования его гражданской патриотической позиции: «Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целью искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве». Невольно приходит на ум деятельность некоторых наших «независимых» телевещателей. Несколько лет назад с группой обучавшихся у нас в институте режиссеров по моему сценарию мы сняли очерк «За стеной Донского» — об истории этого московского монастыря, о событиях, происходивших там за века его существования, о выдающихся людях земли русской, покоящихся в этом пантеоне дворянства — Чаадаеве, дяде Пушкина Василии Львовиче, Россет-Смирновой, о лучших представителях знатного рода Голицыных, герое войны 1812 года генерале Иловайском и многих, многих других. Передачу у нас купили и показали по 2-му каналу. А много времени спустя мне вдруг позвонила из Сиднея девушка из той группы, вышедшая замуж за австралийца и работающая на канале, вещающем для эмигрантов, и предложила «по бартеру» снимать для них что-нибудь в таком духе, «интересное, историческое», а они, в свою очередь, в обмен снимут по нашему заказу все, что угодно по Австралии. Я написала несколько сценариев по истории московских монастырей: «Легенды и тайны Новодевичьего», о древних форпостах Москвы — монастырях Симоновском и Даниловском, однако, для финансирования предлагаемого проекта найти никого не удалось.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |