|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объединение Индии при династии Маурьев. Правление Ашоки. Распространение буддизма1. Хронология: VI-нач. II 2. Политистория. Заканчивается ведийская прелюдия, начинается резкий рост (эконом, культ и пр. см. ниже). На первый план выходит СВ Индии, СЗ под Персами. Наиболее мощные государства того периода – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти (все на СВ по Гангу и Ямуне). Между ними борьба за гегемонию и к IV в. главной становится Магадха (дин. Нандов). Македонцы до неё не доходят и поворачивают, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны. Нанды прославились в преданиях жестокостью и жадностью, достоверной информации о них нет. В борьбе с ними выдвигается Чандрагупта, выгнавший македонцев и низвергнувший Нандов. Основывает династию Маурьев (317-180 до). Расцвет её при Ашоке (внук Ч, сер III). Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью. Всё очень рыхло. Главные памятники от Ашоки – «эдикты» по всей стране: этические заповеди с сильным буддийским душком. Основная идея: царь – хороший («знаете что, скрипка…») и то, что он говорит тоже хорошо и этому надо следовать, если ты его любишь. Веротерпимость, однако не без попыток вмешаться. Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке, где на тот момент было в основном североиндийское население). Держава шаткая и не единая => может быть очень сильной при первых правителях, но долго не продержится. Так и случилось. К 180 г. распадается, но: роль Индии очень возросла, появилась традиция единства, некая культурная общность и меньший экономический разрыв между областями. Управление: складывается серьёзный административный аппарат (в малых областях, в рамках больших гос-в видели, что происходит). При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники. Опора также на армию (в основе – профессиональная. Большая роль у тяжёлых колесниц, конницы, слонницы). 3. Эк.: После ведийского периода – резкий взлёт, т. к. железо (археологич. не доказано, но иначе быть не может). Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Интенсификация с/х (новые методы рисоводства). «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля. 4. Соц.: Верхушка – местная аристократия. В городах: цехи и купечгильдии (главы их участвуют в самоуправлении), объединённые отдалённым родством (браки только внутри одной соцгруппы). В сёлах: общины, большая значимость рода (родство + общий культ предка). Община постепенно разлагается, появляется кабальное рабство (патриархальное). Касты. 5. Культура: Резкий взлёт. Создаётся общеиндийский контекст. Буддизм (про него). Львы с капители Ашоки - нацсимвол 48. Держава Гуптов. Социальные отношения Ѕ I тыс. н. э. 1. Хронология: держава Гуптов – сер. IV- кон. V. Всех снова объединяет Магадха 2. Политистория: Древняя Индия как страна стремится к раздробленности. Крупные державы не держатся долго. Ещё одни пример. Между Маурьями и Гуптами – период зависимости СЗ Индии (греко-бактры, саки, кушаны) и раздробленности. Собственно основатель магадхской династии Гуптов – Самудрагупта (сер. IV). После ряда военных походов он объединил основные территории С Индии. Дошёл до Декана, повоевал там, но, видимо, не присоединил. Расцвет – Чандрагупта II (380-415) [ ЧI – основатель Маурьев ]. Однако после его смерти всё начало гнить и вонять. Общий упадок довершило нашествие гуптов-эфталитов. Если спросит: главная держава Ю Индии – Калинга (I в. до); Центра (Декан) – династия Сатаваханов (расцвет – II в. н. э.). 3. Экономика: расцвет. Хорошее железо. Оживлённая торговля (т. к. найдено много монет) => Специализация областей. Более тесные связи с остальным миром (активная торговля с римом). НО: сильно развита внешняя торговля и торговля между областями. Торговля внутренняя слаба. Ремесло не работает на рынок. 4. Соц.: По трактату о политике «Артхашастра». Сильна территориальная община, однако никакого единства в ней нет: землевладельцы, безземельные, обслуга (всякие прачки и пр.). Та же ситуация в городе. На этой основе формируются локальные «касты», каждая из которых отождествляет себя с одной из 4 больших старых. Землевладельцы – брахманы или кшатрии. Купечество – вайшьи. Большинство – шудры. Дальше – неприкасаемые. Касты эндогамны. Внутри них тоже иерархия. Верхушка – госэлита, крупные землевладельцы (местная аристократия), жречество. Основа: мелкие земледельцы и ремесленники. Земледельцы платят налог –1/6 урожая. Похоже, есть откупная система. Ремесленники в городах в корпорациях. Среди них серьёзная иерархия. Низшие слои – наёмники и рабы. Рабов много, на них чёрная работа. Основной источник – естественный прирост + войны. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |