|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
В странах развитого вещания принято считать, что когда речь заходит о содержании передач, саморегулирование в принципе предпочтительнее прямого регулирования через закон. Нередко сами законы содержат отсылочные положения относительно профессиональных кодексов — более детализованных и чаще пересматриваемых, но предусматривающих менее строгие наказания, чем закон. Если кодекс противоречит духу закона и новым условиям медиарынка, он пересматривается. Так случилось двадцать лет назад в США с кодексом Национальной ассоциации вещателей, все положения которого относительно допустимых объемов эфирной рекламы были признаны незаконными. И отныне американское телевидение может выпускать столько рекламы, сколько вынесет зритель. В условиях резко возросшего выбора программ недовольный засильем рекламы зритель вправе переключиться на те каналы, где рекламы меньше, и это сокращение аудитории автоматически снижает рекламные доходы, заставляя компании придерживаться умеренных объемов рекламы — происходит процесс саморегулирования через механизм рыночной конкуренции. Нет закона о рекламе и в Англии, но несколько рекламных кодексов позволили создать в этой стране строгую и очень эффективную систему контроля над рекламой. Профессиональным кодексам придается большое значение при подготовке кадров для вещания. Едва ли не все американские и западноевропейские учебники радио- и тележурналистики содержат главы, посвященные журналистской этике, с пересказом соответствующих кодексов — или включением их в учебники в качестве приложения. Необходимо отметить, что сегодня мы, наконец, получили возможность познакомиться с журналистскими и телевизионными кодексами ряда зарубежных стран на русском языке. Их выпустило, например, агентство «Интерньюс». Есть и специальные издания, в которых кодексы даны приложениями, — например, «Автономия телевидения и государство» (1999) или «Франция. Общие сведения о праве по вопросам печати» (1995). Однако первые (и, надо сказать, наиболее интересные с практической точки зрения) зарубежные кодексы были изданы в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Это «Требования к журналистам телекомпании Эн-би-си», попавшие в книгу «ТВ информация в США» (1994) и «Руководство для создателей передач Би-би-си», перевод которого выдержал в ИПК несколько переизданий. О последнем следует сказать несколько слов особо. В середине 90-х годов была предпринята отчаянная попытка написать этический кодекс для нашего ТВ или, по крайней мере, для компании «Останкино», которая как раз тогда превращалась в ОРТ. Была создана рабочая группа во главе с профессором МГУ С.А. Муратовым, автору данного выступления было поручено найти и перевести наиболее интересные зарубежные аналоги. Сразу скажу, что до конца эта работа не была доведена — в преддверии информационных войн, видимо, наше телевидение не слишком нуждалось в каких-либо моральных ограничениях. Но кое-что от работы муратовской группы осталось. Это, прежде всего, перевод «Руководства» компаний Би-би-си. На мой взгляд, это лучшее из того, что мы имеем сегодня в мировой практике вещания. Документы такого рода обычно страдают декларативностью. «Руководство» Би-би-си, напротив, содержит практические рекомендации относительно того, каким образом вести себя в той или иной спорной ситуации. И часто ловишь себя на мысли, что сходства между «ними» и «нами» больше, чем различий. Не случайно такой видный теоретик и практик тележурналистики, как Г. Кузнецов писал в «Журналисте», что чеченской войны, возможно, удалось бы избежать, если бы в свое время руководители отечественных телекомпаний внимательно изучили главы «Терроризм» и «Северная Ирландия» из «Руководства», изданного Би-би-си. И, само собой разумеется, придерживайся наше телевидение таких же стандартов, какими руководствуется лучшее в мире общественное ТВ, пропагандистская деятельность С. Доренко в предвыборных баталиях 1999 года была бы исключена. Много полезного могут найти для себя в этом документе не только журналисты, но и создатели детских, религиозных, художественных передач: ни один аспект телевизионного творчества не ускользнул от внимания разработчиков этого уникального кодекса. Несмотря на разницу условий, в которых работают английские и отечественные работники ТВ, трудно избежать ощущения, будто «Руководство» написано специально для нас. Едва ли не каждый найдет в нем подсказку относительно того, что уместно и что недопустимо на экране.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |