АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религии древней Индии

Читайте также:
  1. Авраамические религии
  2. АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР «РЕЛИГИИ ХОЛОКОСТА»
  3. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов
  4. Архитектура Древней Греции. Архаический период( 7-6вв до н.э.).
  5. Ассирия в древнейший, староассирийский и среднеассирийский периоды.
  6. Вебер и мировые религии
  7. Возникновение философии в Древней Индии
  8. Г) Размышления над прекрасными положениями исламской религии.
  9. Гипотеза возникновения тотемистических верований и развития религии
  10. Глава I Общая характеристика социального строя Древней Руси
  11. Глава XLV ПИСАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОДТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДУХ И МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЙ ИНКВИЗИЦИИ ПРОТИВОРЕЧАТ ДУХУ ЕВАНГЕЛИЯ И ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  12. Государство и право Древней Индии

1. Общие слова. Помнить, что общие индоевропейские корни => параллели и в славянской языческой религии (Параджанья-Перун). Связь с социальными измемнениями (буддизм – с соц. переломом сер. 1 тыс.).

2. Ведийская.

a. Концепция. Это религиозные верования ариев. Природные мотивы. Нет иерархии богов, но есть «любимчики»: Индра (бог бури). Живут на небесах (отсюда название – дэвы). Облик антропоморфен, но неясен. Боги в основном мужики. Жертвоприношения: бога приглашают сесть у костра на подстилкуц из священной травы, в огонь – масло, зерна и др., которые с дымом – на небеса, боги наелись => спускают еду людям в виде урожая. Круговорот материи, ты мне - я тебя. Есть жрецы – замкнутая группа, присоединение к ней – только по рождению. Позднее составили варну брахманов, превосходившую варны кшатриев, вайшьей и шудр. Жрецам платили за отправление культа, тем и жили, но могли зарабатывать и по другому. Центров культа нет, но бля особо важных церемоний сооружается специальные алтарь очень сложной конструкции. Церемонии долгие – от неск. дней до года. Жертвоприношения дороги => позволить их себе может только знать, а знать здесь – это власть, т.к. спекулянтов нет. Первоначально такой правитель действовал от имени всей общины. Постепенно складывается представление о стадиях жизни, которые рекомендовалось проходить всем «дваждырожденным», особенно брахманам:

а. ученичество в юности

б. мирская жизнь домохозяина в зрелом возрасте

в. аскетизм и самоистязание с наступлением старости

Поведение согласно этим канонам способствовало накоплению кармы. В зависимости от ее количества человек в следующей жизни рождался либо на варну выше, либо ниже. Причем родиться можно было как божеством, так и сявкой. Т.о., это религиозное отражение земного строя. Религия эта ориентирована на общину.

b. Священная литература. Ригведы (1000 гимнов).

c. Язык. Санскрит – священный язык.

3. Буддизм. Появляется в сер. 1 тыс. Первая мировая религия. Связь с социальным переворотом сер. 1 тыс. (частная собственность, города, индивидуализация). Три драгоценности буддизма: Будда, его учение (дхарма) и община его последователей (сангха).

Будда. Основатель – царевич Сиддхартха. Мысль о страдании живых существ заставила его скитаться по Магадхе, а однажды под деревом смоковницы на него снизошло просветление и он стал просветленным, т.е. Буддой. Первая проповедь – в Оленьем парке близ г. Варанаси.

Дхарма: жизнь – страдание, постоянная цепь перерождений. Страдания – из-за постоянных страстей и желаний (пить, есть, писать, спать, переродиться в высшей варне и т.д.). Конечная цель буддиста – возыметь полный контроль над своими духом и поведением и впасть в нирвану (угасание). Нирвана позволяет человеку разорвать цепь перерождений. Идея непричинения вреда ничему живому. Нет и не может быть ни единого бога-творца (зачем, если любой может переродиться в виде любого божества, если накопит достаточно кармы?), ни жрецов-посредников (внешняя обрядность бесполезна, а жертвоприношения – даже греховны). Не имеет значения социальное положение буддиста – шансы есть у любого, причем у нищих даже больше, т.к. им легче отказаться от всего мирского, чем богачам. Буддизм ориентирован прежде всего неа личность. Сначала поклонение не изображению Будды, а его символам, которые восходят к земледельческому культу первых поселенцев (колесо, смоковница, ступа (холм с зонтом и реликвией)). Затем при популяризации – и изображение Будды. Язык проповедей – не санскрит, а обычный, разговорный. Все это – причина популярности буддизма (в отличие от ведийского культа, который только для «дваждырожденных») Связь с возникновением городов (частная собств., обособление личности, конец замкнутости сословий).

Чем дальше, тем большая популяризация и приближение к мировой религии. Например: представление о Бодхисаттве (жертвует своей нирваной и помогает спасаться всем), обвинение монахов в эгоизме, нарастающие эсхатологические мотивы. В результате – две школы:

а. малой колесницы (узкого пути, тхеравады) – оригинальный буддизм, только для монахов, распр на юге и на Ланке.

б. великой колесницы (широкого пути) – попсовый буддизм для всех, кто может отвалить $, распр. на севере Индии; поглощен индуизмом.

Сангха состоит из бхикшу – скинхедов в оранжевых сари и с горшком для милостыни в руках. Структурирована по принципу общины – тоже совет и общее голосование. С восьми лет – послушник, с двадцати – монах. Учили заповедия, периодически – публично каялись и принимали наказания. Постоянные тренировки психики и медитация для достижения нирваны (сперва считалось, что ее могут достигнуть лишь монахи, затем – любой мирянин, отваливший достаточно $ и исполняющий заповеди). Монахи могли также врачевать, учить и ваще быть настоящими мужиками. Запрет личной собственности, но нет запрета на общинную (ср. ордена средневековья). Материальные вливания в монастырь – душеспасительное занятие (полная аналогия с Европой!). Монастыри иногда имели в подчинении деревню, на подати с которой жили. Иногда активно участвовали в политике.

4. Индуизм. Опять корни – в древнем культе богини-матери, земледельческих культах солнца, дерева, обезьяны, слона. В то же время – идея единого бога-творца. Не взаимовыгодное существование (ты мне – я тебя), а безусловное подчинение и поклонение. Кому – неясно, но при этом – никаких антагонизмов (!):

a. Вишну может являться в образе животного (хряка, рыбы, черепахи), темнокожего царя и пастуха и Кришны, Будды, героя попсового сериала для пенсионеров «Рамаяна» Рамы. Как видно, в индуизме ассимилированы многие религии и культы – уникальный случай.

b. Шива изображается в виде аскета с черепами или танцора, часто с ритуальным быком.

Священные тексты – веды и пураны (эпические поэмы о древности) – доступны для всех. Храмовое богослужение. Сначала кровавые жертвоприношения, затем – ритуалы почитания (танцы до упаду, музон, дурь, возлияния, красивые одежды). Изображения божеств есть. Программное произведение – «Бхагавад-гите» (песнь господа) – часть Махабхараты. В ней – положения, очень напоминающие софистику (у каждой семьи, общины, местности – своя истина), а потому – произвол и терпимость вовне, но строжайшая дисциплина внутри той общности, которая исповедует данную истину. В отличие от раннего буддизма – большое значение соблюдения обрядовых правил. Строгая изоляция каст, самое страшное наказание – изгнание. Убийство животных, особенно буренок, - западло. Детские браки. Для вдовы нефигово сжечь себя на погребальном костре мужа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)