|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РИКЕР: КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙРИКЁР, ПОЛЬ (р. 1913), франц философ, разрабатывающий герменевтический вариант феноменологии. акцентирует внимание на взаимосвязи языка и мышления в их отношении к бытию). Герменевтика как общая методология наук о духе (Рикер). Конфликт интерпретаций стремится дать адекватную концептуализацию философского статуса понимания. Онтологическая герменевтика движется к построению теории понимания (подход: понимание обеспеч-ся не просто интерпретацией внешних объективированных проявлений жизни, культуры, а происходит именно благодаря бытию человека в мире). Попытка создания подобной теории сделана Рикером. Ему удается показать: “существование становится самим собой — человеческим зрелым существованием, лишь присваивая себе тот смысл, который заключается сначала “вовне”, в произведениях, установлениях, памятниках культуры, где объективируется дух”. Таким образом, познание в такой форме как герменевтика, открывает за интерпретациями и внутри них человеческое существование, с интерпретациями которого она и имеет дело. Гносеологическую сторону герменевтики (учение о понимании, иск-во толкования текстов, экзегетика.) Рикер рассматривает в 3 аспектах: семантическом, рефлексивном и экзистенциальном а) семантика – изучение смысла, скрытого за очевидным, т. к. текст имеет несколько смыслов, наслоенных др на др. Семантич структура всякой герменевтики (от психоанализа до экзегезы (понимания текста с т.зр. его цели), общий эл-т, присутствующий повсюду – это определенная конструкция смысла, кот. можно назвать дву/многосмысленной; ее роль в том, чтобы показывать, скрывая. След-но – анализ языка сводится к семантике показанно-скрытого, семантике многозначных выражений. Эти выражения он наз. символикой. Символ – всякая структура значения, которая имеет два смысла: один - прямой, первичный, буквальный, означающий одновременно и другой - косвенный, вторичный, иносказательный, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений – герменевт. поле. Интерпретация - "это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении". Таким образом, в целях понимания необходимо пользоваться разными знаковыми системами. б) рефлексия – следующий шаг к существованию, т. к. только через самопонимание мы имеем шанс познать сущее. Связывание языка с самопониманием удовлетворяет глубинное требование герменевтики: всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние м/у минувшей культурной эпохой, кот принадлежит текст и самим интерпретатором. Преодолевая это расстояние, становять современником текста, интерпретатор может присвоить себе смысл; из чужого сделать его своим собственным; расширения взаимопонимания он хочет достичь через понимание другого. (как и всякая герменевтика) в) экзистенциальный план – подразумевает распознание за различными образами интерпретации разнце способы бытия. Задача герменевта – показать, чтосуществование достикоет слова, смысла, рефлексии лишь путем непрерывной интерпретации всех значений, кот рождаются в мире культуры; существование становится самим собой — человеческим зрелым существованием, лишь присваивая себе тот смысл, который заключается сначала “вовне”, в произведениях, установлениях, памятниках культуры, где объективируется духОбъяснение названия (?): образ создает семантическую ауру, вызывающую "конфликт интерпретаций". Определяя современное состояние феноменологии и формулируя ее задачу, Рикер: "отныне позицию субъекта, к которой взывала вся традиция cogito, следует перенести в сферу языка, а не искать ее рядом с языком.Ее надо заставить проявиться в дискурсе, то есть в акте, с помощью которого возможная система языка становится актуальным событием языка". Согласно этой идее, феномен Я не есть феномен чистого самосознания, сущ-е которого отлучено от яз формы выражения, а есть феномен, опосредованный всем универсумом знаков. Бытие сознающего ego погружено в символическое пространство языка и, следовательно, понимание мира знаков является средством для самопонимания. С этой точки зрения, присвоение позиции субъекта коротким путем интроспекции и самоинтуиции отныне невозможно, а значит, остается только длинный путь - путь герменевтической интерпретации. Данный подход к проблеме интересен тем, что связывает существование феномена Я с условиями его артикуляции в языке, нацеливает на исследование влияний знаковой "среды" на существование Я как феномена сознания. Это ставит вопрос о роли языка, языковых форм выражения в конституировании ego говорящего, вопроса о том, какую роль в создании позиции субъекта может иметь ее артикуляция в дискурсе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |