|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура и менталитет народов древней МесопотамииШумер-Вавилония-Ассирия. После распада – обширное наследие грекам, персам, арамеям и др. Письменность. Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись (слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и плифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания. Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски). Школа. Совершенно светская. Граммтаика, математика, астрономия, язык. Литература. Эпос о Гильгамеше. Очевидные коннотации с индийским эпосом, библейской историей о потопе, подвигами Геракла. Плач о гибели жителей Ура (21 в.). Да прославлю я владыку мудрости – конец 2 тыс.; философское произв.; сюжет: балгочестивого мужа все время настигают несчастья; вопрос: за что?; ответ: воля богов непостижима и нечего задавать такие вопросы (ср. с билейской книгой Иова!). Поэма Вавилонская теодицея. Раб, повинуйся мне. Ассирийские анналы. Повесть об Ахикаре. Наука. В связи с ирригацией и равнинностью междуречья – необходимость обмеров и расчетов на больших площадях => развитие математики и геометрии. С вершины зиккуратов наблюдали за звездным небом. Накопление эмпирического знания по астрономии. Вавилонская астрономия 5 в. ни фига не уступает европейской эпохи раннего Возрождения. При этом – связь с астрологией и мифологией. Медицина. Хорошо развито траволечение и заговоры, однако с анатомией были знакомы плохо и внутренние болезни лечить не умели. Хорошо лечили вывихи и переломы. География. Неплохо, уже в 3 тыс. знали путь в Индию. Но иногда встречаются вавилоноцентрические представления (круглая земля, омываемая Персидским заливом, а в центре Вавилон). Карты – в библиотеке Ашшурбанапала. Искусство. Расписная керамика с геометрическим орнаментом (4 тыс.). Резьба по камню (нач. 3 тыс.), развитие глиптики (мифологические, бытовые, охотничьи сцены). Появление в 24-22 вв. идеализированных скульптурных портретов Саргона говорит о персонификации власти в лице единого правителя (централизация власти). Та же тенденция при 3 династии Ура (22-21 вв.). Единообразные цари в позе величавого спокойствия. Расцвет искусства – при Ассирийской державе (8-7 вв.). Динамичные жанровые сцены на рельефах дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Впервые – стекло (18 в.). Железный век – 11 в. (поздно). Архитектура. Семиэтажные зиккураты – обсерватории. Все постройки из сырца, но храмовые и дворцовые – на специальной платформе (дворец царей Мари – нач. 2 тыс.). Особенный расцвет – после перелома 1 тыс. При Синаххерибе – отстройка Ниневии, столицы Ассирии. Также велик Вавилон (при Навуходоносоре II). Комнаты дома обычно располагаются вокруг центрального дворика (ср. римский атриум), неск. этажей (обычно – 2), полы вымощены обожженным кирпичом, сверху – природный асфальт (он же – «раданака» по Геродоту). Внутри – побелка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |