|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АРИСТОТЕЛЬ МЕТАФИЗИКАГлавная мысль – критика учения Платона об идеях. Платон утверждает, что понятия (идеи) – не только наши мысли о бытии, но и сами есть бытие, и притом бытие истинно сущее. Понятия – не только образы, а «бытийные сущности. И они независимы от чувственно колеблющегося существования вещей. Они существуют сами по себе, самобытно и безусловно. Аристотель согласен, что понятие – средство познания существенны, коренных, неизменных свойств бытия, но критикует учение Платона об «идеях» как самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей. Он находит 4 возражения: 1. (основное) предположение Платона об идеях как самостоятельном бытии, отдельном от существования чувственных вещей бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия. Эта учение не дает знанию о вещах ничего нового, т. к. у Платона идеи – простые копии, двойники чувственных вещей: вводя «идеи», Платон только удваивает мир уже существующих вещей, но не раскрывает для знания никаких новых свойств в самой их природе, в содержании идей нет ничего, чем они отличались бы от соответствующих им чувственных вещей. По Платону, общее имеется в идеях, но т. к. оно имеется и в отдельных вещах, то в идеях не может быть никакого содержания, которого нет в вещах. Например, «идея» человека (человек сам по себе, в своей сути) ровно ничем не отличается от совокупности общих признаков, принадлежащих каждому отдельному чувственному человеку. 2. постулируемый Платоном мир «идей» бесполезен не только для познания, но и для чувственного существования вещей. Чтобы иметь значение для такого существования, царство «идей» должно принадлежать к области чувственных вещей. Но у Платона область «идей» начисто обособлена от мира чувственных вещей. Поэтому не может быть и какого-либо основания для какого-либо отношения между ними. 3. возражение основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях идей: это а) логические отношения между самими идеями и б) отношения между идеями и чувственными вещами. a. логическое отношение между идеями есть отношение общих идей к частным идеям. При этом, по мнению Платона, общее – сущность частного → одна и та же идея может быть одновременно и субстанцией, т. к. будучи более общей по отношению к подчиненной ей частной идее, она имеется налицо или отображается в этой частной идее как ее сущность; и несубстанцией - по отношению к более общей идее, которая и есть ее субстанция b. противор в отнош м/у областью чув вещей и областью идей. Платон признает, что вещи чувственного мира заключают в себе нечто общее для них, но общее не может быть простой составной частью отдельных вещей, следовательно, общее образует отдельных мир, а следовательно, существует вещь и ее идея. Но мир вещей есть отображение мира идей, поэтому между каждой отдельной вещью и ее идеей должно существовать нечто общее для них обеих. И если но отношению к миру чувственных вещей необходимо допустить отдельных мир идей, то по отношению к тому общему, что есть между миром вещей и миром идей должен быть допущен отдельных новый мир идей (2-й мир идей). Но между 2-м миром идей с одной стороны, и 1-м миром идей и миром вещей с другой стороны, в свою очередь тоже существует общее; следовательно, - 3й мир идей, и т. д. (Известно как идея третьего человека: кроме человека и идеи человека, по Платону надо допустить существование еще одной, возвышающейся над ними идей человека,) 4. Эта теория не дает (и не может) объяснения важному свойству вещей чувственного мира – их движению, становлению, возникновению и гибели. Т. к. идеи образуют совершенно отдельный замкнутый мир сущностей, то Платон неспособен указать причину непрерывно происходящего в чувственном мире изменения и движения. Аристотель указывает, что причина трудностей Платона в абсолютном обособлении общего от единичного и в противопоставлении их друг другу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |