|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э. Реформы Шан Яна. Легизм. Чуньцю и ЧжаньгоВосточный Чжоу VIII – III века. 1) Взаимоотношения с соседними племенами - VIII – VII века - начинается противопоставление себя, т.е. хуася, или чжуся, «варварам» - начало VIII века – столкновения с жунами-полукочевниками (верхнее течение Хуанхе) - решающие столкновения происходят в правление Ю-вана (781 - 771) - 770 – перенос столицы на восток, к современному Лояну. Власть вана ослабевает - VIII век – консолидация кочевых племен ди, их набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ - VII век – ди опустошают левый берег среднего течения Хуанхэ. Форсируют реку и нападают на чжухоу неподалеку от столицы - 636 – чжоуский Сян-ван пытался спровоцировать нападение ди на Чжэн, но ди заняли сторону Чжэн и нанесли Сян-вану поражение - часть территорий захвачена царством Чу 2) Внутренние противоречия и распри в правящем доме в VII – VI вв. Начинается борьба за гегемонию среди чжухоу. а) 650 - правитель царства Ци провозглашен гегемоном на съезде чжухоу б) следующее царство-гегемон – Цзинь. Правитель – Вэнь-гун (636 -628) - весной 594 г. разгромлены основные силы ди - VII – VI вв. – соперничество с Чу. Чу не признает Чжоу. Правитель Чу принимает титул вана. Разбиты войска Цзинь - 575 – Цзинь добивается реванша у Чу. в) начало V века – обострение отношений между царствами У и Юэ. - Цзинь заключает союз с У и направляет к ним военных советников - 493 – У наносит поражение Юэ и предпринимает ряд походов на север. Одерживает победу над Ци, Лу и Сун - 482 – гегемония У г) 472 – гегемония Юэ. Завершение периода Чуньцу. д) 403 – разделение Цзинь на Чжао, Вэй и Хань. Начало периода Чжаньго («Воюющих царств») Чжаньго. Это эпоха бурных социальных потрясений и коренных изменений во многих областях жизни Древнего Китая. 1) Экономика - 513 - первые упоминания о железе (летопись «Цзочжуань»), V век – первые археологические находки железных изделий - Применение тягловых пахотных орудий типа рало с железным наконечником произвело в с/х революцию: расширение площади пахотных земель и повышение урожайности - Применение ирригационных сооружений для искусственного орошения - Формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изжили себя. Появляется частная собственность, появление купли-продажи земли. - Назначается поземельный налог. Царство Лу – 594 г., затем Чу и Чжэн. - Ремесленное производство и торговля индивидуализируются 2) Идеологическая борьба VI – III вв. Социально-политические и этические вопросы. - Конфуцианты. Основатель – Конфуций, или Кун Цю (551 - 479). Учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы), обращение к идеализированным порядкам прошлого, утверждает понятия гуманности «жень», верности «чжун», уважения к старшим «сяо», соблюдение норм взаимоотношения между людьми «ли», призывает к сохранению патриархальных порядков как в государстве, так и в семье. - Моисты. Основатель Мо-цзы (Мо Ди рубеж V – IV вв.). Тезис о необходимости «всеобщей любви», выступает против семейно-родственной обособленности членов общества. - «легисты» Главное средство умиротворения Поднебесной – закон. - Даосисты Основатель – Лао-цзы. Все в мире определяется существованием некого пути «дао», лучший способ не совершать ошибки – «недеяние» Реформа Шан Яна в царстве Цинь IV века. Источники сведений – «Исторические записки» и трактат «Книга правителя Шан», принадлежащая якобы самому Шан Яну. 359 – первые упоминания о реформах: - введение территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных круговой порукой - наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями - поощрение военных заслуг и запрет кровной мести - поощрение занятий земледелием и ткачеством - ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг 350 – вторая серия реформ - административное деление на уезды - разрешение свободной продажи и покупки земли жителям Цинь - унификация системы мер и весов - введение рангов, разрешение их покупки Реформы дали мощный толчок в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. В то же время реформы послужили и стимулом ук развитию рабовладения. ЛЕГИЗМ (лат. lex (legis) — закон, кит. фа цзя — букв. школа закона, законники) — одна из шести основных школ др.-кит. философии. Основоположниками школы закона традиционно считаются крупные политические деятели: Гуань Чжун (кон. 8—7 вв. до н.э.), Цзы Чань (5 в. до н.э.) и Ли Куй (5 в. до н.э.). Главными теоретиками Л. были Шан Ян (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.). Взгляды первого изложены в книге «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), а второго — в письменном памятнике «Хань Фэй-цзы». Наибольший вклад в теорию Л. внес Шан Ян (Гунсунь Ян, 390-338 до н.э.). Основа доктрины Л. — учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни roc-ва и общества. Творцом законов может быть только правитель. «Если во всем руководствоваться законом, страна будет наслаждаться порядком», — писал Шан Ян. Его концепция закона включала в себя 1) систему наказаний и поощрений как основу воспитания народа в духе преданности правителю и 2) систему присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования). Систему строгих наказаний за нарушение приказов правителя независимо от тяжести преступления Шан Ян считал источником «силы и добродетели». Весомым дополнением этой политики он рассматривал также доносы и взаимную слежку, названные им «системой взаимной ответственности». Важным элементом социальной теории Шан Яна был тезис о необходимости «ослабления народа», превращении его в безропотное, послушное орудие воли правителя. «Когда народ глуп — им легко управлять». Это положение Шан Ян объяснял необходимостью заставить «народ» не «рассуждать» и думать об учении, а заниматься сельскохозяйственным трудом и «помышлять лишь о войне». «Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне», — утверждал он. В основе этого тезиса Шан Яна лежала его убежденность в том, что мораль, традиции и культура несовместимы с природой человека — его врожденным стремлением к выгоде. Учение Шан Яна, дополненное концепцией Хань Фэя об «искусстве управления», было включено впоследствии в своих основных чертах в политическую доктрину императорского Китая (начиная с эпохи Хань — 3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) и составило теоретический каркас политической культуры средневекового Китая. Интерес к учению легистов проявляли многие философы и политические деятели Китая вплоть до кон. 20 в.
На смену эпохам династии Ся и Шан пришла эпоха Чжоу. Это третья эпоха китайской древности, начавшаяся в 1027 г. до н.э. В 256 г. до н.э. на смену Чжоу пришла династия Цинь. Эпоха Чжоу длилась 770 лет. Границей Чжоу служит перенесение в 771 г. до н.э. столицы шанов на
восток, в г. Ло-и (нынешний Лоян). Первый период --- Ранняя (Западная Чжоу; Ⅺ в. --- 771 г. до н.э.) второй период --- Поздняя (Восточная Чжоу; 771 --- 256 гг. до н.э.) Восточная Чжоу делится на периоды Чуньцю и Чжаньго.
Западная Чжоу просуществовала с 1027 по 771 г. до н.э. и длилась 257 лет. После перенесения столицы в город Хао (в настоящее время северо-западный район г. Чаньань пров. Шаньси), первый западночжоуский монарх, сын Вэнь-вана (его звали Фа), вошедший в историю под именем У-вана, возглавил войска и в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана-правителя Чжоу Синя. Вскоре после победы над Шан У-ван умер, оставив правителем-регентом при малолетнем сыне Чэн-ване своего брата Чжоу-гуна. Именно Чжоу-гун успешно решил проблему закрепления власти чжоусцев. Он совершал походы с целью захвата новых территорий.
С бытованием в раннечжоуском Китае общинного землевладения и практикой земельных переделов связывают так называемую систему "колодезных полей" («цзинтянь»).
Период Чуньцю ("Весны и осени") продолжался с 770 по 476 г. до н. э. По мере развития экономики и роста количества населения страны развернулась борьба за гегемонию отдельных царств. Ситуация в стране изменилась. Произошли изменения и в экономике: появились железные сельскохозяйственные орудии. Была распространена пахота на быках. Быстро развивалась ирригация. Повысилась урожайность сельскохозяйственных культур. Период Чуньцю характеризуется раздробленностью страны, охваченной междоусобными войнами.
В период Чуньцю родился первый в истории Китая философ и педагог --- Кун-цзы, т.е. Конфуций (551--- 479 гг. до н.э.). Кун-цзы выдвинул собственное теоретическое построение относительно этики и общественно-политической жизни. Опираясь на чжоускую модель идеологических ценностей, на приоритет этических норм, он предложил в качестве основы успешного развития принцип постоянного самоусовершенствования.
Напомним о том, что, согласно традиции, с начала создания влиятельных княжеств Чжао, Хань и Вэй, которые разделили между собой в Ⅴ в. могущественное княжество Цзинь, и до объединения семи сильнейших княжеств в Китае длился период Чжаньго.
В период Чжаньго (Борющихся, или Воюющих царств) обстановка в стране сильно изменилась. В Китае существовали 7 главных княжеств: Цинь, Чу, Хань, Чжао, Вэй, и Ци. В этот период в этих княжествах проходили реформы и нововведения. Радикальные реформы проходили в княжестве Цинь; их проводил Шан Ян (ум. в. 338 г. до н.э.). Они способствовали резкому усилению государства и его войска.
С вступлением Китая в период Чуньцю и Чжаньго вслед за развитием производительных сил общества большие изменения происходили в экономике и культуре, что вызвало, в свою очередь, подъем философской и научной мысли. Этот период по праву считается "золотым веком" китайской культуры. Наблюдавшееся в этот период на идеологическом фронте «соперничество всех школ» началось приблизительно в конце периода Чуньцю, достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в конце этого периода. Если говорить обо «всех школах», т. е. о существовавших философских направлениях, то Бань Гу в разделе «Краткие сведения о философах» (Чжуцзы люэ, Хань-шу, гл.30) сводит их к десяти направлениям, среди которых главными были шесть, названных Сыма Танем «шестью школами»: школа «служилых людей» («жуцзя», в переводной литературе называемая школой конфуцианцев), школа моистов — «моцзя», школа даосистов — «даоцзя», школа «законников» (легистов) — «фацзя», школа «номиналистов» — «минцзя» (часто называемая также школой софистов) и школа «сторонников учения об инь и ян» (натурфилософы) — «иньянцзя». «Соперничество всех школ» на идеологическом фронте в период Чуньцю—Чжаньго и особенности происходившей философской борьбы показывают, что развитие древней китайской философии вступило в новый, важный исторический этап. Содержание и формы философской борьбы в этот период оказали глубокое влияние на всю философию периода после династий Цинь и Хань. Отсюда следует необходимость изучения философских идей периода Чуньцю—Чжаньго как основы для изучения истории китайской философии. С начала 230 г. до н.э. князь циньского княжества Ин Чжэн начал объединять всю страну. За 9 лет он, уничтожив 6 княжеств, объединил страну в империю в 221 г. до н. э. Так, в результате успешных войн, завершилась эпоха феодальной раздробленности, и вся Поднебесная оказалась в руках Ин Чжэна.
Империя Цинь (221 - 207). Предпосылки объединения. - развитие товарно-денежных отношений - налаживание постоянных хозяйственных связей между царствами - появление в IV – III вв. металлической монеты, стихийная унификация - консолидация этнической общности китайце: «Срединные царства», общелитературный древнекитайский язык - выгодность союза, для дальнейшего покорения соседей: «вертикальный союз» Чжао Чу и «горизонтальный союз» Цинь и Ци Процесс объединения. - 288 – договор о разделе сфер влияния между Цинь и Ци: после победы циньский правитель становится «Западным императором», а циский – «Восточным» - первое врямя успех сопутствует Чу – разгром Юэ, Лу и др. - 246 – на престол в Цинь взошел тринадцатилетний Ин Чжэн - 238 – он подавил заговор против своей власти, укрепил свое положение - 230 – Цинь наносит решительное поражение Хань - 228-221 – разгромлены Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь - 221 – процесс объединения страны завершился, Ин Чжэн принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»)
Построение централизованного деспотического государства. 1) Реформа государственного аппарата а) Административное деление - 36 крупных административных округов – во главе их начальники и окружные управления, командующие войсками - уезды - начальники - волости - общины – выборные старейшины б) Полновластный наследный правитель страны – император. в) У императора есть два советника, которым подчиняются центральные ведомства г) Ведомства: - военное ведомство – командующий всеми армиями империи - судебные ведомства - финансовые ведомства - личное специальное ведомство императора (Государственный архив, инспектирование округов) 1) Введение единого законодательства (система поручительства для простолюдинов). Наказания отличались особой жестокостью. 2) Унификация монеты, мер и весов для нужд налогообложения. Внешняя политика Цинь Шихуана. - конец V – начало IV в. до н.э. – консолидация племен сюнну на территории Внутренней Монголии. - 215 – 300-тысяч китайцев одерживают победу над сюнну - 214 – циньская армия закрепляется на северном берегу Хуанхэ. Восстановлена граница вдоль старой стены царства Чжао. Начало строительства Великой Стены. Создано 44 уезда вдоль стройки. - 214 – начало войны с племенем юэ (юго-восток, приморье). Поражение в начале кампании. Номинальное присоединение Наньюэ (Намвьет) и Аулак, создание новых округов. Колоссальное напряжение сил и ресурсов империи, истощение страны. Народная война в конце III в. до н.э. - Покушения на Цинь Шихуана: 227, 218, 216 гг. Как следствие подозрительность и жестокость (400 конфуцианцев закопано живьем). - Увеличение налога на крестьян: поземельный налог = 2/3 урожая! - Смерть Цинь Шихуана в 210 году ускорила назревающий кризис империи. - 1-й этап (209-208) - восстание бедноты. Уроженцы Чу захватили ряд городов и избрали царя. - 2-й этап (207) – во главе повстанцев встают представители старой знати, один из отрядов возглавил чиновник Лю Бан. Его отряд захватил ключевой пункт – Саньяну, затем разгромил остатки правительственных войск и овладел столицей. - Территория поделена. Два вана: «ван Хань» Лю Бан и «ван Чу» Сян Юй. Противостояние Чу и Хань. Вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Несмотря на преимущество в средствах Сян Юя, Лю Бан, получив поддержку у местной общинной администрации, введя в армии строжайшую дисциплину в 202 году до н.э. одерживает решающую победу. Лю Бан стал основателем новой династии Хань, принял титул императора Гао-цзу. Возникла империя Хань. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |