|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел VIII. Клонирование
Клонирование — это искусственное создание организмов-клонов, то есть, генетически идентичных оригинальному (донорскому) организму. Первые успешные опыты по клонированию животных были проведены в середине 1970-х годов английским эмбриологом Дж. Гордоном (J. Gordon) в экспериментах на амфибиях, когда замена ядра яйцеклетки на ядро из соматической клетки взрослой лягушки привела к появлению головастика. Однако клонирование млекопитающих оставалось проблемой, пока в 1997 группа Яна Вильмута не смогла создать овцу по имени Долли — первое животное, полученное из ядра взрослой соматической клетки. Использование технологии клонирования предоставляет уникальную возможность получать фенотипически и генетически идентичных животных, которые могут быть использованы для решения различных теоретических и практических задач, стоящих перед биомедициной и сельским хозяйством. Благодаря технологии клонирования появилась возможность ускоренной генетической селекции и тиражирования животных с рекордными производственными показателями. В сочетании с трансгенозом клонирование животных открывает дополнительные возможности для производства ценных биологически активных белков, используемых для лечения различных заболеваний человека. Клонирование животных позволит проводить испытания медицинских препаратов на идентичных животных. В медицине представляется перспективной клеточная терапия на базе использования клонированных клеток. Такие клетки должны компенсировать недостаток и дефект собственных клеток организма и, главное, они не будут отторгаться при трансплантации. Технология клонирования животных, по-видимому, поможет осуществлять и широкомасштабную ксенотрансплантацию органов, то есть замену отдельных органов человека на соответствующие органы клонированных животных. Терапевтическое клонирование. Цель терапевтического клонирования — получение стволовых клеток, генетически совместимых с донорским организмом. Например, из ДНК больного болезнью Паркинсона можно получить эмбриональные стволовые клетки, которые можно использовать для его лечения, при этом они не будут отторгаться имунной системой больного. Потенциал для применения терапевтического клонирования в области медицины просто огромен. Клонирование человека. В вопросе клонирования человека в настоящее время существуют технические и некоторые этические проблемы. В большом числе стран использование данной технологии применительно к человеку пока запрещено. Это, однако, не исключает возможность её использования в будущем, после детального изучения молекулярных механизмов взаимодействия цитоплазмы ооцита-реципиента и ядра соматической клетки-донора, а также совершенствования самой техники клонирования животных. В частности, в Англии уже разрешено проведение экспериментов по клонированию с использованием эмбриональных клеток человека. Подробнее о терапевтическом клонировании. В терапевтическом клонировании используется процесс, известный как пересадка ядер соматических клеток (замена ядра клетки, исследовательское клонирование и клонирование эмбриона), состоящий в изъятии яйцеклетки (ооцита), из которой было удалено ядро, и замена этого ядра ДНК другого организма. После многих митотических делений культуры (митозов культуры), данная клетка образует бластоцисту (раннюю стадию эмбриона состоящую из приблизительно 100 клеток) с ДНК почти идентичным первичному организму. Данный метод часто вызывает споры в ученой среде: под вопрос ставится термин, описывающий созданную бластоцисту. Некоторые считают, что неверно называть это бластоцистой или эмбрионом, так как оно не было создано оплодотворением; но другие утверждают, что при соответствующих условиях из него может развиться плод, и, в конечном счете, ребенок – поэтому уместнее называеть результат эмбрионом. Цель данной процедуры – получение стволовых клеток, генетически совместимых с донорским организмом. Например, из ДНК больного болезнью Паркинсона можно получить эмбриональные стволовые клетки, которые можно использовать для его лечения, при этом они не будут отторгаться имунной системой больного. В настоящее время такая терапия нигде в России не осуществляется, и развитие технологии клонирования было приостановлено до того момента, когда в правительстве, наконец, решат разрешить исследования в этой области. В Великобритании терапевтическое клонирование разрешено в научно-исследовательских целях и включено в Human Fertilization and Embryology Act (Акт об Оплодотворении и клонировании человека) в 2001 году. Во многих других странах, терапевтическое клонирование запрещено, хотя законы постоянно обсуждаются и изменяются. 8 декабря 2003 страны ООН проголосовали против запрета на репродуктивное и терапевтическое клонирование, предложенного Коста-Рикой. Потенциал для применения терапевтического клонирования в области медицины просто огромен. Некоторые противники терапевтического клонирования выступают против того факта, что данная процедура использует человеческие эмбрионы, при этом разрушая их. Другим же кажется, что подобный подход инструментализирует человеческую жизнь или что тяжело будет разрешить терапевтическое клонирование, не разрешая при этом репродуктивного клонирования.
Раздел IX. Заключение Все рассмотренные в реферате вопросы и проблемы биоэтики, безусловно, важны и, что самое важное, актуальны для современности. Однако существует множество «белых пятен» как в самой науке биоэтике, так и в проблемах, которые она рассматривает. Эти «белые пятна» могут быть заполнены лишь спустя много лет, когда общество, человечество наберет достаточно материала, опыта, мыслей и идей ученых и философов, чтобы точно определить роль того или иного открытия в медицине и правила его применения. С появлением чего-то нового в мире, человечество подобно ребенку исследует, изучает новый предмет, пытается овладеть им. А этот путь нелегкий и не быстрый. Поэтому не следует ждать быстрого и верного решения всех моральных, юридических и технологических проблем, связанных с новыми технологиями, особенно в такой неоднозначной сфере как технологии биомедицинские. Следует также отметить, что биоэтика рассматривает и «застарелые» проблемы, имеющие место быть и в давнем прошлом. Очевидно, что при их решении следует учитывать сегодняшнее положение общества в области морали и закона. Именно тут кроется первый «подводный камень»: общество не всегда само осознает сиюминутную ситуацию и часто само теряется между эпохами, применяя морально-правовые нормы прошлого к реалиям сегодняшней жизни. Вторым «подводным камнем» новых технологий и явлений жизни вцелом стала частое непонимание широкой общественностью сути этих самых новых для нее технологий: не понимая как устроен тот или иной новый прибор, как он работает, в чем суть новой медицинской операции, нового метода, какова история того или иного явления и т.д. – не понимая многих подобных важных деталей, общество часто делает неверные выводы, ложно трактует то или иное достижение в науке или технике. Чтобы преодолеть такую обществу требуется больше знать, качественнее овладевать новыми знаниями; проще сказать – ему всегда нужно учится, ему нужно всегда помнить, что в любой момент времени хотя бы на чуть-чуть, но все же оно «безграмотно», оно чего-то не знает, не понимает. Осознать это очень трудно, поэтому и принимать и понимать инновации очень сложно. Хочется наедятся, что человечество найдет верный путь к благоприятному для себя и природы освоению нововведений науки и техники. Вопросы эвтаназии связаны не только с морально-этическими основами врачебной деятельности, но и с возможной преступной деятельностью людей, которые могут применить эвтаназию в своих преступных целях. Если моральный аспект вполне разрешим (применение эвтаназии по согласию больного и его родственников возможно принять как норму), то риск превращения эвтаназии в инструмент преступления ставит применение этой медицинской операции заставляет задуматься многих людей, ответственных при решении этого вопроса. Необходимо разработать надежную защиту эвтаназии как медицинской операции от потенциальных преступников и уже потом узаконивать ее и применять на практике. Трансплантология, безусловно, стала надеждой многих людей на продление жизни. Однако и в эту сферу медицины «прокрался» злополучный вопрос незаконных, преступных деяний человека с применением последних разработок биомедицины, направленных, напротив, на благо человека. Конечно, не следует этот факт воспринимать как причину сворачивания развития этой важной сферы научно-медицинской деятельности; это неисчезающий повод для законодательной и исполнительной власти любого государства к постоянной работе над защитой биомедицинских технологий от преступности. Аборт – это особый биоэтический вопрос, т.к. его объект в каждом из случаев – конкретная женщина, а не, например, человечество вцелом. Именно поэтому аборт следует считать личным делом и личной ответственностью каждой совершеннолетней конкретной пациентки. Любые же ограничения, связанные с применением абортов, как правило, основаны на религиозных традициях той или иной страны, и нельзя не учитывать зависимость пациентки, решившей применить аборт, от религиозных и общественно-культурных традиций, отраженных в законодательстве, в ее стране, в ее обществе, полноправным участником которого она является. Именно эту проблему снова и снова предстоит решать любой из обратившихся врачу-гинекологу подобными услугами. Суррогатное материнство также как и аборт трудно отнести к биоэтическим вопросам общечеловеческого характера, т.к. в этом процессе принимают участие несколько отдельных личностей, преследующих определенные цели. Именно это и делает решение подобной биэтической проблемы и трудным, и вполне реальным одновременно: затруднительно создать универсальную законодательную основу для суррогатного материнства, т.к. практически невозможно учесть в ней многие возникающие личностные и прочие интересы сторон процесса суррогатного материнства; однако при этом в каждой ситуации участники этого процесса могут в частном порядке договориться об удовлетворении своих интересов. Транссексуальные операции, подобно аборту, – биоэтическая область проблем, решения в которой может принимать только сам человек, являющийся, объектом подобных операций. Не смотря на то, что результативность и качество операций по смене пола нестабильны, самая трудная часть таких операций – психосоциальная подготовка пациента –имеет достаточно развитую технологическую схему, что позволяет пациенту не совершить непоправимую «ошибку». Однако при том, что пациент достаточно подготавливается к операции, к жизни в новом качестве, существует проблема «принятия» человека, сменившего пол, уже самим обществом. Решить эту проблему, возможно, поможет правильное воспитание отношения, понимания, толерантности каждого члена общества к пациентам транссексуальных хирургов. Проблема транссексуальной хирургии схожа с проблемой гомосексуальных браков: и в первом, и во втором случае основной проблемой становится неправильное отношение к объектам данных биоэтических областей проблем. Однако гомосексуальный брак имеет и свою особенную проблемную составляющую – это проблема воспитания ребенка в подобной семье. Категорически запрещать, препятствовать воспитанию детей в однополых семьях – значит, лишать право подобных семей быть семьями полноценными. Кроме того, такие семьи могут брать на воспитание детей из дестких домов на воспитание, что может стать неплохой альтернативой воспитания детей в подобных учреждениях. Очевидно, что для перед переходом ребенка в однополую приемную семью необходимо тщательно исследовать саму приемную семью, главным образом, на предмет осознания ими огромнейшей ответственности по воспитанию в ребенке адекватных обществу, в котором будет жить ребенок, общественных, семейных и личностных ценностей, на предмет ответственности за его писхо-сексуальное развитие. Безусловно, таких однополых семей, взявших к себе ребенка, не может быть много, т.к. однополых браков самих по себе меньшинство, и лишь очень небольшой процент таких пар готов и способен к воспитанию детей. Последнее обстоятельство позволяет усмирить многие, часто панические, настроения в обществе при обсуждении данной темы. Одним из центральных характеристик проблем биоэтики является новизна, неизведанность объектов исследования биоэтики. Именно нечто новое вызывает большинство вопросов, т.к. оно меньше всего исследовано, что, в свою очередь, часто порождает заблуждение у простого обывателя. Яркий пример такого «непознанного» стало клонирование. Технология, биологический смысл, цели и назначение клонирования редко осознаются простыми людьми, неспециалистами в этой отрасли; это порождает множество самых фантастических домыслов. Известные на сегодняшний день научные определения клонирования, его цели не вызывают сомнения в необходимости его существования и развития. Однако все истинный смысл, суть этого метода биотехнологии трудно понимаем, что не дает возможность в полной мере осознать и оценить морально-этические стороны клонирования. Трудно это сделать не только простым обывателям, но даже ученым.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |