|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Локк: О человеческом разумеВ своем основном труде Локк развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмаиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализма Декарта.Исходный пункт учения Локка о познании - отрицание внечувств знания вообще и теории врожденных идей в частности, включ идею Бога. Начало этой теории - Платон, который истолковал процесс познания как «воспоминание» этих идей. Согласно Локку, все знание приобретается нами из опыта. Он указывает, что мышление невозможно до того, как разум сможет располагать чувств идеями и указывает на неубедительность понятия о потенциальном знании, якобы заложенном в разуме до нач мышл-я. Если бы врожденные идеи существовали, то люди знали бы их раньше других истин, так что дети и представители слаборазвитых народов осознавали бы их особенно ясно. Локк также критикует теорию, что общие идеи составляют начальный этап познания. Он отрицает изначальную очевидность логических законов и математических аксиом; не будучи бесспорными истинами, они не могут быть и самыми первыми посылками в процессе развития, а следовательно, сами аксиомы должны быть подтверждены опытом. Единственный источник знаний – опыт. Сознание человека – «tabula rasa», среда, способная к восприятиям. Опыт состоит из идей. Идеи – отражения чувств воспринимаемого кач-ва предмета, воспринятые душой чувств впечатления, которые имеют своим источником внеш мир, а также копии их, задержавш в памяти и всплывающие в сознании. Эти составляющие – так наз. «простые идеи», которые входят в состав либо внешнего, либо обращенного внутрь опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний который Локк называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Таким образом, среди простых идей есть идеи чувственного опыта и идеи рефлексии. Идеи рефлексии – это в значительной части идеи операций ума над идеями внешнего опыта, но с другой стороны рефлексия порождает такие фундаментальные идеи, как идеи существования, времени, числа и т. д. Простые идеи внешнего опыта делятся на у группы, различные по содержанию – идеи первичных и идеи вторичных каеств. 1-я группа – идеи, совершенно точно отображающие качества объектов (идеи протяженности, положения, фигуры, покоя, движения и др.). 2-я группа – идеи, которые не подобны свойствам самих вещей (идеи зеленого, кислого, теплого, звенящего и др.). Эти вторичные качества у вещей имеются лишь при определенных условиях: в темноте вещи не имеют воспринимаемой окраски, цвет зависит от угла падения света, от состояния атмосферы и т. д. Только идеи первичных качеств. с т. зр. Локка, дают нам истанное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их сгруппировать надлежащим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Таким образом, Локк вводит различие между реальной сущностью (реальная сущность – реальное внутреннее строение вещи, основание всех тех свойств, которые чувственно воспринимаются человеком) и так наз. номинальной сущностью предметов. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностю. Реальная сущность вещей с т. зр. Локка остается, все-таки, до конца непознанной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Локка нельзя считать агностиком. По Локку, наша задача – знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Приобретенные из опыта идеи – еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством этого простые идеи объединяются и комбинируются, и т.о. преобразуются в сложные. Процесс познания, и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Есть 3 способа получения производных идей: - суммироваание: красота = фигура + наслаждение - сопоставление, сравнение идей для получения идей отношений (идеи (не)равенства, причины, различия) - разложение – отвлечение от совокупности идей одной идеи (признака объекта), которая является общей для всех совокупностей, в рез-те чего образуются общие понятия. Локк обратил также внимание на активность субъектв в процессе познания. По Локку, познание делится по степени очевидности на интуитивное (высшее) – непосредственное восприятие разумом соответствия идей. Интуиция – это сам разум. 2. демонстративное – познание через умозаключение, менее совершенно, т. к. приводит к истине опосредованно и через бо̀льшее напряжение мысли 3. сенситивное – наименее достоверное (что вносит рационалистический элемент в концепцию Локка.) Лев Гумилев Этногенез и биосфера Земли (Концепция пассионарности) «Этногенезы на всех фазах (во все времена) – удел естествознания, но изучение их возможно только путем познания истории, содержащей материал, подлежащий обработке методами естественных наук». Этнос – это явление, лежащее на границе биосферы и социосферы. Единая причина происхождения всех этносов – это наличие у некоторых индивидов необратимого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения (общественного или природного), причем достижение цели, часто иллюзорной или губительной, представляется субъекту ценнее собственной жизни – это явление называется пассионарность (фактор икс, уклонение от видовой нормы). Пассионарность может проявляться в различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию. Образы пассионариев:Наполеон – неуемная жажда деятельности; Александр Македонский – честолюбие, гордость; Люций Корнелий Сулла – тщеславен, завистлив (как и другие пассионарии: Помпей, Лукулл, Красс); Ян Гус (Чехия). Пассионарность - атрибут подсознания, признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности - это популяционный признак (пассионариев должно быть много) - это стихийное явление, но может быть организовано этнической доминантой (это религиозное, идеологическое, военное, бытовое и др. явление, которое определяет переход этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие) Не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения. Этногенез - внезапное возникновение групп пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за его пределы, потеря уровня сложности и либо распыление особей, либо превращение их в реликт. Феномен этноса можно показать так: Энергия долга à преодоление инерции покоя à движение à затухание à Растрата энергии полученного импульса à Инерционность àУ человека - растрата пассионарного импульса Биохимический аспект пассионарности: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряженияНадо исследовать не отдельные моменты жизни этноса, а весь процесс целиком. Тогда понятно, прибавляется или убывает пассионарность. Пассионарность заразительна (фактор этнической близости). Этногенез – это утрата пассионарности (обычно гибель пассионариев). Субпассионарии – «отрицательная» пассионарность (бродяги, наемники) – они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |