|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мифология и религия Древнего ЕгиптаСамобытна, так как цивилизация изолирована. Зато потом – обширные заимствования греками и многими другими (период эллинизма). Впрочем, Ладынин полагает, что не так уж эта цивилизация была и изолирована – просто, по его мнению, не было надобности в таких заимствованиях. Влияние природных условий на формирование религии и мифологии: плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. Столкновение человека и подавляющей его среды => ощущение ничтожности человека перед окружающей средой (ср. с политической системой). Концепция культа. Боги создали людей, чтобы те им служили. Вообще-то боги не самые приятные существа. Если люди не служат им ревностно, боги начинают наказывать людей. У богов есть штат жрецов, жертвы, храмы, гимны. Культ фараона как организатора системы ирригации, без которой всем не жить. Фараон – земное воплощение божества (от брака бога и земной женщины). При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом. У фараона, как и у любого бога, был свой культ, храмы, жрецы, жертвоприношения. Сфинкс – фараоново скульптурное воплощение. Боги бывают разные: как местные, так и общеегипетские. Токарев и Кузищин полагают, что местные боги – продукт эволюции тотемизма (отсюда - зооантропоморфизм). Им возражают (Ланге Г.О.), что культы эти были местные, а не родовые, поэтому о тотемизме и речи нет. У богов – свои культовые центры => как только правитель такого центра становится фараоном, так сразу соотв. бог становится особо почитаемым (ср. Фивы и Амон). Боги могут олицетворять как конкретные понятия (напр. Хапи – Нил), так и абстрактные (напр. Маат – справедливость). Хоть и конервативность, заимствования от ближайших соседей все ж были (в эпоху Среднего царства): Астарта - семитская богиня. Организация пантеона. Огромное многообразие богов => потребность их как-то систематизировать. Лучше всего это удалось гелиопольским жрецам. Они выделили большую девятку, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон Мут и Хонсу – фиванская триада. Но до конца упорядочить не удалось. Космогония. По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него – бог Атум (позднее – Ра; первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них - Геб и Нут, которые, в свою очередь, - Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада. А ваще-то всех создал Птах. Главные боги: Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис; бог-творец), Амон (Фивы; сперва – малозначительный региональный божок, потом – даже круче, чем Ра), Осирис (аграрный цикл, отец загробного мира), Исида (евонная телка и мама, покровительница любви и материнства), Хор (их сын, сивмол неба и света, покровитель фараона, в образе человекосокола, ока Хора, солнечного диска с соколиными крыльями), Тот (бог счета, в образе павиана), Сохмет (могущественная сила, богиня войны, чумы и др., в образе львицы), Хапи (Нил). Религиозная реформа Эхнатона. Вместе с централизацией власти - и слияние функций разных богов в одном. Вот при Эхнатоне культ Атона стал преобладающим. Изображался в виде солнечного диска, от которого – дарующие руки-лучи. Важно, что Атон не имел родственников и никакого конкретного воплощения (претензия на монотеизм). Этот культ продержался только до смерти Эхнатона, после чего его имя начали стирать со всех заборов. Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень репрезентативный инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах). Этика проникает в религию лишь чуть-чуть (в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного => некая зависимость между тем, что чел. творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном же блаженство на том свете зависит не от земной жизни, а от качества погребального обряда. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |